Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 00:59, доклад
Доклад подготовлен на основе данных государственной статистики, материалов территориальных исполнительных органов государственной власти РФ в Пермской области и Коми-Пермяцком автономном округе, исполнительных органов государственной власти в Пермской области и Коми-Пермяцком округе.
О положении детей в Пермском крае. Ежегодный доклад 2005 год. /Автор-составитель: Черемных Т.В. Под общей редакцией: Блуся П.И., Кужельной М.Ю., Минеевой С.А. – Пермь, 2006, 232С.
В 2005 г. продолжена реализация
программы «Музей и дети». В
музеях области и художественной галерее
установлен один день в месяц (3-я среда месяца) для бесплатного посещения
детьми и подростками в возрасте до 18 лет.
В последние годы наблюдается переориентация
деятельности музеев с сугубо просветительской
деятельности на образовательную. Выстраивается
система взаимодействия в этом направлении
«Музей-детский сад-школа-ВУЗ». Успешно
реализуется программа «Здравствуй музей»,
которая оказала влияние на организацию
образовательного процесса в дошкольных
и учебных учреждениях. Посещаемость
музейных учреждений детьми и подростками
имеет тенденцию к росту, особенно в муниципальных
музеях. При музеях области и их филиалах
создаются детские клубы краеведческой,
экологической направленности (экологический
центр «Филин» в Карагае, «Юный геолог»
в Горнозаводске, «Диафильмленд» в Нытве
и др.), организуются выставки, экскурсии,
трудовые экологические десанты, походы
по родному краю.
В организации досуговой деятельности детей Коми-Пермяцкого автономного округа сохраняются свои особенности и тенденции.
В округе работает 173 учреждения культурно-досугового типа, 118 библиотек, 9 УДО, 4 музея, государственные учреждения культуры: «Коми-Пермяцкий окружной драматический театр им. М.Горького» и «Коми-Пермяцкий окружной центр национальной культуры». В 282 детских клубных формированиях занимается 3092 чел. В последнее время больше внимания уделялось возрождению местных промыслов и ремесел на основе традиций коми-пермяков. В учреждениях культуры детей обучают резьбе по дереву, плетению, ткачеству, берестоплетению.
В округе работает немало уникальных детских коллективов. Это в первую очередь детские образцовые, фольклорные, хореографические коллективы, которые с большим успехом выступили на прошедшем фестивале народного творчества, посвященном 80-летию образования округа и 60-летия Победы.
Заметным событием 2005 г. был 35-летний юбилей детского образцового циркового коллектива «Пожвинские акробаты» Юсьвинского района, участника всех проводимых мероприятий в районе и в округе.
Система художественного образования в округе представлена 9 образовательными учреждениями сферы культуры и искусства. Все они имеют статус муниципальных УДО, статус юридического лица, лицензии на право ведения образовательной деятельности. Общий контингент учащихся составляет 891 чел.: в сельских ОУ обучается от 40 до 110 чел., в Кудымкарской ДШИ – 400 учащихся.
Достаточно активная
культурно-образовательная
Всего 23620 детей, 33% от общего количества читателей, являются пользователями библиотек. В округе наблюдается снижение количества пользователей библиотек, по сравнению с 2000 г. их количество уменьшилось на 3205 человек.
В области имеется 3,7 тыс. единиц спортивных объектов для занятий физической культурой и спортом, в том числе: 32 стадиона, 11 домов спорта, 7 манежей, 2133 спортивных площадок, 3120 спортивных залов, 59 плавательных бассейнов, 140 лыжных баз.
Увеличилось число детей и подростков, занимающихся спортом, а также учреждений спортивной направленности (табл.37). В 2005 г. в 172 УДО физической культуры и спортом занималось более 85,4 тыс. ребят, в том числе: в 61 спортивной детско-юношеской школе, в 27 детско-юношеских клубах физической подготовки, в 47 детских спортивных и подростковых клубах по месту жительства.
В области складывается система поддержки сильнейших юных спортсменов Прикамья. Приказом комитета по физической культуре и спорту области от 30.04.2005 №48-01-03 «Об утверждении стипендий юным спортсменам» выделено 254 стипендии.
2005 г. - год проведения II зимней и II летней спартакиады учащихся в России. Чемпионами спартакиады по различным видам спорта стали 17 прикамских спортсменов. Второй год подряд чемпионом мира по шахматам среди юношей стал пермяк Ильдар Хайруллин.
Особенностью года стало укрепление материально-технической базы для занятий физической культурой и спортом. В рамках реализации ОЦП «Развитие физической культуры, спорта и здорового образа жизни населения Пермского края 2003-2005 гг.» приобретено и выделено спортивное оборудование и инвентарь для общеобразовательных школ, СКОУ, детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва на сумму 2314146 руб.
В рамках реализации ОЦП «Семья и дети Прикамья» проведен V областной фестиваль спорта детей-инвалидов, в котором приняли участие 302 чел. из 27 территорий области; V областной спортивный праздник семей, имеющих детей-инвалидов, в которых участвовало 36 детей с заболеванием синдром Дауна и 34 ребёнка с ДЦП. Увеличилось число семей, принимавших участие в традиционных областных соревнованиях «Спортивная семья» (2003 г. – 79, 180 участников; 2004 г. – 80, 183, 2005 г. – 80, 185).
При анализе деятельности в сфере ДО и организации досуга детей, выявлены тенденции: сокращается количество УДО при увеличении численности обучающихся и процента охвата детей различными направлениями творчества; сокращаются профильные УДО и развиваются многопрофильные; увеличилось количество детей, занимающихся в объединениях спортивно-технической, туристско-краеведческой, эколого-биологической, культурологической направленности; продолжала укрепляться материально-техническая, информационно-техническая база УДО, чему во многом способствовали региональные программы в сфере детства; активизировалась краеведческая деятельность; проводилась большая работа по программно-методическому обеспечению деятельности УДО; сократилось количество библиотек, уменьшился книжный фонд при увеличении количества посещений, книговыдач в детских библиотеках; сократилось количество культурно-досуговых учреждений, мероприятий, посетителей этих мероприятий; снизилось количество клубных формирований и число участников в них; произошли качественные изменения в деятельности музеев: переориентация их деятельности с просветительской на образовательную; увеличилась посещаемость музеев; активно возрождались народные промыслы, сохранилось видовое многообразие УДО, они укреплялись квалифицированными кадрами, повысился их образовательный уровень; продолжалось обновление содержания ДО; наряду с типовыми больше использовалось адаптированных, модифицированных и авторских программ. Расширялись формы работы с детьми, предоставлялись новые возможности в организации семейного досуга. Осталась проблема с проведением капитального ремонта; лицензированием учреждений ДО.
Сохранилось несоответствие ресурсной базы учреждений культуры, особенно в сельской местности, целям и задачам воспитательно-образовательной деятельности и современным требованиям. Темпы обновления книжных фондов отставали от нормативных требований, как следствие - наличие большого процента устаревшей и ветхой литературы в библиотеках области. Наблюдался отток из учреждений культуры, спорта, УДО профессиональных кадров из-за низкой оплаты труда.
Отмечалось снижение в отдельных районах и в целом по области сети массовых учреждений культуры из-за оптимизации и сложной демографической ситуации.
9. Трудовая занятость несовершеннолетних
В соответствии с законом Пермской области от 05.11.2004 №1689-344 «О квотировании рабочих мест для граждан, испытывающих трудности в поиске работы» проводилось квотирование рабочих мест для обеспечения гарантии занятости молодежи. В 2005 г. квота для несовершеннолетних была 610 рабочих мест (2004 г. – 1461; 2003 г. – 1873). В счет квот трудоустроено 208 несовершеннолетних (в 2004 г. – 353, 2003 г. – 576) (табл.33.1).
Продолжалась практика создания временных рабочих мест для наиболее уязвимых групп подростков: детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, детей, содержащихся в специальных учреждениях для несовершеннолетних, детей безработных граждан и других категорий, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Снизилось с 38,1 тыс. человек до 19,7 тыс. количество обратившихся несовершеннолетних, что повлияло на результаты трудоустройства подростков (табл.33.2). На временных работах было занято 17084 чел. в возрасте 14-17 лет (2004 г. – 24 484 чел., 2003 г. – 34 495 чел.) (табл.33.2).
Из федерального бюджета израсходовано 11 584,8 тыс. руб. (2004 г. – 9241,9 тыс. руб.) на организацию временного трудоустройства несовершеннолетних. Учитывая, что обеспечение временной занятости несовершеннолетних сокращает уровень подростковой преступности, повышает уровень материальной поддержки подростков из малообеспеченных семей, органы исполнительной власти, местного самоуправления и работодатели направили на реализацию программы временного трудоустройства несовершеннолетних дополнительно к федеральным средствам более 6000 тыс. руб. Это свидетельство реального понимания важности и необходимости поддержки данной программы работодателями и органами власти всех уровней. В 2005 г. отмечено увеличение в 1,5 раза расходов работодателей на организацию временной занятости подростков по сравнению с 2004 г.
Сфера применения труда подростков разнообразна: временные рабочие места для несовершеннолетних в бригадах по благоустройству городов и сел, расчистке лесопарковых зон и озеленению территорий, в экологических отрядах. Подростки трудились на сельскохозяйственных работах, ухаживали за животными, оказывали помощь пожилым и больным людям, работали помощниками воспитателей, вожатыми, операторами почтовой связи, библиотекарями, корреспондентами, занимались мелким ремонтом школ и других учреждений социально-культурного назначения.
Проводимые мероприятия имели большое значение для профилактики безнадзорности и правонарушений в подростковой среде, социальной поддержки семей и детей, а также формирования у подрастающего поколения трудовых навыков, опыта работы в коллективе, знакомства с профессионально-деловым миром.
Анализ эффективности
временного трудоустройства несовершенноле
Оказание помощи в профессиональном определении молодежи осуществлялось и через предоставление возможности получения профессии по направлению службы занятости. В 2005 г. 503 человека (2004 г. – 1159 чел., 2003 г. – 1517 чел.) из числа молодежи 16-17 лет обучились различным профессиям. Наибольшей популярностью среди молодых людей пользовались такие, как водитель категории «С», домашний парикмахер, мастер строительно-отделочных работ, пользователь ПК, повар-кондитер, портной, электрогазосварщик, секретарь-делопроизводитель.
По данным Государственной инспекции труда в Пермской области, с 2003 по 2005 гг. выявлено 96 организаций, в которых работали несовершеннолетние. В ходе проверок выявлено 221 нарушение трудовых прав подростков: отсутствие трудового договора в письменной форме; предоставление меньшей, чем предусмотрено законом продолжительности отпуска; установление испытательного срока; привлечение несовершеннолетних к работам в выходные дни и к сверхурочным работам, а также в ночное время; допуск к работам, на которых запрещается применение труда работников в возрасте до 18 лет; привлечение к работе несовершеннолетних без проведения обучения, инструктажа и стажировки на рабочем месте, к работе по переноске тяжестей; на оборудовании, не отвечающем требованиям безопасности; на оборудовании без применения средств индивидуальной защиты и др.
Нарушения требований законодательства об охране труда несовершеннолетних приводили к несчастным случаям. За период с 2002 по 2005 гг. зарегистрировано и расследовано 7 несчастных случаев с тяжелыми последствиями. За нарушения законодательства о труде и об охране труда несовершеннолетних к административной ответственности в виде штрафа привлекались директор ФГУДП «Гамово», директор ООО «Рассвет» Соликамского района, директор МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» г. Краснокамска, председатель СК «Шумковский».
Анализ данных,
предоставленных Управлением
10. Организация отдыха и оздоровления несовершеннолетних
В целях реализации прав детей на отдых и оздоровление, во исполнение распоряжения Правительства РФ от 01.04.2005 №-335-р «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2005 году» издано распоряжение губернатора Пермской области от 20.04.2005 №171-р «Об организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей в 2005 году».
На реализацию областного плана мероприятий по проведению оздоровительной кампании из различных источников направлено 710 млн. руб. (2004 г. – 641 млн. руб.; 2003 г. – 534 млн. руб.). Средства областного бюджета составили 134 млн. 781 тыс. руб. (2004 г. – 134 млн. 709 тыс. руб.). Пермским региональным отделением ФСС РФ выделено 189 млн. руб. (в 2004 г. – 174 млн. 400 тыс. руб.).
Особенность проведения летней оздоровительной кампании 2005 г. в большинстве муниципальных образований - расширение партнерского взаимодействия с общественными организациями и движениями, представителями частного, малого и среднего бизнеса, предприятиями и учреждениями. Это способствовало увеличению внебюджетной составляющей консолидированных средств, направленных на реализацию программ и проектов летней кампании, и составило 173 млн. руб. (2004 г. – 151 млн. руб.).
Конкурсное распределение бюджетных средств, социальное проектирование, защита территориальных программ по оздоровлению, отдыху и занятости детей также способствовали привлечению дополнительных средств на оздоровление детей из различных источников. Муниципальные конкурсы социальных и культурных проектов по организации и проведению летней оздоровительной кампании прошли во всех территориях области. Участие в федеральных, областных и корпоративных конкурсах социальных и культурных проектов позволило дополнительно привлечь в территории области средства на сумму 29,9 млн. руб. (2004 г. – 18,7 млн. руб.). Участниками конкурса проектов ООО «Лукойл-Пермнефть» стали 13 муниципальных образований.
Согласно распоряжению губернатора области второй год органы местного самоуправления успешно внедряют механизм дифференцированной родительской платы за путевки в оздоровительные учреждения, финансируемые за счет бюджета, в зависимости от среднедушевого дохода семьи. Это позволило привлечь дополнительные средства и увеличить количество оздоровленных детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Средства родителей в общем объёме финансирования составили 19% (2004 г. – 15%).
Координацию деятельности исполнительных органов государственной власти области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Пермской области, органов местного самоуправления, предприятий, акционерных обществ, общественных объединений по организации отдыха, оздоровления и занятости детей в каникулярное время обеспечивала областная КДНиЗП. Совершенствовалась нормативно-правовая база по организации и проведению оздоровительной кампании в территориях. Разрабатывались оптимальные модели организации летней оздоровительной кампании, создавались новые механизмы её реализации. В ряде муниципальных образований разработана и внедрена система мониторинга качества предоставления услуг отдыха, оздоровления и занятости детей. Комитет по защите прав детей администрации области обобщил опыт работы муниципальных образований области, подготовил инструктивно-методический сборник «Социально значимые инициативы в период летней оздоровительной кампании».