Положение детей в Пермском крае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 00:59, доклад

Краткое описание

Доклад подготовлен на основе данных государственной статистики, материалов территориальных исполнительных органов государственной власти РФ в Пермской области и Коми-Пермяцком автономном округе, исполнительных органов государственной власти в Пермской области и Коми-Пермяцком округе.
О положении детей в Пермском крае. Ежегодный доклад 2005 год. /Автор-составитель: Черемных Т.В. Под общей редакцией: Блуся П.И., Кужельной М.Ю., Минеевой С.А. – Пермь, 2006, 232С.

Вложенные файлы: 1 файл

положение детей в ПК.doc

— 598.50 Кб (Скачать файл)

В 2005 г. продолжена реализация программы «Музей и дети». В 
музеях области и художественной галерее установлен один день в месяц (3-я среда месяца) для бесплатного посещения детьми и подростками в возрасте до 18 лет. В последние годы наблюдается переориентация деятельности музеев с сугубо просветительской деятельности на образовательную. Выстраивается система взаимодействия в этом направлении «Музей-детский сад-школа-ВУЗ». Успешно реализуется программа «Здравствуй музей», которая оказала влияние на организацию образовательного процесса в дошкольных и учебных учреждениях. Посещаемость  музейных учреждений детьми и подростками имеет тенденцию к росту, особенно в муниципальных музеях. При музеях области и их филиалах создаются детские клубы краеведческой, экологической  направленности (экологический центр «Филин» в Карагае, «Юный геолог» в Горнозаводске, «Диафильмленд» в Нытве и др.), организуются выставки, экскурсии, трудовые экологические десанты, походы по родному краю.

В организации досуговой  деятельности детей Коми-Пермяцкого автономного округа сохраняются свои особенности и тенденции.

В округе работает 173 учреждения культурно-досугового типа, 118 библиотек, 9 УДО, 4 музея, государственные учреждения культуры: «Коми-Пермяцкий окружной драматический театр им. М.Горького» и «Коми-Пермяцкий окружной центр национальной культуры». В 282 детских клубных формированиях занимается 3092 чел. В последнее время больше внимания уделялось возрождению местных промыслов и ремесел на основе традиций коми-пермяков. В учреждениях культуры детей обучают резьбе по дереву, плетению, ткачеству, берестоплетению.

  В округе работает немало уникальных детских коллективов. Это в первую очередь детские образцовые, фольклорные, хореографические  коллективы, которые с большим успехом выступили на прошедшем фестивале народного творчества, посвященном 80-летию образования округа и 60-летия Победы.

  Заметным событием 2005 г. был 35-летний юбилей детского образцового циркового коллектива «Пожвинские акробаты» Юсьвинского района, участника всех проводимых мероприятий в районе и в округе.

Система художественного  образования в округе представлена 9 образовательными учреждениями сферы культуры и искусства. Все они имеют статус муниципальных УДО, статус юридического лица, лицензии на право ведения образовательной деятельности. Общий контингент учащихся составляет 891 чел.: в сельских ОУ обучается от 40 до 110 чел., в Кудымкарской ДШИ – 400 учащихся.

Достаточно активная культурно-образовательная деятельность ведется музеями округа. Число экскурсионных посещений за год составило 7,8 тыс. детей. Окружной краеведческий музей в 2005 г. работал над реализацией программы «Школа традиционной народной культуры» для многодетных и социально незащищенных семей г. Кудымкара. Родители вместе с детьми прослушали уроки по коми-пермяцкому фольклору, встречались с писателем, фольклористом В.В. Климовым. На уроке «Народные ремесла» познакомились с предметами быта коми-пермяков Х1Х века и традиционными ремеслами, посетили мастер-классы по лозоплетению и работе с берестой. На усадьбе дома-музея Субботина-Пермяка провели праздник «Троица», побывали в этнографической экспедиции в Юсьвинском районе. Большая роль в духовно-нравственном воспитании детей и подростков принадлежит окружному драматическому театру. За 2005 г. поставлено 44 детских спектакля для 6,6 тысяч детей. В репертуаре театра 6 детских спектаклей. Ежегодно в дни школьных каникул проводятся недели «Театр и дети». В летний период театр побывал на гастролях в районах округа.      

Всего 23620 детей, 33% от общего количества читателей, являются пользователями библиотек. В округе наблюдается снижение количества пользователей библиотек, по сравнению с 2000 г. их количество уменьшилось на 3205 человек.  

В области имеется 3,7 тыс. единиц спортивных объектов для занятий  физической культурой и спортом, в том числе: 32 стадиона, 11 домов  спорта, 7 манежей, 2133 спортивных площадок, 3120 спортивных залов, 59 плавательных бассейнов, 140 лыжных баз.

Увеличилось число детей  и подростков, занимающихся спортом, а также учреждений спортивной направленности (табл.37). В 2005 г. в 172 УДО физической культуры и спортом занималось более 85,4 тыс. ребят, в том числе: в 61 спортивной детско-юношеской школе, в 27 детско-юношеских клубах физической подготовки, в 47 детских спортивных и подростковых клубах по месту жительства.

В области складывается система поддержки сильнейших юных спортсменов Прикамья. Приказом комитета по физической культуре и спорту области от 30.04.2005 №48-01-03 «Об утверждении стипендий юным спортсменам» выделено 254 стипендии.

2005 г. - год проведения II зимней и II летней спартакиады учащихся в России. Чемпионами спартакиады по различным видам спорта стали 17 прикамских спортсменов. Второй год подряд чемпионом мира по шахматам среди юношей стал пермяк Ильдар Хайруллин.

Особенностью года стало  укрепление материально-технической  базы для занятий физической культурой и спортом. В рамках реализации ОЦП «Развитие физической культуры, спорта и здорового образа жизни населения Пермского края 2003-2005 гг.» приобретено и выделено спортивное оборудование и инвентарь для общеобразовательных школ, СКОУ, детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва на сумму 2314146 руб.

В рамках реализации ОЦП  «Семья и дети Прикамья» проведен V областной фестиваль спорта детей-инвалидов, в котором приняли участие 302 чел. из 27 территорий области; V областной спортивный праздник семей, имеющих детей-инвалидов, в которых участвовало 36 детей с заболеванием синдром Дауна и 34 ребёнка с ДЦП. Увеличилось число семей, принимавших участие в традиционных областных соревнованиях «Спортивная семья» (2003 г. – 79, 180 участников; 2004 г. – 80, 183, 2005 г. – 80, 185).

При анализе  деятельности в сфере ДО и организации  досуга детей, выявлены тенденции: сокращается количество УДО при увеличении численности обучающихся и процента охвата детей различными направлениями творчества; сокращаются профильные УДО и развиваются многопрофильные; увеличилось количество детей, занимающихся в объединениях спортивно-технической, туристско-краеведческой, эколого-биологической, культурологической направленности; продолжала укрепляться материально-техническая, информационно-техническая база УДО, чему во многом способствовали региональные программы в сфере детства; активизировалась краеведческая деятельность; проводилась большая работа по программно-методическому обеспечению деятельности УДО; сократилось количество библиотек, уменьшился книжный фонд при увеличении количества посещений, книговыдач в детских библиотеках; сократилось количество культурно-досуговых учреждений, мероприятий, посетителей этих мероприятий; снизилось количество клубных формирований и число участников в них; произошли качественные изменения в деятельности музеев: переориентация их деятельности с просветительской на образовательную; увеличилась посещаемость музеев; активно возрождались народные промыслы, сохранилось видовое многообразие УДО, они укреплялись квалифицированными кадрами, повысился их образовательный уровень; продолжалось обновление содержания ДО; наряду с типовыми больше использовалось адаптированных, модифицированных и авторских программ. Расширялись формы работы с детьми, предоставлялись новые возможности в организации семейного досуга. Осталась проблема с проведением капитального ремонта; лицензированием учреждений ДО.

Сохранилось несоответствие ресурсной базы учреждений культуры, особенно в сельской местности, целям и задачам воспитательно-образовательной деятельности и современным требованиям. Темпы обновления книжных фондов отставали от нормативных требований, как следствие - наличие большого процента устаревшей и ветхой литературы в библиотеках области. Наблюдался отток из учреждений культуры, спорта, УДО профессиональных кадров из-за низкой оплаты труда.

Отмечалось  снижение в отдельных районах  и в целом по области сети массовых учреждений культуры из-за оптимизации и сложной демографической ситуации.

 

 

9. Трудовая  занятость несовершеннолетних

   

В соответствии с законом Пермской области от 05.11.2004 №1689-344 «О квотировании рабочих  мест для граждан, испытывающих трудности в поиске работы» проводилось квотирование рабочих мест для обеспечения гарантии занятости молодежи. В 2005 г. квота для несовершеннолетних была 610 рабочих мест (2004 г. – 1461; 2003 г. – 1873). В счет квот трудоустроено 208 несовершеннолетних (в 2004 г. – 353, 2003 г. – 576) (табл.33.1).

Продолжалась практика создания временных рабочих мест для наиболее уязвимых групп подростков: детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, детей, содержащихся в специальных учреждениях для несовершеннолетних, детей безработных граждан и других категорий, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Снизилось с 38,1 тыс. человек  до 19,7 тыс. количество обратившихся несовершеннолетних, что повлияло на результаты трудоустройства подростков (табл.33.2). На временных работах было занято 17084 чел. в возрасте 14-17 лет (2004 г. – 24 484 чел., 2003 г. – 34 495 чел.) (табл.33.2).

Из федерального бюджета  израсходовано 11 584,8 тыс. руб. (2004 г. – 9241,9 тыс. руб.) на организацию временного трудоустройства несовершеннолетних. Учитывая, что обеспечение временной занятости несовершеннолетних сокращает уровень подростковой преступности, повышает уровень материальной поддержки подростков из малообеспеченных семей, органы исполнительной власти, местного самоуправления и работодатели направили на реализацию программы временного трудоустройства несовершеннолетних дополнительно к федеральным средствам более 6000 тыс. руб. Это свидетельство реального понимания важности и необходимости поддержки данной программы работодателями и органами власти всех уровней. В 2005 г. отмечено увеличение в 1,5 раза расходов работодателей на организацию временной занятости подростков по сравнению с 2004 г. 

           Сфера  применения труда подростков  разнообразна: временные рабочие места для несовершеннолетних в бригадах по благоустройству городов и сел, расчистке лесопарковых зон и озеленению территорий, в экологических отрядах. Подростки трудились на сельскохозяйственных работах, ухаживали за животными, оказывали помощь пожилым и больным людям, работали помощниками воспитателей, вожатыми, операторами почтовой связи, библиотекарями, корреспондентами, занимались мелким ремонтом школ и других учреждений социально-культурного назначения. 

Проводимые мероприятия  имели большое значение для профилактики безнадзорности и правонарушений в подростковой среде, социальной поддержки семей и детей, а также формирования у подрастающего поколения трудовых навыков, опыта работы в коллективе, знакомства с профессионально-деловым миром.

Анализ эффективности  временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в 2005 г. показал, что доля социальных категорий подростков, участвовавших в программе, оставалась высокой (2003 г. – 55%, 2004 г. – 60%, 2005 г. – 60%) (табл.33.3).

Оказание помощи в профессиональном определении  молодежи осуществлялось и через предоставление возможности получения профессии по направлению службы занятости. В 2005 г. 503 человека  (2004 г. – 1159  чел., 2003 г. – 1517 чел.) из числа молодежи 16-17 лет обучились различным профессиям. Наибольшей популярностью среди молодых людей пользовались такие, как водитель категории «С», домашний парикмахер, мастер строительно-отделочных работ, пользователь ПК, повар-кондитер, портной, электрогазосварщик, секретарь-делопроизводитель.

     По данным Государственной инспекции труда в Пермской области, с 2003 по 2005 гг. выявлено 96 организаций, в которых работали несовершеннолетние. В ходе проверок выявлено 221 нарушение трудовых прав подростков: отсутствие трудового договора в письменной форме; предоставление меньшей, чем предусмотрено законом продолжительности отпуска; установление испытательного срока; привлечение несовершеннолетних к работам в выходные дни и к сверхурочным работам, а также в ночное время; допуск к работам, на которых запрещается применение труда работников в возрасте до 18 лет; привлечение к работе несовершеннолетних без проведения обучения, инструктажа и стажировки на рабочем месте, к работе по переноске тяжестей; на оборудовании, не отвечающем требованиям безопасности; на оборудовании без применения средств индивидуальной защиты и др. 

Нарушения требований законодательства об охране труда несовершеннолетних приводили к несчастным случаям. За период с 2002 по 2005 гг. зарегистрировано и расследовано 7 несчастных случаев с тяжелыми последствиями. За нарушения законодательства о труде и об охране труда несовершеннолетних к административной ответственности в виде штрафа привлекались директор ФГУДП «Гамово», директор ООО «Рассвет» Соликамского района, директор МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» г. Краснокамска, председатель СК «Шумковский».

Анализ данных, предоставленных Управлением федеральной  государственной службы занятости населения, Государственной инспекцией труда в Пермской области, позволил выявить сокращение квоты для трудоустройства несовершеннолетних, количества трудоустроенных на квотируемые места; продолжение практики создания рабочих мест для наиболее уязвимых групп несовершеннолетних; снижение количества обратившихся за содействием в занятости несовершеннолетних 14-17 лет в городские и районные центры занятости населения; сокращение количества несовершеннолетних, обучающихся различным профессиям по направлению служб занятости; случаи нарушения требований законодательства об охране труда несовершеннолетних на предприятиях.

 

 

10. Организация  отдыха и оздоровления несовершеннолетних

 

В целях реализации прав детей на отдых и оздоровление, во исполнение распоряжения Правительства РФ от 01.04.2005 №-335-р «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2005 году» издано распоряжение губернатора Пермской области от 20.04.2005 №171-р «Об организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей в 2005 году».

       На реализацию областного плана мероприятий по проведению оздоровительной кампании из различных источников направлено 710 млн. руб. (2004 г. – 641 млн. руб.; 2003 г. – 534 млн. руб.). Средства областного бюджета составили 134 млн. 781 тыс. руб. (2004 г. – 134 млн. 709 тыс. руб.). Пермским региональным отделением ФСС РФ выделено 189 млн. руб. (в 2004 г. – 174 млн. 400 тыс. руб.).

      Особенность проведения летней оздоровительной кампании 2005 г. в большинстве муниципальных образований - расширение партнерского взаимодействия с общественными организациями и движениями, представителями частного, малого и среднего бизнеса, предприятиями и учреждениями. Это способствовало увеличению внебюджетной составляющей консолидированных средств, направленных на реализацию программ и проектов летней кампании, и составило 173 млн. руб. (2004 г. – 151 млн. руб.). 

      Конкурсное распределение бюджетных средств, социальное проектирование, защита территориальных программ по оздоровлению, отдыху и занятости детей также способствовали привлечению дополнительных средств на оздоровление детей из различных источников. Муниципальные конкурсы социальных и культурных проектов по организации и проведению летней оздоровительной кампании прошли во всех территориях области. Участие в федеральных, областных и корпоративных конкурсах социальных и культурных проектов позволило дополнительно привлечь в территории области средства на сумму 29,9 млн. руб. (2004 г. – 18,7 млн. руб.). Участниками конкурса проектов ООО «Лукойл-Пермнефть» стали 13 муниципальных образований.

      Согласно распоряжению губернатора области второй год органы местного самоуправления успешно внедряют механизм дифференцированной родительской платы за путевки в оздоровительные учреждения, финансируемые за счет бюджета, в зависимости от среднедушевого дохода семьи. Это позволило привлечь дополнительные средства и увеличить количество оздоровленных детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Средства родителей в общем объёме финансирования составили 19% (2004 г. – 15%).

Координацию деятельности исполнительных органов государственной власти области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Пермской области, органов местного самоуправления, предприятий, акционерных обществ, общественных объединений по организации отдыха, оздоровления и занятости детей в каникулярное время обеспечивала областная КДНиЗП. Совершенствовалась нормативно-правовая база по организации и проведению оздоровительной кампании в территориях. Разрабатывались оптимальные модели организации летней оздоровительной кампании, создавались новые механизмы её реализации. В ряде муниципальных образований разработана и внедрена система мониторинга качества предоставления услуг отдыха, оздоровления и занятости детей. Комитет по защите прав детей администрации области обобщил опыт работы муниципальных образований области, подготовил инструктивно-методический сборник «Социально значимые инициативы в период летней оздоровительной кампании».

Информация о работе Положение детей в Пермском крае