Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 00:00, реферат
Цель освоения дисциплины «Психологическая диагностика развития дошкольников (с практикумом)» - формирование у студентов умения осуществлять диагностическое обследование интеллектуального и личностного развития дошкольника.
Реализация цели освоения дисциплины предполагает решение следующих задач:
ознакомление студентов с методами и методиками диагностики психологических особенностей дошкольников;
Тест – в психологии – фиксированное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий (1, с. 325).
Факторный анализ – комплекс аналитических методов, позволяющих выявить скрытые (латентные) признаки, а также причины их возникновения и внутренние закономерности их взаимосвязи (1, с. 361).
Тема 1.6. Основные методы диагностики развития детей дошкольного возраста.
Анализ продуктов деятельности – один из методов психологии, в частности детской, при котором изучаются рисунки, стихи, конструкции и другие продукты деятельности ребенка (3, с. 335).
Анкетный опрос – метод социально-психологических исследований с помощью анкет (4, с. 22).
Валидность теста (validity) — важнейшая характеристика доброкачественности теста — пригодности его измерять то свойство, для измерения которого он предназначен (2, с. 347).
Вербальный (verbal) — словесный, относящийся к словесному материалу. Выделяются вербальные способности оперировать словесным материалом, а также вербальный интеллект (2, с. 347).
Вербальный интеллект — способность к вербальному мысленному анализу и синтезу, к решению вербальных задач на определение понятий, установление словесных сходств и различий, доказательство и т. д. Выделяется как относительно самостоятельная составляющая структуры интеллекта в ряде иерархических и факторных моделей (Д. Векслер, Ч. Спирмен). Сходные по содержанию понятия: семантический интеллект, лингвистический фактор (2, с.347).
Задатки — врожденные генетически детерминированные особенности центральной нервной системы или отдельных анализаторов, являются предпосылками развития способностей (Б. М. Теплов). Понятие широко используется в отечественной дифференциальной психофизиологии (2, с.348).
Индивидуальность (от лат. individuum — неделимое) — неповторимость, уникальность человека, глубинный уровень иерархической организации психических свойств человека (Б. Г. Ананьев) (2, с. 349).
Интеллект (от лат. intellectus — понимание и познание) — 1) общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей; 2) система всех познавательных способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения; 3) способность к решению проблем без проб и ошибок «в уме». Понятие интеллект как общая умственная способность применяется в качестве обобщения поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией к новым жизненным задачам (2, с. 349).
Интеллект кристаллизованный (cristullized) или «связанный интеллект» — интеллектуальная способность, зависящая от приобретенного опыта, сводится к системе интеллектуальных навыков, входит в состав общего интеллекта. Термин предложен Р. Б. Кэттеллом (2, с. 349).
Интеллект общий (general) (фактор общей умственной энергии, генеральный фактор, генеральный интеллект) — умственная способность, влияющая на выполнение любой деятельности, проявляющаяся в качестве, скорости и точности решения мыслительных задач, в темпе и успешности обучения, продуктивности профессиональной деятельности и уровня социальной адаптированности. Концепция общего интеллекта предложена Ч. Спирменом (2, с. 349).
Интеллект социальный (social) — способность, определяющая успешность оценки прогнозирования и понимания поведения людей. Термин предложен Дж. Гилфордом. Г. Айзенк дал другую трактовку этому термину. Он понимает социальный интеллект как результат развития общего интеллекта под влиянием внешних социокультурных условий. В научной литературе чаще используется определение Гилфорда (2, с. 349).
Интеллект текучий, «свободный», «флюидный» (fluid) — врожденная интеллектуальная способность, детерминирующая успешность приспособления к новым ситуациям, овладение новыми знаниями, гибкость и скорость мышления. Входит в состав общего интеллекта. Термин предложен Р. Б. Кэттеллом. Уровень снижается в процессе старения (2, с. 349).
Интеллектуал — в обыденном значении этого слова человек, обладающий большой эрудицией и высоким уровнем культуры. В психометрике — индивид, обладающий высоким или сверхвысоким уровнем интеллекта по результатам тестирования (2, с. 349 – 350).
Интеллектуальная продуктивность — 1) уровень достижений в интеллектуальной профессиональной деятельности; 2) успешность решения интеллектуальных тестов, характеризующаяся скоростью, правильностью ответов и сложностью решенных задач (2, с. 350).
«Интеллектуальный диапазон» (точнее было бы сказать: «диапазон продуктивности») — прогноз вариаций индивидуальных достижений испытуемого в какой-либо деятельности, определяемый уровнем его интеллекта (2, с. 350).
Интеллектуальный климат — параметр, характеризующий уровень интеллектуального взаимодействия в малой группе, чаще всего — в семье; зависит от уровня интеллекта членов семьи, числа детей в семье, их разницы в возрасте и т. д. Термин предложен Р. Зайонцем (2, с. 350).
Интеллектуальный порог — уровень общего интеллекта, необходимый для овладения деятельностью и достижения требуемой продуктивности (2, с. 350).
Конструкт — субъективная шкала, представлена в психике индивида парой противоположных признаков; с помощью конструкта человек оценивает, анализирует и классифицирует явления и объекты. Термин принадлежит Дж. Келли (2, с. 351).
Креатив — творческий человек, склонный к нестандартным способам решения задач, способный к оригинальным и нестандартным действиям, открытию нового, созданию уникальных продуктов (2, с. 351).
Креативность (от лат. creatio — созидание) — общая способность к творчеству, характеризует личность в целом, проявляется в различных сферах активности, рассматривается как относительно независимый фактор одаренности (2, с. 351).
Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе (4, с. 209).
Модель интеллекта — теоретическое представление об интеллекте, основная составляющая психологической теории интеллекта, которая формулируется тем или иным автором (2, с.352).
Наблюдение – один из основных методов психологии; преднамеренное, планомерное, длительное восприятие, цель которого – проследить за наличием и изменением каких-либо явлений или объектов (3, с. 341).
Надежность теста — постоянство и устойчивость результатов тестирования (2, с. 352).
Невербальный интеллект — способность оперировать реальными предметами, образами предметов, изображениями. Термин широко используется в психологии и диагностике способностей. Д. Векслер предложил эквивалентный термин — интеллект действия (2, с. 352).
Опросники личностные – совокупность методических средств для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности (4, с. 251).
Проекция – процесс и результат постижения и порождения значений, заключающийся в осознанном или бессознательном перенесении субъектом собственных свойств, состояний на внешние объекты; осуществляется под влиянием доминирующих потребностей, смыслов и ценностей субъекта (4, с. 295).
Психодиагностика – область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности (4, с. 304).
Психометрический интеллект (measured intellegence) — способность индивида, измеряемая тестами интеллекта, проявляется в поведении и деятельности; его уровень детерминируется взаимовлиянием наследственности и среды; в психометрическом подходе отождествляется с общим интеллектом. Термин предложен Г. Айзенком (2, с. 354).
Способности (ability) — индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности (Б. М. Теплов) (2, с. 354).
Способности общие (general abilities) — свойства психики как единой системы, детерминирующие успешность любой деятельности (2, с. 354).
Способности специальные (special abilities) — свойства отдельных психических функциональных систем, детерминирующие продуктивность отдельных видов активности (математические, музыкальные, лингвистические и т. д.) (2, с. 354).
Способности специфические (specific abilities) или парциальные способности, частные способности, «первичные умственные способности» — способности, детерминирующие успешность решения отдельных типов задач (на запоминание, вычисление, представление и т. д.), в отличие от общей способности. Термин введен Ч. Спирменом (2, с. 354).
Тест – в психологии – фиксированное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий (1, с. 325).
Раздел 2. Психологическая диагностика деятельности в дошкольном возрасте.
Тема 2.1. Диагностика сформированности культурно-гигиенических навыков.
Анкетный опрос – метод социально-психологических исследований с помощью анкет (4, с. 22).
Мотив – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности (3, с. 341).
Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность (3, с. 341).
Наблюдение – один из основных методов психологии; преднамеренное, планомерное, длительное восприятие, цель которого – проследить за наличием и изменением каких-либо явлений или объектов (3, с. 341).
Тема 2.2. Диагностика предметной деятельности.
Анкетный опрос – метод социально-психологических исследований с помощью анкет (4, с. 22).
Деятельность – активное взаимодействие субъекта с окружающим миром, выражающееся в сознательном воздействии, познании и преобразовании природной и социальной действительности (3, с. 338).
Конструирование – один из продуктивных видов деятельности дошкольника, предполагающий создание конструкции по образцу, по условиям или собственному замыслу (3, с. 340).
Конструктивная деятельность – целенаправленный процесс, в результате которого получается определенный реальный продукт (3, с. 340).
Манипулирование – элементарное действие с предметом, производимое без учета его назначения (3, с. 341).
Мотив – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности (3, с. 341).
Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность (3, с. 341).
Наблюдение – один из основных методов психологии; преднамеренное, планомерное, длительное восприятие, цель которого – проследить за наличием и изменением каких-либо явлений или объектов (3, с. 341).
Орудийные действия – действия, в которых один предмет – орудие – употребляется для воздействия на другие предметы (3, с. 342).
Предметная деятельность – ведущий вид деятельности ребенка раннегшо возраста, в процессе которой происходит присвоение общественно выработанных способов использования предметов (3, с. 343).
Тема 2.3 Диагностика трудовой деятельности.
Анкетный опрос – метод социально-психологических исследований с помощью анкет (4, с. 22).
Деятельность – активное взаимодействие субъекта с окружающим миром, выражающееся в сознательном воздействии, познании и преобразовании природной и социальной действительности (3, с. 338).
Мотив – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности (3, с. 341).
Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность (3, с. 341).
Наблюдение – один из основных методов психологии; преднамеренное, планомерное, длительное восприятие, цель которого – проследить за наличием и изменением каких-либо явлений или объектов (3, с. 341).
Орудийные действия – действия, в которых один предмет – орудие – употребляется для воздействия на другие предметы (3, с. 342).
Тема 2.4 Диагностика игровой деятельности.
Анкетный опрос – метод социально-психологических исследований с помощью анкет (4, с. 22).
Деятельность – активное взаимодействие субъекта с окружающим миром, выражающееся в сознательном воздействии, познании и преобразовании природной и социальной действительности (3, с. 338).
Игра – один из видов деятельности человека и животных; детская игра – вид активности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними и направленный на воссоздание, познание и усвоение общественного опыта и окружающей действительности (3, с. 339).
Игровая деятельность – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, характеризующийся воспроизведением в специфической форме действий и отношений взрослых (3, с. 339).
Мотив – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности (3, с. 341).
Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность (3, с. 341).
Информация о работе Психологическая диагностика развития дошкольников