Дополнительная литература
- Детская психология / Под ред. Я.Л. Коломинского,
Е.А. Панько. – Минск, 1988.
- Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском
саду. – М., 1978.
- Карпова С.Н., Колобова И.Н. Особенности
ориентировки на слово у детей. – М., 1978.
- Кольцова М.М. Ребенок учится говорить.
– М., 1973.
- Люблинская А.А. Детская психология. –
М., 1971.
- Мухина В.С. Детская психология. 2-е изд.,
перераб. и доп. – М., 1985.
- Мухина В.С. Возрастная психология. –
М., 1998.
- Репина Т.А. Развитие воображения // Психология
детей дошкольного возраста. Развитие
познаваемых процессов / Под ред. А.В. Запорожца,
Д.Б. Эльконина. – М., 1964. – С. 247 – 267.
- Розенгард–Пупко Г.Л. Формирование речи
у детей раннего возраста. – М., 1963.
- Семаго М.М., Семаго Н.Я. Руководство по
психологической диагностике: дошкольный
и младший школьный возраст. - М., 2000.
- Ядэшко В.И. Развитие речи детей от трех
до пяти лет: О формировании предложений
в речи детей. – М., 1966.
лабораторное Занятие 5.
Тема: методики Диагностики
развития мышления
Цель: знакомство и практическая
работа студентов с методиками диагностики
развития мышления.
Задачи
- Дать общее представление о практике
использования методик диагностики развития
мышления.
- Описать требования к диагностическим
процедурам методик.
- Провести обследование ребенка по методикам
диагностики развития мышления.
- Провести обработку результатов.
- Сформулировать психолого-педагогические
рекомендации по развитию мышления ребенка.
Оборудование
Методики диагностики развития
мышления:
- методика «Достань тележку», направленная
на выявление уровня развития наглядно-действенного
мышления, умения использовать вспомогательное
средство (тесемку) у детей 2 – 3 лет;
- методика «Изучение классификации и
объяснительной речи на материале группирования
картинок у детей 3 – 7 лет»;
- методика «Изучение сравнения и свойств
внимания на материале сравнения картинок
у детей 3 – 7 лет»;
- методика «Достань тележку» (со стержнем;
адаптированный вариант методики С.Л.
Новоселовой), направленная на выявление
уровня развития наглядно-действенного
мышления у детей 3 – 4 лет;
- методика «Найди пару» (сравнение картинок),
направленная на выявление умения анализировать
и сравнивать изображения, находить сходство
и различие у детей 3 – 4 лет;
- методика «Угадай, чего нет», направленная
на выявление умения анализировать, сравнивать
изображения, находить сходство и различие,
решать задачи в образном плане с опорой
на наглядность у детей 4 – 5 лет;
- методика «Посчитай», направленная на
выявление уровня сформированности количественных
представлений (детям до 4 лет 6 мес. предлагают
задания в пределах трех, после 4 лет 6 мес.
до 5 лет – в пределах пяти);
- методика «Сгруппируй картинки (по цвету
и форме)», направленная на проверку уровня
развития восприятия и наглядно-образного
мышления (ориентировка на цвет и форму,
умение группировать картинки по образцу,
переключаться с одного принципа группировки
на другой, объяснять принцип группировки)
у детей 5 – 6 лет;
- методика «Количественные представления
и счет», направленная на выявление
уровня развития количественных представлений,
умение ребенка выполнять счетные операции
в умственном плане (развитие наглядно-образного
и элементов логического мышления) у детей
5 – 6 лет;
- методика «Сравни (сюжетные картинки
«Летом»), направленная на выявление уровня
развития наглядно-образного мышления
(восприятия целостной ситуации, изображенной
на картинках), умения сравнивать и понимать
динамическое изменение события, изображенного
на картинках, у детей 5 – 6 лет;
- методика «Найди время года», направленная
на выявление уровня сформированности
представлений о временах года (развитие
наглядно-образного мышления) у детей
5 – 6 лет;
- методика «Нарисуй целое» (методика А.А.
Венгер), направленная на выявление уровня
развития наглядно-образного мышления,
сформированности предметного рисунка
у детей 5 – 6 лет;
- методика «Расскажи» (серия сюжетных
картинок «Утро мальчика»), направленная
на выявление умений определять временную
последовательность событий, обобщать
свой практический опыт (сформированность
наглядно-образного мышления) у детей
5 – 6 лет;
- методика «Последовательные картинки»,
направленная на определение уровня развития
связной речи и элементов логического
мышления у детей 5 -7 лет;
- методика «Представления об окружающем
(беседа), направленная на выявление уровня
ориентировки в окружающем мире, запаса
знаний о себе и своей семье у детей 6 –
7 лет;
- методика «Представления о временах
года», направленная на выявление уровня
сформированности представлений о временах
года, их последовательности у детей 6
– 7 лет;
- методика «Количественные представления
и счет», направленная на выявление уровня
сформированности представлений о количестве,
умения выполнять счетные операции в уме
(развитие наглядно-образного и элементов
логического мышления) у детей 6 – 7 лет;
- методика «Расскажи» (серия сюжетных
картинок «Зимой», направленная на выявление
умений определять временную последовательность
событий, объединять последовательные
действия в единый сюжет у детей 6 – 7 лет;
- методика «Расскажи» (сюжетная картинка
«В лесу»), направленная на выявление уровня
развития элементов логического мышления,
умений воспринять целостную ситуацию,
изображенную на картинке, устанавливать
причинно-следственные связи между изображенными
объектами и явлениями у детей 6 – 7 лет
и другие методики.
Вопросы для обсуждения
- Предпосылки развития мышления в младенчестве.
Развитие мышления в раннем детстве.
- Специфика наглядно-действенного и наглядно-образного
мышления.
- Основные направления развития мышления
дошкольника.
- Развитие мыслительных операций.
- Методики диагностики развития мышления:
материал методик, ход исследования, анализ
данных.
Задания для самостоятельной
работы
- Подготовить презентацию методик диагностики
развития мышления.
- Разработать анкету для родителей, направленную
на выявление особенностей развития мышления
ребенка.
- Подобрать дидактические игры, упражнения
и материал (загадки, картинки) для развития
мыслительных операций детей: анализа,
синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования,
классификации.
- Подобрать дидактические игры и упражнения
(лабиринты и пр.) для развития свойств
и видов внимания.
- Составить планы работы с детьми, имеющими
недостатки в развитии мыслительных операций
и свойств внимания, используя подобранный
дидактический материал и игры.
- Составить конспекты по проведению наблюдения
в природе по всем сезонам с целью развития
умения рассуждать и устанавливать причинно-следственные
связи.
- Составить рекомендации для родителей
по развитию мышления и свойств внимания
у ребенка в семье.
- Подготовить материал для консультаций
родителей по темам: «Детские вопросы
– это серьезно!», «Экспериментируйте
вместе с ребенком», «Как помочь малышу
стать внимательным», «Развивайте любознательность»,
«Владеет ли ваш ребенок обобщающими словами»
(можно использовать составленную таблицу).
Основная литература
- Веракса Н.Е., Булычева А.И. Развитие умственной
одаренности в дошкольном возрасте // Вопросы
психологии. – 2003. - № 6. – С. 17 – 31.
- Запорожец А.В. Развитие логического
мышления у детей в дошкольном возрасте
// Вопросы психологии детей дошкольного
возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В.
Запорожца. – М., 1995. – С. 91 – 101.
- Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая
диагностика в детском саду. - СПб., 2003.
- Обухова Л.Ф., Чурбанова С.М. Развитие
дивергентного мышления в детском возрасте.
– М., 1994.
- Пантина Н.С. Становление интеллекта
в дошкольном возрасте. – М., 1996.
- Поддъяков Н.Н. Умственное воспитание
дошкольника // Основы дошкольной педагогики
/ Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой.
– М., 1980. – С. 148 – 181.
- Психолого-педагогическая диагностика
развития детей раннего и дошкольного
возраста: метод пособие: с прил. альбома
«Нагляд. материал для обследования детей»
/ Под ред. Е.А. Стребелевой. – 4-е изд. –
М., 2009.
- Развитие мышления и умственное воспитание
дошкольника / Под ред. Н.Н. Поддъякова,
А.Ф. Говорковой. – М., 1985.
- Развитие познавательных способностей
в процессе дошкольного воспитания / Под
ред. Л.А. Венгера. – М., 1986. – Гл. 1, 7.
- Синельников Б.В. Формирование образного
мышления у дошкольников // Вопросы психологии.
– 1991. – № 5. – С. 15 – 23.
- Слово и образ в решении познавательных
задач дошкольниками / Под ред. Л.А. Венгера.
– М., 1996.
- Урунтаева Г.А. Диагностика психологических
особенностей дошкольника: Практикум
для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений
и работников дошк. учреждений. – 2-е изд.,
стереотип. – М.: Издательский центр «Академия»,
1999. – С. 80 – 89.
Дополнительная литература
- Детская психология / Под ред. Я.Л. Коломинского,
Е.А. Панько. – Минск, 1988.
- Запорожец А.В. Развитие мышления // Психология
детей дошкольного возраста. Развитие
познаваемых процессов / Под ред. А.В. Запорожца,
Д.Б. Эльконина. – М., 1964. – С. 183 – 246.
- Люблинская А.А. Детская психология. –
М., 1971.
- Мухина В.С. Детская психология. 2-е изд.,
перераб. и доп. – М., 1985.
- Мухина В.С. Возрастная психология. –
М., 1998.
- Новоселова Н.Н. Развитие мышления в раннем
детстве. – М., 1978.
- Обухова Л.Ф. Этапы развития детского
мышления. – М., 1972.
- Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника.
– М., 1977.
- Семаго М.М., Семаго Н.Я. Руководство по
психологической диагностике: дошкольный
и младший школьный возраст. - М., 2000.
10. Учебно-методическое обеспечение и
информационное обеспечение дисциплины
(модуля)
Основная литература
- Анастази А. Психологическое тестирование:
Пер. с англ. В 2 кн. / Под ред. К.М. Гуревича,
В.И. Лубовского. – М., 1982.
- Анастази А., Урбина С. Психологическое
тестирование. - СПб., 2001.
- Ануфриев А.Ф. Психологический диагноз:
система основных понятий.- М., 1995.
- Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая
диагностика интеллекта и личности. –
Киев, 1978.
- Блейхер В.М., Крук И.В. Патопсихологическая
диагностика. – Киев, 1986.
- Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика
познавательной сферы ребенка. - М., 1994.
- Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную
психологию. - Киев, 1997.
- Бурлачук Л.Ф. Психодиагностические методы
исследования интеллекта. – Киев, 1985.
- Бурлачук Л.Ф. Психодиагностические методы
исследования личности. – Киев, 1982.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь –
справочник по психодиагностике. – Спб.,
1999.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь –
справочник по психологической диагностике.
– Киев, 1989.
- Бурменская Г.В., Карбанова О.А., Лидерс
А.Г. Возрастно-психологическое консультирование.
Проблемы психического здоровья детей.
– М., 1990.
- Велиева С.В. Диагностика психических
состояний детей дошкольного возраста.
- СПб., 2006.
- Венгер Л.А. Умственное развитие детей
дошкольного возраста. – М., 1986.
- Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И.
Отбор детей в специальные дошкольные
учреждения. – М., 1972.
- Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. –
М., 1988.
- Венгер Л.А. Холмская В.В. Диагностика
умственного развития дошкольников. -
М., 1978.
- Волков Б.С., Волкова Н.В. Задачи и упражнения
по детской психологии. – М., 1991.
- Воспитателю о работе с семьей / Под ред.
Н.Ф. Виноградовой. – М., 1989.
- Выготский Л.Ф. Диагностика развития
и педологическая клиника трудного детства
// Л.С. Выготский. Собр. соч. – Т. 5. – М.,
1983.
- Выготский Л.Ф. Проблема возраста // Л.С.
Выготский. Собр. соч. – Т. 4. – М., 1984.
- Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое
тестирование. – Л., 1982.
- Готовность детей к школе: Диагностика
психического развития и коррекция его
неблагоприятных вариантов / Е.А. Бугрименко,
А.Л. Венгер, К.Н. Политова, Е.Ю. Сушкова.
– М., 1992.
- Гуткина Н.И. Психологическая подготовка
детей к школе в группе развития // Активные
методы в работе школьного психолога /
Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1990.
- Детская психология / Под ред. Я.Л. Коломинского,
Е.А. Панько. – Минск, 1988.
- Детство: Программа развития и воспитания
детей в детском саду / Под ред. Т.И. Бабаевой,
З.И. Михайловой, Л.М. Гуревич. – Спб., 1995.
- Диагностика умственного развития дошкольников
/ Под ред. Л.А. Венгера и В.В. Холмовской.
– М., 1978.
- Запорожец А.В. Значение ранних периодов
детства для формирования детской личности.
Принципы развития психологии / Под ред.
Л.И. Анцыферовой. – М., 1978.
- Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая
диагностика в детском саду. - СПб., 2003.
- Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход
в воспитании ребенка. – М., 1985.
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность
в детском саду. Обучение и творчество.
– М., 1990.
- Коноплева О.В., Мельшутина А.В. Скрининговая
диагностика уровня развития психических
функций детей дошкольного возраста (4
– 7 лет). - СПб., 1998.
- Лаак Я. Психодиагностика: проблемы содержания
и методов. - М., 1996.
- Лисина М.И. Общение, личность и психика
ребенка.- М., 1997.
- Лубовский В.И. Психологические проблемы
диагностики аномального развития детей.
– М., 1989.
- Люблинская А.А. Детская психология. –
М., 1971.
- Мамайчук И.И. Развитие ребенка от рождения
до семи лет. Методика наблюдения ребенка.
- СПб., 1998.
- Мухина В.С. Возрастная психология. –
М., 1998.
- Мухина В.С. Детская психология. 2-е изд.,
перераб. и доп. – М., 1985.
- Новоселова С.Л. Развитие мышления в раннем
возрасте. – М., 1978.
- Общая психодиагностика / Под ред. А.А.
Бодалева, В.В. Столина. - М., 1987.
- Островская Л.Ф. Педагогические ситуации
в семейном воспитании дошкольников. 2-е
изд., перераб. и доп. – М., 1990.
- Печора К.Д., Пантюхина Т.А., Голубева Л.Г.
Дети раннего возраста в дошкольном учреждениях.
– М., 1986.
- Практикум по возрастной и педагогической
психологии: Для студ. сред. пед. учеб. заведений
/ Авт. – сост. Е.Е. Данилова; Под ред. И.В.
Дубровиной. – 2-е изд., стереотип. – М.,
1999.
- Программа воспитания и обучения в детском
саду. 2-е изд., дораб. – М., 1987.
- Проскура Е.В. Развитие познавательных
способностей дошкольника. – Киев, 1985.
- Психологическая диагностика детей и
подростков / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М.
Борисовой. - М., 1995.
- Психологическая диагностика: Проблемы
и исследования / Под ред. К.М. Гуревича.
– М., 1981.
- Психолого-педагогическая диагностика
/ Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной.
- М., 2003.
- Психолого-педагогическая диагностика
развития детей раннего и дошкольного
возраста: метод пособие: с прил. альбома
«Нагляд. материал для обследования детей»
/ Под ред. Е.А. Стребелевой. – 4-е изд. –
М., 2009.
- Радуга: Программа и руководство для
воспитателей средней группы детского
сада / Сост. Т.Н. Доронова. – М., 1994.
- Радуга: Программа и руководство для
воспитателей первой младшей группы детского
сада / Сост. Т.Н. Доронова. – М., 1993.
- Радуга: Программа и руководство для
воспитателей второй младшей группы детского
сада / Сост. Т.Н. Доронова. – М., 1993.
- Развитие мышления и умственное воспитание
дошкольника / Под ред. Н.Н. Поддъякова,
А.Ф. Говорковой. – М., 1985.
- Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические
методы в психологической диагностике.
– М., 1992.
- Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики
патопсихологии. – М., 1999.
- Семаго М.М., Семаго Н.Я. Диагностико-консультативная
деятельность психолога образования.
- М., 2004
- Семаго М.М., Семаго Н.Я. Проблемные дети:
основы диагностической и коррекционной
работы. - М., 2000.
- Семаго М.М., Семаго Н.Я. Руководство по
психологической диагностике: дошкольный
и младший школьный возраст. - М., 2000.
- Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова
Т.В., Мещерякова С.Ю. Диагностика психического
развития детей от рождения до трех лет.
- СПб., 2005.
- Стребелева Е.А. Методические рекомендации
к психолого-педагогическому изучению
детей (2 – 3 лет). – М., 1994.
- Урунтаева Г.А. Диагностика психологических
особенностей дошкольника: Практикум
для сред. и высш. пед. учеб. заведений и
работников дошк. учреждений. – 2-е изд.,
стереотип. – М., 1997.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1986.
Дополнительная литература
- Беллак Л., Беллак С. Руководство по тесту
детской апперцепции (фигуры животных)
/ Пер. с англ. - Киев, 1995.
- Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие
игры для детей младшего дошкольного возраста.
– М., 1991.
- Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б.
Воспитание сенсорной культуры ребенка
/ Под ред. Л.А. Венгера. – М., 1988.
- Войтко В.И., Гильбух Ю.З. О некоторых основных
понятиях психодиагностики // Вопросы
психологии. - 1976. - № 4.
- Ворсобин В.Н., Жидкин В.И. Изучение выбора
цвета при переживании положительных
и отрицательных эмоций дошкольниками
// Вопросы психологии.- 1980.- № 3.
- Гильяшева И.Н., Игнатьева Н.Д. Детская
проективная методика в исследовании
межличностных отношений ребенка // Психологические
методы исследования личности в клинике.
– Л., 1978.
- Давайте поиграем / Под ред. А.А. Столяра.
– М., 1991.
- Дидактические игры и занятия с детьми
раннего возраста / Под ред. С.Л. Новоселовой.
4-е изд., перераб. – М., 1985.
- Игры в логопедической работе с детьми
/ Полд ред. В.И. Селиверстова. 3-е изд. –
М., 1981.
- Игры и упражнения по развитию умственных
способностей у детей дошкольного возраста
/ Сост. Л.А. Венгер и др. – М., 1989.
- Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать
загадки. 2-е изд. – М., 1985.
- Михайлова З.М. Игровые занимательные
задачи для дошкольников 2-е изд. – М., 1990.
- Моро М.И., Вопняр Н.Ф., Степанова С.В. Математика
в картинках. 2-е изд. – М., 1985.
- Никитин Б.П. Ступеньки творчества или
развивающие игры. 3-е изд., доп. – М., 1990.
- Парамей Г.Е. Контурные изображения лица:
могут ли они передавать «эмоциональные
состояния»? // Психологический журнал.-
1996.-№ 1.
- Равен Дж. К., Курт Дж.. Х., Равен Дж. Руководство
к Прогрессивным Матрицам Равенна и Словарным
шкалам.- М., 1996.
- Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические
методы в психологической диагностике.
– М., 1992.
- Семаго Н.Я. Методика исследования субъективной
оценки межличностных отношений ребенка
(СОМОР) // Психолог в детском саду.-1999.-№1.
- Степанов С.С. Диагностика интеллекта
методом рисуночного теста. - М., 1996.
- Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми
младшего дошкольного возраста. – М., 1986.
- Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Помоги
принцу найти Золушку. Занимательные дидактические
задания для детей старшего дошкольного
возраста. – М., 1994.
- Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Учимся
запоминать. – Мурманск, 1993.
- Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения
для развития речи / Под ред. В.В. Гербовой.
2-е изд., испр. – М., 1988.
Электронные образовательные ресурсы
(ЭОР):
- Александров А.А. Психодиагностика и
психокоррекция // http://www.klex.ru/9gh
- Анастази А. Психологическое тестирование.// http://www.klex.ru/97
- Ануфриев А.Ф. Психологический диагноз
// http://www.klex.ru/8e5
- Белова О.В. Общая психодиагностика // http://www.klex.ru/316
- Бодалев А.А. Общая психодиагностика.// http://www.klex.ru/6oh
- Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика // http://www.klex.ru/912
- Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике
// http://www.klex.ru/y8
- Гуревич К.М., Борисова Е.М. Психологическая
диагностика // http://www.klex.ru/14f
Электронно-библиотечные системы (ЭБС),
базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
- Официальный
сайт МГГУ / Учебный портал - www.mshu.edu.ru
- Обучающая
компьютерная оболочка ²Competentum Magister²
- Обучающая интерактивная среда LMS MOODLE
- htpp://www.bookap.by.ru - библиотека психологической
литературы разных направлений
- htpp://psi.lib.ru — библиотека психологической литературы
по детской психологии
- htpp://psylib.kiev.ua — психологическая библиотека Киевского
Фонда содействия развитию психической
культуры
- http://polpred.com/
База данных polpred
- http://window.edu.ru/ Единое окно доступа к образовательным
ресурсам.
- http://www.edu.ru/ Российское образование. Федеральный портал
- http://www.biblioclub.ru/ Университетская библиотека Online
11. WWW.I-U.RU
Библиотека Русского гуманитарного
интернет-университета.
12. http://soc.lib.ru/
Электронная Библиотека Социологии, Психологии, Управления
13. http://www.psychology.ru/ Психологическая библиотека
Программное обеспечение
- Адаптивная система тестирования «АСТ-тест»
- Система дистанционного обучения LMS Moodle.
11. Оценочные средства для текущего
контроля успеваемости, промежуточной
аттестации по итогам освоения дисциплины
и учебно-методическое обеспечение самостоятельной
работы студентов для оценки сформированности
компетенций по дисциплине, заявленных
в п. 6:
Примерный перечень вопросов к экзамену
- Предмет, объект и задачи психологической
диагностики.
- Структура психологической диагностики.
- Основные понятия психологической диагностики.
- Области практического применения результатов
психологической диагностики.
- Требования к методикам психологической
диагностики и к работе психодиагноста.
- Этапы психологической диагностики.
Схемы пошагового описания диагностической
работы.
- Запрос к психологу.
- Определение психологической проблемы.
- Выбор метода исследования.
- Постановка психологического диагноза.
- Разработка практических рекомендаций.
- Понятие психологического диагноза.
- Ступени в развитии диагноза и уровни
диагностических заключений.
- Психологический прогноз.
- Социальная ситуация развития в дошкольном
возрасте.
- Развитие деятельности в дошкольном
возрасте.
- Познавательное развитие в дошкольном
возрасте.
- Развитие личности в дошкольном возрасте.
- Цели и задачи диагностики дошкольников.
- Методы диагностики дошкольников.
- Формы диагностики детей дошкольного
возраста.
- Особенности постановки психологического
диагноза при проведении диагностики
дошкольников.
- Специфика диагностического метода и
его место в системе психологических методов.
- Объективный, субъективный, проективный
диагностические подходы.
- Классификации психодиагностических
методик по различным основаниям.
- Характеристика основных методов диагностики
развития детей дошкольного возраста.
- Освоение бытовых процессов в младенчестве
и раннем детстве.
- Развитие культурно-гигиенических навыков
в дошкольном возрасте.
- Взаимоотношения детей со взрослыми
и сверстниками в бытовой деятельности.
- Методики диагностики сформированности
культурно-гигиенических навыков:
материал, ход исследования, анализ данных.
- Предпосылки развития предметной деятельности
в младенчестве.
- Развитие предметной деятельности в
раннем детстве.
- Методики диагностики предметной деятельности:
материал, ход исследования, анализ данных.
- Предпосылки формирования трудовой деятельности
в раннем детстве.
- Направления в развитии трудовой деятельности
дошкольника.
- Условия и этапы формирования трудовых
умений и навыков.
- Развитие видов и форм трудовой деятельности.
- Особенности взаимоотношений детей в
совместной деятельности.
- Методики диагностики трудовой деятельности:
материал, ход исследования, анализ данных.
- Предпосылки возникновения сюжетно-ролевой
игры в младенчестве и раннем детстве.
- Структура сюжетно-ролевой игры в дошкольном
детстве.
- Взаимодействия детей в сюжетно-ролевой
игре.
- Особенности дидактической, подвижной,
строительно-конструктивной игры, игры-драматизации.
- Методики диагностики игровой деятельности:
материал, ход исследования, анализ данных.
- Предпосылки возникновения изобразительной
деятельности в раннем детстве.
- Стадии развития рисования.
- Характеристика изобразительной деятельности
дошкольника.
- Методики диагностики изобразительной
деятельности: материал, ход исследования,
анализ данных.
- Предпосылки музыкального развития в
младенчестве и раннем детстве.
- Развитие музыкальной деятельности у
дошкольников.
- Особенности восприятия музыки дошкольниками.
- Методики диагностики музыкальной деятельности:
материал, ход исследования, анализ данных.
- Предпосылки развития воли в младенчестве
и раннем детстве.
- Основные направления развития воли
в дошкольном возрасте.
- Развитие волевых качеств и волевых привычек
к регулярному труду, физической и гигиенической
культуре, к сдержанности и др.
- Методики диагностики произвольности
поведения и воли: материал методик, ход
исследования, анализ данных.
- Освоение нравственных норм и правил
поведения дошкольником.
- Психологическая характеристика негативных
личностных проявлений дошкольника.
- Методики диагностики осознания нравственных
норм: материал методик, ход исследования,
анализ данных.
- Развитие ориентировки в свойствах предметов.
- Развитие видов восприятия.
- Развитие произвольности восприятия.
- Особенности проявления памяти в младенчестве
и раннем детстве.
- Основные направления развития памяти
в дошкольном возрасте.
- Развитие видов памяти.
- Развитие процессов памяти.
- Методики диагностики развития восприятия
и памяти: материал методик, ход исследования,
анализ данных.
- Предпосылки развития воображения в
раннем возрасте.
- Основные направления развития воображения
дошкольника.
- Развитие видов воображения.
- Характеристика образов воображения
и операций их создания у дошкольника.
- Предпосылки развития речи в младенчестве.
Развитие речи в раннем детстве.
- Основные направления развития речи
в дошкольном возрасте.
- Развитие функций и видов речи в дошкольном
возрасте.
- Методики диагностики развития воображения
и речи: материал методик, ход исследования,
анализ данных.
- Предпосылки развития мышления в младенчестве.
Развитие мышления в раннем детстве.
- Специфика наглядно-действенного и наглядно-образного
мышления.
- Основные направления развития мышления
дошкольника.
- Развитие мыслительных операций.
- Методики диагностики развития мышления:
материал методик, ход исследования, анализ
данных.