Психологическая диагностика развития дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 00:00, реферат

Краткое описание

Цель освоения дисциплины «Психологическая диагностика развития дошкольников (с практикумом)» - формирование у студентов умения осуществлять диагностическое обследование интеллектуального и личностного развития дошкольника.
Реализация цели освоения дисциплины предполагает решение следующих задач:
ознакомление студентов с методами и методиками диагностики психологических особенностей дошкольников;

Вложенные файлы: 1 файл

33.МР_Психологическая диагностика развития дошкольника.doc

— 470.50 Кб (Скачать файл)

 

Основная литература

  1. Абраменкова В.В. Развитие гуманных отношений ребенка и социальная психология детства // Вопросы психологии. – 1986. - № 4. – С. 27 – 36.
  2. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. - СПб., 2003.
  3. Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. – М., 1986.
  4. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей» / Под ред. Е.А. Стребелевой. – 4-е изд. – М., 2009.
  5. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста / Отв. ред. Т.С. Комарова. – М., 1983.
  6. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Соотношение непосредственных и опосредованных побудителей нравственного поведения детей // Вопросы психологии. – 2001. - № 1. – С. 26 – 36.
  7. Субботинский Е.В. Нравственное развитие дошкольника // Вопросы психологии. – 1983. - № 4. – С. 29 – 38.
  8. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений и работников дошк. учреждений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – С. 59 – 64.
  9. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. – М., 1984.
  10. Якобсон С.Г., Морева Г.И. Адекватная самооценка как условие нравственного воспитания дошкольников // Вопросы психологии. – 1985. - № 3. – С. 55 – 61.
  11. Якобсон С.Г., Прусс И.В. Последняя победа Буратино. Формирование морального сознания у дошкольников. – М., 1983.

 

Дополнительная литература

  1. Детская психология / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск, 1988.
  2. Люблинская А.А. Детская психология. – М., 1971.
  3. Мухина В.С. Детская психология. 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1985.
  4. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1998.
  5. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Руководство по психологической диагностике: дошкольный и младший школьный возраст. - М., 2000.
  6. Субботинский Е.В. Формирование морального действия у дошкольников // Вопросы психологии. – 1979. - № 3. – С. 47 – 55.

 

 

Лабораторное Занятие 3.

Тема: методики Диагностики развития восприятия и памяти

 

Цель: знакомство и практическая работа студентов с методиками диагностики развития восприятия и памяти.

Задачи

  1. Дать общее представление о практике использования методик диагностики развития восприятия и памяти.
  2. Описать требования к диагностическим процедурам методик.
  3. Провести обследование ребенка по методикам диагностики развития восприятия и памяти.
  4. Провести обработку результатов.
  5. Сформулировать психолого-педагогические рекомендации по развитию восприятия и памяти ребенка.

 

Оборудование

Методики диагностики развития восприятия и памяти:

  • методика «Найди парные картинки», направленная на выявление уровня развития зрительного восприятия предметных картинок, понимание жестовой инструкции у детей 2 – 3 лет;
  • методика «Поиграй с цветными кубиками», направлено на выявление умений ребенка выделять цвет как признак, различать и называть цвета у детей 2 – 3 лет;
  • методика «Сложи разрезанные картинки», направленная на выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки у детей 2 – 3 лет;
  • методика «Изучение наблюдательности и свойств внимания у детей 3 – 7 лет»;
  • методика «Изучение восприятия, непроизвольной образной памяти и связной речи на материале описания игрушки у детей 3 – 7 лет»;
  • методика «Коробка форм», направленная на проверку уровня развития ориентировки на форму у детей 3 – 5 лет;
  • методика «Разбери и сложи матрешку (четырехсоставную)», направленная на проверку уровня развития ориентировки на величину у детей 3 – 4 лет;
  • методика «Разбери и сложи матрешку (пятисоставную)», направленная на проверку развития ориентировки на величину у детей 4 – 5 лет;
  • методика «Группировка игрушек» (адаптированный вариант методики Л.А. Венгера), направленная на выявление уровня развития восприятия формы, умения использовать геометрические эталоны (образцы) при определении общей формы конкретных предметов, т.е. выполнения группировки по форме у детей 3 – 4 лет;
  • методика «Сложи разрезанную картинку», направленная на выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения на картинке у детей 3 – 5 лет;
  • методика «Включение в ряд (методика А.А. Венгер), направленная на установление контакта ребенка со взрослым и выявление уровня развития зрительного восприятия, а именно – ориентировки на величину у детей 5 – 6 лет;
  • методика «Коробка форм», направленная на проверку уровня развития зрительной ориентировки на форму у детей 5 – 6 лет;
  • методика «Построй из палочек (лесенка)», направленная на выявление уровня развития конструктивных способностей, умения работать по памяти, по образцу у детей 5 – 6 лет;
  • методика «Сложи разрезанную картинку» (из четырех частей), направленная на выявление уровня развития целостного восприятия сюжетного изображения на картинке у детей 5 – 6 лет;
  • методика «Сложи» (разрезанная картинка «Клоун»), направленная на выявление уровня развития интереса к познавательным задачам, установление сотрудничества с незнакомым взрослым в новой обстановке, выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения у детей 6 – 7 лет;
  • методика «Узнавание фигур» (тест Бернштейна), направленная на проверку уровня развития памяти у детей 6 – 7 лет и другие методики.

 

Вопросы для обсуждения

  1. Развитие ориентировки в свойствах предметов.
  2. Развитие видов восприятия.
  3. Развитие произвольности восприятия.
  4. Особенности проявления памяти в младенчестве и раннем детстве.
  5. Основные направления развития памяти в дошкольном возрасте.
  6. Развитие видов памяти.
  7. Развитие процессов памяти.
  8. Методики диагностики развития восприятия и памяти.

 

Задания для самостоятельной работы

  1. Подготовить презентацию методик диагностики развития восприятия и памяти.
  2. Разработать анкету для родителей, направленную на выявление особенностей развития восприятия и памяти ребенка.
  3. Подобрать картины для рассматривания и рассказывания детьми с целью развития свойств и видов внимания, наблюдательности, связной речи. Составить по ним вопросы.
  4. Подобрать дидактические игры для детей с целью развития восприятия цвета, формы, величины.
  5. Составить планы работы с детьми, имеющими недостатки в развитии памяти и восприятия детей, используя подобранные картины и дидактические игры.
  6. Составить рекомендации для родителей по развитию восприятия и памяти ребенка в семье и организации наблюдений за животными и птицами.
  7. Подготовить материал для консультаций родителей по темам: «Перескажем сказку», «Как выучить стихотворение», «Наблюдайте вместе с малышом», «Если у ребенка плохая память», «Как заучивать с малышом стихи (пересказывать)».

 

Основная литература

  1. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б.  Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М., 1988.
  2. Гнедова Н.М., Елинова С.М. Произвольная память детей 4 – 6 лет в условиях общения // Вопросы психологии. – 1985. - № 3. – С. 67 – 71.
  3. Житникова Л.И. Учите детей запоминать. – 3-е изд., доп. – М., 1985.
  4. Запорожец А.В. Развитие ощущений и восприятий в раннем дошкольном возрасте // Избр. психол. труды: В 2 т. – М., 1986. – Т. 1. – С. 91 – 99.
  5. Истомина З.И. Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. – М., 1995. – С. 75 – 90.
  6. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. - СПб., 2003.
  7. Лебедева С. О возможностях развития образной памяти // Дошкольное воспитание. – 1985. - № 8. – С. 52 – 54.
  8. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. – М., 1996.
  9. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей» / Под ред. Е.А. Стребелевой. – 4-е изд. – М., 2009.
  10. Рошка Г. Что и почему запоминает ребенок // Дошкольное воспитание. – 1986. - № 3. – С. 30 – 33.
  11. Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.Н. Поддъякова, В.Н. Аванесовой. – 2-е изд. – М., 1981.
  12. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений и работников дошк. учреждений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – С. 65 – 74.

 

Дополнительная литература

  1. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М., 1964.
  2. Венгер Л.А. Восприятие и обучения. – М., 1969.
  3. Возрастные и индивидуальные различия памяти / Под ред. А.В. Смирнова. – М., 1967. – С. 3 – 111.
  4. Генезис сенсорных способностей / Под ред. Л.А. Венгера. – М., 1976.
  5. Детская психология / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск, 1988.
  6. Ендовицкая Т.В. Развитие ощущений и восприятий // Психология детей дошкольного возраста. Развитие познаваемых процессов / Под ред. А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина. – М., 1964. – С. 13 – 71.
  7. Ендовицкая Т.В. Развитие памяти // Психология детей дошкольного возраста. Развитие познаваемых процессов / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М., 1964. – С. 94 – 114.
  8. Истомина З.И. Развитие памяти. – М., 1978.
  9. Люблинская А.А. Детская психология. – М., 1971.
  10. Мухина В.С. Детская психология. 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1985.
  11. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1998.
  12. Развитие логической памяти у детей / Под ред. А.А. Смирнова. – М., 1976. – С. 4 – 72, 187 – 255.
  13. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Руководство по психологической диагностике: дошкольный и младший школьный возраст. - М., 2000.
  14. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду / Под ред. А.П. Усовой, Н.П. Саккулиной. – М., 1965.

 

 

лабораторное Занятие 4.

Тема: методики Диагностики развития воображения и речи

 

Цель: знакомство и практическая работа студентов с методиками диагностики развития воображения и речи.

Задачи

  1. Дать общее представление о практике использования методик диагностики развития воображения и речи.
  2. Описать требования к диагностическим процедурам методик.
  3. Провести обследование ребенка по методикам диагностики развития воображения и речи.
  4. Провести обработку результатов.
  5. Сформулировать психолого-педагогические рекомендации по развитию воображения и речи ребенка.

 

Оборудование

Методики диагностики развития воображения и речи:

  • методика «Изучение связной речи и воображения дошкольников на материале творческого рассказывания у детей 3 – 7 лет»;
  • методика «Сюжетные картинки», направленная на выявление понимания сюжетного изображения, уровня развития связной речи детей 3 – 4 лет;
  • методика «Расскажи» (сюжетная картинка «Зимой»), направленная на выявление уровня понимания, восприятия сюжетного изображения, развития связной речи у детей 4 – 5 лет;
  • методика «Составление рассказа по картинке», направленная на определение уровня развития связной речи у детей 5 -7 лет;
  • методика «Последовательные картинки», направленная на определение уровня развития связной речи и элементов логического мышления у детей 5 -7 лет;
  • методика «Дорисуй рисунок», направленная на определение уровня развития образного воображения у детей 5 – 7 лет;
  • методика «Звуковой анализ слова», направленная на выявление умения анализировать звуковой состав слова, определение уровня развития предпосылок к обучению грамоте у детей 6 – 7 лет и другие методики.

 

Вопросы для обсуждения

    1. Предпосылки развития воображения в раннем возрасте.
    2. Основные направления развития воображения дошкольника.
    3. Развитие видов воображения.
    4. Характеристика образов воображения  и операций их создания у дошкольника.
    5. Предпосылки развития речи в младенчестве. Развитие речи в раннем детстве.
    6. Основные направления развития речи в дошкольном возрасте.
    7. Развитие функций и видов речи в дошкольном возрасте.
    8. Методики диагностики развития воображения и речи.

 

Задания для самостоятельной работы

  1. Подготовить презентацию методик диагностики развития воображения и речи.
  2. Разработать анкету для родителей, направленную на выявление особенностей развития воображения и речи ребенка.
  3. Подобрать материал для рассказывания (предметные картинки, игрушки, серии картинок, начала сказок, их темы и планы).
  4. Подобрать дидактические игры, направленные на развитие воображения детей.
  5. Разработать планы работы с детьми, имеющими недостатки в развитии связной речи, используя подобранный материал и дидактические игры.
  6. Составить рекомендации для родителей по руководству развитием связной речи и воображения ребенка в семье.
  7. Подготовить материал для консультаций родителей по темам: «Учить малыша рассказывать», «Что и как читать ребенку», «Придумаем сказку».

 

Основная литература

  1. Богуш А.М. Речевая подготовка детей к школе. – Киев, 1984.
  2. Ветрова В.В., Смирнова Е.О. Ребенок учится говорить. – М., 1988.
  3. Воспитание детей раннего возраста / Е.О. Смирнова и др. – М., 1996.
  4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. – 3-е изд. – М., 1991.
  5. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М., 1986.
  6. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника // Вопросы психологии. – 1988. - № 6. – С. 52 – 59.
  7. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. – М., 1996.
  8. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. – М., 2001.
  9. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. - СПб., 2003.
  10. Карпова С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка / Отв. ред. В.К. Бояринчук. – Ростов н/Дону, 1987.
  11. Кириллова Г.Д. Развитие воображения в детстве (ранний и дошкольный возраст). – Орел, 1992.
  12. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. – М., 1996.
  13. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М.И. Лисиной. – М., 1985.
  14. Палагина Н.Н. Воображение у самого истока. Психологические механизмы формирования. – М., 1997.
  15. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей» / Под ред. Е.А. Стребелевой. – 4-е изд. – М., 2009.
  16. Рубинштейн С.Л. Развитие речи детей // Основы общей психологии: В 2 т. – М., 1989. – Т. 1. – С. 460 – 483.
  17. Сапогова Е.Е. Азбука воображения. – М., 1995.
  18. Сапогова Е.Е. Соотношение частей и целого как один из важнейших механизмов детского воображения // Вопросы психологии. – 1990. - № 6. – С. 45 – 52.
  19. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. – М., 2002.
  20. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений и работников дошк. учреждений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – С. 75 – 79.
  21. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М., 2001.
  22. Эльконин Д.Б. Развитие речи в раннем детстве // Избр. психол. труды. – М., 1989. – С. 365 – 380.

Информация о работе Психологическая диагностика развития дошкольников