Основная литература
- Веракса Н.Е., Булычева А.И. Развитие умственной
одаренности в дошкольном возрасте // Вопросы
психологии. – 2003. - № 6. – С. 17 – 31.
- Запорожец А.В. Развитие логического
мышления у детей в дошкольном возрасте
// Вопросы психологии детей дошкольного
возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В.
Запорожца. – М., 1995. – С. 91 – 101.
- Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая
диагностика в детском саду. - СПб., 2003.
- Обухова Л.Ф., Чурбанова С.М. Развитие
дивергентного мышления в детском возрасте.
– М., 1994.
- Пантина Н.С. Становление интеллекта
в дошкольном возрасте. – М., 1996.
- Поддъяков Н.Н. Умственное воспитание
дошкольника // Основы дошкольной педагогики
/ Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой.
– М., 1980. – С. 148 – 181.
- Психолого-педагогическая диагностика
развития детей раннего и дошкольного
возраста: метод пособие: с прил. альбома
«Нагляд. материал для обследования детей»
/ Под ред. Е.А. Стребелевой. – 4-е изд. –
М., 2009.
- Развитие мышления и умственное воспитание
дошкольника / Под ред. Н.Н. Поддъякова,
А.Ф. Говорковой. – М., 1985.
- Развитие познавательных способностей
в процессе дошкольного воспитания / Под
ред. Л.А. Венгера. – М., 1986. – Гл. 1, 7.
- Синельников Б.В. Формирование образного
мышления у дошкольников // Вопросы психологии.
– 1991. – № 5. – С. 15 – 23.
- Слово и образ в решении познавательных
задач дошкольниками / Под ред. Л.А. Венгера.
– М., 1996.
- Урунтаева Г.А. Диагностика психологических
особенностей дошкольника: Практикум
для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений
и работников дошк. учреждений. – 2-е изд.,
стереотип. – М.: Издательский центр «Академия»,
1999. – С. 80 – 89.
Дополнительная литература
- Детская психология / Под ред. Я.Л. Коломинского,
Е.А. Панько. – Минск, 1988.
- Запорожец А.В. Развитие мышления // Психология
детей дошкольного возраста. Развитие
познаваемых процессов / Под ред. А.В. Запорожца,
Д.Б. Эльконина. – М., 1964. – С. 183 – 246.
- Люблинская А.А. Детская психология. –
М., 1971.
- Мухина В.С. Детская психология. 2-е изд.,
перераб. и доп. – М., 1985.
- Мухина В.С. Возрастная психология. –
М., 1998.
- Новоселова Н.Н. Развитие мышления в раннем
детстве. – М., 1978.
- Обухова Л.Ф. Этапы развития детского
мышления. – М., 1972.
- Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника.
– М., 1977.
- Семаго М.М., Семаго Н.Я. Руководство по
психологической диагностике: дошкольный
и младший школьный возраст. - М., 2000.
Занятие 17.
Тема: рисуночные
тесты в психологической диагностике дошкольника
План
- Характеристика психологического механизма
проекции.
- Виды проективных методик, их особенности.
- Экспрессивные тесты как разновидность
проективных методик.
- Клинический, исследовательский и психологический
подходы к интерпретации рисунков.
- Рисуночные тесты в психологической
диагностике дошкольника.
Вопросы по теме
- Дайте характеристику психологическому
механизму проекции.
- Назовите виды проективных методик, раскройте
их особенности.
- Охарактеризуйте экспрессивные тесты
как разновидность проективных методик.
Назовите их достоинства и недостатки.
- Раскройте особенности сложившихся подходов
к интерпретации рисунков.
- Назовите основные этапы развития детского
рисунка.
- Опишите рисуночные тесты, используемые
в диагностике дошкольников.
- Назовите основные ошибки, допускаемые
при интерпретации детских рисунков.
Задания для самостоятельной
работы
- Подготовить конспект
- Изучить методики следующие методики
диагностики личности и межличностных
отношений: тест Коха «Дерево», «Несуществующее
животное», «Рисунок семьи», «Человек»,
«Человек под дождем».
- Провести тестирование по тесту Коха
«Дерево», обработать и проинтерпретировать
полученные результаты.
Основная литература
- Анастази А., Урбина С. Психологическое
тестирование. – СПб.: Питер, 2001.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник
по психодиагностике. – СПб.: Питер Ком,1999.
- Бодалев А.А. Столин В.В. Общая психодиагностика.
– СПб.: Речь, 2000.
- Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая
диагностика в детском саду. – СПб., 2003.
- Психологическая диагностика: Проблемы
и исследования / Под ред. К.М. Гуревича.
– М., 1981.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического
психолога в образовании. – М., 1990.
- Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические
методы в психологической диагностике.
– М., 1992.
- Мира-и-Лопес Е. Графическая методика
исследования личности. – СПб., 2002.
- Семаго Н. Детский рисунок. Этапы развития
и качественная оценка // Школьный психолог.
– 2003. – № 35. – С. 9 – 16.
- Степанов С. Тест «Нарисуй человека»
как метод диагностики интеллекта // Школьный
психолог. – 2002. – № 46 (книга в газете).
Дополнительная литература
- Ахутина Т., Меликян З. Копирование перспективного
рисунка (Диагностическая проба для старших
дошкольников) // Школьный психолог. –
2002. – №16. – С. 8 – 9.
- Баранова О. Рисунок семьи. Диагностика
межличностных отношений детей в семье
// Школьный психолог. – 2001. – № 29 (книга
в газете).
- Батов В.И. Психологический анализ детского
рисунка на тему Чернобыльской аварии
// Вопросы психологии. – 1997. – № 1. – С.
33 – 44.
- Жуковский И. Тест «Несуществующее животное»
// Школьный психолог. – 2000. – № 26 (книга
в газете).
- Лебедева Л., Лебедева О. Жила-была рябина…
диагностический потенциал детских рисунков
в арт-терапии // Школьный психолог. – 2001.
– № 32, 33.
- Степанов С. О чем говорят рога и клыки?
// Школьный психолог. – 2001. – № 18 (книга
в газете).
- Юринова Н. Человек под дождем. Графическая
психодиагностическая методика // Школьный
психолог. – 2000. – № 33. – С. 8 – 9.
Лабораторное Занятие 1.
Тема: методики
диагностики произвольности поведения
и воли
Цель: знакомство и практическая работа
студентов с методиками диагностики произвольности
поведения и воли.
Задачи
- Дать общее представление о практике
использования методик диагностики произвольности
поведения и воли.
- Описать требования к диагностическим
процедурам методик.
- Провести обследование ребенка по методикам
диагностики произвольности поведения
и воли.
- Провести обработку результатов.
- Сформулировать психолого-педагогические
рекомендации по развитию произвольности
поведения и воли ребенка.
Оборудование
Методики диагностики произвольности
поведения и воли:
- методика «Изучение произвольности поведения
и внимания у детей 2 – 7 лет в подвижной
игре»;
- методика «Дом животного» (адаптированный
вариант методики Д. Векслера), направленная
на проверку умения действовать целенаправленно,
ориентируясь на образец, на проверку
уровня восприятия цвета у детей 4 – 5 лет
и другие методики.
Вопросы для обсуждения
- Предпосылки развития воли в младенчестве
и раннем детстве.
- Основные направления развития воли
в дошкольном возрасте.
- Развитие волевых качеств и волевых привычек
к регулярному труду, физической и гигиенической
культуре, к сдержанности и др.
- Методики диагностики произвольности
поведения и воли.
Задания для самостоятельной
работы
- Подготовить презентацию методик диагностики
произвольного поведения и воли: «Изучение
произвольности поведения и внимания
у детей 2 – 7 лет в подвижной игре»; «Дом
животного» (адаптированный вариант методики
Д. Векслера), направленной на проверку
умения действовать целенаправленно,
ориентируясь на образец, на проверку
уровня восприятия цвета у детей 4 – 5 лет
и других методик.
- Разработать анкету для родителей, направленную
на выявление особенностей развития произвольного
поведения и воли ребенка.
- Подобрать подвижные игры, развивающие
умение подчиняться речевому сигналу
взрослого, переключение внимания и мобилизацию
волевых усилий у детей 2 – 7 лет.
- Составить возможный план работы с детьми,
имеющими недостатки развития произвольного
поведения и воли, используя подобранные
подвижные игры.
- Предложить приемы управления вниманием
и развития произвольного поведения детей.
Составить перспективные планы работы
с детьми по этим направлениям.
- Подготовить рекомендации для родителей
по развитию произвольного поведения
и волевых качеств у дошкольника в семье.
- Подготовить материал для консультаций
родителей по темам: «Научите малыша выполнять
правила игры», «Развивайте у ребенка
волевые качества».
Основная литература
- Ананьев Б.Г. Развитие воли и характера
в процессе дошкольного воспитания // Избр.
психол. труды: В 2 т. – М., 1980. – Т. 2. – С.
88 – 102.
- Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая
диагностика в детском саду. - СПб., 2003.
- Кравцов Г., Кожарина Л., Плашева Л. Царевна
Несмеяна и другие, или воспитание произвольности
// Дошкольное воспитание. – 1991. - № 11. –
С. 61 – 64.
- Психолого-педагогическая диагностика
развития детей раннего и дошкольного
возраста: метод пособие: с прил. альбома
«Нагляд. материал для обследования детей»
/ Под ред. Е.А. Стребелевой. – 4-е изд. –
М., 2009.
- Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности
в раннем и дошкольном возрастах. – М.,
1998.
- Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности
в раннем онтогенезе // Вопросы психологии.
– 1990. - № 3. – С. 49 – 58.
- Урунтаева Г.А. Диагностика психологических
особенностей дошкольника: Практикум
для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений
и работников дошк. учреждений. – 2-е изд.,
стереотип. – М.: Издательский центр «Академия»,
1999. – С. 55 – 58.
- Циркун Н.А. Развитие воли у дошкольников.
– Мн., 1991.
- Шульга Т.И. Проблемы волевой регуляции
в онтогенезе // Вопросы психологии. –
1994. - № 1. – С. 105 – 110.
Дополнительная литература
- Детская психология / Под ред. Я.Л. Коломинского,
Е.А. Панько. – Минск, 1988.
- Люблинская А.А. Детская психология. –
М., 1971.
- Котырло В.К. Развитие волевого поведения
у дошкольников. – Киев, 1971.
- Мухина В.С. Детская психология. 2-е изд.,
перераб. и доп. – М., 1985.
- Мухина В.С. Возрастная психология. –
М., 1998.
- Неверович Я.З. Развитие воли у дошкольника
// Психология личности и деятельности
дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б.
Эльконина. – М., 1965. – С. 71 – 107.
- Непомнящая Н.И. Структура произвольной
деятельности у детей дошкольного возраста
// Развитие познавательных и волевых процессов
у дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца,
Я.З. Неверович. – М., 1965. – С. 358 – 395.
- Семаго М.М., Семаго Н.Я. Руководство по
психологической диагностике: дошкольный
и младший школьный возраст. - М., 2000.
Лабораторное Занятие 2.
Тема: методики
диагностики осознания нравственных норм
Цель: знакомство и практическая
работа студентов с методиками диагностики
осознания нравственных норм.
Задачи
- Дать общее представление о практике
использования методик диагностики осознания
нравственных норм.
- Описать требования к диагностическим
процедурам методик.
- Провести обследование ребенка по методикам
диагностики осознания нравственных норм.
- Провести обработку результатов.
- Сформулировать психолого-педагогические
рекомендации по нравственному развитию
ребенка.
Оборудование
Методики диагностики осознания
нравственных норм:
- методика «Изучение осознания нравственных
норм и объяснительной речи у детей 3 –
7» другие методики.
Вопросы для обсуждения
- Освоение нравственных норм и правил
поведения дошкольником.
- Психологическая характеристика негативных
личностных проявлений дошкольника.
- Методики диагностики осознания нравственных
норм.
Задания для самостоятельной
работы
- Подготовить презентацию методик диагностики
произвольного поведения и воли: «Изучение
осознания нравственных норм и объяснительной
речи у детей 3 – 7» другие методики.
- Разработать анкету для родителей, направленную
на выявление особенностей нравственного
развития ребенка.
- Подобрать литературные произведения,
картинки для этических бесед с детьми
и составить вопросы к ним.
- Разработать этические беседы для детей
о нравственных качествах (трусость –
смелость, жадность – щедрость, лживость
– правдивость).
- Составить индивидуальные планы работы
с детьми, имеющими негативные личностные
проявления (капризы, упрямство, лживость,
жестокость, драчливость и пр.), и с детьми,
часто нарушающими нравственные нормы.
- Составить перспективный план работы
по нравственному воспитанию с использованием
подобранного материала.
- Подготовить рекомендации родителям
для коррекции негативных личностных
проявлений у ребенка.
- Подготовить материал для консультаций
родителей по темам: «Как воспитать сочувствие
и взаимопомощь», «Как рассказать ребенку
о нравственной норме», «Воспитываем дисциплинированность».