Психологическая диагностика развития дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 00:00, реферат

Краткое описание

Цель освоения дисциплины «Психологическая диагностика развития дошкольников (с практикумом)» - формирование у студентов умения осуществлять диагностическое обследование интеллектуального и личностного развития дошкольника.
Реализация цели освоения дисциплины предполагает решение следующих задач:
ознакомление студентов с методами и методиками диагностики психологических особенностей дошкольников;

Вложенные файлы: 1 файл

33.МР_Психологическая диагностика развития дошкольника.doc

— 470.50 Кб (Скачать файл)

 

Основная литература

 

  1. Веракса Н.Е., Булычева А.И. Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. – 2003. - № 6. – С. 17 – 31.
  2. Запорожец А.В. Развитие логического мышления у детей в дошкольном возрасте // Вопросы психологии детей дошкольного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. – М., 1995. – С. 91 – 101.
  3. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. - СПб., 2003.
  4. Обухова Л.Ф., Чурбанова С.М. Развитие дивергентного мышления в детском возрасте. – М., 1994.
  5. Пантина Н.С. Становление интеллекта в дошкольном возрасте. – М., 1996.
  6. Поддъяков Н.Н. Умственное воспитание дошкольника // Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. – М., 1980. – С. 148 – 181.
  7. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей» / Под ред. Е.А. Стребелевой. – 4-е изд. – М., 2009.
  8. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н. Поддъякова, А.Ф. Говорковой. – М., 1985.
  9. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А. Венгера. – М., 1986. – Гл. 1, 7.
  10. Синельников Б.В. Формирование образного мышления у дошкольников // Вопросы психологии. – 1991. – № 5. – С. 15 – 23.
  11. Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками / Под ред. Л.А. Венгера. – М., 1996.
  12. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений и работников дошк. учреждений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – С. 80 – 89.

 

 

Дополнительная литература

    1. Детская психология / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск, 1988.
    2. Запорожец А.В. Развитие мышления // Психология детей дошкольного возраста. Развитие познаваемых процессов / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М., 1964. – С. 183 – 246.
    3. Люблинская А.А. Детская психология. – М., 1971.
    4. Мухина В.С. Детская психология. 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1985.
    5. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1998.
    6. Новоселова Н.Н. Развитие мышления в раннем детстве. – М., 1978.
    7. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. – М., 1972.
    8. Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника. – М., 1977.
    9. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Руководство по психологической диагностике: дошкольный и младший школьный возраст. - М., 2000.

 

 

Занятие 17.

  • Тема: рисуночные тесты в психологической диагностике дошкольника
  •  

    План

    1. Характеристика психологического механизма проекции.
    2. Виды проективных методик, их особенности.
    3. Экспрессивные тесты как разновидность проективных методик.
    4. Клинический, исследовательский и психологический подходы к интерпретации рисунков.
    5. Рисуночные тесты в психологической диагностике дошкольника.

     

    Вопросы по теме

    1. Дайте характеристику психологическому механизму проекции.
    2. Назовите виды проективных методик, раскройте их особенности.
    3. Охарактеризуйте экспрессивные тесты как разновидность проективных методик. Назовите их достоинства и недостатки.
    4. Раскройте особенности сложившихся подходов к интерпретации рисунков.
    5. Назовите основные этапы развития детского рисунка.
    6. Опишите рисуночные тесты, используемые в диагностике дошкольников.
    7. Назовите основные ошибки, допускаемые при интерпретации детских рисунков.

     

    Задания для самостоятельной работы

    1. Подготовить конспект
    2. Изучить методики следующие методики диагностики личности и межличностных отношений: тест Коха «Дерево», «Несуществующее животное», «Рисунок семьи», «Человек», «Человек под дождем».
    3. Провести тестирование по тесту Коха «Дерево», обработать и проинтерпретировать полученные результаты.

     

  • Основная литература
    1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2001.
    2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер Ком,1999.
    3. Бодалев А.А. Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб.: Речь, 2000.
    4. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. – СПб., 2003.
    5. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуревича. – М., 1981.
    6. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1990.
    7. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. – М., 1992.
    8. Мира-и-Лопес Е. Графическая методика исследования личности. – СПб., 2002.
    9. Семаго Н. Детский рисунок. Этапы развития и качественная оценка // Школьный психолог. – 2003. – № 35. – С. 9 – 16.
    10. Степанов С. Тест «Нарисуй человека» как метод диагностики интеллекта // Школьный психолог. – 2002. – № 46 (книга в газете).

     

    Дополнительная литература

    1. Ахутина Т., Меликян З. Копирование перспективного рисунка (Диагностическая проба для старших дошкольников) // Школьный психолог. – 2002. – №16. – С. 8 – 9.
    2. Баранова О. Рисунок семьи. Диагностика межличностных отношений детей в семье // Школьный психолог. – 2001. – № 29 (книга в газете).
    3. Батов В.И. Психологический анализ детского рисунка на тему Чернобыльской аварии // Вопросы психологии. – 1997. – № 1. – С. 33 – 44.
    4. Жуковский И. Тест «Несуществующее животное» // Школьный психолог. – 2000. – № 26 (книга в газете).
    5. Лебедева Л., Лебедева О. Жила-была рябина… диагностический потенциал детских рисунков в арт-терапии // Школьный психолог. – 2001. – № 32, 33.
    6. Степанов С.  О чем говорят рога и клыки? // Школьный психолог. – 2001. – № 18 (книга в газете).
    7. Юринова Н. Человек под дождем. Графическая психодиагностическая методика // Школьный психолог. – 2000. –  № 33. – С. 8 – 9.

     

     

    Лабораторное Занятие 1.

    Тема: методики диагностики произвольности поведения и воли

     

    Цель: знакомство и практическая работа студентов с методиками диагностики произвольности поведения и воли.

    Задачи

    1. Дать общее представление о практике использования методик диагностики произвольности поведения и воли.
    2. Описать требования к диагностическим процедурам методик.
    3. Провести обследование ребенка по методикам диагностики произвольности поведения и воли.
    4. Провести обработку результатов.
    5. Сформулировать психолого-педагогические рекомендации по развитию произвольности поведения и воли ребенка.

     

    Оборудование

    Методики диагностики произвольности поведения и воли:

    • методика «Изучение произвольности поведения и внимания у детей 2 – 7 лет в подвижной игре»;
    • методика «Дом животного» (адаптированный вариант методики Д. Векслера), направленная на проверку умения действовать целенаправленно, ориентируясь на образец, на проверку уровня восприятия цвета у детей 4 – 5 лет и другие методики.

     

    Вопросы для обсуждения

    1. Предпосылки развития воли в младенчестве и раннем детстве.
    2. Основные направления развития воли в дошкольном возрасте.
    3. Развитие волевых качеств и волевых привычек к регулярному труду, физической и гигиенической культуре, к сдержанности и др.
    4. Методики диагностики произвольности поведения и воли.

     

    Задания для самостоятельной работы

    1. Подготовить презентацию методик диагностики произвольного поведения и воли: «Изучение произвольности поведения и внимания у детей 2 – 7 лет в подвижной игре»; «Дом животного» (адаптированный вариант методики Д. Векслера), направленной на проверку умения действовать целенаправленно, ориентируясь на образец, на проверку уровня восприятия цвета у детей 4 – 5 лет и других методик.
    2. Разработать анкету для родителей, направленную на выявление особенностей развития произвольного поведения и воли ребенка.
    3. Подобрать подвижные игры, развивающие умение подчиняться речевому сигналу взрослого, переключение внимания и мобилизацию волевых усилий у детей 2 – 7 лет.
    4. Составить возможный план работы с детьми, имеющими недостатки развития произвольного поведения и воли, используя подобранные подвижные игры.
    5. Предложить приемы управления вниманием и развития произвольного поведения детей. Составить перспективные планы работы с детьми по этим направлениям.
    6. Подготовить рекомендации для родителей по развитию произвольного поведения и волевых качеств у дошкольника в семье.
    7. Подготовить материал для консультаций родителей по темам: «Научите малыша выполнять правила игры», «Развивайте у ребенка волевые качества».

     

    Основная литература

    1. Ананьев Б.Г. Развитие воли и характера в процессе дошкольного воспитания // Избр. психол. труды: В 2 т. – М., 1980. – Т. 2. – С. 88 – 102.
    2. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. - СПб., 2003.
    3. Кравцов Г., Кожарина Л., Плашева Л. Царевна Несмеяна и другие, или воспитание произвольности // Дошкольное воспитание. – 1991. - № 11. – С. 61 – 64.
    4. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей» / Под ред. Е.А. Стребелевой. – 4-е изд. – М., 2009.
    5. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. – М., 1998.
    6. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. – 1990. - № 3. – С. 49 – 58.
    7. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений и работников дошк. учреждений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – С. 55 – 58.
    8. Циркун Н.А. Развитие воли у дошкольников. – Мн., 1991.
    9. Шульга Т.И. Проблемы волевой регуляции в онтогенезе // Вопросы психологии. – 1994. - № 1. – С. 105 – 110.

     

    Дополнительная литература

    1. Детская психология / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск, 1988.
    2. Люблинская А.А. Детская психология. – М., 1971.
    3. Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. – Киев, 1971.
    4. Мухина В.С. Детская психология. 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1985.
    5. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1998.
    6. Неверович Я.З. Развитие воли у дошкольника // Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М., 1965. – С. 71 – 107.
    7. Непомнящая Н.И. Структура произвольной деятельности у детей дошкольного возраста // Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. – М., 1965. – С. 358 – 395.
    8. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Руководство по психологической диагностике: дошкольный и младший школьный возраст. - М., 2000.

     

     

    Лабораторное Занятие 2.

    Тема: методики диагностики осознания нравственных норм

     

    Цель: знакомство и практическая работа студентов с методиками диагностики осознания нравственных норм.

    Задачи

    1. Дать общее представление о практике использования методик диагностики осознания нравственных норм.
    2. Описать требования к диагностическим процедурам методик.
    3. Провести обследование ребенка по методикам диагностики осознания нравственных норм.
    4. Провести обработку результатов.
    5. Сформулировать психолого-педагогические рекомендации по нравственному развитию ребенка.

     

    Оборудование

    Методики диагностики осознания нравственных норм:

    • методика «Изучение осознания нравственных норм и объяснительной речи у детей 3 – 7» другие методики.

     

    Вопросы для обсуждения

      1. Освоение нравственных норм и правил поведения дошкольником.
      2. Психологическая характеристика негативных личностных проявлений дошкольника.
      3. Методики диагностики осознания нравственных норм.

     

    Задания для самостоятельной работы

    1. Подготовить презентацию методик диагностики произвольного поведения и воли: «Изучение осознания нравственных норм и объяснительной речи у детей 3 – 7» другие методики.
    2. Разработать анкету для родителей, направленную на выявление особенностей нравственного развития ребенка.
    3. Подобрать литературные произведения, картинки для этических бесед с детьми и составить вопросы к ним.
    4. Разработать этические беседы для детей о нравственных качествах (трусость – смелость, жадность – щедрость, лживость – правдивость).
    5. Составить индивидуальные планы работы с детьми, имеющими негативные личностные проявления (капризы, упрямство, лживость, жестокость, драчливость и пр.), и с детьми, часто нарушающими нравственные нормы.
    6. Составить перспективный план работы по нравственному воспитанию с использованием подобранного материала.
    7. Подготовить рекомендации родителям для коррекции негативных личностных проявлений у ребенка.
    8. Подготовить материал для консультаций родителей по темам: «Как воспитать сочувствие и взаимопомощь», «Как рассказать ребенку о нравственной норме», «Воспитываем дисциплинированность».

    Информация о работе Психологическая диагностика развития дошкольников