Дополнительная литература
- Детская психология / Под ред. Я.Л. Коломинского,
Е.А. Панько. – Минск, 1988.
- Кольцова М.М., Знаменская А.Н. Воспитание
полезных навыков и привычек у детей. –
М., 1965.
- Люблинская А.А. Детская психология. –
М., 1971.
- Мухина В.С. Детская психология. 2-е изд.,
перераб. и доп. – М., 1985.
- Мухина В.С. Возрастная психология. –
М., 1998.
- Семаго М.М., Семаго Н.Я. Руководство по
психологической диагностике: дошкольный
и младший школьный возраст. - М., 2000.
Занятие 7.
Тема: диагностика
предметной деятельности
План
- Предпосылки развития предметной деятельности
в младенчестве.
- Развитие предметной деятельности в
раннем детстве.
- Методики диагностики предметной деятельности.
Вопросы по теме
- Раскройте
предпосылки развития предметной деятельности
в младенчестве.
- Назовите
этапы формирования предметной деятельности.
- Опишите
особенности развития ручных, соотносящих
и орудийных действий.
- Опишите
особенности развития восприятия и внимания
в раннем детстве.
- Опишите
методики диагностики предметной деятельности
(материал методик, ход исследования, схемы
анализа данных).
Задания для самостоятельной
работы
- Подготовить конспекты по работе Д.Б.
Эльконина (7).
- Составить таблицу «Освоение предметных
действий в раннем детстве».
- Подготовить презентацию методик диагностики
предметной деятельности.
- Проанализировать протокол наблюдения
(6, с. 20 – 22).
- Подобрать дидактические игры, таблицы,
схемы, картинки, игрушки для развития
соотносящих действий, восприятия у детей
1 – 3 лет.
- Используя подобранный материал, составить
возможные индивидуальные планы работы
для детей с несформированными соотносящими
действиями.
- Подготовить рекомендации по развитию
предметной деятельности ребенка в семье.
- Подготовить материал для консультации
родителей по темам: «Как играть с дидактическими
игрушками», «Как руководить вниманием
детей в раннем детстве».
- Разработать анкету для родителей, направленную
на выявление особенностей развития предметных
действий детей.
Основная литература
- Воспитание детей раннего возраста /
Е.О. Смирнова, Н.Н. Авдеева, М.Н. Галигузова
и др. – М., 1996.
- Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая
диагностика в детском саду. - СПб., 2003.
- Печора К.Л., Панюхина Г.В., Голубева Л.Г.
Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях.
– М., 1986.
- Психолого-педагогическая диагностика
развития детей раннего и дошкольного
возраста: метод пособие: с прил. альбома
«Нагляд. материал для обследования детей»
/ Под ред. Е.А. Стребелевой. – 4-е изд. –
М., 2009.
- Уайт Б. Первые три года жизни. – М., 1982.
- Урунтаева Г.А. Диагностика психологических
особенностей дошкольника: Практикум
для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений
и работников дошк. учреждений. – 2-е изд.,
стереотип. – М.: Издательский центр «Академия»,
1999. – С. 18 – 22.
- Эльконин Д.Б. Заметки о развитии предметных
действий в раннем возрасте // Избр. психол.
труды. – М., 1989. – С. 130 – 141.
Дополнительная литература
- Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких
в детском саду. – М., 1968.
- Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего
возраста. – М., 1972.
- Детская психология / Под ред. Я.Л. Коломинского,
Е.А. Панько. – Минск, 1988.
- Люблинская А.А. Детская психология. –
М., 1971.
- Мухина В.С. Детская психология. 2-е изд.,
перераб. и доп. – М., 1985.
- Мухина В.С. Возрастная психология. –
М., 1998.
- Семаго М.М., Семаго Н.Я. Руководство по
психологической диагностике: дошкольный
и младший школьный возраст. - М., 2000.
- Щелованов Н.М., Аксарина Н.М. Воспитание
детей раннего возраста в детских учреждениях.
– М., 1955.
Занятие 8.
Тема: диагностика
трудовой деятельности
План
- Предпосылки
формирования трудовой деятельности в
раннем детстве.
- Направления в развитии трудовой деятельности
дошкольника.
- Условия и этапы формирования трудовых
умений и навыков.
- Развитие видов и форм трудовой деятельности.
- Особенности взаимоотношений детей в
совместной деятельности.
- Методики диагностики трудовой деятельности:
материал, ход исследования, анализ данных.
Вопросы по теме
- Назовите основные направления развития
трудовой деятельности дошкольника.
- Охарактеризуйте условия и этапы формирования
трудовых умений и навыков.
- Раскройте особенности становления структуры
волевого акта и развития волевых качеств
личности дошкольника.
- Охарактеризуйте развитие высших чувств
в дошкольном возрасте.
- Рассмотрите особенности взаимоотношений
детей в совместной деятельности.
- Раскройте влияние трудовой деятельности
на психическое развитие дошкольника.
- Опишите методики диагностики трудовой
деятельности (материал методик, ход исследования,
схемы анализа данных).
Задания для самостоятельной
работы
- Подготовить конспекты по источникам
4, 6, 11.
- Составить таблицу «Освоение детьми
3 – 7 лет разных видов труда».
- Подготовить презентацию методик диагностики
трудовой деятельности.
- Проанализировать протокол наблюдения
(10, с. 26 – 28; 30 – 31).
- Подобрать картинки, схемы для формирования
следующих трудовых навыков: мытье стульчиков,
поливка цветов, стирка кукольной одежды,
сервировка стола и др.
- Составить возможный перспективный план
развития трудовой деятельности дошкольников
в группе детского сада.
- Подготовить рекомендации для родителей
по руководству трудом ребенка в семье.
- Подготовить материал для консультаций
родителей по темам: «Трудимся вместе
с ребенком», «Научите малыша трудиться»,
«Как воспитывать трудолюбие», «Что умеет
делать ваш ребенок», используя составленную
таблицу.
- Разработать анкету для родителей, направленную
на выявление особенностей развития трудовой
деятельности ребенка.
Основная литература
- Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться.
– М., 1983.
- Воспитание дошкольников в труде / Под
ред. В.Г. Нечаевой. – М., 1983.
- Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая
диагностика в детском саду. - СПб., 2003.
- Куликова Т. Учите детей трудиться // Дошкольное
воспитание. – 2001. - № 7. – С. 101 – 106.
- Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у
дошкольников. – М., 1991.
- Петровский В. Воспитывает не труд, а
деятельностно ориентированное общение
// Дошкольное воспитание. – 2000. - № 7. –
С. 98 – 101.
- Психология совместного труда детей
/ Под ред. Я.Л. Коломинского. – Мн., 1987.
- Психолого-педагогическая диагностика
развития детей раннего и дошкольного
возраста: метод пособие: с прил. альбома
«Нагляд. материал для обследования детей»
/ Под ред. Е.А. Стребелевой. – 4-е изд. –
М., 2009.
- Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного
возраста в процессе трудовой деятельности.
– М., 1987.
- Урунтаева Г.А. Диагностика психологических
особенностей дошкольника: Практикум
для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений
и работников дошк. учреждений. – 2-е изд.,
стереотип. – М.: Издательский центр «Академия»,
1999. – С. 23 – 32.
- Шатова А. Вне творческого труда нет созидания
// Дошкольное воспитание. – 2000. - № 7. –
С. 95 – 98.
Дополнительная литература
- Детская психология / Под ред. Я.Л. Коломинского,
Е.А. Панько. – Минск, 1988.
- Люблинская А.А. Детская психология. –
М., 1971.
- Мухина В.С. Детская психология. 2-е изд.,
перераб. и доп. – М., 1985.
- Мухина В.С. Возрастная психология. –
М., 1998.
- Неверович Я.З. Начальные формы трудовой
деятельности у детей дошкольного возраста
// Психология личности и деятельности
дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б.
Эльконина. – М., 1965. – С. 158 – 189.
- Семаго М.М., Семаго Н.Я. Руководство по
психологической диагностике: дошкольный
и младший школьный возраст. - М., 2000.
Занятие 9.
Тема: диагностика
игровой деятельности
План
- Предпосылки возникновения сюжетно-ролевой
игры в младенчестве и раннем детстве.
- Структура сюжетно-ролевой игры в дошкольном
детстве.
- Взаимодействия детей в сюжетно-ролевой
игре.
- Особенности дидактической, подвижной,
строительно-конструктивной игры, игры-драматизации.
- Методики диагностики игровой деятельности.
Вопросы по теме
- Опишите особенности игры в раннем детстве.
Раскройте предпосылки возникновения
сюжетно-ролевой игры.
- Раскройте структуру сюжетно-ролевой
игры в дошкольном детстве.
- Каковы особенности взаимодействия детей
в сюжетно-ролевой игре? Каковы причины
конфликта в играх и пути их разрешения?
- Раскройте значение игры для психического
развития ребенка.
- Опишите методики диагностики игровой
деятельности (материал методик, ход исследования,
схемы анализа данных).
Задания для самостоятельной
работы
- Подготовить конспект работы А.Н. Леонтьева
(5) .
- Составить таблицу «Развитие игровой
деятельности ребенка от 1 года до 7 лет».
- Изучить уровень развития игры у детей
разных возрастных групп (см. составленную
таблицу), проанализировать возможные
недостатки в овладении игровой деятельностью:
технические, мотивационно-целевые, контрольно-оценочные
и их причины. Разработать планы по формированию
соответствующих структурных компонентов
игровой деятельности.
- Составить возможный перспективный план
развития игровой деятельности дошкольников
в группе детского сада.
- Подготовить презентацию методик диагностики
игровой деятельности.
- Проанализировать протокол наблюдения
(14, с. 33 – 44).
- Подготовить рекомендации для родителей
по руководству игрой ребенка в семье.
- Подготовить материал для консультаций
родителей по темам: «Как научить ребенка
играть», «Какие игрушки нужны малышу»,
«Как и во что играть с ребенком», «Детская
игра – это серьезно».
- Разработать анкету для родителей, направленную
на выявление особенностей развития игровой
деятельности ребенка.
Основная литература
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в
детском саду. – М., 1991.
- Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей.
– М., 1988.
- Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая
диагностика в детском саду. - СПб., 2003.
- Коссаковская Е.А. Игрушка в жизни ребенка.
– 2-е изд., перераб. – М., 1980.
- Леонтьев А.Н. Психологические основы
дошкольной игры // Избр. психол. произв.:
В 2 т. – М., 1983. – Т. 1. – С. 303 – 323.
- Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской
игре. – М., 1982.
- Михайленко М.Я., Короткова Н.А. Игра с
правилами в дошкольном возрасте. – 2-е
изд. – Екатеринбург, 1999.
- Михайленко М.Я., Короткова Н.А. Как играть
с ребенком. – М., 1990.
- Михайленко М.Я., Короткова Н.А. Организация
сюжетной игры в детском саду. – М., 1997.
- Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический
аспект / Под ред. Н.Н. Поддъякова, Н.Я. Михайленко.
– М., 1987.
- Психолого-педагогическая диагностика
развития детей раннего и дошкольного
возраста: метод пособие: с прил. альбома
«Нагляд. материал для обследования детей»
/ Под ред. Е.А. Стребелевой. – 4-е изд. –
М., 2009.
- Сорокина А.И. Дидактические игры в детском
саду (старшие группы). – М., 1983.
- Спиваковская А.С. Игра – это серьезно.
– М., 1991.
- Урунтаева Г.А. Диагностика психологических
особенностей дошкольника: Практикум
для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений
и работников дошк. учреждений. – 2-е изд.,
стереотип. – М.: Издательский центр «Академия»,
1999. – С. 33 – 44.
- Щербакова Е.И. Формирование взаимоотношений
детей 3 – 5 лет в игре. – М., 1984.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978.
Дополнительная литература
- Детская психология / Под ред. Я.Л. Коломинского,
Е.А. Панько. – Минск, 1988.
- Люблинская А.А. Детская психология. –
М., 1971.
- Мухина В.С. Детская психология. 2-е изд.,
перераб. и доп. – М., 1985.
- Мухина В.С. Возрастная психология. –
М., 1998.
- Психология и педагогика игры дошкольника
/ Под ред. А.П. Усовой. – М., 1966.
- Семаго М.М., Семаго Н.Я. Руководство по
психологической диагностике: дошкольный
и младший школьный возраст. - М., 2000.
- Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании
и обучении дошкольников. – Мн., 1976.
Занятие 10.
Тема: диагностика
изобразительной деятельности