План
- Предпосылки возникновения изобразительной
деятельности в раннем детстве.
- Стадии развития рисования.
- Характеристика изобразительной деятельности
дошкольника.
- Методики диагностики изобразительной
деятельности: материал, ход исследования,
анализ данных.
Вопросы по теме
- Раскройте предпосылки возникновения
изобразительной деятельности в раннем
детстве.
- Назовите стадии развития рисования
детей.
- Дайте характеристику изобразительной
деятельности дошкольника.
- Каковы особенности развития творческого
воображения в дошкольном возрасте? Охарактеризуйте
образы и операции воображения у дошкольника.
- Раскройте значение изобразительной
деятельности для психического развития.
- Опишите методики диагностики изобразительной
деятельности (материал методик, ход исследования,
схемы анализа данных).
Задания для самостоятельной
работы
- Составить таблицу «Усвоение технических
навыков в изобразительной деятельности
детьми 3 – 7 лет».
- Проанализировать протокол беседы (10,
с. 48 – 49).
- Разработать критерии оценки рисунков
детей.
- Составить возможный план работы с детьми,
имеющими недостатки в развитии изобразительных
умений и навыков, самооценки, воображения.
- Разработать перспективный план развития
воображения дошкольников в процессе
рисования.
- Подготовить презентацию методик диагностики
изобразительной деятельности.
- Подготовить рекомендации для родителей
по руководству изобразительной деятельностью
ребенка в семье.
- Подготовить материал для консультаций
родителей по темам: «Как научить ребенка
оценивать свои рисунки», «Как развивать
воображение в рисовании».
- Разработать анкету для родителей, направленную
на выявление особенностей развития изобразительной
деятельности ребенка.
Основная литература
- Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность
дошкольников. – М., 1998.
- Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность
и художественное развитие дошкольников.
– М., 1983.
- Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая
диагностика в детском саду. - СПб., 2003.
- Комарова Т.С. Дети в мире творчества.
– М., 1995.
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность
в детском саду. – М., 1990.
- Комарова Т.С. Ихобразительное творчество
дошкольников в детском саду. – М., 1984.
- Мухина В.С. Изобразительная деятельность
ребенка как форма усвоения социального
опыта. – М., 1981.
- Полуянов Ю.А. Дети рисуют. – М., 1988.
- Психолого-педагогическая диагностика
развития детей раннего и дошкольного
возраста: метод пособие: с прил. альбома
«Нагляд. материал для обследования детей»
/ Под ред. Е.А. Стребелевой. – 4-е изд. –
М., 2009.
- Урунтаева Г.А. Диагностика психологических
особенностей дошкольника: Практикум
для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений
и работников дошк. учреждений. – 2-е изд.,
стереотип. – М.: Издательский центр «Академия»,
1999. – С. 45 – 50.
Дополнительная литература
- Детская психология / Под ред. Я.Л. Коломинского,
Е.А. Панько. – Минск, 1988.
- Игнатьев Е.И. Психология изобразительной
деятельности детей. – 2-е изд., доп. – М.,
1961.
- Люблинская А.А. Детская психология. –
М., 1971.
- Мухина В.С. Детская психология. 2-е изд.,
перераб. и доп. – М., 1985.
- Мухина В.С. Возрастная психология. –
М., 1998.
- Саккулина Н.П. Рисование в дошкольном
возрасте. – М., 1965.
- Семаго М.М., Семаго Н.Я. Руководство по
психологической диагностике: дошкольный
и младший школьный возраст. - М., 2000.
Занятие 11.
Тема: диагностика
музыкальной деятельности
План
- Предпосылки музыкального развития в
младенчестве и раннем детстве.
- Развитие музыкальной деятельности у
дошкольников.
- Особенности восприятия музыки дошкольниками.
- Методики диагностики музыкальной деятельности.
Вопросы по теме
- Раскройте предпосылки музыкального
развития в младенчестве и раннем детстве.
- Каковы особенности освоения видов музыкальной
деятельности дошкольником?
- Каково значение музыкальной деятельности
для психического развития ребенка?
- Опишите методики диагностики музыкальной
деятельности (материал методик, ход исследования,
схемы анализа данных).
Задания для самостоятельной
работы
- Подготовить конспект статьи Лобановой
О.Ю. (4).
- Составить таблицу «Развитие навыков
и умений в музыкальной деятельности у
детей 3 – 7 лет».
- Используя таблицу, проанализировать
возможные недостатки в развитии музыкальности
дошкольников и их причины. Составить
возможный план работы с такими детьми.
- Предложить приемы для развития музыкальности
детей и подобрать для этого соответствующий
дидактический материал.
- Проанализировать протокол наблюдения
(8, с. 53 – 54).
- Подготовить презентацию методик диагностики
музыкальной деятельности.
- Подготовить рекомендации для родителей
по развитию музыкальности ребенка в семье.
- Подготовить материал для консультаций
родителей на тему: «Как научить ребенка
слушать и понимать музыку».
- Разработать анкету для родителей, направленную
на выявление особенностей развития музыкальности
ребенка.
Основная литература
- Владимирова И.Г. Некоторые характеристики
певческого голоса детей 5 – 7 лет // Актуальные
проблемы воспитания и обучения дошкольников
/ Под ред. Н.Н. Поддъякова. – М., 1985. – С.
43 – 49.
- Ганошенко Н.И. Роль общения со взрослыми
и сверстниками в развитии музыкальности
у младших дошкольников // Развитие психики
ребенка в общении со взрослыми и сверстниками
/ Отв. ред. А.Г. Рузская. – М., 1990. – С. 149
– 156.
- Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая
диагностика в детском саду. - СПб., 2003.
- Лобанова О.Ю. Активизация интонационально-речевого
опыта дошкольника как условие формирования
эмоциональной отзывчивости на музыку
// Дошкольное воспитание. – 1997. - № 4. –
С. 68 – 73.
- Психолого-педагогическая диагностика
развития детей раннего и дошкольного
возраста: метод пособие: с прил. альбома
«Нагляд. материал для обследования детей»
/ Под ред. Е.А. Стребелевой. – 4-е изд. –
М., 2009.
- Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили
М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников.
– М., 1994.
- Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных
способностей. – М., 1988.
- Урунтаева Г.А. Диагностика психологических
особенностей дошкольника: Практикум
для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений
и работников дошк. учреждений. – 2-е изд.,
стереотип. – М.: Издательский центр «Академия»,
1999. – С. 51 – 54.
- Эстетическое воспитание в детском саду
/ Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1985.
Дополнительная литература
- Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие
ребенка. – М., 1968.
- Детская психология / Под ред. Я.Л. Коломинского,
Е.А. Панько. – Минск, 1988.
- Люблинская А.А. Детская психология. –
М., 1971.
- Мухина В.С. Детская психология. 2-е изд.,
перераб. и доп. – М., 1985.
- Мухина В.С. Возрастная психология. –
М., 1998.
- Семаго М.М., Семаго Н.Я. Руководство по
психологической диагностике: дошкольный
и младший школьный возраст. - М., 2000.
- Художественное творчество и ребенок
/ Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1972.
- Чешева С. К вопросу восприятия музыки
детьми дошкольного возраста // Дошкольное
воспитание. – 1972. - № 6. – С. 42 – 46.
Занятие 12.
Тема: диагностика
произвольности поведения и воли
План
- Предпосылки развития воли в младенчестве
и раннем детстве.
- Основные направления развития воли
в дошкольном возрасте.
- Развитие волевых качеств и волевых привычек
к регулярному труду, физической и гигиенической
культуре, к сдержанности и др.
- Методики диагностики произвольности
поведения и воли.
Вопросы по теме
- Раскройте особенности развития произвольного
поведения у детей в раннем и дошкольном
возрасте.
- Дайте характеристику основных направлений
развития воли в дошкольном возрасте.
- Рассмотрите особенности развития волевых
качеств и волевых привычек к регулярному
труду, физической и гигиенической культуре,
к сдержанности у дошкольников.
- Назовите условия, пути и средства развития
воли и произвольности поведения детей.
- Опишите методики диагностики произвольности
поведения и воли (материал методик, ход
исследования, схемы анализа данных).
Задания для самостоятельной
работы
- Подготовить конспекты (1, 3, 6, 9).
- Проанализировать протокол наблюдения
(7, с. 57 – 58).
- Подобрать подвижные игры, развивающие
умение подчиняться речевому сигналу
взрослого, переключение внимания и мобилизацию
волевых усилий у детей 2 – 7 лет.
- Проанализировать возможные недостатки
развития произвольного поведения и воли
у детей, их причины. Составить возможный
план работы с такими детьми, используя
подобранные подвижные игры.
- Предложить приемы управления вниманием
и развития произвольного поведения детей.
Составить перспективные планы работы
с детьми по этим направлениям.
- Подготовить презентацию методик диагностики
произвольного поведения и воли.
- Подготовить рекомендации для родителей
по развитию произвольного поведения
и волевых качеств у дошкольника в семье.
- Подготовить материал для консультаций
родителей по темам: «Научите малыша выполнять
правила игры», «Развивайте у ребенка
волевые качества».
- Разработать анкету для родителей, направленную
на выявление особенностей развития произвольного
поведения и воли ребенка.
Основная литература
- Ананьев Б.Г. Развитие воли и характера
в процессе дошкольного воспитания // Избр.
психол. труды: В 2 т. – М., 1980. – Т. 2. – С.
88 – 102.
- Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая
диагностика в детском саду. - СПб., 2003.
- Кравцов Г., Кожарина Л., Плашева Л. Царевна
Несмеяна и другие, или воспитание произвольности
// Дошкольное воспитание. – 1991. - № 11. –
С. 61 – 64.
- Психолого-педагогическая диагностика
развития детей раннего и дошкольного
возраста: метод пособие: с прил. альбома
«Нагляд. материал для обследования детей»
/ Под ред. Е.А. Стребелевой. – 4-е изд. –
М., 2009.
- Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности
в раннем и дошкольном возрастах. – М.,
1998.
- Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности
в раннем онтогенезе // Вопросы психологии.
– 1990. - № 3. – С. 49 – 58.
- Урунтаева Г.А. Диагностика психологических
особенностей дошкольника: Практикум
для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений
и работников дошк. учреждений. – 2-е изд.,
стереотип. – М.: Издательский центр «Академия»,
1999. – С. 55 – 58.
- Циркун Н.А. Развитие воли у дошкольников.
– Мн., 1991.
- Шульга Т.И. Проблемы волевой регуляции
в онтогенезе // Вопросы психологии. –
1994. - № 1. – С. 105 – 110.
Дополнительная литература
- Детская психология / Под ред. Я.Л. Коломинского,
Е.А. Панько. – Минск, 1988.
- Люблинская А.А. Детская психология. –
М., 1971.
- Котырло В.К. Развитие волевого поведения
у дошкольников. – Киев, 1971.
- Мухина В.С. Детская психология. 2-е изд.,
перераб. и доп. – М., 1985.
- Мухина В.С. Возрастная психология. –
М., 1998.
- Неверович Я.З. Развитие воли у дошкольника
// Психология личности и деятельности
дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б.
Эльконина. – М., 1965. – С. 71 – 107.
- Непомнящая Н.И. Структура произвольной
деятельности у детей дошкольного возраста
// Развитие познавательных и волевых процессов
у дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца,
Я.З. Неверович. – М., 1965. – С. 358 – 395.
- Семаго М.М., Семаго Н.Я. Руководство по
психологической диагностике: дошкольный
и младший школьный возраст. - М., 2000.
Занятие 13.
Тема: диагностика
осознания нравственных норм
План
- Освоение нравственных норм и правил
поведения дошкольником.
- Психологическая характеристика негативных
личностных проявлений дошкольника.
- Методики диагностики осознания нравственных
норм.
Вопросы по теме
- Охарактеризуйте особенности нравственного
развития как усвоения знаний и освоения
социально одобряемых способов поведения
в дошкольном возрасте.
- Назовите причины происхождения и особенности
проявления негативных личностных образований
у дошкольников (драчливость, неряшливость,
жадность, ложь, жестокость и др.).
- Назовите условия, пути и средства нравственного
развития детей.
- Опишите методики диагностики осознания
нравственных норм.
Задания для самостоятельной
работы
- Подготовить конспект статьи Смирновой
Е.О., Холмогоровой В.М. (6).
- Проанализировать протокол беседы (8,
с. 62 – 63).
- Подготовить презентацию методик диагностики
произвольного поведения и воли.
- Подобрать литературные произведения,
картинки для этических бесед с детьми
и составить вопросы к ним.
- Разработать этические беседы для детей
о таких нравственных качествах, как трусость
– смелость, жадность – щедрость, лживость
– правдивость.
- Составить индивидуальные планы работы
с детьми, имеющими негативные личностные
проявления (капризы, упрямство, лживость,
жестокость, драчливость и пр.), и с детьми,
часто нарушающими нравственные нормы.
- Составить перспективный план работы
по нравственному воспитанию с использованием
подобранного материала.
- Подготовить рекомендации родителям
для коррекции негативных личностных
проявлений у ребенка.
- Подготовить материал для консультаций
родителей по темам: «Как воспитать сочувствие
и взаимопомощь», «Как рассказать ребенку
о нравственной норме», «Воспитываем дисциплинированность».
- Разработать анкету для родителей, направленную
на выявление особенностей нравственного
развития ребенка.