Психологическая диагностика развития дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 00:00, реферат

Краткое описание

Цель освоения дисциплины «Психологическая диагностика развития дошкольников (с практикумом)» - формирование у студентов умения осуществлять диагностическое обследование интеллектуального и личностного развития дошкольника.
Реализация цели освоения дисциплины предполагает решение следующих задач:
ознакомление студентов с методами и методиками диагностики психологических особенностей дошкольников;

Вложенные файлы: 1 файл

33.МР_Психологическая диагностика развития дошкольника.doc

— 470.50 Кб (Скачать файл)

 

План

  1. Предпосылки возникновения изобразительной деятельности в раннем детстве.
  2. Стадии развития рисования.
  3. Характеристика изобразительной деятельности дошкольника.
  4. Методики диагностики изобразительной деятельности: материал, ход исследования, анализ данных.

 

Вопросы по теме

  1. Раскройте предпосылки возникновения изобразительной деятельности в раннем детстве.
  2. Назовите стадии развития рисования детей.
  3. Дайте характеристику изобразительной деятельности дошкольника.
  4. Каковы особенности развития творческого воображения в дошкольном возрасте? Охарактеризуйте образы и операции воображения у дошкольника.
  5. Раскройте значение изобразительной деятельности для психического развития.
  6. Опишите методики диагностики изобразительной деятельности (материал методик, ход исследования, схемы анализа данных).

 

Задания для самостоятельной работы

  1. Составить таблицу «Усвоение технических навыков в изобразительной деятельности детьми 3 – 7 лет».
  2. Проанализировать протокол беседы (10, с. 48 – 49).
  3. Разработать критерии оценки рисунков детей.
  4. Составить возможный план работы с детьми, имеющими недостатки в развитии изобразительных умений и навыков, самооценки, воображения.
  5. Разработать перспективный план развития воображения дошкольников в процессе рисования.
  6. Подготовить презентацию методик диагностики изобразительной деятельности.
  7. Подготовить рекомендации для родителей по руководству изобразительной деятельностью ребенка в семье.
  8. Подготовить материал для консультаций родителей по темам: «Как научить ребенка оценивать свои рисунки», «Как развивать воображение в рисовании».
  9. Разработать анкету для родителей, направленную на выявление особенностей развития изобразительной деятельности ребенка.

 

Основная литература

  1. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М., 1998.
  2. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. – М., 1983.
  3. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. - СПб., 2003.
  4. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М., 1995.
  5. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., 1990.
  6. Комарова Т.С. Ихобразительное творчество дошкольников в детском саду. – М., 1984.
  7. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М., 1981.
  8. Полуянов Ю.А. Дети рисуют. – М., 1988.
  9. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей» / Под ред. Е.А. Стребелевой. – 4-е изд. – М., 2009.
  10. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений и работников дошк. учреждений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – С. 45 – 50.

 

Дополнительная литература

  1. Детская психология / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск, 1988.
  2. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. – 2-е изд., доп. – М., 1961.
  3. Люблинская А.А. Детская психология. – М., 1971.
  4. Мухина В.С. Детская психология. 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1985.
  5. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1998.
  6. Саккулина Н.П. Рисование в дошкольном возрасте. – М., 1965.
  7. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Руководство по психологической диагностике: дошкольный и младший школьный возраст. - М., 2000.

 

 

Занятие 11.

Тема: диагностика музыкальной деятельности

 

План

  1. Предпосылки музыкального развития в младенчестве и раннем детстве.
  2. Развитие музыкальной деятельности у дошкольников.
  3. Особенности восприятия музыки дошкольниками.
  4. Методики диагностики музыкальной деятельности.

 

Вопросы по теме

  1. Раскройте предпосылки музыкального развития в младенчестве и раннем детстве.
  2. Каковы особенности освоения видов музыкальной деятельности дошкольником?
  3. Каково значение музыкальной деятельности для психического развития ребенка?
  4. Опишите методики диагностики музыкальной деятельности (материал методик, ход исследования, схемы анализа данных).

 

Задания для самостоятельной работы

  1. Подготовить конспект статьи Лобановой О.Ю. (4).
  2. Составить таблицу «Развитие навыков и умений в музыкальной деятельности у детей 3 – 7 лет».
  3. Используя таблицу, проанализировать возможные недостатки в развитии музыкальности дошкольников и их причины. Составить возможный план работы с такими детьми.
  4. Предложить приемы для развития музыкальности детей и подобрать для этого соответствующий дидактический материал.
  5. Проанализировать протокол наблюдения (8, с. 53 – 54).
  6. Подготовить презентацию методик диагностики музыкальной деятельности.
  7. Подготовить рекомендации для родителей по развитию музыкальности ребенка в семье.
  8. Подготовить материал для консультаций родителей на тему: «Как научить ребенка слушать и понимать музыку».
  9. Разработать анкету для родителей, направленную на выявление особенностей развития музыкальности ребенка.

 

Основная литература

  1. Владимирова И.Г. Некоторые характеристики певческого голоса детей 5 – 7 лет // Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников / Под ред. Н.Н. Поддъякова. – М., 1985. – С. 43 – 49.
  2. Ганошенко Н.И. Роль общения со взрослыми и сверстниками в развитии музыкальности у младших дошкольников // Развитие психики ребенка в общении со взрослыми и сверстниками / Отв. ред. А.Г. Рузская. – М., 1990. – С. 149 – 156.
  3. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. - СПб., 2003.
  4. Лобанова О.Ю. Активизация интонационально-речевого опыта дошкольника как условие формирования эмоциональной отзывчивости на музыку // Дошкольное воспитание. – 1997. - № 4. – С. 68 – 73.
  5. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей» / Под ред. Е.А. Стребелевой. – 4-е изд. – М., 2009.
  6. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. – М., 1994.
  7. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. – М., 1988.
  8. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений и работников дошк. учреждений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – С. 51 – 54.
  9. Эстетическое воспитание в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1985.

 

Дополнительная литература

  1. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968.
  2. Детская психология / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск, 1988.
  3. Люблинская А.А. Детская психология. – М., 1971.
  4. Мухина В.С. Детская психология. 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1985.
  5. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1998.
  6. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Руководство по психологической диагностике: дошкольный и младший школьный возраст. - М., 2000.
  7. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1972.
  8. Чешева С. К вопросу восприятия музыки детьми дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 1972. - № 6. – С. 42 – 46.

 

 

Занятие 12.

Тема: диагностика произвольности поведения и воли

 

План

  1. Предпосылки развития воли в младенчестве и раннем детстве.
  2. Основные направления развития воли в дошкольном возрасте.
  3. Развитие волевых качеств и волевых привычек к регулярному труду, физической и гигиенической культуре, к сдержанности и др.
  4. Методики диагностики произвольности поведения и воли.

 

Вопросы по теме

  1. Раскройте особенности развития произвольного поведения у детей в раннем и дошкольном возрасте.
  2. Дайте характеристику основных направлений развития воли в дошкольном возрасте.
  3. Рассмотрите особенности развития волевых качеств и волевых привычек к регулярному труду, физической и гигиенической культуре, к сдержанности у дошкольников.
  4. Назовите условия, пути и средства развития воли и произвольности поведения детей.
  5. Опишите методики диагностики произвольности поведения и воли (материал методик, ход исследования, схемы анализа данных).

 

Задания для самостоятельной работы

    1. Подготовить конспекты (1, 3, 6, 9).
    2. Проанализировать протокол наблюдения (7, с. 57 – 58).
    3. Подобрать подвижные игры, развивающие умение подчиняться речевому сигналу взрослого, переключение внимания и мобилизацию волевых усилий у детей 2 – 7 лет.
    4. Проанализировать возможные недостатки развития произвольного поведения и воли у детей, их причины. Составить возможный план работы с такими детьми, используя подобранные подвижные игры.
    5. Предложить приемы управления вниманием и развития произвольного поведения детей. Составить перспективные планы работы с детьми по этим направлениям.
    6. Подготовить презентацию методик диагностики произвольного поведения и воли.
    7. Подготовить рекомендации для родителей по развитию произвольного поведения и волевых качеств у дошкольника в семье.
    8. Подготовить материал для консультаций родителей по темам: «Научите малыша выполнять правила игры», «Развивайте у ребенка волевые качества».
    9. Разработать анкету для родителей, направленную на выявление особенностей развития произвольного поведения и воли ребенка.

 

Основная литература

  1. Ананьев Б.Г. Развитие воли и характера в процессе дошкольного воспитания // Избр. психол. труды: В 2 т. – М., 1980. – Т. 2. – С. 88 – 102.
  2. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. - СПб., 2003.
  3. Кравцов Г., Кожарина Л., Плашева Л. Царевна Несмеяна и другие, или воспитание произвольности // Дошкольное воспитание. – 1991. - № 11. – С. 61 – 64.
  4. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей» / Под ред. Е.А. Стребелевой. – 4-е изд. – М., 2009.
  5. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. – М., 1998.
  6. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. – 1990. - № 3. – С. 49 – 58.
  7. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений и работников дошк. учреждений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – С. 55 – 58.
  8. Циркун Н.А. Развитие воли у дошкольников. – Мн., 1991.
  9. Шульга Т.И. Проблемы волевой регуляции в онтогенезе // Вопросы психологии. – 1994. - № 1. – С. 105 – 110.

 

Дополнительная литература

  1. Детская психология / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск, 1988.
  2. Люблинская А.А. Детская психология. – М., 1971.
  3. Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. – Киев, 1971.
  4. Мухина В.С. Детская психология. 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1985.
  5. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1998.
  6. Неверович Я.З. Развитие воли у дошкольника // Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М., 1965. – С. 71 – 107.
  7. Непомнящая Н.И. Структура произвольной деятельности у детей дошкольного возраста // Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. – М., 1965. – С. 358 – 395.
  8. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Руководство по психологической диагностике: дошкольный и младший школьный возраст. - М., 2000.

 

 

Занятие 13.

Тема: диагностика осознания нравственных норм

 

План

  1. Освоение нравственных норм и правил поведения дошкольником.
  2. Психологическая характеристика негативных личностных проявлений дошкольника.
  3. Методики диагностики осознания нравственных норм.

 

Вопросы по теме

    1. Охарактеризуйте особенности нравственного развития как усвоения знаний и освоения социально одобряемых способов поведения в дошкольном возрасте.
    2. Назовите причины происхождения и особенности проявления негативных личностных образований у дошкольников (драчливость, неряшливость, жадность, ложь, жестокость и др.).
    3. Назовите условия, пути и средства нравственного развития детей.
    4. Опишите методики диагностики осознания нравственных норм.

 

Задания для самостоятельной работы

  1. Подготовить конспект статьи Смирновой Е.О., Холмогоровой В.М.  (6).
  2. Проанализировать протокол беседы (8, с. 62 – 63).
  3. Подготовить презентацию методик диагностики произвольного поведения и воли.
  4. Подобрать литературные произведения, картинки для этических бесед с детьми и составить вопросы к ним.
  5. Разработать этические беседы для детей о таких нравственных качествах, как трусость – смелость, жадность – щедрость, лживость – правдивость.
  6. Составить индивидуальные планы работы с детьми, имеющими негативные личностные проявления (капризы, упрямство, лживость, жестокость, драчливость и пр.), и с детьми, часто нарушающими нравственные нормы.
  7. Составить перспективный план работы по нравственному воспитанию с использованием подобранного материала.
  8. Подготовить рекомендации родителям для коррекции негативных личностных проявлений у ребенка.
  9. Подготовить материал для консультаций родителей по темам: «Как воспитать сочувствие и взаимопомощь», «Как рассказать ребенку о нравственной норме», «Воспитываем дисциплинированность».
  10. Разработать анкету для родителей, направленную на выявление особенностей нравственного развития ребенка.

Информация о работе Психологическая диагностика развития дошкольников