Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 18:57, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является сбор литературных данных по теме
«Развивающее обучение».
Задачи:
· Выявить технологии организации развивающих видов деятельности
школьников, современные подходы к теории личностно-развивающего обучения;
· Рассмотреть соотношение обучения и развития в
педагогике, уровни развития ребенка;
· Выделить концепции развивающего обучения;
· Охарактеризовать основные концепции развивающего обучения.
· Рассмотреть системы развивающего обучения, используемые в
школе.(Рассмотреть на примере одной);
· Выявить психологические основы развивающего обучения; и т. д.
1.
Проблемное обучение в общем виде состоит в следующем: перед учащимися
ставится проблема, и они при непосредственном участии учителя или
самостоятельно исследуют пути и способы ее решения, т.е. строят гипотезу,
намечают и обсуждают способы проверки ее истинности, аргументируют, проводят
эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.
Это, например, задачи на самостоятельное "открытие" (выведение закона физики,
правила правописания, математической формулы, доказательство теоремы).
Учитель при этом подобен опытному дирижеру. В одном случае, поставив
проблему, учитель отыскивает путь ее решения вместе с учениками: рассуждает
вместе с ними, высказывает предположения, обсуждает их, опровергает
возражения, доказывает истинность. Иначе говоря, демонстрирует учащимся путь
научного мышления, заставляет их следить за диалектическим движением мысли к
истине, делает их соучастниками научного поиска. В другом случае роль учителя
может быть минимальной: он предоставляет школьникам возможность совершенно
самостоятельно искать пути решения проблемы. Но и тут учитель не занимает
пассивной позиции, а при необходимости незаметно направляет мысль учащихся,
чтобы избежать бесплодных попыток, ненужной потери времени.
Противники проблемного обучения иногда спрашивают, имеет ли какое-либо значение
"открытие" школьником давно известных истин и надо ли ученику выступать в роли
первооткрывателя. Как показали исследования, основное значение здесь имеет не
нахождение результата, не факт субъективного "открытия" истины, а сам процесс
ее поисков, вводящий школьников в "лабораторию" творческой мысли. Применение
технологии проблемного обучения позволяет научить учащихся мыслить логично,
научно, диалектически, творчески; способствует переходу знаний
в убеждения; вызывает глубокие интеллектуальные чувства, в том числе чувства
удовлетворения и
уверенности в своих
учащихся к научному знанию. Установлено, что самостоятельно "открытые" истины,
закономерности не так легко забываются, а в случае забывания их можно быстрее
восстановить.
Как уже отмечалось, основное в проблемном обучении - создание проблемной
ситуации. Проблемная ситуация характеризует определенное психологическое
состояние учащегося, возникающее в процессе выполнения задания, для которого
нет готовых средств выполнения и которое требует усвоения новых знаний о
предмете, способах или условиях выполнения задания. Условием возникновения
проблемной ситуации является необходимость в раскрытии нового отношения,
свойства или способа действия.
Проблемная ситуация предполагает, что в ходе деятельности человек
натолкнулся, часто совсем неожиданно, на что-то непонятное, неизвестное,
тревожное. Процесс мышления начинается с анализа проблемной ситуации,
результатом которого является формулирование задачи (проблемы). Возникновение
задачи означает, что удалось предварительно расчленить данное (известное) и
неизвестное (искомое). Установление связи, отношений между известным и
неизвестным позволяет искать и находить нечто новое, до того скрытое,
неизвестное (А.В. Брушлинский).
Проблемная ситуация в отличие от задачи включает три главных компонента:
необходимость выполнения такого действия, при котором возникает
познавательная потребность в новом, неизвестном отношении, способе или
условии действия;
неизвестное, которое должно быть раскрыто в
возникшей проблемной ситуации;
возможности учащихся в
выполнении поставленного задания, в анализе условий и открытии
неизвестного1.
Первый признак проблемной ситуации в обучении состоит в том, что она создает
трудность, преодолеть которую ученик может лишь в результате собственной
мыслительной активности. Проблемная ситуация должна быть значимой для
ученика. Ее возникновение должно быть по возможности связано с интересами и
предшествующим опытом учащихся. Наконец, более общая проблемная ситуация
должна заключать в себе ряд частных.
Типы проблемных ситуаций, наиболее часто возникающих в учебном
процессе, выделил Т.В. Кудрявцев. Он считает, что:
проблемная ситуация создается тогда, когда обнаруживается
несоответствие между имеющимися у учащихся системами знаний и новыми
требованиями (между старыми знаниями и новыми фактами, между знаниями
более низкого и более высокого уровня, между житейскими и научными
знаниями); она возникает при необходимости выбора из многообразных систем
имеющихся знаний единственно необходимой, использование которой может
обеспечить правильное решение предложенной проблемной задачи;
проблемные ситуации возникают перед учащимися и тогда, когда они
сталкиваются с новыми практическими условиями использования уже имеющихся
знаний, когда имеет место поиск путей применения знаний на практике;
проблемная ситуация возникает также в случае, если имеется противоречие
между теоретически возможным путем решения задачи и практической
неосуществимостью или нецелесообразностью избранного способа, а также
между практически
достигнутым результатом
теоретического обоснования;
возможны проблемные
ситуации при решении технических задач, если между внешним видом
схематических изображений и конструктивным оформлением технического
устройства отсутствует прямое соответствие, если существует объективно
заложенное в принципиальных схемах противоречие между статическим
характером самих изображений и необходимостью прочитать в них динамические
процессы.
Создание проблемной ситуации предполагает такое практическое или
теоретическое задание, при выполнении которого учащийся должен "открыть"
подлежащие усвоению новые знания или действия. При этом следует соблюдать
такие условия:
задание должно основываться на тех знаниях и умениях, которыми
владеет учащийся;
неизвестное, которое нужно "открыть",
составляет подлежащую усвоению общую закономерность, общий способ действия
или некоторые общие условия выполнения действия;
выполнение
проблемного задания должно вызывать у учащегося потребность в усваиваемом
знании.
Предлагаемое ученику проблемное задание должно соответствовать его
интеллектуальным возможностям. Как правило, оно предшествует объяснению
подлежащего усвоению учебного материала. В качестве проблемных
заданий могут служить учебные задачи, вопросы, практические задания. Однако
нельзя смешивать проблемное задание и проблемную ситуацию. Проблемное задание
само по себе не является проблемной ситуацией, оно может вызвать проблемную
ситуацию лишь при определенных условиях. Одна и та же проблемная ситуация может
быть вызвана различными типами заданий.
Принято различать четыре основных звена в технологии проблемного обучения:
осознание общей проблемной ситуации; анализ ее, формулировка конкретной
проблемы; решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная
проверка их); проверка правильности решения проблемы.
В зависимости от того, какие звенья и сколько их осуществляется в учебном
процессе, можно выделить три уровня реализации технологии проблемного
обучения.
При традиционной технологии обучения учитель сам формулирует и решает
проблему (выводит формулу, доказывает теорему и т.д.). Ученик же должен
понять и запомнить чужую мысль, запомнить формулировку, принцип решения, ход
рассуждения. Первый уровень технологии проблемного обучения характеризуется
тем, что учитель ставит проблему, формулирует ее, указывает конечный
результат и направляет ученика на самостоятельные поиски путей решения.
Второй уровень отличается тем, что у ученика вырабатывается способность
самостоятельно и формулировать, и решать проблему, а учитель только указывает
на нее, не формулируя конечного результата. И, наконец, на третьем уровне
учитель даже не указывает на проблему: ученик должен увидеть ее сам, а
увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения. В
итоге возникает способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию,
находить проблему, а затем - правильный ответ.
Если учитель видит, что учащиеся затрудняются выполнить то или иное задание,
он может ввести дополнительную информацию, снизив тем самым степень
проблемности и переведя учащихся на более низкий уровень технологии
проблемного обучения.
Трехуровневая технология проблемного обучения применима при постановке задачи
на "открытие" простого математического закона, правила правописания,
"открытие" исторической
или биологической
Концепции З.И. Калмыковой. Согласно этой концепции развивающим
является такое
обучение, которое формирует
мышление. Основными показателями такого мышления являются:
оригинальность мысли, возможность получения
ответов, отличающихся от привычных;
быстрота и плавность
возникновения необычных ассоциативных связей;
"восприимчивость" к проблеме, ее непривычное решение;
беглость
мысли как количество ассоциаций, идей, возникающих в единицу времени в
соответствии с некоторым требованием;
способность найти новые,
необычные функции объекта или его части
1.