Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 06:11, дипломная работа
Цель исследования:
изучить влияние самостоятельной деятельности на развитие коммуникативных навыков.
В соответствии с поставленной целью, выделенным объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Определить сущность понятий «коммуникативные навыки», «общение», «коммуникация», «коммуникативные умения».
2. Определить особенности формирования коммуникативных навыков детей 5-6 лет.
3. Провести диагностику развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
4. Организовать самостоятельную деятельность детей старшего дошкольного возраста для формирования коммуникативных навыков.
ВВЕДЕНИЕ
……………………………………………………………………………………3
1.Теоретические основы формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Сущность понятий «коммуникация», «общение», «коммуникативные навыки и умения»…………………………………………………………………6
1.2. Особенности развития коммуникативных навыков у детей старшего возраста…………………………………………………………………………..15
1.3. Организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………..22
2.Развитие коммуникативных навыков в самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста
2.1. Определение уровня развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………….34
2.2. Развитие коммуникативных навыков в самостоятельной деятельности……………………………………………………………………..43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
…………………………………………………………………………………….59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
…………………………………………………………………………………….61
Министерство образования Иркутской
области
Областное государственное бюджетное
образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
«Братский педагогический колледж»
Кафедра общей и дошкольной педагогики
и психологии
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Тема: Развитие коммуникативных навыков детей старшей группы в самостоятельной деятельности.
Допущена к защите _______ __________________ дата зав. каф.общей и дошкольной педагогики и психологии |
Выполнила: Иванова Ольга Николаевна специальность: 050704 дошкольное образование курс 3группа 32Д» |
Допущена к защите _______ _____________________ дата зам. директора по НМР |
Руководитель: Зюзляева Нина Павловна преподаваемая дисциплина: методика развития речи |
2013
Братск
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
………………………………………………………………………………
1.Теоретические основы
1.1. Сущность понятий «
1.2. Особенности развития
1.3. Организация самостоятельной
деятельности детей старшего дошкольного
возраста…………………………………………………………
2.Развитие коммуникативных
2.1. Определение уровня развития
коммуникативных навыков у
2.2. Развитие коммуникативных
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
………………………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
………………………………………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Заложить основы целостной гармонично развитой личности – главная задача любого учреждения, работающего с детьми. Но в силу нестабильности в социальной среде, одной из главных выходит на первый план проблема общения, его роль в формировании личности.
Каждый ребёнок уникален,
неповторим и способы
В дошкольном возрасте
ребёнок делает первые
Теоретические основы формирования коммуникативных навыков личности рассматриваются в трудах отечественных и зарубежных учёных А.А.Бодалёва, Я.Л. Коломинского, А.А. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Б.Ф. Ломова, А.В. Мудрика, П.М. Якобсона, Я.А. Яноушека и др. В русле последних концепций дошкольного образования особое значение приобретает формирование у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими, как залог их благополучного развития. Согласно взглядам отечественных психологов, (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.) общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребёнка, важнейшего фактора формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя, посредством других людей.
Китайская мудрость гласит : «Делай великое, пока оно ещё мало, потому что всё великое начинается с малого». В данном случае её можно понимать в таком контексте: чем раньше мы научим своего ребёнка быть в ладу с окружающими и самим собой, тем легче ему будет со временем найти своё место в жизни, среди других людей, тем лучше мы, взрослые, и наши дети будем понимать друг друга.
Проблема развития
Актуальность проблемы, её социальная значимость и недостаточная разработанность определила тему нашего исследования: «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в самостоятельной деятельности».
Цель исследования:
изучить влияние самостоятельной деятельности на развитие коммуникативных навыков.
Объект исследования:
процесс формирования коммуникативных навыков у детей 5-6 лет в самостоятельной деятельности.
Предмет исследования:
Развитие коммуникативных навыков в самостоятельной деятельности детей старшей группы.
В соответствии с поставленной целью, выделенным объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Определить сущность понятий «коммуникативные навыки», «общение», «коммуникация», «коммуникативные умения».
2. Определить особенности формиро
3. Провести диагностику развития
коммуникативных навыков у
4. Организовать самостоятельную
деятельность детей старшего
дошкольного возраста для
Методы исследования:
1. Анализ психолого-
2. Беседа с воспитателями, родителями.
3. Наблюдение за детьми в
4. Диагностика.
1. Теоретические основы
1.1. Сущность понятий «
В соответствии с
действующими федеральными
Коммуникация ( от лат. Communico – делаю общим, связываю, общаюсь) – смысловой аспект социального взаимодействия. Действия, сознательно – ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, называют коммуникативными действиями. Таким образом, коммуникация – это общение ради передачи определённо информации и понимания её смысла собеседником. Поэтому коммуникация – это эффективный педагогический инструмент в руках воспитателя.
Коммуникативная деятельность предполагает:
- осуществление передачи и
- передачу опыта различных
- обмен мыслями, переживаниями по поводу внутреннего и окружающего мира, побуждение и убеждение собеседников действовать определённым образом для достижения результата: в процессе коммуникации устанавливается эмоциональное взаимодействие воспитателя с ребёнком, что позволяет им оказывать влияние на поведение, настроение, состояние друг друга.
Основные функции коммуникации:
управленческая, информативная, эмотивная
и фатическая (связанная с установлением
контактов). Ведущей является
По соотношению этих функций определяются виды сообщений, предлагаемых в процессе коммуникаций и часто используемых воспитателями с детьми:
- побудительные (убеждение, внушение, приказ, просьба);
- информативные (передача реальных или вымышленных сведений);
- экспрессивные (возбуждение эмоционального переживания);
- физические (установление и поддержание контакта)
Универсальным средством
коммуникации является речь, с
помощью которой не только
передаётся информация, но и осуществляется
воздействие друг на друга
участников совместной
Толковый словарь русского языка связывает общение со словами «общность», «община». Таким образом, смысл самого понятия может служить основным критерием общения: человек взаимодействует с другими людьми. В словаре русского языка С.И. Ожегова «коммуникация» растолковывается как сообщение, общение. В словаре синонимов понятия «коммуникация» и «общение» характеризуются как близкие синонимы, что позволяет считать эти термины эквивалентными. Умение прямо адресовать свое высказывание сверстнику, чтобы привлечь его внимание к игре, совместным действиям, использовать обращение типа «Посмотри сюда...» и т.п.;
По мнению Ю. А. Кобазева
коммуникативные навыки – это
осознанные коммуникативные
Коммуникативные навыки
по структуре являются
Коммуникативные навыки
– это характеристика
Необходимым условием, свидетельствующем
о наличии настоящего общения,
является способность к