Развитие коммуникативных навыков детей старшей группы в самостоятельной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 06:11, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования:
изучить влияние самостоятельной деятельности на развитие коммуникативных навыков.
В соответствии с поставленной целью, выделенным объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Определить сущность понятий «коммуникативные навыки», «общение», «коммуникация», «коммуникативные умения».
2. Определить особенности формирования коммуникативных навыков детей 5-6 лет.
3. Провести диагностику развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
4. Организовать самостоятельную деятельность детей старшего дошкольного возраста для формирования коммуникативных навыков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
……………………………………………………………………………………3
1.Теоретические основы формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Сущность понятий «коммуникация», «общение», «коммуникативные навыки и умения»…………………………………………………………………6
1.2. Особенности развития коммуникативных навыков у детей старшего возраста…………………………………………………………………………..15
1.3. Организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………..22
2.Развитие коммуникативных навыков в самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста
2.1. Определение уровня развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………….34
2.2. Развитие коммуникативных навыков в самостоятельной деятельности……………………………………………………………………..43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
…………………………………………………………………………………….59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
…………………………………………………………………………………….61

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ ЭЛ.ВЕР..doc

— 317.50 Кб (Скачать файл)

    По мнению М.И. Лисиной, общение в деятельности педагогов, родителей выступает:

-как средство решения образовательных  и воспитательных задач;

-как средство, позволяющее вступать  в контакт и разрешать конфликты,

-как способ развития его коммуникативности  со взрослыми и сверстниками ;

-как необходимое условие его социально- личностного развития.

    М.И.  Мухина считает, что общение  - это взаимодействие  двух (или более) людей, направленное  на согласование и объединение  их усилий с целью налаживания  отношений и достижения общего  результата.

    Из данного определения  можно заключить, что общение  имеет три стороны своего проявления: коммуникативную, перцептивную и  интерактивную. Коммуникативная сторона  общения  (состоит в обмене  информацией между людьми); интерактивная  сторона общения (заключается в организации взаимодействия между людьми); перцептивная сторона общения (процесс восприятия друг друга партнёрами по общению).

   Исходя из этого, можно  выделить три основные категории  средств общения:

1. экспрессивно – мимические  средства общения (взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации);

2. предметно – действенные средства  общения (локомоторные и предметные  движения; позы, используемые для  целей общения; приближения, удаления, вручения предметов, протягивание  взрослому различных вещей, притягивание к себе и отталкивание от себя взрослого; позы, выражающие протест, желание уклониться от контактов со взрослыми или стремление приближаться к нему, быть взятым на руки);

3. речевые средства общения (высказывания, вопросы, ответы, реплики). Эти категории средств общения появляются у ребёнка в том порядке, в котором перечислены, и составляют основные коммуникативные операции в дошкольном детстве. Определяя далее функции общения, классифицируем их следующим образом.

Это:

1) организация совместной деятельности ( согласование и объединение  условий для достижения общего  результата);

2) формирование и  развитие межличностных  отношений;

3) познание людей друг друга.

    Что же такое общение, коммуникативные способности, зачем  они нужны и как проявляются в реальной жизни?

    Д. Б. Ветрова считает  что общение – это прежде  всего, процесс установления контактов ( взаимодействия двух или более  людей). В ходе этого процесса  происходит обмен информации, её  восприятия и понимания общающимися людьми, а также взаимное восприятие, понимание и оценка друг друга. Именно в общении возникает сопереживание, формируются симпатии и антипатии, характер взаимоотношений, появляются и разрешаются различные противоречия. Общение сопровождает нас повсюду – ежесекундно взаимодействуя с ребёнком, мы общаемся с ним. В ходе общения ребёнок чувствует и понимает, что его любят и ценят, что он нужен близким и друзьям. Ребёнок реализует свою потребность в общении и демонстрирует имеющиеся у него коммуникативные способности и коммуникативные навыки.  Способность к общению определяется некоторыми особенностями личности, которые обеспечивают эффективность её взаимодействия и совместимость с другими людьми.

    Одним из значимых  компонентов коммуникативной деятельности является потребность в общении , состоящая в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью – к самопознанию и самооценке. Способность к общению включает в себя: желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»); умение организовать общение («Я умею»), характеризующееся, в свою очередь, умение слушать собеседника, эмоционально сопереживать , решать конфликтные ситуации; знание норм и правил, каким необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю»).

    Все эти условия и критерии проявляются на всех возрастных ступенях развития ребёнка. Вместе с тем, в каждом возрасте общения имеет свою специфику.

   Федеральные Государственные  Требования к структуре основной  общеобразовательной программы  дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г.№655):  в которых определено содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

-развитие свободного общения  со взрослыми и детьми;

-развитие всех компонентов устной  речи детей (лексические стороны  грамматического строя речи, произносительной  стороны речи, связной речи –  диалогической, монологической форм, в различных формах и видах детской деятельности ;

-практическое овладение воспитанниками  нормами речи.  А также результаты  освоения детьми основной общеобразовательной  программы дошкольного образования  должны описывать интегративные  качества ребёнка, которые он может приобрести в результате освоения программы, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребёнок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.

     Современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение формирования коммуникативных умений в развитии ребенка дошкольного возраста. В основе многочисленных публикаций лежит концепция деятельности, разработанная А.Н. Леонтьевым, В.В. Давыдовым, Д.Б. Элькониным, А.В. Запорожцем и др. Основываясь на ней, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Т.А. Репина рассматривали общение как коммуникативную деятельность.

     В ряде исследований  отмечается, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию дошкольника (А.В. Запорожец, М.И. Лисина, А.Г. Рузская), влияют на общий уровень его деятельности (З.М. Богуславская, Д.Б. Эльконин).

    Значение сформированности  коммуникативных умений становится  более очевидным на этапе перехода ребенка к обучению в школе (М.И. Лисина, А.Г. Рузская, В.А. Петровский, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Шулешко), когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, нарушает процесс обучения в целом, т.е. коммуникативные умения – это первоначальный опыт ребёнка, полученный при общении либо со сверстниками, либо со взрослыми. Именно развитие коммуникативности является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития.

    Изменение отношения  к дошкольному детству потребовало  пересмотра содержания, форм и  методов работы, создания педагогических технологий, отвечающих требованиям гуманизации образовательного процесса, личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком. Современные педагогические технологии направлены на обеспечение такого уровня развития ребенка, который помог бы ему осознать себя субъектом деятельности, ощутить чувство психологической защищенности. В психолого-педагогических исследованиях доказывается, что это во многом определяется содержанием и характером общения с воспитателем (М.И. Лисина, В.А. Петровский, С.В. Теряева), с родителями (З.М. Богуславская, СВ. Корницкая, А.Г. Рузская и др.), отношениями со сверстниками (Л.Н. Башлакова, Т.И. Ерофееева, А.Б. Добрович), деятельностью и достижением успеха в ней (Р.С. Буре, Т.А. Репина, Р.Б. Стеркина), культурой общения (Т.А. Антонова, М.В. Ильяшенко, СВ. Петерина).

     Характеризуя состояние  изученности проблемы применительно  к дошкольному возрасту, приходится  констатировать, что в психолого-педагогической  литературе многие аспекты формирования коммуникативных умений остаются мало разработанными. Недостаточно раскрыты содержание коммуникативных умений, критерии и показатели их сформированное  у детей дошкольного возраста, не определена последовательность включения дошкольников в процесс их формирования, формы организации деятельности детей вне занятий. Выделяется противоречие между признанием значимости коммуникативных умений в воспитании личности ребенка как субъекта коммуникативной деятельности и неразработанностью педагогической технологии и методического инструментария формирования данных умений, в соответствии с требованиями государственного стандарта дошкольного образования.

     Т.Н. Доронова  выделяет   коммуникативные умения детей  дошкольников:

•умение обратиться к ребенку по имени или по названию роли;

•умение высказать предложение в приветливой форме, вежливо ответить на просьбу товарища принять его в игру;

•способность доброжелательно выразить согласие с игровым замыслом, придуманным другим ребенком или же. в случае несогласия, деликатно отклонить нежелательное предложение партнера, вежливо принять отказ сверстника поиграть вместе, а также его возражения относительно замысла игры;

•умение выяснить удовлетворен ли партнер полученной ролью, учтены ли его интересы при подборе игрового материала;

•умение обратиться к партнеру как равному, не подчеркивая своего превосходства;

•умение убедительно для сверстника обосновать свои предложения и поручения, объяснить целесообразность их принятия, выполнения.

     Д.Б. Эльконин отмечает, что полученные  данные позволяют утверждать следующее: несмотря на внешнее различие игр с ролями и игр с правилами в пределах дошкольного возраста, между ними существует настолько большое единство, что можно говорить об единой линии развития игры, в ходе которого лишь к концу дошкольного возраста происходит выделение условных правил, никак не связанных с сюжетом. Мы можем констатировать, что к моменту, когда игры с правилами начинают занимать значительное место в жизни ребенка. он уже имеет некоторый запас коммуникативных умений, возникших по поводу организационно-деловой стороны игры с ролями. И общение в них станет регулятором «делового» сотрудничества детей, а обогащение игр с правилами коммуникативным содержанием будет способствовать формированию коммуникативных умений. После коммуникативных умений у детей появляются коммуникативные навыки. При помощи которых, ребёнок совершенствует свои умения общаться с детьми.

 

 

  Таким образом, коммуникация  представляют собой неразрывное  единство трёх своих составляющих: мотивационную, когнитивную, поведенческую. Только при достаточном и гармоничном развитии каждой из них мы можем говорить о наличии у ребёнка развитых коммуникативных способностей

 

 

1.2. Особенности развития коммуникативных  навыков у детей старшего возраста

 

 

   Мухина М.И. считает, что  общение  - взаимодействие двух (или  более) людей, направленное на согласование  и  объединение их усилий с  целью налаживания отношений  и достижения общего результата.

    По мнению Л. Б. Митева, субъект общения – это общающийся  человек, имеющий развитые коммуникативные потребности, социально - значимые качества, обладающий знаниями социально - этического характера и способностью к взаимодействию. Характерным для детей старшего дошкольного возраста, является формирующаяся у них общественная направленность. Она проявляется и в реальных детских взаимоотношениях, и в их суждениях, и в их общей направленности совместной деятельности всех членов детского коллектива.

    В этом возрасте у  ребят начинает складываться  общественное мнение. Но вместе с тем нравственные проявления детей отличаются неровностью и неустойчивостью.

    Д. Б. Годовникова считает, что в развитии организованного  поведения детей старшего дошкольного  возраста наблюдаются различия. Одни дети придерживаются норм  поведения, умеют трудиться хорошо, быстро доводят дело до конца, оказывают помощь товарищу, активно реагируют на предложение играть, трудятся вместе, замечают нарушения тех или иных правил порядка, стараются эти нарушения устранить.

    Другие испытывают из-за  незнания правил или отсутствия  навыка затруднения при выполнении  работы. Таким образом, навыки правильного поведения у них ещё неустойчивы. Дети знают правила поведения , но часто их нарушают, не умеют объяснить , почему так поступили и как надо было поступить . Работу доводят до конца только после замечания взрослого, не умеют выделить главное и второстепенное в задании, темп работы у них неровный.

    Т. А. Репина считает, что  разное поведение детей часто  зависит от их эмоционального  состояния, индивидуальных особенностей, что требует от воспитателя  использования разнообразных методов  и приёмов воспитания, более тонкого их применения.

    У старших дошкольников  накапливается уже довольно большой  опыт коллективной жизни, устойчивее  коллективные связи. К особенностям  коллективных взаимоотношений старших  дошкольников следует отнести  инициативу, способность к самоорганизации, самооценке, дружеской критике.

   По мнению А. В. Мудрика  приобретение опыта совместной  практической деятельности,  в  процессе которой дети усваивают  навыки организационного поведения, совместного труда  и согласованных  действий в игре на основе общего замысла, содействуют развитию активности, инициативы, уверенности в своих силах. К шести годам проявляется, а к семи крепнет особый интерес детей к общественно направленной трудовой деятельности, содержательным длительным играм, занятиям, где ребята получают знания об общественных явлениях.

    Изменяется и характер  взаимоотношений дошкольников. Ребёнок 6 лет в большинстве случаев  играет не один. Радость совместной  игры порождает новые отношения  между детьми: товарищество и  дружбу. У старших дошкольников заметно возрастает активность, ярче проявляется инициатива, самостоятельность в разных сферах жизни. У ребёнка начинают развиваться организаторские навыки. Дети – организаторы умеют выбирать тему игры и задания, привлечь к работе товарища. Организаторские навыки развиваются в непрерывной связи с формированием таких качеств личности, как смелость, настойчивость, активность, целеустремлённость, самостоятельность и ответственность.

Информация о работе Развитие коммуникативных навыков детей старшей группы в самостоятельной деятельности