Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 06:11, дипломная работа
Цель исследования:
изучить влияние самостоятельной деятельности на развитие коммуникативных навыков.
В соответствии с поставленной целью, выделенным объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Определить сущность понятий «коммуникативные навыки», «общение», «коммуникация», «коммуникативные умения».
2. Определить особенности формирования коммуникативных навыков детей 5-6 лет.
3. Провести диагностику развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
4. Организовать самостоятельную деятельность детей старшего дошкольного возраста для формирования коммуникативных навыков.
ВВЕДЕНИЕ
……………………………………………………………………………………3
1.Теоретические основы формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Сущность понятий «коммуникация», «общение», «коммуникативные навыки и умения»…………………………………………………………………6
1.2. Особенности развития коммуникативных навыков у детей старшего возраста…………………………………………………………………………..15
1.3. Организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………..22
2.Развитие коммуникативных навыков в самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста
2.1. Определение уровня развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………….34
2.2. Развитие коммуникативных навыков в самостоятельной деятельности……………………………………………………………………..43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
…………………………………………………………………………………….59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
…………………………………………………………………………………….61
По мнению М.И. Лисиной, общение в деятельности педагогов, родителей выступает:
-как средство решения
-как средство, позволяющее вступать
в контакт и разрешать
-как способ развития его
-как необходимое условие его социально- личностного развития.
М.И. Мухина считает, что общение - это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
Из данного определения
можно заключить, что общение
имеет три стороны своего
Исходя из этого, можно
выделить три основные
1. экспрессивно – мимические средства общения (взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации);
2. предметно – действенные
3. речевые средства общения (высказывания, вопросы, ответы, реплики). Эти категории средств общения появляются у ребёнка в том порядке, в котором перечислены, и составляют основные коммуникативные операции в дошкольном детстве. Определяя далее функции общения, классифицируем их следующим образом.
Это:
1) организация совместной
2) формирование и развитие межличностных отношений;
3) познание людей друг друга.
Что же такое общение, коммуникативные способности, зачем они нужны и как проявляются в реальной жизни?
Д. Б. Ветрова считает
что общение – это прежде
всего, процесс установления контактов
( взаимодействия двух или более
людей). В ходе этого процесса
происходит обмен информации, её
восприятия и понимания общающи
Одним из значимых
компонентов коммуникативной
Все эти условия и критерии проявляются на всех возрастных ступенях развития ребёнка. Вместе с тем, в каждом возрасте общения имеет свою специфику.
Федеральные Государственные
Требования к структуре
-развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
-развитие всех компонентов
-практическое овладение
Современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение формирования коммуникативных умений в развитии ребенка дошкольного возраста. В основе многочисленных публикаций лежит концепция деятельности, разработанная А.Н. Леонтьевым, В.В. Давыдовым, Д.Б. Элькониным, А.В. Запорожцем и др. Основываясь на ней, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Т.А. Репина рассматривали общение как коммуникативную деятельность.
В ряде исследований отмечается, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию дошкольника (А.В. Запорожец, М.И. Лисина, А.Г. Рузская), влияют на общий уровень его деятельности (З.М. Богуславская, Д.Б. Эльконин).
Значение сформированности
коммуникативных умений
Изменение отношения
к дошкольному детству
Характеризуя состояние
изученности проблемы
Т.Н. Доронова выделяет коммуникативные умения детей дошкольников:
•умение обратиться к ребенку по имени или по названию роли;
•умение высказать предложение в приветливой форме, вежливо ответить на просьбу товарища принять его в игру;
•способность доброжелательно выразить согласие с игровым замыслом, придуманным другим ребенком или же. в случае несогласия, деликатно отклонить нежелательное предложение партнера, вежливо принять отказ сверстника поиграть вместе, а также его возражения относительно замысла игры;
•умение выяснить удовлетворен ли партнер полученной ролью, учтены ли его интересы при подборе игрового материала;
•умение обратиться к партнеру как равному, не подчеркивая своего превосходства;
•умение убедительно для сверстника обосновать свои предложения и поручения, объяснить целесообразность их принятия, выполнения.
Д.Б. Эльконин отмечает, что полученные данные позволяют утверждать следующее: несмотря на внешнее различие игр с ролями и игр с правилами в пределах дошкольного возраста, между ними существует настолько большое единство, что можно говорить об единой линии развития игры, в ходе которого лишь к концу дошкольного возраста происходит выделение условных правил, никак не связанных с сюжетом. Мы можем констатировать, что к моменту, когда игры с правилами начинают занимать значительное место в жизни ребенка. он уже имеет некоторый запас коммуникативных умений, возникших по поводу организационно-деловой стороны игры с ролями. И общение в них станет регулятором «делового» сотрудничества детей, а обогащение игр с правилами коммуникативным содержанием будет способствовать формированию коммуникативных умений. После коммуникативных умений у детей появляются коммуникативные навыки. При помощи которых, ребёнок совершенствует свои умения общаться с детьми.
Таким образом, коммуникация
представляют собой
1.2. Особенности развития
Мухина М.И. считает, что
общение - взаимодействие двух (или
более) людей, направленное на согласование
и объединение их усилий с
целью налаживания отношений
и достижения общего
По мнению Л. Б. Митева,
субъект общения – это
В этом возрасте у ребят начинает складываться общественное мнение. Но вместе с тем нравственные проявления детей отличаются неровностью и неустойчивостью.
Д. Б. Годовникова считает,
что в развитии
Другие испытывают из-за
незнания правил или
Т. А. Репина считает, что
разное поведение детей часто
зависит от их эмоционального
состояния, индивидуальных особенностей,
что требует от воспитателя
использования разнообразных
У старших дошкольников
накапливается уже довольно
По мнению А. В. Мудрика
приобретение опыта совместной
практической деятельности, в
процессе которой дети
Изменяется и характер
взаимоотношений дошкольников. Ребёнок
6 лет в большинстве случаев
играет не один. Радость совместной
игры порождает новые