Развитие коммуникативных навыков детей старшей группы в самостоятельной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 06:11, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования:
изучить влияние самостоятельной деятельности на развитие коммуникативных навыков.
В соответствии с поставленной целью, выделенным объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Определить сущность понятий «коммуникативные навыки», «общение», «коммуникация», «коммуникативные умения».
2. Определить особенности формирования коммуникативных навыков детей 5-6 лет.
3. Провести диагностику развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
4. Организовать самостоятельную деятельность детей старшего дошкольного возраста для формирования коммуникативных навыков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
……………………………………………………………………………………3
1.Теоретические основы формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Сущность понятий «коммуникация», «общение», «коммуникативные навыки и умения»…………………………………………………………………6
1.2. Особенности развития коммуникативных навыков у детей старшего возраста…………………………………………………………………………..15
1.3. Организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………..22
2.Развитие коммуникативных навыков в самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста
2.1. Определение уровня развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………….34
2.2. Развитие коммуникативных навыков в самостоятельной деятельности……………………………………………………………………..43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
…………………………………………………………………………………….59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
…………………………………………………………………………………….61

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ ЭЛ.ВЕР..doc

— 317.50 Кб (Скачать файл)

 

 

В – высокий уровень, С – средний уровень, Н – низкий уровень.

 

 

    Проведя исследование  на первом этапе, мы поняли, что выбранные нами дети относятся к среднему уровню, а это значит что коммуникативные навыки и умения у них развиты на половину. Данная статистика и привела нас ко второму этапу исследования. Мы наметили свой план работы, для того, чтобы поднять уровень сформированности коммуникативных навыков у детей старшей группы.

 

  

  Таким образом, работа проведённая  на первом этапе позволила  сделать вывод: что не у всех  детей сформированы коммуникативные  навыки, соответственно возрасту, это  зависит от индивидуальных особенностей детей, от атмосферы в семье, и в детском саду, от того, как происходит общение в разных видах деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Развитие коммуникативных навыков  в самостоятельной деятельности.

На основании первого этапа, мы  выдвинули цель второго этапа

 

 

   Цель: организация самостоятельной  деятельности детей старшего  дошкольного возраста для развития  коммуникативных навыков.

Прежде всего, мы наметили работу с родителями, для сбора информации. Цель данной анкеты – это выявление особенностей детей (характер, привычки, любимые игры и игрушки), также эта анкета показывает уровень осведомлённости и интереса родителей к своему ребёнку.

     Так как любая самостоятельная  деятельность предусматривает заранее  подготовленную совместную, после которой они уже и начинают применять знания в своей свободной деятельности, то мы решили изначально провести познавательное занятия и другие совместные работы, для того, чтобы пронаблюдать за тем, насколько интересны были полученные знания и применяют ли их дети в самостоятельной деятельности, как они взаимодействуют друг с другом и приходят ли к общему мнению. Мы приступили к основной цели нашей работы, провели с детьми познавательное занятие, на тему «Как нужно вести себя во время разговора?» Цель занятия: познакомить детей с правилами поведения во время разговора. А уже после этого мы предложили детям сыграть в игру «Давай поздороваемся».

Цель игры: развивать умение вежливо обращаться друг к другу, развивать эмоционально-положительные переживания.

Для начала мы провели предварительную беседу о необходимости культуры общения. Задавали детям вопросы: Как вы думаете, что такое культура общения? Для чего необходимо быть вежливым? Какие вы знаете вежливые слова?

На первый вопрос дети затруднялись ответить. Мы объяснили детям, что культура общения это умение людей доброжелательно общаться, владеть хорошими манерами, уметь выражать свои потребности и чувства спокойно, используя жесты и слова, уметь взаимодействовать и сотрудничать. После чего  дети стали более активно высказывать свое мнение, называть вежливые слова.

После объяснения правил началась игра. Дети двигались хаотично по группе, здороваясь со всеми, кого встретят на пути. Нашей задачей было проследить выполнение правила: обязательно произносить слова – обращения к сверстнику. Дети были эмоциональны, активны. Но не все дети четко следовали правилу – забывали произнести необходимые слова. После игры мы повторно провели небольшую беседу, в которой выяснили, какие чувства дети испытывали вовремя игры, когда они здоровались друг с другом. Дети сообщили, что им очень понравилось здороваться, им было весело во время игры, теперь они будут здороваться не только в группе со сверстниками и воспитателями, но и за пределами детского сада будут также вежливы со своими знакомыми, родственниками, друзьями. Через некоторое время мы немного усложнили игру. Предложили детям не только произносить вежливые слова, но при этом еще пожимать друг другу руку. Тем самым мы способствовали тактильному восприятию детей. Такой вариант игры понравился детям больше. Таким образом, мы способствовали развитию общения и положительного настроя между всеми детьми. Наблюдали за тем, как они использовали это в своей самостоятельной деятельности. И действительно, каждое утро они приветствовали не только воспитателя и друзей, но и всех кто заходил в группу. Данная игра положительно повлияла на детей.

Следующую игру мы предложили детям с целью - высказывать свою точку зрения, доказывать её и аргументировать.

Для того чтобы показать, как нужно играть в эту игру, выбрали ребенка с высоким уровнем  сформированности  диалогической речи. Ребенку необходимо было доказать, что на картинке изображена корова, а взрослый убеждал его, что это кошка.  Видно было, как рядом сидящие дети хотели высказать свое мнение, свой вариант доказательств, но мы заранее обсудили правила: в игре принимают участие только два человека - игрок и ведущий. На протяжении всей игры дети были заинтересованы, так как игра была для них занимательна, интересна, и в то же время сложна и необычна. Ребенок справился с заданием, но, к сожалению его аргументированных ответов, было меньше, чем мы рассчитывали.

 Проведя эту игру,  мы убедилась  в том, что детям сложно высказывать  свою точку зрения, они привыкли  к готовому образцу ответов. Поэтому мы решили, как можно чаще проводить подобные игры, варьировать их. Например, ребенок должен был доказать что время суток утро, в то время как  за окном был вечер.

Мы провели беседу с  родителями, в которой посоветовали использовать данный вид игры для развития диалогической речи. Эта игра не займет много времени, в нее можно играть, возвращаясь из детского сада, во время совместных домашних дел. Тем самым мы способствовали не только развитию диалогической речи детей, но и взаимодействию детей и родителей. Родители с охотой восприняли данное предложение, некоторые были удивлены, что можно так играть.  

 

 

Таким образом, только систематическая и планомерная работа педагогов, их заинтересованность с участием родителей помогут решить многие проблемы речевого развития детей дошкольного возраста. К тому же, чтобы дети умели самостоятельно планировать своё свободное время, они должны не только обладать познаниями игр, но и умением их организовать, а главную роль в этом играет речь. И чем больше ребёнок общается, говорит, отстаивает свою точку зрения, тем успешнее и увереннее он будет в жизни. Поэтому для первой части своей работы с детьми  и родителями мы поставили цель - научить детей правильно и вежливо общаться, ведь уважение к сверстникам и к другому более взрослому окружению очень важно.

         Во второй  части через самостоятельную  деятельность мы попытались воздействовать  на свободную деятельность детей, т.е. после совместных действий  дети продолжали применять полученные  знания в самостоятельной деятельности. Цели:

  • умение общаться при помощи неречевых средств (мимики, пантомимики, жестов) и понимать собеседника по используемым жестам и мимике;
  • умение устанавливать контакт с помощью речевых и неречевых средств (обращение по имени, контакт глаз, комплимент);
  • умение использовать речевые вариативные формулы (приветствие, прощание, благодарности);
  • умение понимать и выражать свое настроение при помощи слов ;
  • умение вести себя в общении в соответствии с нормами этикета (доброжелательный тон, сдержанность жестов, расположение партнеров лицом друг к другу);
  • умение четко, ясно, выразительно высказывать в речи свое коммуникативное намерение;
  • умение внимательно выслушивать собеседника;
  • умение понимать эмоциональное настроение другого (сопереживать);
  • умение вести себя в конфликтной ситуации.

 Необходимо помнить, что созданию эмоционального настроя у детей способствует стиль общения педагога с детьми. Поэтому благодаря постоянному персонажу – Феи из страны Вежливости – между воспитателем и детьми устанавливаются следующие стили общения.

«взрослый» - «дитя», используя этот стиль, педагог выступает в роли Феи, которая делится с детьми своим опытом, обучая их;

«взрослый» - «взрослый», с помощью этого стиля дети выступает в роли «взрослых» - помощников Феи, ее защитников. Они превращаются в волшебников, художников, докторов.

Структура бесед состояла из четырех этапов:

  • ритуал начала совместной деятельности,
  • постановка проблемы,
  • своевременный поиск путей решения проблемы,
  • ритуал прощания.

Ритуал начала совместной деятельности представляет собой игру или игровое упражнение, направленное на:

  • закрепление умений невербального общения;
  • развитие чувства близости с другими детьми;
  • развитие умений, направленных на распознавании чувств.

Игровые упражнения использовались с целью преодоления их пассивности, скованности.

В основной части  деятельности мы использовали следующие приемы:

 Игровые упражнения, направленные  на:

  • развитие умения общаться без слов;
  • гармонизацию осознания имени;
  • своевременное употребление слов благодарности;
  • развитие умения соблюдать дистанцию в общении;
  • развитие умения понимать настроение окружающих;
  • развитие умения слушать собеседника;
  • регулирование своего поведения.

      Проводили беседы  по ранее прочитанным сказкам  и рассказам: русским народным  сказкам «Гуси – лебеди», «Царевна-лягушка», немецкой сказке «Кукушка», «Волшебное слово» В. Осевой; «Как слон спас хозяйку от тигра» Б. Житкова; «Малыш и Карлсон» А. Линдгрен; «Вини-Пух» А. Миллер и т.д. Эти беседы также способствовали для проигрывания театрализованных представлений детьми, во время таких представлений мы были координаторами, или участниками, только направляли и помогали, если у детей что-то не получалось. Роли они распределяли сами и показывали представление перед всеми  детьми. Обычно мы проводили это по вечерам и, конечно же, брали более лёгкие сказки, чтобы выступление не затягивалось, и было, более правдоподобным. Как правило, мы брали такие сказки как «Волшебное слово», «Гуси – лебеди». Детям очень нравилось выступать и к тому же проявлять свою фантазию, так как они готовили этот выступление самостоятельно, они совещались и советовались со сверстниками, как лучше сделать и что лучше выбрать, таким образом они общались и взаимодействовали друг с другом.

  Иногда до пробуждения детей, мы выставляли на полке сказочных героев и декорации русских народных сказок, таких как «Репка», «Три поросёнка», «Колобок». Мы старались как можно более красиво оформить этот уголок. И потом, когда дети просыпались, они с интересом подходили и спрашивали, можно ли поиграть? Для чего это всё поставлено? Мы старались придумать каждый раз какую-нибудь новую проблемную ситуацию, говорили детям, что игрушки забыли что они должны делать. Из какой они сказки. И они пришли к нам за помощью. Тогда дети начинали рассказывать эту сказку, называть героев. Мы предложили детям показать действия сказки, на что некоторые согласились. Выбрав несколько человек, предлагали детям по очереди обыграть сказку, они согласились и приступили. Остальным ребятам было забавно наблюдать за происходящим, они старались внимательно слушать и не перебивать, но у них не всегда это получалось. Те дети, которые проигрывали сюжет были немного скованы, и их рассказы явно отличались от друга. Кто – то старался рассказать более подробно, а кто  - то нет. По окончанию представлений, поблагодарили детей от имени главных персонажей, и сказали, что благодаря нам, они не забудут из какой они сказки. Таким образом, мы постепенно учили детей преодолевать чувство скованности и стеснения. Показывали детям необходимость уважения и внимания друг к другу. Так же такой вид игры, называемый режиссёрской, положительно повлиял на развитие словаря детей.

В своей работе мы также использовали художественные слова: стихотворения, дразнилки, пословицы.

Хотелось бы сказать о самом интересном и приятном для меня моменте. Так как я пишу стихи, мы решили приобщить детей к созданию пусть и небольших и иногда даже и не в рифму, но всё же стихов. Перед тем как дети уходили домой,  давали каждому по одной, двум строкам стихотворения, которое они должны были дописать дома, конечно же,  при непосредственном участии родителей. Но для начала, мы тренировались в группе, предлагали всю фразу, кроме последней строчки, что – то похожее на загадки, а дети должны были под рифму подобрать подходящие слова. Выглядело это примерно так:

За окном светло и ярко,

Значит скоро будет ……. (жарко)

 

Снег на улице идёт,

Будет скоро ………… (новый год)

 

Слякоть, холодно и сыро,

Стало грустно и ……… (уныло)

 

Тает, падает капель,

И не слышно вой …….. (метель)

 

Угадали все слова,

Я желаю вам ……. (добра)

 

  После небольшой разминки,  ещё усложнили задание. На этот  раз они должны были придумать  сами не одно последнее слово, а целую фразу. Старались давать  им не слишком сложные фразы, чтобы детям было легче придумать  рифму. Вот что получилось:

Информация о работе Развитие коммуникативных навыков детей старшей группы в самостоятельной деятельности