Развитие коммуникативных навыков детей старшей группы в самостоятельной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 06:11, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования:
изучить влияние самостоятельной деятельности на развитие коммуникативных навыков.
В соответствии с поставленной целью, выделенным объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Определить сущность понятий «коммуникативные навыки», «общение», «коммуникация», «коммуникативные умения».
2. Определить особенности формирования коммуникативных навыков детей 5-6 лет.
3. Провести диагностику развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
4. Организовать самостоятельную деятельность детей старшего дошкольного возраста для формирования коммуникативных навыков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
……………………………………………………………………………………3
1.Теоретические основы формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Сущность понятий «коммуникация», «общение», «коммуникативные навыки и умения»…………………………………………………………………6
1.2. Особенности развития коммуникативных навыков у детей старшего возраста…………………………………………………………………………..15
1.3. Организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………..22
2.Развитие коммуникативных навыков в самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста
2.1. Определение уровня развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………….34
2.2. Развитие коммуникативных навыков в самостоятельной деятельности……………………………………………………………………..43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
…………………………………………………………………………………….59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
…………………………………………………………………………………….61

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ ЭЛ.ВЕР..doc

— 317.50 Кб (Скачать файл)

       В центрах групп  ДОУ  могут располагаться разнообразные схемы, пиктограммы, пооперационные карты, алгоритмы и таблицы, модели, способствующие формированию самостоятельности, навыков планирования, развитию мышления детей. Для каждой возрастной группы должен иметься свой набор схематического материала. Подбор материалов, особенности его размещения должен носить научно-обоснованный характер, учитывать психологические особенности развития детей каждого возраста, а также возрастные закономерности изменения видов деятельности. При отборе материала большое значение имеет его познавательная ценность. При действии с предметами у ребенка должна возникать проблема, побуждающая к активному действию ради ее решения. Для этого педагог должен включать материал не только разной степени сложности, но и позволяющей выявить индивидуальную изобретательность ребенка к его содержанию, виду и форме, разным способам проработки, стимулирующей детей к творчеству (самовыражению)  без боязни в чем-то ошибиться, сделать что-то не так "неправильно".

Вариативность материала.

    Среда не должна быть завершенной, застывшей, ее следует периодически преобразовывать, обновлять с учетом специфики детского восприятия, стимулировать физическую, творческую, интеллектуальную активность детей, побуждать к дополнению ее необходимыми для развертывания деятельности компонентами.

      Именно моделирование  игры по выбору ребенка, его  сценарию способствует развитию  творческих способностей, будит  фантазию, активность действий, учит  общению, яркому выражению своих  чувств. Что помогает этому? Мы  убедились, что в старшем возрасте разнообразные предметы - заместители обладают наибольшим развивающим эффектом, позволяют ребенку активно и по своему усмотрению действовать, обогащая сюжет игры. Бросовый материал приходит на помощь по ходу игры ввиду недостающего атрибута. Многофункциональные макеты на различную тематику с соответствующим прикладным материалом, алгоритмы, схемы - образцы, фотографии по сюжетно - ролевым играм, ширмы, различные атрибуты для развития сюжетов игр, которые хранятся в картонных коробках, прозрачных закрытых контейнерах с метками ярлычками.

      На 6 году жизни  у дошкольников начинается интенсивное  развитие режиссёрской игры, которая  превращается в развёрнутую форму  коллективной деятельности. В отличие  от сюжетно-ролевой игры, в которой  дети воспроизводят преимущественно профессиональную жизнь людей и их отношения, такие игры опираются на более широкий социальный опыт - впечатления, полученные из сказок, мультипликационных и телевизионных фильмов. Становление режиссёрской игры вносит неоценимый вклад в развитие личности ребёнка, способствуя переходу на новый уровень воображения. Многие из исследователей игры считают развитие творческой - одним из основных показателей готовности к школе. Для разыгрывания сюжетов данного вида игры можно использовать невысокую большую картонную коробку (это сцена для развёртывания сюжета), набор игрушек из любимого лакомства детей "Киндер-сюрприза", бросовый материал, схемы-образцы, фотографии декораций и кукол.

      Сочетание новых  и традиционных компонентов среды предполагает внесение или создание нового, неизвестного для стимулирования активности, творчества детей.

     К вариантам новых  компонентов среды можно отнести:

тематические выставки (подлинных экспонатов, иллюстраций, книг);

мини-музеи (картин, игрушек, открыток); оформление по сезону;

выставки детского творчества.

    Они могут быть представлены  в среде ДОУ:

на свисающих нитях от потолка, заполняя работами воздушное пространство;

в файлах на шкафчиках;

в специально отдельном месте, легких полках, стенах творчества;

поделки по художественному ручному труду могут быть размещены практически во всех мини-центрах - музыкальном, игровом, конструкторском, уголке художественного творчества.

      В создание среды  надо активно включать детей, это способствует формированию осознанного отношения ребенка к среде, понимания взаимозависимости всех ее компонентов, необходимой комфортности для всех детей и взрослых группы учреждения, стремления и умения согласовывать свои желания и интересы с другими. Активизируя детей, привлекая их к созданию среды, необходимо учитывать их индивидуальные особенности, предпочтения и склонности.

      Дети старшего  возраста с большим интересом  готовят совместные работы с  родителями по заданным темам  рисунки, семейные газеты, фотовыставки. Такой материал вывешивается в группе, дети с удовольствием его рассматривают, делятся впечатлениями. Сравнивают свои представления, увлечения, предпочтения с другими. Такая совместная работа приносит взрослым и детям огромное удовлетворение и радость, воспитывает у детей такие качества личности, как самостоятельность и творческое решение поставленной задачи, развивает инициативу, ответственность за общий успех дела, коммуникативность, создает микроклимат, в основе которого уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между взрослым и ребенком.

      Предоставление ребенку  свободы, большого "поля" для самостоятельных  действий в реализации своих  интересов, общение на равных  в процессе сотрудничества посредством  предметно - развивающей среды, помогает педагогам в полной мере реализовать задачи лично - ориентированного взаимодействия.

      Обеспечение комфортности, функциональной надежности и  безопасности, динамичности, многофункциональности. В первую очередь это удобство  размещения зон для организации коллективной и индивидуальной деятельности. Этому в полной мере соответствуют изделия из пластмассы: открытые легкие стеллажи, этажерки, полочки, комоды, контейнеры, ширмы. Не нарушая гармонию, очень хорошо вписываются в интерьер любого помещения и расставляют особые акценты: легкость, разнообразная светлая цветовая гамма, экономия пространства (от 3 - 5 до 7 секций расположены вертикально или "ступенообразно"); нет загромождения; создают уют; легко трансформируются, безопасны при перемещении самим ребенком; подлежат обработке. Это оборудование используется по разному функциональному назначению, как:

разделители пространства.

емкости для хранения атрибутов.

маркеры игрового пространства.

мебель для различных центров.

площадки демонстрации детского творчества.

      Ширмы, выкатные этажерки, контейнеры, цветные шнуры, складные  заборчики помогают и дают  возможность детям легко, по их  усмотрению и замыслу трансформировать, создавать пространственную организацию  среды, обозначать свою игровую  территорию.

       Предметно-пространственная  среда должна быть организована  так, чтобы материалы и оборудование, необходимые детям для осуществления  любой деятельности, были либо  в поле зрения ребенка, либо  были доступны, чтобы ребенок  мог их взять, не обращаясь  за помощью к взрослому. Вместе с тем очень важно приучать детей все материалы убирать на место: во-первых, потому, что порядок во всем обеспечивает уют и красоту, радует глаз, создает хорошее настроение, а во-вторых, потому, что они могут понадобиться для занятий другим детям и этому же ребенку.

      Познавательно-речевое  направление работы с дошкольниками  характеризуют следующие условия:

- создание в группе необходимого  количества  предметов, пособий, муляжей, мелких игрушек и дидактических игр для ознакомления детей с изучаемым предметом или явлением, а также  большое количество речевых игр, пособий, предметных и сюжетных картин, схем, а также литературы по развитию речи детей; речевые уголки (газеты) способствуют закреплению правильных речевых навыков, полученных детьми в ходе разных занятий, а также наблюдений, экскурсий и т. д.

- разработаны уголки познавательной  активности:

- стена интеллектуального развития, где дети могут рассмотреть  в доступной форме карты, схемы, таблицы, фиксировать наблюдения, решать ребусы, кроссворды и т. д.

-мини-лаборатория, где созданы  условия, имеются приборы и материалы  для демонстрации и организации  самостоятельного экспериментирования, проведения наблюдений за свойствами  предметов и веществ, их сравнения, анализа

- разнообразие предметов по  цвету, форме, размеру, материалу, весу,

-крупногабаритные модули, состоящие  из отдельных сегментов, различных  по форме, объему, цвету, которые  можно соединять при помощи  пуговиц, клепок, шнурков и использовать для развития сенсорных представлений, проведения подвижных игр, конструирования.

Самостоятельная деятельность в экологии.

Планирование этой работы предполагает  в первую очередь создание педагогом условий, которые способствуют этой самостоятельной деятельности. Для этой цели в группе организована «Детская лаборатория» с соответствующим оснащением, что позволяет оказывать огромное влияние на познавательную активность детей. Эта опытно-исследовательская самостоятельная деятельность детей направлена на уточнение систематизацию всех свойств и признаков объектов и явлений неживой природы, их взаимосвязи и взаимозависимости с объектами живой природы.

     В «Детской лаборатории»  выделяют:

Место для постоянной выставки, где дети размещают различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и др.).

Место для приборов.

Место для хранения материалов.

Место для проведения опытов.

Место для неструктурированных материалов (стол «Песок- вода», емкости для мелких камней и др.)

  

 

 Таким образом, самостоятельная деятельность детей организуется посредством создания развивающих центров разной направленности в каждой группе детского сада.

     Развивающая среда, обеспечивающая  личностно - ориентированное взаимодействие  детей и взрослых - это не только предоставление возможности работать с дидактическим материалом разного уровня сложности. Не только ориентация в общении на более подготовленных детей. Это - возможность педагога более гибко и динамично включить ребенка в активную целенаправленную и разнообразную деятельность в атмосфере доброжелательности и благополучия, знать и умело использовать его индивидуально - личностные особенности; анализировать содержание субъектного опыта детей, активизируя его в процессе самостоятельной деятельности, поощрять инициативу, творчество, независимо от их способностей.

   У ребенка старшего дошкольного  возраста, усвоившего достаточный  запас знаний и умений, в рамках  этой деятельности развиваются  такие качества личности, как  творческая активность и самостоятельность, появляется возможность самоутверждения осознания необходимости полученных знаний и умений, желание использовать, пополнять и углублять знания, уверенность в себе. Основные показатели самостоятельной деятельности — интерес к ней со стороны ребенка и проявление инициативы и самостоятельности в постановке задач и выборе способа реализации задуманного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по главе 1

 

 

   Итак, мы определили, что  коммуникативные навыки представляют  собой индивидуально - психологические свойства личности ребёнка, обеспечивающие ей условия для личностного развития.

    Только при достаточном  и гармоничном развитии мы  можем говорить о наличии у  ребёнка коммуникативных навыков.

    В старшем дошкольном  возрасте у детей появляются  новые черты во взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Дети активно проявляют интерес к общению со взрослым и сверстниками.

    Влияние общения в  форме его положительного воздействия  прослеживается во всех сферах  психической жизни ребёнка. Общение  – решающий фактор общего психического развития ребёнка в раннем и дошкольном детстве. Взрослый и сверстник способствуют развитию разных сторон речи ребёнка. В общении со сверстниками ребёнок учится выражать себя, свои желания, настроения, управлять другим, вступать в разнообразные отношения. Очень тесно связаны между собой общение и развитие речи. Потому как без речи, ни ребёнок, ни взрослый, не сможет передать свои мысли и чувства своему собеседнику. И всё это. Мы называем общением. Для успешного развития этого процесса, необходимо отслеживать правильность произношения речи, ещё будучи в дошкольном возрасте. Но формировать речь ребёнка должен не только воспитатель, но и сами родители. Только при полном взаимодействии этих двух сторон, речь ребёнка и все процессы в целом будут правильно сформированы. Что же касается самостоятельной деятельности, то тут главным будет правильное распределение и наполняемость, как игрового материала, так и материала для опытов, экспериментов, исследований и т.п. и конечно же важна совместная деятельность воспитателя с детьми, так как  после неё ребёнок начинает её проигрывать далее, уже по своему замыслу. Да и вообще, все знания, которые получают дети, они используют и в дальнейших своих действиях. Здесь же главная задача педагога направить ребёнка в нужное русло и провести совместную деятельность как можно более интересной, чтобы дать волю фантазии ребёнка в дальнейшей деятельности .

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

2. Развитие коммуникативных навыков  в самостоятельной деятельности  старшего дошкольного возраста

2.1. Определение уровня развития  коммуникативных навыков у детей  старшего дошкольного возраста

 

 

     В течение месяца  нами было проведено наблюдение  за детьми старшей группы ДОУ  №115 «Подснежник», города Братска. Списочный  состав группы «Простоквашино» 28 человек. Для исследования была взята группа 10 человек. Работу проводили по этапам.

Информация о работе Развитие коммуникативных навыков детей старшей группы в самостоятельной деятельности