Развитие коммуникативных навыков детей старшей группы в самостоятельной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 06:11, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования:
изучить влияние самостоятельной деятельности на развитие коммуникативных навыков.
В соответствии с поставленной целью, выделенным объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Определить сущность понятий «коммуникативные навыки», «общение», «коммуникация», «коммуникативные умения».
2. Определить особенности формирования коммуникативных навыков детей 5-6 лет.
3. Провести диагностику развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
4. Организовать самостоятельную деятельность детей старшего дошкольного возраста для формирования коммуникативных навыков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
……………………………………………………………………………………3
1.Теоретические основы формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Сущность понятий «коммуникация», «общение», «коммуникативные навыки и умения»…………………………………………………………………6
1.2. Особенности развития коммуникативных навыков у детей старшего возраста…………………………………………………………………………..15
1.3. Организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………..22
2.Развитие коммуникативных навыков в самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста
2.1. Определение уровня развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………….34
2.2. Развитие коммуникативных навыков в самостоятельной деятельности……………………………………………………………………..43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
…………………………………………………………………………………….59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
…………………………………………………………………………………….61

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ ЭЛ.ВЕР..doc

— 317.50 Кб (Скачать файл)

Лучик солнышка пробрался,

…………………………

(Много очень улыбался).

 

Вот сугробы за окном,

……………………….

(рядом с ними стоит дом)

 

Дети весело играют,

………………………

( и друг другу помогают)

 

Светит солнышко в окно,

………………………..

(стало сразу же тепло)

 

   Конечно, не все фразы у них получались, и приходилось им подсказывать, но фантазия и желание что-то придумать было главным. Пройдя эти два этапа, по словотворчеству, мы давали фразу детям на листочке:

 Я люблю играть в игрушки,

………………………………

(пазлы собирать игрушки,

Веселиться и играть,

И конечно отдыхать)

 

Скоро будет праздник папы,

………………………………

(я его поздравлю с мамой)

 

Маму я свою люблю,

…………………………….

(подойду и обниму)

 

Собираю я цветы,

……………………

(чтобы маме подарить)

 

Нарисую я картинку,

………………………

(а на ней свою машинку)

 

Я всегда играть люблю,

…………………………

( заниматься не хочу)

 

На восьмое марта,

……………………..

(я поздравлю маму)

 

    После того как дети  принесли свои маленькие стишки, они читали их друг другу. Каждый  старался, как мог. Дети были очень  заинтересованы словотворчеством. Они внимательно выслушивали и хвалили понравившиеся им стишки. Высказывали своё мнение по поводу получившихся фраз, выбирали лучшие. Данный вид деятельности положительно повлиял на общение детей, они стали более вежливыми и внимательными друг к другу.

После словотворчества, мы предложили детям проиграть несколько  ситуаций, которые дают возможность детям не просто рассказывать о той или иной проблеме, а эмоционально проживать ее.

Ситуации направлены на:

  • закрепление умения устанавливать контакт с собеседником (зрительный контакт);
  • закрепление употребления речевых этикетных формул (утренние приветствия, прощание и др.);
  • передачу характера, изображаемого персонажа (хитрый, злой, добрый) при помощи голоса и движений;
  • усвоение манеры поведения в общении;
  • выражение сочувствия и сопереживания взрослым (маме), маленьким детям.

       С детьми мы  придумывали разные ситуации  поведения в общественном транспорте, некоторым даже и не приходилось придумывать, они с особым интересом рассказывали о том, как они ведут себя в общественном транспорте, и как ведут себя другие люди. Ситуации были разные и смешные и не очень, но желающих обсудить их было много. Каждый хотел высказать своё мнение, и сказать, можно ли так поступать или нет. Иногда просили детей обыграть ситуации, если это было возможно сделать. Пара детей выходила в приёмную и уже там они продумывали, как это показать. Продумывали они самостоятельно, показывали, а затем мы опять обсуждали, правильно и они сделали или нет. В самостоятельной деятельности всё это им пригодилось, при возникновении конфликта, они пытались объективно оценить ситуацию и понять кто прав, а кто нет. Они начали более умело рассуждать.

     Затем, детям было  предложены опять же таки ситуации  и просто слова, которые они  должны были продолжить сами. Придумать определение, а в ситуациях  ответить, что хорошо, а что плохо. Для этого мы использовали  приём ТРИЗ (теория решения изобретательных задач):

  • «Что было бы, если люди перестали благодарить друг друга?»;
  • «Цепочка слов»: «Вежливость – это …», «Радость – это …», «Печаль – это …»;
  • «Хорошо - плохо»: найти как положительные, так и отрицательные стороны сложившейся ситуации (заболела бабушка, пошел дождь и т.п.);

И конечно же мы предложили детям продуктивный вид деятельности – рисование:

 Мы попросили их нарисовать  пиктограммы – это схематически  выраженные лица с разным настроением.

   Когда нам хотелось узнать  какое настроение у детей, мы просили их рисовать свои лица, и уже по этим картинкам мы понимали, у кого хорошее настроение, а у кого нет. После этого, пытались поднять им настроение и заинтересовать какой - либо игрой.

   Для развития самостоятельной  деятельности детей, мы организовывали уголок художественного творчества. Мы выставляли в свободное время: кисти, краски, бумагу, стаканчики с водой и наблюдали за реакцией детей. Сначала они интересовались, что мы будем рисовать. Мы давали понять детям, что они сами могут решить что рисовать и хотят ли они вообще это делать. По началу они не знали что рисовать, но потом, вспоминали то, о чём мы говорили на прогулке и как правило рисовали зиму, снежинки. После того, как ребята дорисовывали, мы делали выставку, где они смело обменивались впечатлениями с друзьями, рассматривали рисунки, хвалили друг друга, а вечером, когда приходили родители, они показывали и рассказывали о том, что они рисовали и как они это делали. Данный уголок положительно повлиял как и на тех кто рисовал, так и на тех, кто просто рассматривал. После просмотра рисунков многие дети тоже садились создавать свои произведения искусства, чтобы и их похвалили и обратили на них внимание.

   Также мы использовали  в своей работе вспомогательный  прием – слушание музыки. Определение эмоционального состояния человека (удивления, радости, горя, гнева) в соответствии с характером музыки.

Мы прослушивали времена года, и дети говорили о своих ощущениях, когда им грустно, а когда весело. Дети с точностью определяли настроение музыки. Даже когда они случайно где-то слышали какие – то музыкальные произведения, то спешили поделиться своими впечатлениями не только с нами, но и со сверстниками. Даже после этого задания, находясь уже дома, слушая музыка там, они приходили в группу и обсуждали услышанную мелодию и спорили, к какому типу настроения она относится.

В заключительной части занятий использовались  игровые упражнения, направленные на:

  • мышечное расслабление;
  • двигательное раскрепощение;
  • воспитание гуманных отношений между детьми

      Конечно же, для  того чтобы дети отдыхали после  занятий и расслаблялись, мы проводили  различные физминутки, иногда просили  их придумать свои или показать  те, которые они знают, и они  самостоятельно со всей группой  проводили динамические паузы.  Мы же наблюдали со стороны и отмечали наиболее усердных и хвалили их.

Таким образом, в процессе предложенной совместной деятельности дети осваивали умение межличностного общения, которое необходимо проявлять в самостоятельной деятельности. Всё, что они получали во время совместной работы, они применяли умело в самостоятельной деятельности.

Особое внимание было направлено на то, как дети проводят своё свободное время, как правильно они его распределяют и что делают. Все те знания, которые они получают, они продолжают их использовать в своей деятельности. В своей работе мы использовали разнообразные методы: беседа с воспитателем, беседа с ребенком, наблюдение за поведением ребенка в группе, в совместной деятельности с воспитателем, в самостоятельной деятельности.

Нам показался очень ценным и интересным прием поручений. Ребенку дается поручение, с которыми он точно справится. Для начала можно выполнить вместе с ребенком, ведь совместная деятельность снижает напряжение, ожидания оценки; взрослый воспринимается не как судья, а как партнер. Основной задачей системы поручений является тренировка ребенка в общении с людьми.

Чтобы сформировать взаимодействие в социальной системе «ребенок – взрослый», необходимо было преодолеть  порог тревожности, возникающий у ребенка при общении с педагогами и родителями.

Исследователи определяют требования к стилю поведения взрослого, помогающего ребенку. Стиль поведения взрослого, взаимодействующего с ребенком с пассивными формами поведения, должен подчиняться следующим правилам:

  1. Постепенное расширение круга знакомств ребенка.
  2. Привитие привычки к посещению новых мест.
  3. Предоставление ребенку большей свободы и  самостоятельности.
  4. Укрепление уверенности ребенка в себе.

Также необходимы:

  1. Доброжелательные, доверительные отношения с ребенком.
  2. Авансированные положительные оценки.
  3. Фиксация внимания на положительных сторонах личности.
  4. Включение в совместную деятельность по желаемому выбору.

Существует множество подходов к решению проблемы   низкого    уровня общения, работа должна вестись как в детском саду, так и в семье. Для этого родителей необходимо информировать о том, с помощью каких методов они смогут помочь своему ребенку.

 

 

 Таким образом, в ходе всей  работы с детьми, мы наблюдала  за тем, как дети продолжают  играть по пройденной тематике уже проведённых занятий, игр и прочих упражнений. Дети активно продолжали использовать полученные умения  в самостоятельной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Результаты  работы

 

 

Цель: определить, как повлияла проведённая нами работа на развитие коммуникативных навыков дошкольников. В конце практики был проведён последний этап, целью которого было посмотреть, как повлияла проведённая нами работа на развитие коммуникативных навыков в самостоятельной деятельности. Для проведения уровня развития коммуникативных навыков мы провели наблюдение за детьми в разных видах деятельности. Мы увидели, что дети с удовольствием отвечают на вопросы, умеют поддерживать беседу; высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарищей; строить высказывание; восприятие детьми оценки, что даёт им взрослый и их самооценки; вступать в контакты со сверстниками во время самостоятельной деятельности.

    Результаты исследования  показали, что почти все ребята хорошо умеют поддерживать беседу, отвечают на вопросы взрослого. Только два ребёнка затруднялись строить высказывания, так как они периодически отвлекались.

Исходя из результатов, мы отнесли 2 человека к высокому уровню,  5 человек к среднему, 1 человек к низкому уровню.

   После выявления результатов исследования мы убедились, что наша работа дала результат. (приложение № 1)

Начальный этап занятия:

Высокий уровень развития – 30 %

Средний уровень развития – 40%

Низкий уровень развития – 30%

 

Заключительный этап развития:

Высокий уровень развития – 30%

Средний уровень развития – 50%

Низкий уровень развития – 20%

 

         Таким образом, мы выяснили, что деятельность  воспитателя и детей по развитию  коммуникативных навыков, оказала  положительное влияние. У детей  повысился уровень знаний. Дети  стали общительными, активно вступают в разговоры со сверстниками и взрослыми.

   Так же наша работа  повлияла на налаживание коммуникативного  взаимодействия между родителями  и детьми. Все игры и игровые  упражнения были подобраны с  учётом возрастных особенностей , что повлияло на достижение положительного результата работы. Но, как видно из таблицы, работа по развитию коммуникативных навыков в самостоятельной деятельности требует продвижения в подготовительной к школе группе.

    Перечисленные формы  работы с детьми не являются единственными. Они известны каждому педагогу, и каждый может предложить новые. Но самое главное нам взрослым, нужно помнить, что ответственный подход к делу, отношение матери к ребёнку. Развитие коммуникативных навыков происходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй.

   Таким образом, без полноценного  общения, без приобретения коммуникативных  навыков немыслимо обучение и  гармоничное развитие ребёнка.

  Для того, чтобы самостоятельная  деятельность ребёнка была наиболее успешной и продуктивной, следует проявлять больше фантазии в совместной деятельности с детьми, эти деятельности тесно связаны друг с другом, так как всё, во что играет ребёнок, он играет на основе полученных знаний, и чем

разнообразнее будут знания даваемые воспитателем, тем интереснее и насыщеннее будет игра и любая другая деятельность ребенка.

 

 

 

 

Вывод по главе 2

 

 

  В итоге исследования мы  убедились, что знания с использованием  высказывать свою точку зрения, поддерживать беседу, строить высказывания и д.р. является основной формой по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста. Детям интересно что – то новое и необычное, они с интересом проигрывают в самостоятельной деятельности всё то, чему их учили в самостоятельной. Стараются делать правильно и вносить что – то своё. При этом они постоянно советуются и общаются друг с другом, а значит взаимодействуют. Что означает, что проделанная работа не была проведена зря, и дети узнали много чего нового, научились общаться более вежливо друг к другу и уделять больше внимания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      В данной дипломной  работе нами была рассмотрена  тема «Коммуникативные навыки  детей старшего дошкольного возраста  в самостоятельной деятельности»

В первой главе в результате анализа психолого – педагогической литературы нами были сделаны следующие выводы:

  В дошкольном возрасте существуют  две сферы общения – со сверстниками  и со взрослыми, причём обе  необходимы для нормального развития  личности ребёнка.

Информация о работе Развитие коммуникативных навыков детей старшей группы в самостоятельной деятельности