Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2015 в 03:04, курсовая работа
Цель исследования: изучить пути развития креативности ребёнка в процессе обучения в начальной школе.
Задачи исследования:
- определить сущность и критерии творческого развития;
- изучить возможности развития творчества в младшем школьном возрасте;
- выявить пути развития креативности ребёнка в процессе обучения в начальной школе.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………............. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……………………... 6
1.1. Психолого-педагогические основы развития творческих
способностей младших школьников……………………………………... 6
1.2. Пути развития креативности ребёнка в процессе обучения в начальной
школе……………………………………………………………………… 12
1.3. Особенности развития креативности в младшем школьном возрасте на
различных уроках………………………………………………………… 18
1.4. Принципы построения работы по развитию креативности у младших
школьников во внеклассной деятельности……………………………... 24
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ………………………...….. 27
2.1. Методика исследования особенностей развития креативности младших
школьников………………………………………………………….….... 27
2.2. Описание результатов используемых методик и методов изучения
креативности учеников 3 класса и учителей 2 и 3 класса……………...... 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………...... 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………...….
Необходимо особо отметить, что не стоит готовить творческие задания персонально для наиболее способных учащихся и предлагать их вместо обычных заданий, которые даются всему классу. Такой способ индивидуализации нельзя считать лучшим, поскольку он ставит в заведомо неравные условия детей, делит на способных и неспособных. Задания творческого характера должны даваться всему классу. При их выполнении оценивать следует только успех. Учитель должен всегда внимательно выслушивать ученика, видеть в каждом ученике индивида с особыми возможностями и дарованиями. Так, известный американский психолог Розенталь утверждал, что в ситуации, когда педагог ожидает выдающихся успехов от детей, они действительно этих успехов начинают добиваться, даже если раньше считались не очень способными [12].
Учить творчеству – это, прежде всего, учить творческому отношению к труду. Труд – самый главный источник формирования познавательной деятельности, без чего нет и творческой личности. Развитию творческих способностей содействует и стиль проведения уроков: творческий, доброжелательный микроклимат, обстановка уважения и сотрудничество учителя и учеников, внимание к каждому ребенку, поощрение даже малейшего успеха. На уроке дети должны получать не только знания и умения, но и общее развитие. Учитель должен создать условия для проявления творческих способностей учащихся, владеть тактикой, технологией, т.е. с конкретной программой творческих упражнений, которая включала бы активизацию основных компонентов творчества: эмоции, воображение, образного мышления. Для творческих уроков необходимо ощущение уверенности в том, что твои нестандартные находки будут замечены, приняты и правильно оценены. Многие учащиеся, показывая свои работы, смущаются. «У меня плохо получилось» - иногда такие оценки соответствуют действительности, истинному положению, но часто за ними скрывается иное содержание: ребенок уверен, что работа сделана хорошо, но он снижает свое впечатление от нее, надеясь, что учитель все равно заметит и удивится тому, как удачно выполнено задание.
Отношение учителя к результатам детского творчества – тема очень обширная. Нужно бережное отношение к тому, что создается детьми, отказаться от критики выбрать позицию принятия, ценностного отношения к творчеству учащихся. Когда отношения доверия и открытости между учителями и учеником закрепятся, можно и нужно сравнивать выполненное задание с поставленной творческой задачей [14].
Творчество детей необходимо развивать в процессе всего обучения в младшей школе. И одним из важнейших предметов здесь является урок труда.
Трудовое обучение в начальной школе – важное средство творческого и эстетического развития детей. Уроки трудового обучения должны способствовать формированию у детей элементов технического и художественного мышления, а также конструкторских способностей.
Вопросами трудового обучения и воспитания учащихся школ занимались такие видные ученые, как Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, А.В. Луначарский, С.Л. Рубинштейн.
Цель трудового обучения — воспитание личности учащихся на основе формирования трудовой деятельности.
На уроках труда в школе или дома с родителями, а позднее самостоятельно дети могут научиться множеству увлекательных и полезных вещей: работе с бумагой и вышивке, шитью и изготовлению поделок из природного материала, работе по дереву и лепке из пластилина, могут научиться выжигать и шить мягкие игрушки, попробовать себя в роли повара или кулинара, а может быть, ребенку больше понравится быть актером кукольного театра и одновременно — хозяином этого театра.
Делая что-либо своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Все это поможет ребенку в школе, особенно при овладении письмом, да и в дальнейшей его жизни эти качества будут нелишними.
Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для младших школьников, а также для детей, страдающих церебральными нарушениями и дефектами речи (дизартрия, заикание).
Творческие занятия не только развивают фантазию, но и дают ребенку множество практических навыков. Пришить себе пуговицу, приготовить завтрак, сделать своими руками подарки родным и друзьям — все это пригодится ребенку.
И еще одно очень важное дополнение: умение что-нибудь сделать самому позволяет ребенку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах — необходимое условие для того, чтобы ребенок был по-настоящему счастлив.
Особо выделяются уроки работы с глиной — лепка. Уроки лепки способствуют формированию таких качеств личности, которые являются для человека не какими-то специфическими (необходимыми только для этой и подобной работы), а общезначимыми. Эти занятия развивают умственные способности учащихся, расширяют их художественный и политехнический кругозор, формируют нравственные представления и содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру. Особое внимание уделяется декоративно-прикладному искусству. Дети с удовольствием лепят декоративные игрушки по мотивам народных образцов, посуду, настенные рельефы, декоративные маски. Первоклассники знакомятся с народными промыслами. Кроме того, все эти изделия очень отчетливо тяготеют к настоящему декоративно-прикладному искусству, связаны с жизнью. По сравнению с обработкой других материалов работа с текстильными изделиями имеет свои особенности. Работа с тканью позволяет осуществлять на практике межпредметные связи. Так, учащиеся значительно расширяют свой кругозор, словарный запас, знакомясь с названиями инструментов, материалов, трудовых процессов. Изготовление выкроек способствует упражнениям в вычислениях, в сопоставлении и отработке понятий «больше-меньше», «уже», «короче», «длиннее». При изготовлении изделий по выкройке и обработке деталей, представляющих собой различные геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, окружности) закрепляется геометрический материал, изученный на уроках математики. При снятии мерок учащиеся имеют дело с цифрами. Они сопоставляют полученные данные с размерами ткани, выполняют различные расчеты. Уроки рукоделия также взаимосвязаны с уроками рисования [15].
Проблема развития творческого потенциала, являясь междисциплинарной проблемой гуманитарных наук, в том числе общей, педагогической психологии, психологии личности и её развития, приобретает особую значимость актуальность в современных условиях.
Смена целевых
установок современной школы, ориентация
на развитие творческого
Особенности
художественно-изобразительной
В современной педагогике наиболее актуальным вопросом является изучение подрастающим поколением фольклора как фактора духовности, преемственности поколений и приобщение учащихся к национальной культуре и истории народа.
Как известно, фольклор – это традиционное поэтическое, музыкальное, танцевальное искусство народа. Вне традиции фольклора нет и не может быть. В нём своеобразны не только стиль и форма, но и содержание, система образов, принцип отражения действительности. Поэтому к фольклору следует относиться не как к застывшему явлению прошлого, а как к жизнестойкому источнику современной самобытной художественной культуры, резервуару радостного познания самого себя и окружающего мира. В песнях, танцах, сказках, потешках, прибаутках, играх и т.д. заложены возможности для воспитания в детях активности, сноровки, творческой выдумки; здесь может быть удовлетворена детская жажда действия (обрядовые игры, хороводы), стремление к душевному общению, кроме того, все жанры фольклора предоставляют пищу для ума, сердца и воображения, воспитывают умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, в фольклоре постоянно обнаруживается и фиксируется диалектика выбора, которая даёт импульс к самодвижению собственных сил ребёнка.
В настоящее время изучение фольклора в начальной школе находится ещё на начальном этапе. Сказываются длительное забвение темы, отсутствие методического опыта, недостаточная подготовка преподавателей и отсутствие системы консультаций с фольклористами. Между тем возможности фольклора как предмета изучения и как средства для творческой самореализации школьника далеко не исчерпаны [5, с. 84-86].
Итак, проявление творческих способностей варьируют от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинаково может проявляться на всех уроках. Разница в конкретном материале творчества, в масштабах достижений и их общественной значимости. Элементы творчества проявляются и в решении повседневных жизненных задач, их можно наблюдать в обычном мыслительном процессе.
1.4. Принципы построения
работы по развитию
у младших школьников во внеклассной деятельности
Для осуществления
процесса художественно-
Кружок – это добровольное объединение разновозрастных детей, проявляющих интерес к творческой работе в той или иной области художественной обработки материалов. Основная задача кружков — развитие художественных способностей детей в процессе обучения средствами различных видов изобразительного искусства, формирование эстетических потребностей, вкуса, воспитание интереса к искусству, понимания его роли в жизни народа.
Кружковая работа играет важную роль в приобщении детей прежде всего к традиционному искусству народных художественных промыслов. Именно в условиях работы кружка возможно целенаправленное и планомерное развитие творческой инициативы и самостоятельности детей, что в свою очередь является залогом формирования склонностей к определенной деятельности. Но в кружке развиваются у детей не только практические навыки и умения. Здесь осуществляется тесная связь теории с практикой, более глубокое изучение теоретических основ конкретного художественного ремесла, развивается интерес к творчеству мастеров художественных промыслов. Каждая художественная техника в той или иной степени развивает у ребенка разные области руки, предплечья, пальцев. Так, тонкая графическая работа учит лучшей координации движений, лепка развивает пальцы, а задания, выполняемые в живописных техниках, способствуют большей свободе и раскованности всей руки. Лучшему освоению пространства, объема, глубины способствует работа с такими материалами, как пластилин, глина и бумага
(бумагопластика). Дети с большим успехом передают движение в осязаемом объеме, нежели на плоскости листа. Поэтому необходимо чередовать один вид деятельности с другим.
Успех работы
кружка зависит от
Интересным
и содержательным видом
После экскурсии необходимо провести итоговую беседу, выяснить, как ребята восприняли все увиденное и услышанное. Если дети что-то неправильно поняли или, не восприняли, следует разъяснить эти вопросы [16].
Подготовка и проведение фольклорных праздников позволяют использовать богатые возможности народной художественной культуры и творческие способности учащихся, в структуре праздника нет необходимости с точностью воспроизводить в деталях атрибутику, действие и тексты. Чаще всего фольклорному празднику, как показывает опыт, предшествует длительная подготовка. И в этом случае, на ваш взгляд, дети лишаются удовольствия от собственной импровизации, которая несёт творческий импульс и порождает новизну. Праздник, по нашему убеждению, должен существенно отличаться от спектакля, где участники сознательно готовы разыграть роль. Ребёнку необходимо почувствовать себя создателем. Даже фольклорные тексты желательно предлагать для запоминания исподволь и также спонтанно воспроизводить в ходе действия. Однако, не смотря на то, что основной акцент делается на свободную реакцию детей, в празднике присутствует культурная форма, которой владеют взрослые. Все дети любят двигаться под музыку, и задача учителя – познакомить учащихся с основными правилами хореографии и актёрского мастерства, а также предложить им пофантазировать и сочинить свой хоровод или придумать новый элемент пляски. Таким образом, ребёнок не только может двигаться сам, но также и видеть, как это сделать лучше, он может подражать и т.п. Однако первое движение ребёнка – его собственное, а культурная форма «идёт ему навстречу». Постепенно у детей развивается понимание, как делать, но без раннего спонтанного опыта, по нашему убеждению это невозможно.
Наряду с танцами особое место в музыке занимают песни. В. Я. Пропп справедливо предупреждал: «Изучать стихотворный фольклор не в связи с музыкой – значит понимать только половину дела. Текст и напев составляют одно органическое целое, и мелодика стиха не может изучаться вне музыкального ритма и голосоведения». [5, с. 85] В структуре фольклорного праздника песня может быть в единстве с танцем, драматической игрой, инструментальной музыкой. Практика показала, что народные инструменты быстро осваиваются детьми. Многообразие свистушек, дудочек, на которых младшие школьники высвистывают простенькие мелодии, ударные и духовые, струнные инструменты, всевозможные пищалки, ложки, трещотки создают условия для активного музицирования, самостоятельной деятельности, импровизации и сочинительства [5, с. 85].
Информация о работе Развитие креативности младших школьников в учебно-воспитательном процессе