Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2015 в 03:04, курсовая работа
Цель исследования: изучить пути развития креативности ребёнка в процессе обучения в начальной школе.
Задачи исследования:
- определить сущность и критерии творческого развития;
- изучить возможности развития творчества в младшем школьном возрасте;
- выявить пути развития креативности ребёнка в процессе обучения в начальной школе.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………............. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……………………... 6
1.1. Психолого-педагогические основы развития творческих
способностей младших школьников……………………………………... 6
1.2. Пути развития креативности ребёнка в процессе обучения в начальной
школе……………………………………………………………………… 12
1.3. Особенности развития креативности в младшем школьном возрасте на
различных уроках………………………………………………………… 18
1.4. Принципы построения работы по развитию креативности у младших
школьников во внеклассной деятельности……………………………... 24
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ………………………...….. 27
2.1. Методика исследования особенностей развития креативности младших
школьников………………………………………………………….….... 27
2.2. Описание результатов используемых методик и методов изучения
креативности учеников 3 класса и учителей 2 и 3 класса……………...... 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………...... 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………...….
Таким образом, организуя творческую деятельность младших школьников во внеклассной работе, важно четко планировать ее. Оптимальная организация такой деятельности предполагает подбор заданий, упражнений с постепенным возрастанием трудности. Непременное условие в работе с детьми – постепенное расширение и усложнение деятельности.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Методика исследования
особенностей развития
младших школьников
Эффективность проводимой работы во многом определяется характером взаимоотношений как между учащимися, так и между учащимися и педагогом. Одним их педагогических условий эффективности системы творческих заданий является личностно-деятельностное взаимодействие учащихся и педагога в процессе их выполнения. Суть его – в неразрывности прямого и обратного воздействия, органического сочетания изменений воздействующих друг на друга субъектов, осознание взаимодействия как сотворчества.
При таком подходе
организаторская функция
Накопление каждым учащимся опыта самостоятельной творческой деятельности предполагает активное использование на различных этапах выполнения творческих заданий коллективных, индивидуальных и групповых форм работы. Выбор сочетания форм при выполнении творческих заданий зависит от целей выполнения творческого задания и его уровня сложности. Выбор методов организации творческой деятельности осуществляется в зависимости от целей, уровня сложности содержания, уровня развития креативных способностей учащихся, конкретных условий, сложившихся при выполнении творческого задания (осведомленности учащихся в поставленной проблеме, степени проявления интереса, личного опыта).
Очевидно, в процессе обучения творчеству педагогу приходится принимать нестандартные решения, использовать нетрадиционные пути, учитывать объективные и субъективные причины, предвидеть предполагаемые последствия. Это требует от учителя гибкого подхода, умения скомбинировать свой собственный метод, тогда как ни один из известных изолированных методов не позволяет эффективно достичь цели. Такой метод называется ситуационным или творческим.
Система творческих заданий предполагает также применение учащимися активных методов для организации самостоятельной творческой деятельности. Системы методов организации творческой деятельности учителя и учащихся ориентированы на единую цель и взаимно дополняют друг друга.
В тактике творческого стиля преподавания просматриваются следующие линии поведения учителя:
- умение поставить учебно-познавательные проблемы;
- стимулирование к поиску новых знаний и нестандартных способов решения задач и проблем;
- поддержка ученика на пути к самостоятельным выводам и обобщениям.
Все это предполагает учение создавать атмосферу творчества на занятиях, которая создается путем выполнения закона гуманности: воспринимать не только себя, но и другого человека как личность (Я = Я).
При первой встрече с первоклассниками необходимо организовать беседу о нормах общения, в ходе которой учащиеся должны прийти к выводу, что свое поведение необходимо контролировать в рамках формулы «Я = Я». Продолжить эту работу во втором и третьем классе можно с помощью решения творческих заданий на понимание, разработки правил невербального общения и составления памятки «Нормы общения», предложить задания, содержащие противоречия в поступках человека и проанализировать их влияние на взаимоотношения между людьми.
Творческие решения не могут быть «правильными» или «неправильными». При оценивании результатов творческой деятельности прежде всего обращать внимание на значимость каждого решения. При знакомстве с противоречиями необходимо отметить, что даже неудачный ответ может принести пользу, учитывать взаимодополняемость таких противоположных оценок в суждениях, как хорошо и плохо, правильно и неправильно, полезно и вредно и др.
В линии поведения учащихся младших классов творческий стиль может проявляться в росте степени активности и самостоятельности, в адекватной самооценке творческой деятельности и деятельности товарищей.
В современной школе проблеме формирования у ученика потребностей к индивидуальному и коллективному труду, осознанию последствий своих поступков, отношения к собственному здоровью, по мнению педагогов, уделяется недостаточно внимания. В российской системе образования отсутствует обоснованная система обучения и воспитания, обеспеченная настойчивой активизацией процессов освоения здоровьеформирующих ценностей физической и спортивной культуры в массовой образовательной школе. Для решения этих проблем была создана технология, нацеленная на развитие творческой активности, расширение кругозора младших школьников через обучение подвижным и спортивным играм. Для создания технологии необходимо было объединить основные принципы и типические свойства учения Л. В. Занкова (многогранность, процессуальность, вариативность, коллизии) с основными принципами сопряженного психофизического развития младших школьников на уроках физической культуры (В. М. Дьячков, П. Ф. Лесгафт, Н. Н. Богданов, В. Д. Чепек, Л. П. Гримак, В. А. Ясвин, В. В. Давыдов). В основу принципа сопряженного психофизического развития младших школьников на уроках физической культуры входит не только освоение того или иного движения и навыка, но и познавательный и личностный аспекты (осознание собственного «я» в условиях постоянного физического и психического развития). Одно и то же упражнение можно использовать как для обучения двигательному навыку, так и для развития двигательных способностей, а также для интеллектуального развития. При соответствующем подборе игр и упражнений физическое воспитание способствует формированию здоровых привычек, позволяет осуществлять самоконтроль при стрессовых ситуациях, сопровождается тенденцией к отказу от агрессивного поведения.
Для обогащения опыта младших школьников и разработана технология «Принципы и методы направленных сопряженных воздействий». В основу данной технологии легли концептуальные особенности систем известных специалистов в области теории и методики спортивной тренировки (В. М. Дьячков, В. К. Бальсевич):
- принцип конвекции (использование творческих возможностей);
- принцип гармоничности развития личности обучающегося (освоение интеллектуальных, нравственных, этических, эстетических, мобилизационных, коммуникативных ценностей физической и спортивной культуры);
- принцип активного
- своевременное формирование компонентов и видов координационных способностей и двигательных навыков;
- обязательное соответствие тренирующих и воспитывающих воздействий ритма возрастного развития;
- принцип накопления потенциала
социальной активности (процесс
накопления ценностей
- создание моделей единства
соперничества и
- принцип свободы выбора.
Непременным и наиболее эффективным средством обеспечения необходимой точности изучаемых движений является обратная связь. Важно отметить, что для учителя наличие обратной связи позволяет оценить не только успехи ученика, но собственную педагогическую эффективность. Весь процесс обучения мы строим через совместную деятельность: учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – группа, учитель – группа, взаимное обучение. Эти формы организации учебной деятельности помогают сформировать и развить у младшего школьника определенные психологические качества и формы поведения (умение общаться друг с другом, помощь в выполнении задания, индивидуальная ответственность и т. д.).
Создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую деятельность каждого ученика, включение чувств, подсознания, формирование личностного отношения к предметам. Соотношение своей деятельности с деятельностью остальных. Работа в малых группах выливается в представление промежуточного, а потом и окончательного результата своего труда.
Чтобы накапливать творческий опыт, ученик обязательно должен осознавать (рефлексировать) процесс выполнения творческих заданий. Под рефлексивными действиями будем понимать:
- готовность и способность
учащихся творчески
- умения обретать новый смысл и ценности;
- умения ставить и решать
нестандартные задачи в
- умения адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений.
Организация осознания учащимися собственной творческой деятельности предполагает текущую и итоговую рефлексию. Текущая рефлексия реализуется в процессе выполнения учащимися заданий в рабочей тетради и предполагает самостоятельное фиксирование уровня достижения учащихся (эмоциональный настрой, приобретение новой информации и практического опыта, степень личного продвижения с учетом предыдущего опыта). Итоговая рефлексия предполагает периодическое выполнение тематических контрольных работ.
Как на текущем, так и на итоговом этапе рефлексии педагог фиксирует, какие методы решения творческих заданий применяют учащиеся, и делает вывод о продвижении учащихся об уровне развития творческого мышления и воображения.
Для оценивания таких показателей, как творческое мышление и творческое воображение необходимо учитывать результаты психологического диагностирования, проведенного с помощью методик Е. П. Торренса, Е.Туник (приложение 2) [17].
2.2. Описание результатов используемых методик и методов изучения
креативности учеников 3 класса и учителей 2 и 3 класса
Использованные в исследовании тесты являются модификацией тестов Гилфорда и Торренса (приложение 3).
Данный тест направлен на изучение креативности, творческого мышления.
Исследуемые факторы:
1) Беглость (легкость, продуктивность) — этот фактор характеризует беглость творческого мышления и определяется общим числом ответов.
2) Гибкость — фактор характеризует гибкость творческого мышления, способность к быстрому переключению и определяется числом классов (групп) данных ответов.
3) Оригинальность — фактор характеризует оригинальность, своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме и определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа.
4) Точность — фактор, характеризующий стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели [18].
Время проведения процедуры — около 40 минут.
Исследование по проблеме изучения особенностей развития креативности младших школьников проходило на базе ГУО «Воротынская средняя общеобразовательная школа-сад» д. Воротын, Калинковичского р-она, Гомельской обл. в 3 классе.
Цель практической
части: изучить особенности развития
креативности младших
Тест Е. П. Торренса предназначен для испытуемых от 5 лет. Этот тест состоит из трех субтестов. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним.
На выполнение каждого субтеста дается 10 мин., но, по мнению многих психологов, время выполнения задания можно не ограничивать, так как креативный процесс предполагает свободную организацию временного компонента творческой деятельности. Художественный уровень исполнения в рисунках не учитывается.
Тест позволяет
оценить: вербальную и образную
креативность, а также отдельные
креативные способности: беглость,
гибкость, оригинальность мышления,
способность видеть суть
Как показала экспериментальная практика, тест информативен и позволяет решать различные задачи, в том числе и в сфере диагностики художественно – творческих способностей. Модель методики исследования креативности Е.П. Торренса универсальна и соответствует психологическим реалиям в любой сфере человеческой деятельности. А основные показатели креативности – беглость, гибкость, оригинальность и разработанность – ярко проявляются и в художественной деятельности в различные периоды развития личности. Еще одной методикой, используемой нами стала методика Е. Туник.
Для обработки
материалов исследования и
Анализ результатов
диагностики креативности
За основу оценки уровня креативности у младших школьников нами взяты методики Е. П. Торренса и Е. Туник и в процессе анализа мы сравнили их с экспертными оценками учителей.
Показатели, характеризующие творческое мышление: беглость, гибкость и оригинальность мысли. Беглость включает в себя два компонента: легкость мышления, то есть быстрота переключения текстовых заданий и точность выполнения задания. Гибкость мыслительного процесса — это переключение с одной идеи на другую. Способность найти несколько различных путей решения одной и той же задачи. Оригинальность — минимальная частота данного ответа к однородной группе. Анализируя результаты тестирования по методики Торренса можно заметить, что результаты распределились следующим образом (приложение 4).
Информация о работе Развитие креативности младших школьников в учебно-воспитательном процессе