Развитие креативности младших школьников в учебно-воспитательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2015 в 03:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить пути развития креативности ребёнка в процессе обучения в начальной школе.
Задачи исследования:
- определить сущность и критерии творческого развития;
- изучить возможности развития творчества в младшем школьном возрасте;
- выявить пути развития креативности ребёнка в процессе обучения в начальной школе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………............. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……………………... 6
1.1. Психолого-педагогические основы развития творческих
способностей младших школьников……………………………………... 6
1.2. Пути развития креативности ребёнка в процессе обучения в начальной
школе……………………………………………………………………… 12
1.3. Особенности развития креативности в младшем школьном возрасте на
различных уроках………………………………………………………… 18
1.4. Принципы построения работы по развитию креативности у младших
школьников во внеклассной деятельности……………………………... 24

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ………………………...….. 27
2.1. Методика исследования особенностей развития креативности младших
школьников………………………………………………………….….... 27
2.2. Описание результатов используемых методик и методов изучения
креативности учеников 3 класса и учителей 2 и 3 класса……………...... 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………...... 39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………...….

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПЛАТОНОВА А. В., П-41.docx

— 578.35 Кб (Скачать файл)

     В среднем же по методике Торренса учащиеся набрали 153,91±10,98 баллов, что свидетельствует о среднем уровне креативности в 3 классе. Исключение составляют четверо учащихся упомянутых выше, уровень креативности которых выше среднего.

    Далее нами проводился анализ тестирования по методике Е.Туник. Процент детей, набравших количество баллов выше среднего, составляет более 50%. Средний балл по данной методике равен 235,24±12,65

(приложение 5).

     Далее нами был проведен анализ соотношения экспертных оценок с результатами тестирования по методикам Торренса и Туник. В результате анализа можно сказать, что диапазон оценок учеников с высоким уровнем креативности варьирует от 3 до 5. Также можно отметить, что одни и те же учащиеся набрали высокое количество баллов по обеим методикам (Торренса и Туник), что подтверждает высокую связь между этими методиками, отмеченную и коэффициентом корреляции.

     Можно отметить, что большинство детей с затруднением отвечают на вопросы связанные с моделированием ситуации. То же самое можно сказать о заданиях на усовершенствование. С этими заданиями хорошо справились дети с высоким уровнем креативности. Анализируя структуру факторов креативности  можно отметить, что среди факторов креативности, исследуемых по методике Торренса преобладает фактор гибкости (51%). Следующим идет фактор беглости (24%), точности (15%) и оригинальности (10%) (приложения 6 – 7).

     Нами представлен анализ распределения факторов креативности по методике Е.Туник (приложения 8 – 9).

     Распределение  факторов креативности среди учащихся по методике Туник является прямо противоположным. Здесь ведущим является фактор точности (50%), далее следует фактор оригинальности (26%), беглости (15%) и гибкости (9%).

     Анализируя распределение этих же факторов по экспертным оценкам       (приложение 10), можно сказать, что у учащихся преобладает фактор беглости (4,09±0,13), далее следует фактор оригинальности (3,99±0,14), точности (3,92±0,14) и гибкости (3,74±0,13). Можно отметить, что показатели беглости в 3 классе высокие. Это показывает, что у детей уже в 3 классе есть способность к порождению большого числа идей. Дети могут легко переключаться с одного задания на другое. Анализ гибкости, т.е. способности выдвигать разнообразные идеи, показал, что он достаточно высокий. Мышление у детей не ригидное, а гибкое. Это позволяет сделать вывод, что работа, проводимая нами по развитию творческих способностей, будет успешной. Показатели оригинальности на среднем уровне. Возможно, учащиеся с наивысшими показателями оригинальности от природы обладают возможностью выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных.

     Проведя  корреляционный анализ данных, мы обнаружили, что существует прямая связь между беглостью, гибкостью и разработанностью (приложение 11).

     Для выявления связи между факторами креативности нами также использовался критерий Манна-Уитни.

     Было обнаружено, что согласно U-критерию Манна-Уитни девочки обладают более высоким уровнем беглости и гибкости (p < 0,05) при тенденции к меньшим значениям оригинальности (p < 0,01). Тогда как у мальчиков показатели противоположные. Это согласуется с оценками учителей, которые отмечают, что девочки более усидчивы, но решают задачи по известным методам, тогда как мальчики пытаются решить задачу быстрее и зачастую используют нетрадиционные методы решения.

     Можно сделать вывод, что методы диагностики креативности П. Торренса и Е. Туник являются надёжными и валидными, что показали многочисленные опытные исследования.

     Таким образом, показателями креативности личности младшего школьника могут являться: ведущие мотивы деятельности; спектр интересов, выражающих эмоционально-положительное отношение к творческой активности; интеллектуальные показатели, выраженные в наличии навыков дивергентного мышления, нестандартности умственных действий, способностей в прогнозировании; коммуникативные навыки, нашедшие свое выражение в процессе совместной творческой деятельности.

     Учителя испытуемых, были тоже протестированы по методике Дж. Джонсона на креативность. И взяты экспертные оценки по каждому критерию креативности.

     Нами было выявлено, что учительница 3 класса, Валентина Витальевна Сержан, где дети отличаются более высоким уровнем креативности сама имеет высокий уровень креативности (сумм более 34 баллов по опроснику Д.Джонсона соответствует очень высокому уровню креативности). Тогда как учительница 2 класса, Светлана Михайловна Корсак, набрала 30 баллов, что соответствует высокому уровню креативности, но все-таки он ниже чем у учительницы 3 класса. Сверив показатели тестов, оказалось, что чем выше уровень креативности у учителя, тем креативнее у него учащиеся.

     После нами было проведено интервьюирование учителей по поводу проявления креативности в процессе обучения – на уроке:

  1. активность;
  2. частота поднятия рук;
  3. высказывание оригинальных идей;
  4. поведение на перемене и т. д.

     Было проанализировано личное мнение учителя по поводу каждого ученика, поведение на переменах и во внеклассной деятельности.

     В результате анализа опроса нами было выяснено, что дети, которые характеризуются высоким уровнем креативности по методикам Е.Торренса и Е.Туник были охарактеризованы педагогами как «всегда имеющие свое мнение», «неусидчивые», «невнимательные». При дальнейшем расспросе выяснилось, что «невнимательность» и «неусидчивость» объясняется тем, что эти дети быстро решают задание и начинают заниматься своими делами, отвлекать окружающих. Чем выше результат по методике, тем больше детей оценивались как «гиперактивные, любят пошалить, могут на уроке рассмешить весь класс и нарушить дисциплину», тем не менее, в обычной жизни эти дети оценивались учителем как «артистичные, открытые, фантазёры».

     В процессе проведения исследовательской работы обратило на себя внимание существование закономерности в области высоких значений интегральных показателей креативности: высоким значениям интегральных показателей креативности не всегда, но достаточно часто соответствуют высокие значения показателей школьной успешности.

     Можно сделать вывод, что ребёнок, обладающий высоким творческим потенциалом, будет чаще всего хорошо учиться, т.е., соблюдается достаточное условие. Обратное утверждение неверно (необходимое условие не выполняется), т.е. высоким значениям показателя успешности в учёбе не всегда соответствуют высокие значения показателя креативности, они могут быть и очень низкими, что свидетельствует о том, что для достижения успешности в учёбе не обязательно наличие творческого потенциала. Т.е. нет двусторонней связи, а существует только однонаправленная связь, да и, то только в области высоких значений показателя креативности.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Средневековые гуманисты считали: «Ребенок – не кувшин, который надо наполнить, а лампада, которую надо зажечь» [19, с. 35].

     Важным условием развития творческих способностей является настойчивость и инициатива человека, без чего не может быть поиска. Исследования, проводимые нами в этом направлении, позволяют указать основные условия, необходимые для развития творческих способностей школьников:

     -раннее начало (рисование, лепка, конструктор);

     -окружение ребенка такой средой, такой системой отношений, которые бы стимулировали — самую раннюю творческую силу;

     -максимальное напряжение сил, то есть ребенок должен добираться до потолка своих возможностей и постепенно поднимать этот потолок;

     -большая свобода в выборе деятельности, в чередовании дел;

     -умная помощь взрослых;

     -эмоциональная сторона дела.

     Развивать творчество можно следующими путями:

     а) применение в учебном процессе методов, которые способствуют развитию логического мышления, инициативы, активности, самостоятельности. Особая роль в этом принадлежит проблемному обучению;

     б) включение элементов исследования в различные виды учебной деятельности;

     в) приобщение к изобретательности на уроках и внеклассных занятиях;

     г) организация индивидуальных занятий творческого характера.

     Задача современной  школы: учить детей делать правильный выбор, умению самореализации, самоуправлению, самовоспитанию, то есть учить думать творчески.

    Среди советов А. Дистервега, которых должен придерживаться учитель, есть такие советы:

    - Старайся установить план преподавания, вполне соответствующий потребностям своих учеников.

    - Изучай постоянно и беспрерывно труды: общепедагогические, дидактические, методические, логические, психологические и другие, которые вообще помогают учителю достигнуть высшего развития.

    - Учитель должен изучить и определить реальные возможности учащихся в зоне ближайшего (потенциального) развития и на этой основе строить дальнейшую работу на уроке:

  • планировать цель урока как взаимосвязанный комплекс задач образования, воспитания и развития учащихся;
  • выделять главное, существенное содержание учебного материала;
  • выбрать наилучшее сочетание методов обучения на основе их сравнительно эффективности для конкретных условий;
  • осуществлять дифференцировано-групповой подход к учащимся, дифференцируя не только объем и сложность учебного материала, но и степень помощи;
  • оптимально сочетать различные формы учебной работы;
  • обеспечивать наиболее благоприятные, гигиенические, морально—психологические и материальные условия обучения.

     Известный советский писатель Василий Белов писал: « Каждый ребенок хочет играть, то есть жить творчески. Почему же с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни, почему творческое начало сохраняется и развивается не в каждом?» [7, с. 73].

     Таким образом, пробудить заложенные в каждом ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни – к этому нужно стремиться каждому учителю в меру своих сил и способностей, организуя свои уроки. Конечно, эту задачу не под силу решить одному педагогу. Но если каждый педагог задастся этой целью и будет стремиться к ней, то выиграют, в конечном счете, только учащиеся, наше будущее.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Анисько, А.И. Роль учителя в развитии познавательных и творческих способностей учащихся // Кіраванне ў адукацыі. 2010. № 5. С. 51-54.
  2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.Москва : изд. 2-е, 1957 – 510 с.
  3. Гаврилова Е. Э. // Влияние учебно-воспитательной среды на сохранение и развитие творческой деятельности школьника // Научный журнал «Молодой учёный» : электронная версия журнала. 2011. №4. URL : http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/17/383/ (дата обращения. 08.02.2012).
  4. Гин С.С. Условия формирования креативности // Лаборатория образовательных технологий [Электронный ресурс] URL : http://www.trizway.com/art/search/137.html/ (дата обращения. 08.02.2012).
  5. Дьяченко, В.К. О возможных направлениях совершенствования и развития современной школы // Начальная школа. 2006. № 1 – С. 84-86.
  6. Ефремова Н. В., Упражнения для развития творческих способностей // Начальная школа. 2008. № 2 – С. 53-55.
  7. Карпенович, О.М. Развитие логического мышления в процессе творческой игры // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. 2010. № 9 – С. 73.
  8. Кожевникова Л.А., Авдевич В.И. Проблемы теории развития творческой личности // ОТСМ – ТРИЗ [Электронный ресурс] URL : http://www.trizminsk.org/e/251001.htm/ (дата обращения. 08.02.2012).
  9. Марсакова Н.Н. Дидактические условия развития творчества учащихся в учебной деятельности // Электронная библиотека диссертаций. [Электронный ресурс] URL : http://www.dissercat.com/content/didakticheskie-usloviya-razvitiya-izobrazitelnogo-tvorchestva-uchashchikhsya-v-uchebnoi-deya / (дата обращения. 08.02.2012).
  10. Развитие креативности в процессе обучения в начальной школе // Биржа курсовых и дипломных проектов [Электронный ресурс] URL : http://www.webkursovik.ru/zayv.asp?vid=%CA%F3%F0%F1%EE%E2%E8%EA/ (дата обращения. 08.02.2012).
  11. Развитие креативности у детей // «Эрудиция» - электронная библиотека [Электронный ресурс] URL : http://www.erudition.ru/referat/printref/id.57511_1.html/ (дата обращения. 08.02.2012).
  12. Развитие креативности учащихся начальных классов // МКОУ"Сосновская ООШ" [Электронный ресурс] URL : http://sosnovka-1.ucoz.ru/index/uchebno_metodicheskij_uompleks/0-15/ (дата обращения. 08.02.2012).
  13. Развитие креативности школьников // Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №8 города Горно-Алтайска" [Электронный ресурс] URL : http: school8gornya.edusite.ruDswMedia1.doc/ (дата обращения. 08.02.2012).
  14. Развитие творческих способностей младших школьников  // Сайт МОУ "Александровская средняя общеобразовательная школа" [Электронный ресурс] URL : http://www.alexandrschool.narod.ru/business2.html/ (дата обращения. 08.02.2012).
  15. Развитие творческих способностей младших школьников на различных уроках – курсовая работа // Рефераты, дипломные работы, курсовые работы, доклады [Электронный ресурс] URL : http://studentbank.ru/view.php?id=16918/ (дата обращения. 08.02.2012).
  16. Развитие творческих способностей учащихся начальных классов // База знаний [Электронный ресурс] URL : http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65625a2bc78b4c53a88521316c27_0.html/ (дата обращения. 08.02.2012).
  17. Степанова, Н.А. Современные развивающие технологии: программированное упражнение // Начальная школа. 2008. № 1 – С. 36-38.
  18. Тест Гилфорда (модифицированный) // А. Я. Психология: описания психологических тестов, тестирование он-лайн, тренинги, упражнения, статьи, советы психологов [Электронный ресурс] URL : http://azps.ru/tests/pozn/creativ.html/ (дата обращения. 08.02.2012).
  19. Торкасов, П. В. Развитие творческих способностей личности в учебном коллективе // Праблемы выхавання. 2009. № 4 – С. 35.

Информация о работе Развитие креативности младших школьников в учебно-воспитательном процессе