Развитие креативности младших школьников в учебно-воспитательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2015 в 03:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить пути развития креативности ребёнка в процессе обучения в начальной школе.
Задачи исследования:
- определить сущность и критерии творческого развития;
- изучить возможности развития творчества в младшем школьном возрасте;
- выявить пути развития креативности ребёнка в процессе обучения в начальной школе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………............. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……………………... 6
1.1. Психолого-педагогические основы развития творческих
способностей младших школьников……………………………………... 6
1.2. Пути развития креативности ребёнка в процессе обучения в начальной
школе……………………………………………………………………… 12
1.3. Особенности развития креативности в младшем школьном возрасте на
различных уроках………………………………………………………… 18
1.4. Принципы построения работы по развитию креативности у младших
школьников во внеклассной деятельности……………………………... 24

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ………………………...….. 27
2.1. Методика исследования особенностей развития креативности младших
школьников………………………………………………………….….... 27
2.2. Описание результатов используемых методик и методов изучения
креативности учеников 3 класса и учителей 2 и 3 класса……………...... 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………...... 39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………...….

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПЛАТОНОВА А. В., П-41.docx

— 578.35 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

П р и л о ж е н и е 1

ТАБЛИЦА 1. ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ВЕДУЩИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

 

Название качеств

Ведущий признак положительного качества

Ведущий признак отрицательного качества

1

2

3

Коллективизм

Знания и умение подчинить личное дело общественно полезному труду

Противопоставление личного дела общественно-полезному труду

Трудолюбие

Качественное выполнение технического решения задачи, активность процесса труда, требующая напряжения и усилий

Формальное выполнение технического решения задачи, процесса труда, требующего напряжения и усилий, с учётом способности учащегося

Дисциплинированность

 

 

 

 

Ответственность при выполнении технологического анализа творческой задачи, инициативность, исполнительность

Безответственность при выполнении технологического анализа творческой задачи


 

 

 

 

 

продолжение таблицы 1

1

2

3

Честность

Самокритичность, правдивость, откровенность, самолюбие, скромность

Неискренность, фальшь, обман

Оптимизм

Терпение, жизнерадостность, вера в удачу и успех, в свои интеллектуальные способности и возможности

Пессимизм, неуверенность в своих способностях и возможностях

Самостоятельность

Сообразительность, целеустремлённость, труд с энтузиазмом и фантазией, требовательность к себе и уважение к окружающим

Неуверенность в себе, податливость отрицательному влиянию окружающих, пассивное отношение к себе, проявляющееся в действиях и поступках

Самоконтроль

Умение контролировать свои действия и поступки, процесс креативности труда

Безразличие, нежелание и неумение осуществлять проверку своих действий и поступков в процессе труда

Самооценка

Критерии оценки результата креативности своего труда

Отказ оценить результат своего труда


 

 

 

 

 

 

П р и л о ж е н и е 2

ТАБЛИЦА 2. СИСТЕМА КРИТЕРИЕВ РАХВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Критерии

Показатели критерия

Творческое мышление

Беглость  
Оригинальность  
Разработанность  
Сопротивление замыканию  
Абстрактность названия

 

Творческое воображение

Продуктивность  
Умение работать с образами в пространстве

Управляемость

Применение методов творчества

Использование эвристических и алгоритмических методов творчества


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П р и л о ж е н и е 3

ОПИСАНИЕ ИСПОЛЬЗУЕМОЙ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ КРЕАТИВНОСТИ УЧЕНИКОВ 3 КЛАССА

     Следует отметить, что субтест 3 (слова или выражение) имеет две модификации, одна модификация — слова — предназначена для детей от 5 до 8 лет, вторая модификация — выражение — предназначена для детей 9—15 лет.

     Субтест 1. Использование предметов (варианты употребления)

    Задача: перечислить как можно больше необычных способов использования предмета.

     Инструкция для испытуемого

    Газета используется для чтения. Ты же можешь придумать другие способы ее использования. Что из нее можно сделать? Как ее можно еще использовать?

    Инструкция зачитывается устно. Время выполнения субтеста — 3 мин. При индивидуальной форме проведения все ответы дословно записываются психологом. При групповой форме проведения ответы записывают сами испытуемые. Время засекается после прочтения инструкции.

    Оценивание

    Результаты выполнения теста оценивались в баллах.

     Имеются три показателя.

     1) Беглость  (беглость воспроизведения идей) — суммарное число ответов. За каждый ответ дается 1 балл, все баллы суммируются.

    Б = n.

    Б — беглость,

    n — число уместных ответов.

    Следует обратить особое внимание на термин «уместные ответы». Нужно исключить из числа учитываемых те ответы, которые упоминались в инструкции, — очевидные способы использования газет: читать газету, узнавать новости и т.д.

    2) Гибкость  — число классов (категорий) ответов.

 Все ответы можно  отнести к различным категориям. Например, ответы типа: «из газеты  можно сделать шапку, корабль, игрушку»  и т.д. относятся к одной категории  — создание поделок и игрушек.

    Категории ответов

    1. Использование для записей (записать телефон, решать примеры, рисовать).

    2. Использование для ремонтных и строительных работ (заклеить окна, наклеить под обои).

    3. Использование в качестве подстилки (постелить на грязную скамейку, положить под обувь, постелить на пол при окраске потолка).

    4. Использование в качестве обертки (завернуть покупку, обернуть книги, завернуть цветы).

     5. Использование для животных (подстилка кошке, хомяку, привязать на нитку бантик из газеты и играть с кошкой).

    6. Использование как средства для вытирания (вытереть стол, протирать окна, мыть посуду, в качестве туалетной бумаги).

   7. Использование как орудия агрессии (бить мух, наказывать собаку, плеваться шариками из газеты).

     8. Сдача в макулатуру.

   9. Получение информации (смотреть рекламу, давать объявления, делать вырезки, проверить номер лотерейного билета, посмотреть дату, посмотреть программу TV и т.д.).

    10. Использование в качестве покрытия (укрыться от дождя, солнца, прикрыть что-то от пыли).

    11. Сжигание (для растопки, для разведения костра, сделать факел).

    12. Создание поделок, игрушек (сделать корабль, шапку, папье-маше).

     Следует приписать каждому ответу номер категории из вышеприведенного списка, затем, если несколько ответов будут относиться к одной и той же категории, то учитывать только первый ответ из этой категории, то есть учитывать каждую категорию только один раз.

     Затем следует подсчитать число использованных ребенком категорий. В принципе, число категорий может изменяться от 0 до 12 (если не будет дано ответов, отнесенных к новой категории, которой нет в списке).

 За ответы, не подходящие  ни к одной из перечисленных  категорий, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. Таких ответов может быть несколько. Но прежде чем присваивать новую категорию, следует очень внимательно соотнести ответ с приведенным выше списком.

     За одну категорию начисляется 3 балла.

 Г = 3 m.

 Г — показатель  гибкости,

m — число использованных  категорий.

    3) Оригинальность  — число необычных, оригинальных ответов. Ответ считается оригинальным, если он встречается 1 раз на выборке у 30—40 человек.

    Один оригинальный ответ — 5 баллов.

     Все баллы за оригинальные ответы суммируются.

    0р = 5 k.

    0р — показатель оригинальности,

     k — число оригинальных ответов.

    Подсчет суммарного показателя по каждому субтесту следует проводить после процедуры стандартизации, то есть перевода сырых баллов в стандартные. В данном случае предлагается проводить суммирование баллов по различным факторам, отдавая себе отчет в том, что такая процедура не является достаточно корректной, а следовательно, суммарными баллами можно пользоваться только как приблизительными и оценочными.

     Т  1  = Б  1  + Г  1  + Ор  1  = n + 3 m + 5 k.

    Т  1  — суммарный показатель первого субтеста,

    Б  1  — беглость по 1 субтесту,

    Г  1  — гибкость по 1 субтесту,

    Ор  1  — оригинальность по 1 субтесту,

    n — общее число уместных ответов,

    m — число категорий,

    k — число оригинальных ответов.

    Субтест 2. Последствия ситуации

     Задача

    Перечислить различные последствия гипотетической ситуации.

     Инструкция для испытуемого

    Вообрази, что случится, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке.

     Время выполнения субтеста — 3 минуты.

    Оценивание

    Результаты выполнения субтеста оценивались в баллах.

    Имеются два показателя.

    1) Беглость  (беглость воспроизведения идей) — общее число приведенных последствий.

     1 ответ (1 следствие) — 1 балл.

    Б = n.

    2) Оригинальность  — число оригинальных ответов, число отдаленных следствий. Здесь оригинальным считается ответ, приведенный только один раз (на выборке  30—40 человек).

    1 оригинальный ответ — 5 баллов.

     0р = 5 k.

    0р — показатель оригинальности,

    k — число оригинальных ответов.

     Т  2  = n + 5 k.

    Т  2  — суммарный показатель второго субтеста.

    Как и в первом субтесте, следует обратить внимание на исключение неуместных (неадекватных) ответов, а именно: повторяющихся ответов и ответов, не имеющих отношения к поставленной задаче.

    Субтест 3а. Слова

    Модификация для детей 5—8 лет.

    Субтест проводится индивидуально.

    Задача

     Придумать слова, которые начинаются или оканчиваются определенным слогом.

    Инструкция для испытуемого

    1 часть. Придумай слова, которые начинаются на слог «по», например «полка».

     На ответ дается 2 минуты.

    2 часть. Придумай слова, которые оканчиваются слогом «А», например «сумка».

     На ответ дается 2 минуты.

    Время выполнения всего собеса — 4 минуты.

    Оценивание 1

    Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах.

    Имеются два показателя.

     1) Беглость  — общее число приведенных слов.

    1 слово — 1 балл.

    Б = n

    Б — показатель беглости,

    n — общее число слов.

    Как и ранее, следует вычеркнуть повторяющиеся слова, а также не учитывать неадекватные слова.

    2) Оригинальность  — число оригинальных слов, приведенных один раз на выборку 30—40 человек.

    1 оригинальное слово — 5 баллов.

    0р = 5 k.

     Ор — показатель оригинальности,

    k — число оригинальных слов.

    Т  3  = n + 5 k.

    Т  3  — суммарный показатель третьего cубтеста (для детей 5—8 лет).

    Субтест 3б. Выражение

    Модификация для детей 9—15 лет

    Задача

     Придумать предложения, состоящие из четырех слов, каждое из которых начинается с указанной буквы.

     Инструкция для испытуемого

    Придумай как можно больше предложений, состоящих из четырех слов. Каждое слово в предложении должно начинаться с указанной буквы. Вот эти буквы: В, М, С, К (испытуемым предъявляются напечатанные буквы).

 Пожалуйста, используй  буквы только в таком порядке, не меняй их местами. Привожу пример предложения: «Веселый мальчик смотрит кинофильм».

     А теперь придумай как можно больше своих предложений с этими буквами.

     Время выполнения субтеста — 5 минут.

    Оценивание

    Результаты выполнения субтеста оцениваются по трем показателям.

     1) Беглость  — число придуманных предложений (n).

     1 предложение — 1 балл.

     Б = n.

    2) Гибкость —  число слов, используемых испытуемым. Каждое слово учитывается только один раз, то есть в каждом последующем предложении учитываются только те слова, которые не употреблялись испытуемым ранее или не повторяют слова в примере. Однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи, считаются одинаковыми, например: «веселый, весело».

Информация о работе Развитие креативности младших школьников в учебно-воспитательном процессе