Развитие креативности младших школьников в учебно-воспитательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2015 в 03:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить пути развития креативности ребёнка в процессе обучения в начальной школе.
Задачи исследования:
- определить сущность и критерии творческого развития;
- изучить возможности развития творчества в младшем школьном возрасте;
- выявить пути развития креативности ребёнка в процессе обучения в начальной школе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………............. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……………………... 6
1.1. Психолого-педагогические основы развития творческих
способностей младших школьников……………………………………... 6
1.2. Пути развития креативности ребёнка в процессе обучения в начальной
школе……………………………………………………………………… 12
1.3. Особенности развития креативности в младшем школьном возрасте на
различных уроках………………………………………………………… 18
1.4. Принципы построения работы по развитию креативности у младших
школьников во внеклассной деятельности……………………………... 24

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ………………………...….. 27
2.1. Методика исследования особенностей развития креативности младших
школьников………………………………………………………….….... 27
2.2. Описание результатов используемых методик и методов изучения
креативности учеников 3 класса и учителей 2 и 3 класса……………...... 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………...... 39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………...….

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПЛАТОНОВА А. В., П-41.docx

— 578.35 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

П р и л о ж е н и е 8

ТАБЛИЦА 4. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФАКТОРОВ КРЕАТИВНОСТИ ПРИ ИССЛЕДОВАНИИ ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА

ПО МЕТОДИКЕ Е. ТУНИК

Ф.И.О.

сумма

сумма

сумма

сумма

беглость

оригинальность

гибкость

точность

  1. Белоногов Я. Ю.

96,91

213,00

42,00

351,91

  1. Бельская В. Н.

56,21

78,00

33,00

167,21

  1. Борисовец М. В.

50,01

91,00

21,00

162,01

  1. Вавуло Ю. В.

38,76

43,00

24,00

105,76

  1. Васкевич В. Н.

93,70

182,00

57,00

332,70

  1. Дударенко Д. И.

75,30

139,00

42,00

256,30

  1. Кучур И. Г.

82,51

113,00

36,00

231,51

  1. Лесовец И. Д.

88,03

132,00

24,00

244,03

  1. Луферов А. П.

54,72

71,00

30,00

155,72

  1. Стояновская В. А.

58,95

99,00

42,00

199,95

  1. Тарасов В. М.

72,20

151,00

24,00

247,20

  1. Тарасовец О. М.

64,25

67,00

36,00

167,25

  1. Широкий А. А.

52,56

76,00

39,00

167,56

  1. Шульженко А. В.

52,45

61,00

27,00

140,45

  1. Улас Е. Е.

40,30

63,00

30,00

133,30

  1. Янтовская М. Г.

89,60

252,00

54,00

395,60

Итого

2249,8

3922

1356

7527,8


 

 

 

 

 

 

 

 

П р и л о ж е н и е 9

РИСУНОК 5. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФАКТОРОВ КРЕАТИВНОСТИ

ПО МЕТОДИКЕ Е. ТУНИК СРЕДИ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П р и л о ж е н и е 10

ТАБЛИЦА 5. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФАКТОРОВ КРЕАТИВНОСТИ

ПО МЕТОДУ ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК

Ф.И.О.

Сумма

 беглость

гибкость

 оригинальность

точность

5

5

5

5

4

4

3

3

4

4

4

4

2

2

2

2

4

3

3

3

4

3

4

4

5

5

5

5

4

3

4

4

4

3

4

3

4

4

4

4

4

3

3

3

5

4

4

4

5

4

4

4

3

2

3

3

4,5

4,5

5

5

4,5

4,5

5

5

Итого

4,09

3,74

3,99

3,92


 

 

 

 

 

 

 

 

П р и л о ж е н и е 1 1

ТАБЛИЦА 6. ЗАВИСИМОСТЬ МЕЖДУ ФАКТОРАМИ

КРЕАТИВНОСТИ

Факторы

беглость

оригинальность

гибкость

точность

1

2

3

4

5

беглость

1

     

оригинальность

0,83

1

   

гибкость

0,76

0,57

1

 

точность

0,28

0,31

0,24

1


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П р и л о ж е н и е 1 2

УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ПРОВЕДЁННЫЕ ВО ВРЕМЯ ИССЛЕДОВАНИЯ В 3 КЛАССЕ

     Задание 1. Выбери и обозначь соответствуюшей буквой слова, в которых "содержится" вода — В (воздух — ВЗ, почва — П, свет — С ): дождь, солнце, дуг, пар, резиновый мяч, овраг, озеро, горшок с цветком, суп, костер, луна.

Задание 2. Составь рассказ по теме «Как на планете Земля появилась жизнь» и нарисуй его.

Ядром познания здесь являются следующие задания:

Задание 3. Какой из нарисованных ниже фигурок ты обозначил бы воду, воздух, свет, почву? Нарисуй этими фигурками

картину с изображением всех этих явлений, раскрась их красками.

Задание 4. Выбери и обозначь в прямоугольниках соответствующими цифрами основные свойства воды (воздуха почвы, света):

1.Не имеет цвета. 
2. Имеет цвет.

3. Перемещается с колоссальной  скоростью.


  1. Имеет запах..
  2. Не имеет запаха.

6.Обладает прямолинейным распространением 
7. Отражается.


8. Имеет форму  и цвет. 
9. Не имеет формы. 
10. При нагревании расширяется, 
при охлаждении сжимается.

11.Прозрачность.


  1. Преломляется.
  2. Обладает текучестью.
  3. В его состав входят перегной, вода, воздух, соли.
  4. Рассеивается.
  5. Обладает плодородием.
  6. Растворяет вещества.
  7. Сжимаем и упруг.
  8. При замерзании расширяется и превращается в лед.

Ответы: свойства воды: 1, 5. 9, 11, 13, 17,19: свойства воздуха: 1, 5, 9. 10, 11, 18; свойства почвы: 2. 4, 8, 14, 16; свойства света: 1, 3, 6, 7, 12, 15.

К этапу следствия мы отнесли следующие задания:

     Задание 5. Разгадай явления природы с помощью кроссворда.

  1. Крашеное коромысло над рекой повисло.
  2. Гаркнул гусь на всю Русь.
  3. Шел долговяз — в землю увяз.
  4. Седой дедушка у ворот всем глаза заволок.

     Ответы:

     По горизонтали: 1. Радуга, По вертикали: 2. Гром. 3. Дождь. 4. Туман.

     Задание 6. Выбери и обозначь соответствующей буквой животных, у которых средой обитания является вода — В (воз-жук — ВЗ, почва — П): ласточка, жук, окунь, крот, белка, червяк, бабочка, щука, выдра, лягушка, бобр.

     Задание 7. Найди из нижеперечисленных растений обитателей пустыни, тундры, леса, степи и подчеркни их цветными карандашами: желтым — обитателей пустыни, синим — тундры, зелёным — леса, коричневым — степи: папоротник, ель, саксаул, василек, морошка, кактус, берёза, камыш, полынь, верблюжья колючка, карликовая берёза, кедр, ромашка, костяника, сосна.

 

     Задание 8. Разгадай виды транспорта, зашифрованные в кроссворде.


 

 

 

 

 

1. Заворчу, зажурчу, в небеса улечу.

  1. Дом по улице идет, на работу всех везет. Не на курьих ножках, а в резиновых сапожках.
  2. Ходит город-великан на работу в океан.

4 Я в любое время года и в любую непогоду очень быстро в час любой провезу вас под землей.

Ответы:

По горизонтали: 1. Вертолет.

По вертикали: 2. Автобус 3. Корабль. 4. Метро.

Общим критическим истолкованием являются задания:

Задание 9. Выпиши в колонки слова, обозначающие вред и пользу для здоровья: задымлённый воздух, закаливание, курение, умывание, немытые ово;щи и фрукты, чистый воздух, грязные руки, вымытые овощи и фрукты.

Полезно

Вредно

   

Задание 10. Выбери и обозначь в прямоугольниках соответствующими цифрами основные меры по охране воды (воздуха, почвы, света):

Охрана

воды

Охрана

почвы

Охрана

воздуха

Охрана

света





1. Экономно расходовать.

2. На предприятиях  устанавливать уловители дыма.

  1. Следить за чистотой водоёмов.
  2. Высаживать зелёные растения

5. Предотвращать поступления 
промышленных стоков.

  1. Следить за чистотой улиц.
  2. Проводить снегозадержание.
  3. Не сжигать опавшие листья.

9. Вносить в умеренных количе- 
ствах удобрения.

10. Укреплять овраги зелёными 
насаждениями.

11. О любых  нарушениях со стороны промышленных предприятий сообщать в общество «Охрана природы».

Ответы: меры по охране воды: 1, 3, 5. 11; меры по охране воздуха: 2. 4 ,8, 11; меры по охране почвы: 5, 6, 7, 10, 11; меры по охране света; 1,11.

В ходе выполнения данного упражнения дети подводятся к более осознанному пониманию сущности и роли понятий через самопознание с подключением к данному процессу интуитивных  сторон мышления, развитие интереса к самостоятельному поиску ответов. Это и другие программированные упражнения целесообразно предлагать дважды: первоначально (в холе диагностического обследования уровня развития понятия с целью выстраивания педагогом развивающей работы по формированию понятий) дети выбирают ответы полу-интуитивно. Затем после проведении всей системы работы по развитию понятий дети выполняют упражнение повторно, закрепляя пройденный материал о сущности воды, воздуха, почвы, света, их свойствах (существенных и несущественных), их роли в земной природе.

Развитие естественнонаучных понятий у дошкольников и младших школьников эффективно в условиях личностно-ориентированного образования, обращенного к чувствам, индивидуально неповторимому внутреннему миру человека. Такое образование имеет диалогический, размышляющий, понимающий, сопереживающий характер [6, с. 36-38].

     Существует немало способов, позволяющих научиться нестандартно мыслить. Вот некоторые из них.

     Упражнения на развитие продуктивности мышления.

Информация о работе Развитие креативности младших школьников в учебно-воспитательном процессе