Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2015 в 03:04, курсовая работа
Цель исследования: изучить пути развития креативности  ребёнка в процессе обучения  в начальной школе.
     Задачи исследования:
     - определить  сущность и критерии творческого  развития;
     - изучить возможности развития творчества в младшем школьном возрасте;
     - выявить пути  развития креативности ребёнка  в процессе обучения в начальной  школе.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….............   3
 
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……………………...   6
1.1. Психолого-педагогические  основы развития творческих   
       способностей младших школьников……………………………………...   6
1.2. Пути развития креативности ребёнка в процессе обучения в начальной
       школе………………………………………………………………………   12
1.3. Особенности развития креативности в младшем школьном возрасте на
       различных уроках…………………………………………………………   18
1.4. Принципы построения  работы по развитию креативности  у младших 
       школьников во внеклассной деятельности……………………………...  24             
 
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  ………………………...…..   27
2.1. Методика исследования  особенностей развития креативности  младших 
       школьников………………………………………………………….…....    27
2.2. Описание результатов используемых методик и методов изучения
креативности  учеников 3 класса и учителей 2 и 3 класса……………......   33              
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  …………………………………………………………......   39
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  …………………...….
П р и л о ж е н и е 8
ТАБЛИЦА 4. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФАКТОРОВ КРЕАТИВНОСТИ ПРИ ИССЛЕДОВАНИИ ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА
ПО МЕТОДИКЕ Е. ТУНИК
| Ф.И.О. | сумма | сумма | сумма | сумма | 
| беглость | оригинальность | гибкость | точность | |
| 
 | 96,91 | 213,00 | 42,00 | 351,91 | 
| 
 | 56,21 | 78,00 | 33,00 | 167,21 | 
| 
 | 50,01 | 91,00 | 21,00 | 162,01 | 
| 
 | 38,76 | 43,00 | 24,00 | 105,76 | 
| 
 | 93,70 | 182,00 | 57,00 | 332,70 | 
| 
 | 75,30 | 139,00 | 42,00 | 256,30 | 
| 
 | 82,51 | 113,00 | 36,00 | 231,51 | 
| 
 | 88,03 | 132,00 | 24,00 | 244,03 | 
| 
 | 54,72 | 71,00 | 30,00 | 155,72 | 
| 
 | 58,95 | 99,00 | 42,00 | 199,95 | 
| 
 | 72,20 | 151,00 | 24,00 | 247,20 | 
| 
 | 64,25 | 67,00 | 36,00 | 167,25 | 
| 
 | 52,56 | 76,00 | 39,00 | 167,56 | 
| 
 | 52,45 | 61,00 | 27,00 | 140,45 | 
| 
 | 40,30 | 63,00 | 30,00 | 133,30 | 
| 
 | 89,60 | 252,00 | 54,00 | 395,60 | 
| Итого | 2249,8 | 3922 | 1356 | 7527,8 | 
П р и л о ж е н и е 9
РИСУНОК 5. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФАКТОРОВ КРЕАТИВНОСТИ
ПО МЕТОДИКЕ Е. ТУНИК СРЕДИ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА
П р и л о ж е н и е 10
ТАБЛИЦА 5. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФАКТОРОВ КРЕАТИВНОСТИ
ПО МЕТОДУ ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК
| Ф.И.О. | Сумма | |||
| беглость | гибкость | оригинальность | точность | |
| 5 | 5 | 5 | 5 | |
| 4 | 4 | 3 | 3 | |
| 4 | 4 | 4 | 4 | |
| 2 | 2 | 2 | 2 | |
| 4 | 3 | 3 | 3 | |
| 4 | 3 | 4 | 4 | |
| 5 | 5 | 5 | 5 | |
| 4 | 3 | 4 | 4 | |
| 4 | 3 | 4 | 3 | |
| 4 | 4 | 4 | 4 | |
| 4 | 3 | 3 | 3 | |
| 5 | 4 | 4 | 4 | |
| 5 | 4 | 4 | 4 | |
| 3 | 2 | 3 | 3 | |
| 4,5 | 4,5 | 5 | 5 | |
| 4,5 | 4,5 | 5 | 5 | |
| Итого | 4,09 | 3,74 | 3,99 | 3,92 | 
П р и л о ж е н и е 1 1
ТАБЛИЦА 6. ЗАВИСИМОСТЬ МЕЖДУ ФАКТОРАМИ
КРЕАТИВНОСТИ
| Факторы | беглость | оригинальность | гибкость | точность | 
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 
| беглость | 1 | |||
| оригинальность | 0,83 | 1 | ||
| гибкость | 0,76 | 0,57 | 1 | |
| точность | 0,28 | 0,31 | 0,24 | 1 | 
П р и л о ж е н и е 1 2
УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ПРОВЕДЁННЫЕ ВО ВРЕМЯ ИССЛЕДОВАНИЯ В 3 КЛАССЕ
Задание 1. Выбери и обозначь соответствуюшей буквой слова, в которых "содержится" вода — В (воздух — ВЗ, почва — П, свет — С ): дождь, солнце, дуг, пар, резиновый мяч, овраг, озеро, горшок с цветком, суп, костер, луна.
Задание 2. Составь рассказ по теме «Как на планете Земля появилась жизнь» и нарисуй его.
Ядром познания здесь являются следующие задания:
Задание 3. Какой из нарисованных ниже фигурок ты обозначил бы воду, воздух, свет, почву? Нарисуй этими фигурками
картину с изображением всех этих явлений, раскрась их красками.
Задание 4. Выбери и обозначь в прямоугольниках соответствующими цифрами основные свойства воды (воздуха почвы, света):
1.Не имеет цвета. 
2. Имеет цвет.
3. Перемещается с колоссальной скоростью.
6.Обладает прямолинейным 
7. Отражается.
8. Имеет форму 
и цвет. 
9. Не имеет формы. 
10. При нагревании 
расширяется, 
при охлаждении сжимается.
11.Прозрачность.
Ответы: свойства воды: 1, 5. 9, 11, 13, 17,19: свойства воздуха: 1, 5, 9. 10, 11, 18; свойства почвы: 2. 4, 8, 14, 16; свойства света: 1, 3, 6, 7, 12, 15.
К этапу следствия мы отнесли следующие задания:
Задание 5. Разгадай явления природы с помощью кроссворда.
Ответы:
По горизонтали: 1. Радуга, По вертикали: 2. Гром. 3. Дождь. 4. Туман.
Задание 6. Выбери и обозначь соответствующей буквой животных, у которых средой обитания является вода — В (воз-жук — ВЗ, почва — П): ласточка, жук, окунь, крот, белка, червяк, бабочка, щука, выдра, лягушка, бобр.
Задание 7. Найди из нижеперечисленных растений обитателей пустыни, тундры, леса, степи и подчеркни их цветными карандашами: желтым — обитателей пустыни, синим — тундры, зелёным — леса, коричневым — степи: папоротник, ель, саксаул, василек, морошка, кактус, берёза, камыш, полынь, верблюжья колючка, карликовая берёза, кедр, ромашка, костяника, сосна.
Задание 8. Разгадай виды транспорта, зашифрованные в кроссворде.
1. Заворчу, зажурчу, в небеса улечу.
4 Я в любое время года и в любую непогоду очень быстро в час любой провезу вас под землей.
Ответы:
По горизонтали: 1. Вертолет.
По вертикали: 2. Автобус 3. Корабль. 4. Метро.
Общим критическим истолкованием являются задания:
Задание 9. Выпиши в колонки слова, обозначающие вред и пользу для здоровья: задымлённый воздух, закаливание, курение, умывание, немытые ово;щи и фрукты, чистый воздух, грязные руки, вымытые овощи и фрукты.
| Полезно | Вредно | 
Задание 10. Выбери и обозначь в прямоугольниках соответствующими цифрами основные меры по охране воды (воздуха, почвы, света):
| Охрана воды | 
| Охрана почвы | 
| Охрана воздуха | 
| Охрана света | 
1. Экономно расходовать.
2. На предприятиях устанавливать уловители дыма.
5. Предотвращать поступления 
промышленных стоков.
9. Вносить в умеренных 
количе- 
ствах удобрения.
10. Укреплять овраги зелёными 
насаждениями.
11. О любых нарушениях со стороны промышленных предприятий сообщать в общество «Охрана природы».
Ответы: меры по охране воды: 1, 3, 5. 11; меры по охране воздуха: 2. 4 ,8, 11; меры по охране почвы: 5, 6, 7, 10, 11; меры по охране света; 1,11.
В ходе выполнения данного упражнения дети подводятся к более осознанному пониманию сущности и роли понятий через самопознание с подключением к данному процессу интуитивных сторон мышления, развитие интереса к самостоятельному поиску ответов. Это и другие программированные упражнения целесообразно предлагать дважды: первоначально (в холе диагностического обследования уровня развития понятия с целью выстраивания педагогом развивающей работы по формированию понятий) дети выбирают ответы полу-интуитивно. Затем после проведении всей системы работы по развитию понятий дети выполняют упражнение повторно, закрепляя пройденный материал о сущности воды, воздуха, почвы, света, их свойствах (существенных и несущественных), их роли в земной природе.
Развитие естественнонаучных понятий у дошкольников и младших школьников эффективно в условиях личностно-ориентированного образования, обращенного к чувствам, индивидуально неповторимому внутреннему миру человека. Такое образование имеет диалогический, размышляющий, понимающий, сопереживающий характер [6, с. 36-38].
Существует немало способов, позволяющих научиться нестандартно мыслить. Вот некоторые из них.
Упражнения на развитие продуктивности мышления.
Информация о работе Развитие креативности младших школьников в учебно-воспитательном процессе