Развитие продуктивной дейтельности на основе исполнения технологииТриз

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2015 в 14:39, дипломная работа

Краткое описание

Практически все педагоги и психологи признают необходимость более полного изучения творческих процессов и создания системы работы по их активизации. Фактически, до сих пор в образовании большее место отводится использованию репродуктивных методов обучения. Одной из причин такого положения дел, на наш взгляд, является неумение педагога обучить дошкольника обобщенным приемам творческой деятельности, которые ребенок мог бы применять в различных предметных областях. Будучи усвоенными на одном материале, они позволили бы использовать их как инструменты для отыскания способов решения новых задач в других видах деятельности. Рассматривая принципиальную схему решения творческих задач, выделенных М.В.Гамезо, И.Д. Далащенко можно сделать вывод, что процессы мышления и воображения идут параллельно, этапы мыслительного действия представлены как перебор вариантов, предположений и их проверок. Подтверждается мысль о том, что может быть построена специальная работа и по активизации воображения и как результат - человек научается решать творческие задачи. Такая продуктивная деятельность на наш взгляд, должна носить интегративный характер и быть технологичной. Определяя технологию как "... от одного промежуточного состояния к другому, описываемого характеристикой средств, с помощью которого этот переход осуществляется, способов применения средств и фиксаций самого факта переходности".

Содержание

Введение………………………………………………………………………….
4
Глава 1. Краткая характеристика развития воображения дошкольника в изобразительной деятельности на основе исполнения технологии ТРИЗ…..
8
1.1. Основные особенности развития воображения дошкольника……
8
1.2. Технология ТРИЗ как эффективное условие развития творческого воображения дошкольника в изодеятельности…………………
17
1.3. Выводы по второй главе....................................................................
25
Глава 2. Теоретические основы проблем развитии продуктивной деятельности старших дошкольников…………………………………………
27
2.1 Развитие продуктивной деятельности старших дошкольников на основе ТРИЗ. …………………………………………………………………….
27
2.2 ТРИЗ как средство развития продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..
31
2.3 Продуктивная деятельность старшего дошкольного возраста и условии её реализации в ДОУ………………………………………………….
45
Глава 3. Экспериментальное изучение проблемы развития творческого воображения дошкольника в изобразительной деятельности……………….
59
3.1. Результаты констатирующего эксперимента………………………
59
3.2. Обсуждение результатов частично–поискового эксперимента
65
3.3. Обсуждение результатов контрольного эксперимента……………
76
3.4. Выводы по третьей главе...................................................................
78
Заключение………………………………………………………………………
79
Список использованных источников………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Готово Развитие продуктивной дейтельности на основе Триз.docx

— 178.03 Кб (Скачать файл)

Приложение 5

Занятие 1

(использование  ММЧ)

Тема "Дашин подарок"

Программное содержание: способствовать усвоению понимания моделирования маленьких человечков, характера взаимодействия предметов и их элементов. Способствовать постепенному переходу использования внешних символических заместителей в использование заместителей внутренних, образных.

Воспитывать интерес к изодеятельности. Развивать творческое воображение.

Словарная работа: постепенно, жидкие.

Материал: кисти, акварель, листы бумаги, салфетки, стаканы с водой.

Ход: I часть

Воспитатель: Дети, вы любите подарки?

Дети: Да.

Воспитатель: А что вам дарят?

Ответы детей.

Воспитатель: У моей соседки Даши сегодня день рождения и ей подарили краски. Послушайте, что произошло дальше.

"Подарили Даше краски. Захотела она солнышко нарисовать. Взяла кисточку, погладила краску, потом бумагу… Ничего: бумага  как была белой, так и осталась. Почему?

Ответы детей.

Оказывается, краски состоят из маленьких человечков, которые крепко спят. А разбудить их могут только жидкие человечки. Умыть их. Но как жидкие человечки попадут в краски?

Ответы детей.

Взяла Даша стакан с чистой водой. Человечек воды ухватился за кисточку и перешел на краску. Подхватили человека краски – и на бумагу. На бумаге остался ярко-желтый цвет".

II часть

Дети смешивают красный и желтый и наносят мазки.

III часть

Педагог демонстрирует детям чем лучше рисовать – пушистым концом или твердым? Где возможность ухватиться больше? Где сбегать с кисточки удобнее? Там где жестко, гладко? Но сразу все скатывается. А в мягком ворсе часть человечков может заблудиться и на бумагу ложатся, выходят постепенно.

Рассматривание пятен вместе с детьми.

Занятие 2

(использование  ММЧ)

Тема "Красивая радуга"

 

Программное содержание: способствовать усвоению понимания моделирования маленьких человечков, характера взаимодействия предметов и их элементов. Способствовать постепенному переходу использования внешних символических заместителей в использование заместителей внутренних, образных. Воспитывать интерес к изодеятельности. Развивать творческое воображение.

Словарная работа: радуга, смешать, удержать.

Ход I часть.

Воспитатель: Дети, послушайте рассказ об очень красивом явлении – радуге. Вы знаете, что это такое? Кто объяснит?

Ответы детей.

Воспитатель: Очень давно радуга была не такой красивой, как сейчас. Она имела только три цвета. И очень боялась дождика. Появилась она только вместе с солнышком. Когда красные человечки бегали по красной дорожке, желтые – по желтой, синие – по синей. Но вот однажды хитрая тучка выглянула из-за солнышка и пустила на радугу дождик. Вода подхватила красных человечков и смешала их с желтыми. Они смешались быстро, так как на мокрой дорожке трудно удержаться, все время скользишь куда-нибудь. Желтые и красные плескались вместе в воде, когда на них глянула тучка. Тучка удивилась: "Куда делись желтые и красные человечки?". Перед ней плескались в воде оранжевые. Она и не знала, что это красные взялись за руки с желтыми и прижались друг к другу, чтобы веселей было плескаться.

Поглядела тучка на синих и желтых, а они тоже спрятались друг за друга – тучка увидела только зеленых.

Закружились в воде красные и синие, давая жизнь новому цвету – фиолетовому. С тех пор мы видим радугу такой красивой.

 

 II часть.

Выполнение работы детей.

III часть.

Оценка. Поощрение – "значок радуги".

 

Приложение 6

Занятие 3

Тема: "Новые игрушки"

Программное содержание: развивать творческое воображение, способствовать умению создавать новые образы, используя трафареты геометрических фигур, подбирая цветовую гамму.

Материал: бумага, набор трафаретов, фломастеры.

 

Ход

Предложите детям придумать и зарисовать такие игрушки, которые не продаются в "Детском мире", которых нет на свете, а очень хочется иметь.

 

Занятие 4

Тема: "Весело или грустно"

Программное содержание: развивать творческие способности, воображение, совершенствовать умение применять, преобразовывать, комбинировать прежние знания в новые сочетания и создавать на этой основе относительно новые (для ребенка) образы и образные ситуации, передавать в рисунке свое настроение, чувства, ощущения.

Ход

 

          Каждый ребенок создает живописную картину цветовой композиции, отражая свое настроение.

Занятие 5

Тема: "Транспорт – машина"

Программное содержание: закрепить знания детей о транспорте, способствовать развитию представлений о машинах как механизме.

Развивать творческое воображение, логическое мышление, речь.

Воспитывать стремление творить, создавать необычные, нетрадиционные модели машин.

Предварительная работа: экскурсия на проезжую часть улицы, чтение произведений о транспорте, рассматривание фотографий и т. д.

Занятие начинается с беседы о транспорте, о машинах на улицах. Проводится игра "хорошо–плохо–машина".

Детям предлагается улучшить машину, придумать машину будущего. Для этого берутся любых три слова, которые предлагают дети, не имеющие отношения к машине. Например, дети предлагают слова: муха, тигренок, колобок, то есть выбирают три любых существительных и описывают и графически изображают (так как дети не умеют читать) их признаки. Потом произвольно соединяют эти признаки и получается совершенно новая машина. Например:

Муха – маленькая š,быстрая Ù, черная l, жужжащая ', летающая Ú, легкая S

Тигренок – полосатый º, рыжий #, хитрый x, храбрый x, прыгающий þ, бесшумный Ñ.

Колобок – веселый J, теплый ð, мягкий ¤, поющий h

Дети могут взять признаки выборочно, или только те, которые нравятся. Символы, которыми обозначают признаки, дети придумывают сами, рисуют их на бумажных кружках или квадратиках, выкладывают против нужного блока. Слово можно обозначить рисунком воспитателя, можно картинкой, если есть такая в группе, моно обозначить символом.

А затем воспитатель предлагает детям стать конструкторами и, взяв за основу выбранные признаки, сконструировать новую машину. Нарисовать чертеж и отослать свое мнение, почему его машина самая лучшая. Дети выбирают сообща самую лучшую машину и рисуют ее.

Можно предложить детям на занятиях по ручному труду сделать такую машину из природного материала, из картона, из бумаги. Каждый ребенок может сделать машину по своему чертежу.

Таким образом можно сконструировать транспорт, новую игрушку, новую мебель, детский сад, квартиру куклам и т. д.

Занятие 6

по оператору РВС (размер, время, стоимость)

Тема: "По мотивам знакомых сказок"

Программное содержание: приобщить детей через фантазирование мысленно изменять размеры анализируемого реального объекта, сначала уменьшая, а затем увеличивая до бесконечности. Способствовать осмыслению время действия, возникающих новых свойств. Предложить детям подумать и изобразить следы большого животного, не передавая на этом же листе для сравнения следы маленького животного, а как тогда это изобразить? Предложить подумать, как можно изобразить мышь, кошку или любое другое животное, показав в сравнении, что больше кошки и т. д. Как спасти колобка – здесь тоже можно обыграть и изобразить изменение размера колобка и животных. Сказка "Волк и семеро козлят" – аналогичный вариант – как спасти козлят, изменяя размеры волка и козлят или время действия сказки. Все мысли и рассуждения детей предложить им изобразить на бумаге. Конец сказки можно нарисовать коллективным способом на одном листе.

 

Занятие 7

Тема: "Наши меньшие братья"

Программное содержание: развивать творческое воображение дошкольников, закреплять основные формы передачи животных, птиц и рыб. Развивать творчество через использование разнообразного материала: рисунка, лепки. Воспитывать желание рисовать лепить, развивать любовь к  животным. Материалы: цветные карандаши, листы бумаги, салфетки для лепки, пластилин, стека, подставка для пластилина. План занятия по системному анализу по ознакомлению детей с животным миром:

птицы, рыбы, звери. "Наши меньшие братья".

 

 

Соединяют все работы, располагая их на одном большом листе, где заранее нарисовано озеро, река и лес.

Придумывают загадки про зверей и птиц, вспоминают поговорки, стихи.

Дети делятся на три подгруппы: птицы, рыбы, звери.

Столы можно по-ставить соответ-ственно в три ряда.

Вырезают на-рисованное, на-клеивают на 1 лист все части, объеди-няясь по 2–3 че-ловека, чтоб полу-чились разные птицы.

Аналогично, но соединяют разных животных. Можно соединить фанта-стичное животное.

Аналогично первым двум, только рыбы.

Рисуют, лепят, вырезают части птиц: туловище, хвосты, носы, крылья и т. д.

То же самое, только части тела разных животных. Части тела реальные.

То же самое, только части тела рыб: туловище, хвост, плавники.


 

 

Занятие 8

Тема: "Сказка о слоненке"

        Программное  содержание: развивать творческое  воображение дошкольников, закреплять  основные формы передачи животных, птиц и рыб. Развивать творчество  через использование разнообразного  материала: рисунка, лепки. Воспитывать  желание рисовать лепить, развивать  любовь к  животным.

 

Детский сад для маленьких слонов: рисование – игра-ют, едят, спят. Слониха-воспита-тель? Или кто?

Стадо слонов: можно вырезать слонов из сложен-ной бумаги. При-рода Африки – мамонты. Север.

Поле, вытоптан-ное стадом сло-нов, пустыня. Город, где живут только слоны

Занятие может проходить в несколько дней, по желанию детей дополняться в свободное время. В конце все работы скомпоновать и придумать сказку о слоненке, общую, собрав в нее все о чем говорили пока рисовали, лепили, клеили.

Слоны, которые жили раньше: ма-монты, дикие сло-ны – рисование, лепка

Слоненок Гоша

Какие слоны будут жить на земле через мно-го лет – приду-мать, нарисовать

 

 

Приложение 7

Игра "Поможем Богатырю"

Цель: выявить умение ребенка через игровой прием решить творческую задачу, используя 12 квадратов. Умение творчески подходить к проблеме.

Ход игры

На листе бумаги обозначена расходящимися линиями развилка трех дорог и детям рассказывают условия игры.

"К этой развилке  сейчас подъедет Богатырь и  будет выбирать дальнейший путь. А мы с вами знаем, что если  он поедет по одной из дорог, то ему грозит гибель, по другой  – опасные приключения, исход  которых неизвестен. Конечно, он  сам будет решать, куда ехать  и может быть выберет самый  трудный путь, но наше дело  предупредить его. Давайте сделаем  для него дорожные знаки из  цветных квадратиков. Какие из  них выбрать, чтобы Богатырь мог  догадаться, что его ожидает на  каждой из трех дорог?"

Игра "Парусник"

Цель: выявить умение ребенка через игровой прием решить творческую задачу, используя 12 квадратов. Умение творчески подходить к проблеме.

 

 Ход игры

Вы с ребенком плывете на паруснике, а разноцветные квадратики – это ваши паруса. Поднимая те или другие из них (по 2-3 одновременно), вы можете передать какую-нибудь весть находящимся на берегу. По сочетанию парусов они должны понять, везете вы радостные или огорчительные новости. Ребенок пытается придумать для каждого из этих случаев подходящую комбинацию парусов.

Занятие 9

Тема: "Придумай и нарисуй картинку"

Программное содержание: выявить уровень творческого воображения, способность ребенка 6–7 лет создавать новые образы, используя трафареты геометрических форм, подбирать цветовую гамму.

Материал: бумага, набор трафаретов, цветные мелки, фломастеры.

 

 Ход

Предложить детям закрыть глаза и задуматься, нарисовать картину. Времена года: зима. Использовать можно весь набор трафаретов.

Занятие 10

Тема: "В стране роботов"

Программное содержание: выявить уровень творческого воображения, способность ребенка 6–7 лет создавать новые образы, используя трафареты геометрических форм, подбирать цветовую гамму.

Материал: бумага, набор трафаретов, гуашь, игрушки-роботы.

 

 Ход

Мечтаем с детьми о будущем, когда вокруг будет много роботов, подумаем, что же будет?

Рисовать можно разными способами. В конце занятия работы детей соединяются в один лист и придумывается название страны роботов.

Занятие 11

Тема: "Тучи по небу летают"

Программное содержание: выявить уровень проявления творческого воображения, способность применять, комбинировать прежние знания в новые сочетания и создавать на этой основе относительно новые образы, выявить способность находить в пятнах и цветовых сочетаниях образ, настроение, движение, изображать это на бумаге.

Материал: краски, бумага, кисти, салфетка, карандаши.

Предварительная работа: наблюдение за тучами.

 

 Ход

Вспомнить с детьми наблюдения о тучах. Определить, на что они похожи. Заметьте, что они постепенно изменяют свою форму. Нарисуйте их. Можно использовать метод "кляксографии".

 

1 Закон РФ "Об образовании" –№ 273-ФЗ + Новый: Вступил в силу: 1 сентября 2013 г. 

2 Гамезо М.В., Далащенко И.Д. Атлас по психологии. – М.: Аверс –1998. с.168.

3 Белобрыкина О.Д. Маленькие волшебники, или на пути к творчеству. – Новосибирск. Изд-во НГПИ, 1993 – 62 с.

4 Давыдов В.В. Виды общения в обучении: логико-психологические проблемы построения учебных предметов. – М.: Педагогика. 1988.

5 Дьяченко О.М. Воображение дошкольника –М.: Знание. –1986. с.3-58.

6 Дьяченко О.М. Особенности развития воображения умственно одаренных детей. //Дошк. воспит. –1993 – №8, с.10-17.

7 Дьяченко О.М. Пути активизации воображения дошкольников. // Вопросы психологии – 1987, №1.

8 Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Элементы карнавальной культуры в развитии ребенка дошкольника. //Вопросы психологии. – 1994, №2, с.46-59.

9  Дьяченко О.М. Воображение дошкольника –М.: Знание. –1986. с.3-58.

10  Дьяченко О.М. Пути активизации воображения дошкольников. // Вопросы психологии – 1987, №1.

11 Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения, опыт теоретического и экспериментального исследования. – М.: Педагогика. 1986

Информация о работе Развитие продуктивной дейтельности на основе исполнения технологииТриз