Развитие продуктивной дейтельности на основе исполнения технологииТриз

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2015 в 14:39, дипломная работа

Краткое описание

Практически все педагоги и психологи признают необходимость более полного изучения творческих процессов и создания системы работы по их активизации. Фактически, до сих пор в образовании большее место отводится использованию репродуктивных методов обучения. Одной из причин такого положения дел, на наш взгляд, является неумение педагога обучить дошкольника обобщенным приемам творческой деятельности, которые ребенок мог бы применять в различных предметных областях. Будучи усвоенными на одном материале, они позволили бы использовать их как инструменты для отыскания способов решения новых задач в других видах деятельности. Рассматривая принципиальную схему решения творческих задач, выделенных М.В.Гамезо, И.Д. Далащенко можно сделать вывод, что процессы мышления и воображения идут параллельно, этапы мыслительного действия представлены как перебор вариантов, предположений и их проверок. Подтверждается мысль о том, что может быть построена специальная работа и по активизации воображения и как результат - человек научается решать творческие задачи. Такая продуктивная деятельность на наш взгляд, должна носить интегративный характер и быть технологичной. Определяя технологию как "... от одного промежуточного состояния к другому, описываемого характеристикой средств, с помощью которого этот переход осуществляется, способов применения средств и фиксаций самого факта переходности".

Содержание

Введение………………………………………………………………………….
4
Глава 1. Краткая характеристика развития воображения дошкольника в изобразительной деятельности на основе исполнения технологии ТРИЗ…..
8
1.1. Основные особенности развития воображения дошкольника……
8
1.2. Технология ТРИЗ как эффективное условие развития творческого воображения дошкольника в изодеятельности…………………
17
1.3. Выводы по второй главе....................................................................
25
Глава 2. Теоретические основы проблем развитии продуктивной деятельности старших дошкольников…………………………………………
27
2.1 Развитие продуктивной деятельности старших дошкольников на основе ТРИЗ. …………………………………………………………………….
27
2.2 ТРИЗ как средство развития продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..
31
2.3 Продуктивная деятельность старшего дошкольного возраста и условии её реализации в ДОУ………………………………………………….
45
Глава 3. Экспериментальное изучение проблемы развития творческого воображения дошкольника в изобразительной деятельности……………….
59
3.1. Результаты констатирующего эксперимента………………………
59
3.2. Обсуждение результатов частично–поискового эксперимента
65
3.3. Обсуждение результатов контрольного эксперимента……………
76
3.4. Выводы по третьей главе...................................................................
78
Заключение………………………………………………………………………
79
Список использованных источников………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Готово Развитие продуктивной дейтельности на основе Триз.docx

— 178.03 Кб (Скачать файл)

Старший дошкольник не только констатирует результат рисования и формулирует замысел, но и реализует его. Но без специального обучения замыслы детей даже в 5-7 лет часто не детализированы и развиваются по мере создания изображения. Приведем пример. Степа Л. (6 лет 6 мес.) говорит: «О, сейчас я нарисую дом». Берет коричневый карандаш, рисует дом, окошко, чердак. «Только у меня трубы не будет. И не хочу. Так, сейчас возьмем зелененький». Берет зеленый карандаш. «Вот такой дом у меня». Раскрашивает дом. «А туту меня дверка такая будет». Рисует дверь. «Я хочу еще дерево нарисовать». Рисует дерево, поясняя: «У моей бабушки, ну где я отдыхаю, тоже есть вот дерево. Сейчас еще дорогу нарисую». Рисует дорогу.

Воплощение замысла, кроме того, что оно определяется умением спланировать этот процесс, связано с наличием полных представлений об окружающем, а также с уровнем развития ручной умелости.

В качестве примера приведем высказывания детей.

Катя А. (6 лет 1 мес.): У меня получился гриб. Еще я хотела себя нарисовать, но не умею. Игорь С. (5 лет 5 мес.): Попробую медведя нарисовать... Не получается. Рот вообще не получился. Хотел медведя нарисовать, но он не получился. Реализация замысла, самостоятельное нахождение средств для его воплощения, новое оригинальное решение в создании образа характеризуют проявления творчества в детском рисовании. В то же время речь может отрицательно влиять на оригинальность рисунка. Называние определенным словом фигуры не дает ребенку возможности зрительно проанализировать ее очертания и побуждает к повторению известного графического шаблона, когда дом изображается как соединение квадрата с треугольником сверху. По мере освоения изобразительной деятельности у ребенка создается внутренний идеальный план действия, который отсутствует в раннем детстве. Поэтому важно отметить, что изменения, происходящие в психике ребенка в процессе рисования, имеют гораздо более важное значение, чем сам рисунок. Рисование, отражая знания и представления ребенка о действительности, в то же время помогает ему ее освоить, является средством познания. Целенаправленное обучение изобразительной деятельности определит содержание детских рисунков, которое обусловлено постепенным освоением технических умений и навыков. Например, дети третьего года жизни рисуют дорожки, ниточки к шарикам, учась изображать прямые линии. В начале дошкольного возраста в рисунках все чаще появляется изображение человека, что, видимо, тоже связано с обучающими моментами. Примерно до 5 лет ребенок рисует одни и те же предметы (в разных ситуациях), которые взрослые его научили изображать (например, дом, девочку, дерево, солнце).

После 5 лет, также при помощи взрослого, дети начинают преодолевать сложившиеся шаблоны. Подолгу рисуя, они создают огромное количество рисунков, отражая все, что происходит на земле, на воздухе и на море. В содержание рисунков теперь входят сюжеты любимых сказок, эпизоды их собственного опыта, образцы, увиденные на картинках, в фильмах. Словом, в рисовании наблюдается та же тенденция, что и в развитии игры и сочинительства: причудливые переплетения реального и фантастического. Появляются игры с продолжением, придумываются и изображаются продолжающиеся истории. Полюбившиеся персонажи изображаются неоднократно в разных ситуациях, ребенок «обустраивает» их быт, рисует происходящие с ним события.

Приведем пример.

Даша Н. (5 лет 3 мес.) изображает русалок из полюбившегося ей мультфильма. Они каждый раз занимаются каким-либо делом: плавают, купаются, стирают, сушат и гладят свои купальники, танцуют на балу и даже ходят в музей (после того как сама Даша посетила краеведческий музей).

Словом, в рисунке, как в капле воды, отражается внутренний мир ребенка, его интересы, склонности, предпочтения, желания. Рассматривая рисунок семилетнего Вовы Г., взрослый спрашивает: «Вова, почему ты нарисовал именно корабли?» - и получает ответ: «Ну, мне нравятся корабли. А у меня папа тоже в море ходит». В то же время содержание рисунка определяется не только индивидуальными особенностями дошкольника, но и половыми, национальными. В рисование включаются моральные и эстетические оценки, представления о красивом и некрасивом, хорошем и плохом, причем нравственные и эстетические эталоны слиты. Хороших, добрых героев дети изображают красивыми, тщательно прорисовывая, а плохих, злых - некрасивыми, нарочито небрежно.

В изобразительной деятельности ребенок усваивает разные элементы социального опыта (отражая в рисунках себя, свою семью, социальные явления). Главными средствами выразительности, используемыми дошкольниками, являются линия и цвет. Младшие дошкольники легко выполняют задание нарисовать самое красивое, отражая то, что они умеют и знают. А предложение нарисовать самое некрасивое вызывает отказ, или дети находят выход в до-изобразительном нарочито небрежном чиркании. В 4-6 лет решение таких задач становится более разнообразным. Красивым для детей выступает то, что дает приятные зрительные впечатления: цветы, орнаменты, явления природы, приятные животные и т.д. Некрасивое - это неприятное, страшное, пугающее в реальной жизни и в сказках. Цвет и тщательность прорисовки выражают отношение ребенка к объекту. Любимый цвет дети чаще используют для украшения предпочитаемых объектов. То, что нравится, ребенок изображает яркими цветами, то, что не нравится - темными. Цвет выступает скорее как выразительное, а не изобразительное средство. Поэтому ребенок нередко раскрашивает объекты в несвойственные им цвета. Старший дошкольник может намеренно исказить цвет, создавая фантастические образы. Под влиянием взрослого у дошкольника складывается представление о цвете как о важном, но меняющемся признаке предмета. Взрослый обращает внимание юного художника на изменчивость цвета, его многообразие. Ребенок учится чувствовать гармонию, подбирать цветовые сочетания. У него формируется чувство цвета, которое позволяет создать законченный художественный образ.

Композиция и величина объектов также выражают отношение ребенка к изображаемому, использование композиционных приемов связано с освоением пространства листа (Ю.А. Полуянов)44.

Сначала ребенок не воспринимает лист бумаги как ограниченную плоскость. Поэтому рисует, густо заполняя его не связанными друг с другом изображениями, переворачивает разными сторонами, продолжает рисовать на столе, если рисунок не помещается на бумаге. Затем дошкольник выделяет верх и низ листа, делит его на две части по горизонтали на небо и землю, а объекты располагает между ними. Такая композиция, наиболее характерная для рисунков детей дошкольного возраста, получила название «фризовой». Позже ребенок выделяет левую и правую стороны листа, а затем и центр, помещая в нем главный объект. Обычно в рисунках дошкольников совпадают смысловой и структурный центры. Самый важный объект обычно больше других. Причем реальное соотношение размеров изображаемых предметов часто не сохраняется.

Особенности развития изобразительной деятельности в дошкольном возрасте:

- изобразительная деятельность  включается в развитие знаковой  функции сознания и, моделируя  действительность, расширяет границы  ее познания;

- формируется ручная умелость, позволяющая передать богатое  содержание рисунка;

- развивается умение создавать  и воплощать замыслы;

- осваиваются специфические  выразительные средства изобразительной  деятельности.

 

 

 

 

Глава 3. Экспериментальное изучение проблемы развития творческого воображения дошкольника в изобразительной деятельности

3.1. Результаты констатирующего  эксперимента

Экспериментальная работа проводилась в г. Уфа ДОУ №181 в подготовительной группе в период с октября по ноябрь 2012 года.

В эксперименте участвовало двенадцать детей. Дети были отобраны произвольно.

Цель: способствовать развитию творческого воображения дошкольника в изобразительной деятельности, используя нетрадиционные методы и приемы – технологию ТРИЗ.

Задачи:

1. Выявить современные  требования к творческому воображению  ребенка-дошкольника в научной  литературе.

2. Разработать систему  мер и выявить условия их  эффективного функционирования.

3. Апробировать и оценить  эффективность разработанных условий.

4. Опираясь на результаты  исследования внедрить систему  в практику.

Эксперимент носил характер индивидуального обследования.

Детям были предложены ряд экспериментов по изобразительной деятельности с элементами ТРИЗ, а также к каждому заданию разработаны критерии оценки уровней. (Приложение 1, 2, 3)

Эксперимент 1

Цель: Выявить уровень развития воображения через продуктивные виды деятельности.

Исходя из анализа эксперимента у детей низкий уровень развития воображения. Например, Попов Игорь нарисовал себя, а Савинова Настя нарисовала дерево (Приложение 1).

Результат оформлен в табл.1.

Таблица 1

п/п

Фамилия, имя ребенка

Уровни

1.

Акопова Оля

низкий

2.

Даблетареева Динара

низкий

3.

Зурилина Ксюша

низкий

4.

Колонов Алеша

низкий

5.

Кормаков Игорь

низкий

6.

Кривоблодская Тамара

низкий

7.

Карпенко Олеся

низкий

8.

Николаева Катя

низкий

9.

Попов Игорь

низкий

10.

Савинова Настя

низкий

11.

Халтурина Оля

средний

12

Шилов Саша

средний


 

 

Эксперимент 2

Цель: выявить уровень развития воображения через продуктивные виды деятельности.

При проведении были выявлены следующие ответы детей. Например, Зурилина Ксюша: открытка–кляксография 3 это привидение, а Савинова Настя: открытка кляксография 3 это лягушка.

Словесная формулировка эксперимента по кляксографии оформлена в таблицу (Приложение 2).

На основе данного эксперимента были выявлены следующие уровни отмеченные в табл.2.

Таблица 2

п/п

Фамилия, имя ребенка

Уровни

1.

Акопова Оля

низкий

2.

Даблетареева Динара

низкий

3.

Зурилина Ксюша

низкий

4.

Колонов Алеша

низкий

5.

Кормаков Игорь

средний

6.

Кривоблодская Тамара

средний

7.

Карпенко Олеся

средний

8.

Николаева Катя

средний

9.

Попов Игорь

средний

     

10.

Савинова Настя

средний

11.

Халтурина Оля

низкий

12

Шилов Саша

низкий


 

 

Показатели преобладания низкого уровня воображения группы испытуемых подвели нас к мысли выявить общий уровень воображения, так как, возможно, такие низкие результаты основаны на том, что дети не знакомы с приемами ТРИЗ в изодеятельности. Отсюда, мы предложили детям эксперимент 3, направленный на выявление уровня воображения в игре, поскольку игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Эксперимент 3

Цель: выявить развитие уровней воображения через придумывание игры ребенком.

При проведении были выявлены следующие ответы детей, например:

Карпенко Олеся, игра "Магазин". Игра состоит в том, что люди покупают продукты. В игре участвует 8 человек. Роли: кассир, директор. Правила: нельзя бегать и кричать. Игра закончится так как ничего не останется. Награда – пятерки в тетради. Кормаков Игорь, игра "Бой гладиаторов". Игра состоит в борьбе между гладиаторами. В игре 2 человека, роли – гладиаторы. Правила: не бить в лицо. Игра закончится, после выявления победителя наградить победителя. (Приложение 3).

Результат оформлен в табл. 3.

 

Таблица 3

п/п

Фамилия, имя ребенка

Уровни

1.

Акопова Оля

низкий

2.

Даблетареева Динара

низкий

3.

Зурилина Ксюша

средний

4.

Кормаков Игорь

высокий

5.

Кривоблодская Тамара

низкий

6.

Карпенко Олеся

низкий

7.

Николаева Катя

низкий

8.

Попов Игорь

средний

9.

Савинова Настя

высокий

10.

Старосельцев Андрей

11.

Халтурина Оля

12

Шилов Саша

Информация о работе Развитие продуктивной дейтельности на основе исполнения технологииТриз