Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2015 в 14:39, дипломная работа
Практически все педагоги и психологи признают необходимость более полного изучения творческих процессов и создания системы работы по их активизации. Фактически, до сих пор в образовании большее место отводится использованию репродуктивных методов обучения. Одной из причин такого положения дел, на наш взгляд, является неумение педагога обучить дошкольника обобщенным приемам творческой деятельности, которые ребенок мог бы применять в различных предметных областях. Будучи усвоенными на одном материале, они позволили бы использовать их как инструменты для отыскания способов решения новых задач в других видах деятельности. Рассматривая принципиальную схему решения творческих задач, выделенных М.В.Гамезо, И.Д. Далащенко можно сделать вывод, что процессы мышления и воображения идут параллельно, этапы мыслительного действия представлены как перебор вариантов, предположений и их проверок. Подтверждается мысль о том, что может быть построена специальная работа и по активизации воображения и как результат - человек научается решать творческие задачи. Такая продуктивная деятельность на наш взгляд, должна носить интегративный характер и быть технологичной. Определяя технологию как "... от одного промежуточного состояния к другому, описываемого характеристикой средств, с помощью которого этот переход осуществляется, способов применения средств и фиксаций самого факта переходности".
Введение………………………………………………………………………….
4
Глава 1. Краткая характеристика развития воображения дошкольника в изобразительной деятельности на основе исполнения технологии ТРИЗ…..
8
1.1. Основные особенности развития воображения дошкольника……
8
1.2. Технология ТРИЗ как эффективное условие развития творческого воображения дошкольника в изодеятельности…………………
17
1.3. Выводы по второй главе....................................................................
25
Глава 2. Теоретические основы проблем развитии продуктивной деятельности старших дошкольников…………………………………………
27
2.1 Развитие продуктивной деятельности старших дошкольников на основе ТРИЗ. …………………………………………………………………….
27
2.2 ТРИЗ как средство развития продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..
31
2.3 Продуктивная деятельность старшего дошкольного возраста и условии её реализации в ДОУ………………………………………………….
45
Глава 3. Экспериментальное изучение проблемы развития творческого воображения дошкольника в изобразительной деятельности……………….
59
3.1. Результаты констатирующего эксперимента………………………
59
3.2. Обсуждение результатов частично–поискового эксперимента
65
3.3. Обсуждение результатов контрольного эксперимента……………
76
3.4. Выводы по третьей главе...................................................................
78
Заключение………………………………………………………………………
79
Список использованных источников………………………………………….
1. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. - М., 2003. - Т. 1. - 232 с.
3. Белоусова Л.Е. Веселые встречи. СПб.: Детство-Пресс, 2009
4. Белоусова Л.Е. Удивительные истории. СПб.: Детство-Пресс, 2003
5. Бабаева, Т.И. Игра и дошкольник.
Развитие детей старшего
6. Белая, К.Ю. Инновационная деятельность в детском саду: метод.пособие. -М.: ТЦ СФЕРА, 2004. - с. 13-15.
7. Бодрова, Е.В. К проблеме диагностики воображения у дошкольников / Творчество и педагогика. Материалы Всесоюзной практической конференции. Секция 5. Детство и творчество - М.: БИ, 2004. - с. 39-43.
8. Бочкарева, Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. / Л.П. Бочкарева. - Ульяновск, 2003. - с. 112-116.
15. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте - М.: Просвещение, 1991.
16. Гин С.И. Мир фантазии. Часть 1 и 2. Гомель, 1995
17. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Мн., 2008
19. Герасимова, Е.Н. Игра и дошкольник.
Развитие детей старшего
20. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника
в изобразительной
21. Давидчук, А.Н. Развитие у дошкольников
конструктивного творчества.-М.
22. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения. -М.: Педагогика, 2001. -240с.
23. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей - СПб.: Питер, 2002. - 368с.
24. Дудецкий, А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества - Смоленск, 2004. - 155 с.
25. Дьяченко, О.М. Пути активизации воображения дошкольников // Вопросы психологии. - 2008. - № 3. - С. 55-60.
36. Дыбина О.В. Что было до. М.: Творческий центр СФЕРА, 2004
39. Жихар О.П. ОТСМ - ТРИЗ в дошкольном образовании Мозырь, 2006
41. Захарюта, Н. Развиваем творческий потенциал дошкольника // Дошкольное воспитание. - 2006.- №9. - с. 7-13.
42. Корзун А.В. Веселая дидактика. Элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн, 2010
43. Корзун А.В., Кишко С.В. Экологическое
воспитание детей дошкольного
возраста средствами ТРИЗ-
44. Корзун А.В. Цели, задачи и содержание
ТРИЗ-педагогики. Решение проблем
многоуровневого образования
46. Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко
Н.Н. Развитие творческого мышления,
воображения и речи
49. Игнатьев, Е.Н. Воображение и его
развитие в творческой
50. Игра и дошкольник. Развитие
детей старшего дошкольного
51. Игры и упражнения по развитию
умственных способностей у
52. Калинина, Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду - СПб.: Речь, 2003.
53. Корчаловская, Н.В. Комплексные занятия
по развитию творческих
54. Мануйленко, З.В. Развитие воображения у детей дошкольного возраста в игре // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 7. - С. 33-41.
55. Межиева, М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002. - 154 с.
57. Натадзе, Р.Г. Воображение как фактор поведения. - Тбилиси., 2001. - 187с.
59. Психология и педагогика: Уч. пособие / под ред. В.М. Николаенко, Г.М. Залесов, Т.В. Андрюшина. - М., 1999. - С. 45-47
60. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999. - 421 с.
63. Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд. М.: ИНТОР, 1996 - с.6
64. Прохорова Л.Н. Путешествие по Фанталии. СПб.: Детство-Пресс, 2003
65. Сидорчук Т.А. Технология обучения
дошкольников умению решать
67. Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Обучение
дошкольников творческому
68. Сидорчук Т.А. Методы развития воображения дошкольников. Ульяновск, 2007.
74. Смирнова, Е.О. Детская психология / Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М.: ВЛАДОС, 2003. - 368с.
75. Сорокин, В.М. Формирование воображения
у младших слабовидящих
76. Страхов, И.В. Психология воображения. - Саратов, 2004. - 378 с.
77. Тамберг, Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. - СПб.: Речь, 2002. - 137 с.
78. Туник, Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. -СПб., 1997. - 234 с.
81. Ушинский, К.Д. История воображения. Собр. Соч.: М.-Л., 1950. - Т.8. - С. 429-441.
Информация о работе Развитие продуктивной дейтельности на основе исполнения технологииТриз