Развитие продуктивной дейтельности на основе исполнения технологииТриз

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2015 в 14:39, дипломная работа

Краткое описание

Практически все педагоги и психологи признают необходимость более полного изучения творческих процессов и создания системы работы по их активизации. Фактически, до сих пор в образовании большее место отводится использованию репродуктивных методов обучения. Одной из причин такого положения дел, на наш взгляд, является неумение педагога обучить дошкольника обобщенным приемам творческой деятельности, которые ребенок мог бы применять в различных предметных областях. Будучи усвоенными на одном материале, они позволили бы использовать их как инструменты для отыскания способов решения новых задач в других видах деятельности. Рассматривая принципиальную схему решения творческих задач, выделенных М.В.Гамезо, И.Д. Далащенко можно сделать вывод, что процессы мышления и воображения идут параллельно, этапы мыслительного действия представлены как перебор вариантов, предположений и их проверок. Подтверждается мысль о том, что может быть построена специальная работа и по активизации воображения и как результат - человек научается решать творческие задачи. Такая продуктивная деятельность на наш взгляд, должна носить интегративный характер и быть технологичной. Определяя технологию как "... от одного промежуточного состояния к другому, описываемого характеристикой средств, с помощью которого этот переход осуществляется, способов применения средств и фиксаций самого факта переходности".

Содержание

Введение………………………………………………………………………….
4
Глава 1. Краткая характеристика развития воображения дошкольника в изобразительной деятельности на основе исполнения технологии ТРИЗ…..
8
1.1. Основные особенности развития воображения дошкольника……
8
1.2. Технология ТРИЗ как эффективное условие развития творческого воображения дошкольника в изодеятельности…………………
17
1.3. Выводы по второй главе....................................................................
25
Глава 2. Теоретические основы проблем развитии продуктивной деятельности старших дошкольников…………………………………………
27
2.1 Развитие продуктивной деятельности старших дошкольников на основе ТРИЗ. …………………………………………………………………….
27
2.2 ТРИЗ как средство развития продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..
31
2.3 Продуктивная деятельность старшего дошкольного возраста и условии её реализации в ДОУ………………………………………………….
45
Глава 3. Экспериментальное изучение проблемы развития творческого воображения дошкольника в изобразительной деятельности……………….
59
3.1. Результаты констатирующего эксперимента………………………
59
3.2. Обсуждение результатов частично–поискового эксперимента
65
3.3. Обсуждение результатов контрольного эксперимента……………
76
3.4. Выводы по третьей главе...................................................................
78
Заключение………………………………………………………………………
79
Список использованных источников………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Готово Развитие продуктивной дейтельности на основе Триз.docx

— 178.03 Кб (Скачать файл)

Работы отечественных психологов Д.Б. Эльхонина, А.В. Запорожца, Т.А. Репиной указывают: в игровой деятельности, при восприятии сказок, в рисовании, ярко обнаруживаются своеобразный реализм детского воображения, реалистические тенденции.

Во–первых, это различение вымысла и действительности.

Во–вторых, следование логике реальной жизни, способность чувствовать границы сказочного.

Е.А. Флерина, Н.П. Санулина выделили две функции воображения:

– планирующая  (направлена на построение изобразительного замысла);

– комбинаторная (на его воплощение).

В процессе рисования обращали внимание на то, как они воплощают тему, обдумывают ее или сразу приступают к рисованию, каковы их словесные реакции, каково соответствие задуманному. Реалистические тенденции воображения изучали в изобразительной деятельности – предлагали детям создавать фантастические ситуации (200 воспитанников подготовительной группы). Экспериментальная задача, с точки зрения оригинальности сюжета решалась по-разному17.

Г.Кириллова выделяет три группы:

1 группа.    Рисунки формальны, фантастические. Использовались элементарные   приемы: цвет, взаимоположение объектов и т. д.

2 группа. Рисунки отличаются конкретностью, разнообразными приемами    преобразования и создания на этой основе фантастического        содержания.

3 группа.    Рисунки оригинальностью замысла18.

О.М. Дьяченко выделяет следующие функции воображения19:

– познавательно-интеллектуальная. Состоит в том, что воображение связывается с другими психическими процессами, его развитие идет по тем же законам;

– аффективно-защитная. Предохраняет ранимую психику ребенка от нежелательных отрицательных воздействий.

Эффективно-защитная функция в дошкольном возрасте проходит в три этапа:

1 этап. Ребенок относит отрицательные черты к героям сказок, мультфильмов и т. д.

2 этап. Положительные черты  присваивает себе.

3 этап. Приписывание собственных отрицательных черт кому-нибудь другому.

Творческий характер воображения зависит от того, в какой мере дети владеют способами преобразования впечатлений, используемыми в игре и художественной деятельности. Средства и приемы воображения осваиваются в дошкольном возрасте. Дети не создают новых фантастических образов, а преобразуют известные. Действенный способ преобразования действительности дополняет оперирование образами, которые не опираются на сиюминутно воспринимаемую ситуацию20.

Наиболее распространенным приемом в словесном творчестве является создание ситуаций с помощью наделения персонажей реалистическими действиями. Дошкольник включает героев в жизненные ситуации, приписывает им человеческие мысли, чувства, поступки. Он интерпретирует поведение животных на человеческий лад, отражая опыт социальных взаимоотношений. Приемом антропоморфизации (одушевление предметов) дети часто пользуются при создании образов. Более сложным приемом, используемым дошкольниками, выступает агглютинация – несоединимые стороны разных объектов. Смещение величины, приводящее к преуменьшению или преувеличению величины персонажей, приводит также к созданию  оригинальных образов.

Основные особенности развития воображения в дошкольном возрасте:

– воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его преувеличение и реализацию;

– воображение становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование;

– ребенок осваивает приемы и средства создания образов;

– воображение переходит во внутренний план 21 22[45, 71].

Мы считаем, что важным моментом является соотношение произвольного и непроизвольного воображения в дошкольном возрасте.

Воображение детей дошкольного возраста по большей части непроизвольно. Предметом воображения становится то, что сильно взволновало ребенка. Преднамеренное воображение, направляемое заранее поставленной целью, у дошкольников младшего и среднего возраста еще отсутствует. Оно формируется к старшему дошкольному возрасту в процессе развития продуктивных видов деятельности, когда дети овладевают умением строить и воплощать в конструкции определенный замысел. Развитие произвольного, преднамеренного воображения так же, как развитие произвольных форм внимания и памяти, является одной из сторон общего процесса формирования речевой регуляции поведения ребенка. Постановка цели и руководство построением замысла продуктивных видов деятельности осуществляются при помощи речи. Если мы взглянем на поведение ребенка, на всю его деятельность легко различить два основных вида поступков:

1. Воспроизводящий или  репродуктивный связан с памятью. Сущность в том, что человек  воспроизводит, повторяет ранее  создавшиеся и выработанные приемы  поведения. Органическая основа: пластичность  нервного вещества.

2. Комбинирующая или творческая. Создание новых образов и действий. Орган – мозг.

Творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга называют воображением23.

Воображение ребенка развивается в различных видах деятельности, но наиболее ярко оно развивается в продуктивных видах деятельности – изобразительной деятельности. В самом раннем возрасте находим у детей творческие процессы, которые выражаются в играх. Игра – творческая переработка пережитых впечатлений и комбинирование их в новую действительность.

Целенаправленное развитие воображения происходит под влиянием взрослых, которые побуждают произвольно создавать образы. Затем дети самостоятельно представляют замыслы и план по их реализации. В первую очередь этот процесс наблюдается в коллективных играх, продуктивных видах, то есть там, где действительность протекает с использованием реальных объектов и ситуаций и требует согласованности действий ее участников24.

В рисовании прослеживаются четыре ступени, которые выделил Кершенштейнер.

1 ступень. Стадия каракулей  – бесформенное изображение отдельных  элементов – первые рисунки  ребенка.

Рисование схемами: головоноги – это схематические существа. Ребенок рисует по памяти, думает о предмете своего изображения так, если бы о нем рассказывали.

2 ступень. Возникновение  чувства формы и линии. Передача  формальных взаимоотношений частей. Это еще схемы, но с зачатками  изображения, похожего на действительность.

3 ступень. Правдоподобное  изображение. Исчезает схема, рисунок  имеет вид силуэта, изображение  реально.

4 ступень. Части предмета  изображаются выпукло, при помощи  света и тени, пластическое впечатление  от предмета25.

 

 

1.2.  Технология ТРИЗ как эффективное условие развития творческого воображения дошкольника в изодеятельности

            В последние годы главным концептуальным  вопросом педагогики и психологии  стал вопрос о формировании  творческой личности. Но если  само понятие "творческая личность" можно считать в той или  иной степени определенным, то  разработка единой концепции  и технология ее развития находится  в стадии поиска, становления. По  мнению О.Белобрыкиной26, наметившаяся в современный период тенденция к гуманизации образования способствует кардинальному изменению подходов к ребенку, который перестает быть лишь объектом приложения знаний педагога и становится равноправным субъектом воспитательно-образовательного процесса. Естественно, что меняется и роль взрослого в этом процессе: теперь он выступает не столько в роли чуть ли не единственного источника знаний, сколько в роли "направляющего", задача которого – дать ребенку реальную возможность овладеть разнообразными способами получения знаний, умений и навыков, необходимых для того, чтобы стать личностью – свободной, разносторонне развитой, мыслящей, способной адаптироваться к любым жизненным обстоятельствам, не отступающей перед трудностями и неудачами, то есть творческой личностью27.

Безусловно, на наш взгляд важную роль в этом должны сыграть современные технологии и методики воспитания и обучения дошкольного возраста, и прежде всего теория решения изобретательских задач – ТРИЗ, о которой много пишут и говорят и которая постепенно внедряется в практику работы многих дошкольных учреждений.

Е.М. Чернихович28, А. Страунинг29, С. Гин30 отмечают, что тысячи лет люди решали творческие задачи методом проб и ошибок. Само понятие "творчество" слилось с технологией решения задач путем перебора вариантов. Но метод проб и ошибок связан с потерями времени и сил, у него отсутствуют критерии оценки новых идей. В XX веке во всех развитых странах возникла мысль – упорядочить изобретательный процесс, создать методы решения творческих задач, активизировать творческое воображение. В настоящий момент существует две принципиально отличные возможности перехода к новой технологии решения изобретательских задач:

1. усовершенствование метода  путем проб и ошибок путем  использования различных приемов  и методов активизации поиска  новых решений.

2. выявление законов развития  систем и  применение их для формирования и решения изобретательских задач, то есть ТРИЗ31.

По нашему мнению целесообразно раскрыть историю развития ТРИЗ и РТВ.

Как отмечает С. Гин32 признание величайшей ценности фантазии до недавнего времени не сопровождалось систематическими усилиями ее развития. Делались лишь робкие и случайные попытки использовать некоторые приемы развития воображения. Так, у древних греков, египтян, славян также как и у современных эскимосов и бушменов большим почетом и уважением пользовались сумасшедшие. Это объясняется тем, что условия первобытной жизни создавали могучие психологические барьеры в сознании, которые в сложных, нестандартных условиях могли быть гибельны для людей.

Леонардо да Винчи рекомендовал для развития фантазии смотреть на облака или текущую воду, выискивая в них различные образы. В наши дни в Англии профессор Лайтвейт тренирует воображение, предлагая невероятные картины. Существует метод профессора Дж. Арнольда, согласно которому предлагается решать изобретательские задачи в условиях воображаемой планеты Арктур IV. До недавнего времени одним из лучших и наиболее доступных методов тренировки фантазии было искусство33.

Технология ТРИЗ широко применяется в изобретательной деятельности дошкольника. Цель ТРИЗ – научить любого ребенка (независимо от способностей)  быстро и качественно решать технические задачи любой сложности. ТРИЗ не задается вопросом, есть ли у решающего изобретательские способности. Теория дает ребенку в руки инструмент, значительно увеличивающий его возможности. Это как бы коэффициент, на который умножается изобретательский талант34. Аналогично и с фантазией: РТВ дает возможность ребенку даже с относительно слабым воображением получать фантастические идеи высокого уровня. Уровень фантазии ребенка обычно характеризуется умением генерировать нешаблонные, оригинальные идеи. Эта способность связана в первую очередь с умением сбивать психологическую инерцию, которая навязывается привычными характеристиками знакомых систем35. По мнению В. Цепенниковой36 при изучении той или иной системы, при рассматривании системных свойств объектов или их элементов необходимо использовать разнообразные подходы в технологии ТРИЗ.

1. Компонентный подход – включает в себя настоящее время.

2. Структурный подход – включает взаимное расположение подсистемы в пространстве и во времени.

3. Функциональный подход – определяет роль и место функций и их взаимодействие по каждому подсистемному элементу и системы в целом.

4. Генетический подход – используется при изучении этапов становления системы, замены другой системой, уменьшая ее до минимума.

По нашему мнению целесообразно рассмотреть основные технологические приемы ТРИЗ и РТВ.

  1. Технология мозгового штурма.

Метод позволяющий избежать инерционной направленности поиска, активизирующий ассоциативные способности человека создал А.Осбори (США) в конце 30-х годов. Известен ряд модификаций мозгового штурма: групповое решение задач, конференция идей, массовая мозговая атака и т. д. Основной сущностью их является отделение процесса генерации идей от их критики и оценки. В дошкольном учреждении мозговой штурм может быть использован как групповое обсуждение с целью формирования у детей умения давать большое количество идей в рамках заданной темы, а также для обучения критическому отношению к результатам обсуждения, умению выбрать оригинальное решение задачи.

  1. Технология морфологического анализа.

Метод создан швейцарским астрофизиком Ф. Цвикки в 30-х годах. Автор применял данный подход к решению астрофизических проблем. В работе с дошкольниками морфологический анализ осуществляется по морфо-таблице. С помощью комбинаторики можно получить неограниченное число вариантов взаимодействий объектов с требуемой главной функцией. Ребенок усваивает принцип вариативности в рамках заданной темы.

  1. Технология метода каталога.

Метод разработан профессором Берлинского университета Э.Кунце в 1926 году для усиления процесса возникновения и развития ассоциаций. В детском саду с помощью данного метода можно построить разнообразные сюжеты.

  1. Технология метода фокальных объектов.

Метод фокальных объектов является вариантом метода каталога, усовершенствование которого произвел американский психолог Ч. Вайтинг в 1953 году. Суть метода состоит в том, что преобразуемую систему держат, как бы, в фокусе внимания и переносят на него свойства других, не имеющих к ней никакого отношения, объектов. При этом возникают необычные сочетания, которые развиваются дальше путем свободных ассоциаций.

В работе с дошкольниками метод фокальных объектов выглядит как игры с наугад выбранными двумя–тремя объектами, у которых выделяются специфические признаки. Затем они поодиночке переносятся на рассматриваемый объект, находящийся как бы в фокусе внимания.

  1. Технология метода синектики (аналогия).

Информация о работе Развитие продуктивной дейтельности на основе исполнения технологииТриз