Развитие продуктивной дейтельности на основе исполнения технологииТриз

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2015 в 14:39, дипломная работа

Краткое описание

Практически все педагоги и психологи признают необходимость более полного изучения творческих процессов и создания системы работы по их активизации. Фактически, до сих пор в образовании большее место отводится использованию репродуктивных методов обучения. Одной из причин такого положения дел, на наш взгляд, является неумение педагога обучить дошкольника обобщенным приемам творческой деятельности, которые ребенок мог бы применять в различных предметных областях. Будучи усвоенными на одном материале, они позволили бы использовать их как инструменты для отыскания способов решения новых задач в других видах деятельности. Рассматривая принципиальную схему решения творческих задач, выделенных М.В.Гамезо, И.Д. Далащенко можно сделать вывод, что процессы мышления и воображения идут параллельно, этапы мыслительного действия представлены как перебор вариантов, предположений и их проверок. Подтверждается мысль о том, что может быть построена специальная работа и по активизации воображения и как результат - человек научается решать творческие задачи. Такая продуктивная деятельность на наш взгляд, должна носить интегративный характер и быть технологичной. Определяя технологию как "... от одного промежуточного состояния к другому, описываемого характеристикой средств, с помощью которого этот переход осуществляется, способов применения средств и фиксаций самого факта переходности".

Содержание

Введение………………………………………………………………………….
4
Глава 1. Краткая характеристика развития воображения дошкольника в изобразительной деятельности на основе исполнения технологии ТРИЗ…..
8
1.1. Основные особенности развития воображения дошкольника……
8
1.2. Технология ТРИЗ как эффективное условие развития творческого воображения дошкольника в изодеятельности…………………
17
1.3. Выводы по второй главе....................................................................
25
Глава 2. Теоретические основы проблем развитии продуктивной деятельности старших дошкольников…………………………………………
27
2.1 Развитие продуктивной деятельности старших дошкольников на основе ТРИЗ. …………………………………………………………………….
27
2.2 ТРИЗ как средство развития продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..
31
2.3 Продуктивная деятельность старшего дошкольного возраста и условии её реализации в ДОУ………………………………………………….
45
Глава 3. Экспериментальное изучение проблемы развития творческого воображения дошкольника в изобразительной деятельности……………….
59
3.1. Результаты констатирующего эксперимента………………………
59
3.2. Обсуждение результатов частично–поискового эксперимента
65
3.3. Обсуждение результатов контрольного эксперимента……………
76
3.4. Выводы по третьей главе...................................................................
78
Заключение………………………………………………………………………
79
Список использованных источников………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Готово Развитие продуктивной дейтельности на основе Триз.docx

— 178.03 Кб (Скачать файл)

Рисунок оценивается по критериям:

– 10 баллов. Ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное и необычное.

– 8–9 баллов. Ребенок придумал достаточно оригинальное, эмоциональное, красочное, хотя изображение не является совершенно новым.

– 5–7 баллов. Ребенок нарисовал то, что не является новым, но несет в себе элементы творческой фантазии. Детали и образы проработаны средне.

– 3–4 балла. Ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное.

– 0–2 балла. За отведенное время ребенок не сумел ничего придумать, а лишь отдельные штрихи и линии.

Уровни:

10 баллов   – очень высокий

8–9 баллов – высокий

5–7 баллов – средний

3–4 балла    – низкий

0–2 балла    – очень низкий

Акопова Оля нарисовала дом, на крыше изобразила бутоны цветов.

Даблетареева Динара нарисовала цветы зеленого цвета с синим листом

Зурилина Ксюша – снеговика

Колонов Алеша нарисовал машину, тянущую дом без окон, дверей, крыльца

Кормаков Игорь нарисовал дерево.

Кривоблодская Тамара изобразила маленький цветок на снегу.

Карпенко Олеся нарисовала замок.

Николаева Катя нарисовала дом.

Попов Игорь изобразил себя.

Савинова Настя нарисовала дерево.

Халтурина Оля нарисовала неизвестное животное или существо.

Шилов Саша – инопланетянина.

 

Приложение 2

Эксперимент 2

Цель: выявить уровень развития воображения через продуктивные виды деятельности.

Оборудование: пять открыток–кляксографий, протокол.

Методика: ребенку предлагают посмотреть на открытки и сказать на что это похоже. На эксперимент с каждым ребенком отводится не более 2-х минут.

Оценка:

– 10 баллов. Ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное и необычное.

– 8–9 баллов. Ребенок придумал достаточно оригинальное, эмоциональное, красочное, хотя изображение не является совершенно новым.

– 5–7 баллов. Ребенок нарисовал то, что не является новым, но несет в себе элементы творческой фантазии. Детали и образы проработаны средне.

– 3–4 балла. Ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное.

– 0–2 балла. За отведенное время ребенок не сумел ничего придумать, а лишь отдельные штрихи и линии.

Уровни:

10 баллов    – очень высокий

8–9 баллов – высокий

5–7 баллов – средний

3–4 балла    – низкий

0–2 балла    – очень низкий

 

 

п/п

Фамилия, имя ребенка

Кляксография

1

2

3

4

5

1.

Акопова Оля

самолет

елка

жук

мышь

сапог

2.

Даблетареева Динара

дерево

бабочка

таракан

комар

жук

3.

Зурилина Ксюша

слон

киса

привидение

лист

совок

4.

Колонов Алеша

дуб

лошадь

корова

человек

моряк

5.

Кормаков Игорь

муха

царь

тень

бэтман

червяк

6.

Кривоблодская Тамара

звезда

ежик

медведь

жук

паук

7.

Карпенко Олеся

комар

корабль

мишка

паук

маска

8.

Николаева Катя

вертушка

елка

палка

насекомое

сумка

9.

Попов Игорь

самокат

королева

карета

лужа

глаз

10.

Савинова Настя

крестик

колесо

лягушка

солнце

рука

11.

Халтурина Оля

дерево

елка

собака

клякса

чук

12.

Шилов Саша

жучок

червячок

еж

зажигалка

скелет


 

 

Приложение 3

Эксперимент 3

Цель: выявить развитие уровней воображения через придумывание игры ребенком.

Методика: ребенок получает задание за пять минут придумать какую-либо игру и подробно рассказать о ней, отвечая на вопросы экспериментатора:

1. Как называется игра?

2. В чем она состоит?

3. Сколько человек необходимо  для игры?

4. Какие роли есть в  игре?

5. Как будет проходить  игра?

6. Каковы правила игры?

7. Чем должна будет  закончиться игра?

8. Как будут оцениваться  результаты?

Оценка: в ответах оценивается не речь детей, а содержание придуманной игры. Необходимо спрашивая ребенка помогать ему, задавать наводящие вопросы, но не подсказывать ответ.

Критерии:

1. Оригинальность и новизна.

2. Продуманность условий.

3. Наличие в игре различных  ролей.

4. Наличие определенных  правил.

5. Точность критериев  оценки успешности игры.

По каждому из критериев игра оценивается от 2 до 0 баллов (2 – высокий, 1 – средний, 0 – низкий).

Уровни:

10 баллов   – очень высокий

8–9 баллов – высокий            6–7 баллов – средний

4–5 балла    – низкий              0–3 балла    – очень низкий

п/п

Фамилия, имя ребенка

Акопова О.

Даблетареева Д.

Зурилина К.

Колонов А.

Кривоблодская Т.

1.

"Мозаика"

"Больница"

"Барби"

"Бой гладиаторов"

"Парикмахерская"

2.

Собирать

Лечить больных

Одевать кукол

Борьба между борцами

Стричь людей

3.

10 человек

2 человека

2 девочки

2 гладиатора

6 человек

4.

Просто люди

Врач, больной

Сестра, подруги

Гладиаторы

Парикмахер, люди

5.

Будем собирать

Лечить, спрашивать

Играть с куклами

Драться

Приходят постричься

6.

Не бросать мозайку

Спокойно слушать

Нельзя смеяться

Не бить в лицо

Ничего не трогать

7.

Сложим мозайку

Дискотекой

Уложим спать

Выявлением победителя

Закрыта

8.

Похлопаем врачу

Скажем спасибо

Награда

Деньгами


 

 

п/п

Фамилия, имя ребенка

Карпенко О.

Николаева К.

Попов И.

Савинова Н.

Шилов С.

1.

"Магазин"

"Школа"

"ПАТП"

"Что? Где? Когда?"

"В машинки"

2.

Люди покупают

Учитель учит

Отвечать на вопросы

Возить грузы

3.

8 человек

4 человека

20 человек

12 человек

2 человека

4.

Кассир, директор

Учитель, ученики

Водители, пассажиры

Ведущий, игроки

Два водителя

5.

Покупают продукты

Учитель читает

Ездят

Играют в игру

Водят машины

6.

Нельзя бегать, кричать

Слушать учителя

Нельзя давить людей

Правильно отвечать

Не гонять

7.

Ничего не останется

Поставят оценки

Всегда работают

Ответят на вопросы

Заедем в гараж

8.

Пятерки в тетради

Наградить

Обедом

Наградить

Чаепитие


 

 

Приложение 4

Игра "Прозрачные человечки"

Цель: закреплять знания о яркости, сочетании красок. Развивать логическое мышление, планирующую функцию воображения.

С детьми проводят игру -эксперимент. В прозрачную емкость опускают кисть с краской, затем несколько красок.

Рассмотреть какой цвет рядом с каким как смотрится? Как сочетается?

Белый человек рядом с красным – нарядный, веселый. Белый человек рядом с серым – бледный, спокойный. Белый человек рядом с черным – строгий, серьезный и т.д.

 

Игра "12 квадратов"

Цель: упражнять детей 6–7 лет в оттенках цветов, светлые–темные, насыщенные и мягкие, пастельные, относительно близкие друг к другу по цвету и резко контрастирующие. Развивать творческое воображение, речь.

Ход игры: разложите перед ребенком цветные квадратики и предложите угадать: какой "характер", какое "настроение" у этих цветов. Есть ли среди них "добрые и злые", "веселые", "сердитые", "печальные".

 

Игра "Морфологический ящик"

 

Цель: способствовать созданию многообразия вероятностных решений, выявить и исследовать любые возможности и варианты, вытекающие из закономерности строения (морфологии) совершенствуемого объекта.

Предлагается детям составить морфологический ящик (детям можно сказать, что складываем в ящик все, что относится к рисованию и выбираем самые неожиданные сочетания).

 

Приложение 5

 

 

Пластилин

                 

Бумага

Пастель

                 

Ткань

Карандаш

                 

Картон

Мелки

                 

Асфальт

Гуашь

                 

Камень

Акварель

                 

Дерево

Тушь

                 

Береста

Уголь

                 

Керамическая плитка

Сангина

                 

Фарфор

 

Кисрть

Поролон

Пальцы

Ладонь

Вата

Палочка

Перо

Бумага

Ступни

 

 

 

Теперь детям предлагается выбрать наиболее интересный для них способ изображения и отобрать материал, на котором они будут наносить изображение и каким материалом.

Сюрреалистические игры

Игра "Рисунок в несколько рук"

Цель: приобщать детей к противоестественному сочетанию в произведениях искусства фантастических и реальных элементов.

Дети делятся на подгруппы в три человека. На подгруппу дается один лист бумаги.

Первый ребенок рисует нечто, подсказывающее образ, со смыслом или без.

Второй ребенок рисует, отталкиваясь от первоначального замысла (пометки) использует ее в качестве элемента другого изображения, но с иным значением.

Третий ребенок не дополняет рисунок первых двух детей, а меняет его направленность, трансформирует замысел. Например, первый ребенок рисует овал глаза, второй ребенок рисует к нему куриные ноги, третий ребенок рисует вместо головы цветок. При большом количестве детей можно увеличить количество детей, рисующих на одном листе (в одной подгруппе).

В данной игре конечный результат интересует воспитателя меньше, чем сама игра, интересна сама борьба, возникающая при попытке завладеть чужими формами и навязать свои. В результате игры появляются необычные персонажи, чудо-юдо, фантастический пейзаж и т.д.

 
Игра "Хорошо – плохо"

 

В начале игры проводится игра "хорошо-плохо" – если все вокруг одного цвета (город голубой, красный и т.д.). Можно использовать иллюстрации к книгам художницы Т.Мавриной. Когда дети выговорятся на эту тему, спросить, а что лучше – разноцветная страна или одноцветная? Почему? Чаще всего мнения детей разделяются и тогда можно предложить разделиться на две подгруппы – одна рисует город в одном цвете, другая подгруппа – многоцветный. Дети делятся по желанию. В конце занятия-игры оба листа (каждая подгруппа рисует на одном листе) выставляются на выставку, рассматриваются детьми и еще раз подводят итоги – что хорошо, а что плохо.

II вариант

В начале проводится игра "хорошо-плохо", например: снег зимой – это хорошо или плохо? Когда хорошо? Когда плохо? А кто из вас считает, что снег это только хорошо? Или когда снег, хорошо ли? – воспитатель собирает эту группу детей и предлагает нарисовать картину, по которой можно было бы доказать, что снег – это хорошо. Аналогично набирается подгруппа, которая утверждает, что снег – это может быть и плохо. Для доказательства своего мнения им также необходимо нарисовать – что плохо. Нарисованные картины ставятся рядом, из каждой подгруппы дети выбирают "защитника", который доказывает точку зрения своей подгруппы. Или аргументированно доказывает, что может быть и плохо, и хорошо, но они считают …и т. д.

Информация о работе Развитие продуктивной дейтельности на основе исполнения технологииТриз