Развитие продуктивной дейтельности на основе исполнения технологииТриз

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2015 в 14:39, дипломная работа

Краткое описание

Практически все педагоги и психологи признают необходимость более полного изучения творческих процессов и создания системы работы по их активизации. Фактически, до сих пор в образовании большее место отводится использованию репродуктивных методов обучения. Одной из причин такого положения дел, на наш взгляд, является неумение педагога обучить дошкольника обобщенным приемам творческой деятельности, которые ребенок мог бы применять в различных предметных областях. Будучи усвоенными на одном материале, они позволили бы использовать их как инструменты для отыскания способов решения новых задач в других видах деятельности. Рассматривая принципиальную схему решения творческих задач, выделенных М.В.Гамезо, И.Д. Далащенко можно сделать вывод, что процессы мышления и воображения идут параллельно, этапы мыслительного действия представлены как перебор вариантов, предположений и их проверок. Подтверждается мысль о том, что может быть построена специальная работа и по активизации воображения и как результат - человек научается решать творческие задачи. Такая продуктивная деятельность на наш взгляд, должна носить интегративный характер и быть технологичной. Определяя технологию как "... от одного промежуточного состояния к другому, описываемого характеристикой средств, с помощью которого этот переход осуществляется, способов применения средств и фиксаций самого факта переходности".

Содержание

Введение………………………………………………………………………….
4
Глава 1. Краткая характеристика развития воображения дошкольника в изобразительной деятельности на основе исполнения технологии ТРИЗ…..
8
1.1. Основные особенности развития воображения дошкольника……
8
1.2. Технология ТРИЗ как эффективное условие развития творческого воображения дошкольника в изодеятельности…………………
17
1.3. Выводы по второй главе....................................................................
25
Глава 2. Теоретические основы проблем развитии продуктивной деятельности старших дошкольников…………………………………………
27
2.1 Развитие продуктивной деятельности старших дошкольников на основе ТРИЗ. …………………………………………………………………….
27
2.2 ТРИЗ как средство развития продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..
31
2.3 Продуктивная деятельность старшего дошкольного возраста и условии её реализации в ДОУ………………………………………………….
45
Глава 3. Экспериментальное изучение проблемы развития творческого воображения дошкольника в изобразительной деятельности……………….
59
3.1. Результаты констатирующего эксперимента………………………
59
3.2. Обсуждение результатов частично–поискового эксперимента
65
3.3. Обсуждение результатов контрольного эксперимента……………
76
3.4. Выводы по третьей главе...................................................................
78
Заключение………………………………………………………………………
79
Список использованных источников………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Готово Развитие продуктивной дейтельности на основе Триз.docx

— 178.03 Кб (Скачать файл)

 

 

 

На основе полученных данных нами были выделены три уровня развития воображения дошкольника, в основу которых было положено пять критериев:

0 – очень низкий;                   2 – средний;                            4 – очень высокий

1 – низкий                     3 – высокий;

 

1 уровень: – низкий. Принципиального отличия цветового образа нет, имеет место простое раскрашивание, рисует то, что не является новым, очень простое, не оригинальное, продукт деятельности не несет элементов творческой фантазии.

2 уровень – средний. Цветовое решение меняет лишь в отдельных частях изображения, прослеживается выразительность цветового решения, ребенок придумывает достаточно оригинальное, эмоциональное, красочное, хотя изображение не является новым.

3 уровень – высокий. Ребенок остро чувствует эмоциональную действи-тельность цвета, использует его для создания выразительного колорита, делает это сознательно. Придумывает оригинальное, необычное, используя в соответствии с замыслом разнообразную технику.

Результаты экспериментов оформим в таб. 4.

Таблица 4

п/п

Фамилия, имя

Эксперименты (в уровнях)

ребенка

№1

№2

№3

№4

№5

1.

Акопова Оля

низкий

низкий

низкий

низкий

средний

2.

Даблетареева Динара

низкий

низкий

низкий

низкий

средний

3.

Зурилина Ксюша

низкий

низкий

низкий

средний

средний

4.

Колонов Алеша

средний

низкий

низкий

высокий

низкий

5.

Кормаков Игорь

средний

низкий

средний

низкий

низкий

6.

Кривоблодская Тамара

низкий

средний

средний

низкий

высокий

7.

Карпенко Олеся

очень низкий

низкий

средний

низкий

средний

8.

Николаева Катя

низкий

низкий

средний

низкий

средний

9.

Попов Игорь

очень низкий

низкий

средний

средний

низкий

1

Савинова Настя

низкий

низкий

средний

высокий

средний

1

Халтурина Оля

низкий

средний

низкий

очень низкий

средний

1

Шилов Саша

средний

средний

низкий

низкий

средний


 

 

Таким образом, результаты проведенных исследований свидетельствуют о том, что воображение детей старшего дошкольного возраста находится на низком и среднем уровне: 8 детей на низком, 4 – на среднем, 0 – на высоком уровне. Из результатов следует необходимость продолжения работы по развитию воображения дошкольника в изодеятельности через нетрадиционные методы и приемы  – технологию ТРИЗ.

3.2. Обсуждение  результатов частично–поискового  эксперимента

Частично–поисковый этап эксперимента осуществлялся в подготовительной группе ДОУ№ 181 с ноября 2012 года по январь 2013 года.

Для эксперимента было отобрано двенадцать детей, шесть из которых составляли экспериментальную группу.

Исходя из данных констатации была разработана система работы по развитию творческого воображения детей в изодеятельности.

Цель: создать условия для успешного развития творческого воображения дошкольника в изодеятельности.

Первоначально был составлен перспективный план работы, который, безусловно, дополнялся и корректировался в ходе эксперимента. План оформлен в табл. 5.

Таблица 5

Рисование.

Темы из видимого окружения.

 

Темы предметного, сюжетного, декоративного рисования:

"Мои город", "Цветок  в вазе" (с натуры), "Парк зимой", "Узор на подносе" (мотив  Жостова, "Красная Шапочка встретилась  с Волком", "Портрет друга" и др.

Темы вымышленного мира.

История с красками и карандашами:

"Случаи в городе  Палитроград".

Представления: "Что такое чудо?". Фантастические миры: "Подземелье", "Подводное царство", "Рождение Звезды", "Машина времени"...

Репродуктивный этап.

Предметное, сюжетное, декоративное рисование.

Рисование с натуры и по представлению.

Материал:

–   гуашь, акварель, цв. и прост, карандаши, уголь, пастель и др. материалы

Продуктивный этап.

Комплексные занятия, разнообразие техник, видов и жанров, неограниченность в использовании материалов.

Задачи:

1. Насыщение образом через  все органы чувств.

2. Технические задачи:

–   свободное владение карандашом: разная интенсивность нажима, рисование поисковой и слитной линией;

–   свободное владение кистью: размывка, растяжка цвета, изменение направления руки при рисовании;

–   работа с палитрой, составление цвета;

–   рисование угольным карандашом, пастелью и др. средствами.

3. Задачи по отображению  образа: 

 

Предметное: при рисовании идти от общего к частному; рисование живых систем в сложном движении (использование приема пиктограмм), самостоятельное создание цвета (серо-голубой, желто-зеленый), различение холодных и теплых цветовых гамм, изменение цвета в зависимости от состояния природы, освещенности.

Сюжетное: рисование на широкой полосе предметов в определенной последовательности и взаимосвязи, знакомство с элементами воздушной и линейной перспективы.

Декоративное: рисование по мотивам народною искусства (ткань, дерево, керамика, кружево, вышивка, кость), оформление силуэтных и объемных предметов сложным узором с наложением цвета на цвет и разными вариантами композиций (симметрия, ритм, центральнолучевой вариант).

Задачи:

 

1.   Самостоятельно генерируют идею, ставят цель, видят и решают противоречия, ведут поиски ресурсов, умеют отстоять свое мнение, доводят начатое дело до конца, критически относятся к полученному результату, ведут поиски улучшения работы.

2.   Активизация творческого воображения с помощью спецприемов.

3.   Поощрение пытливости и любознательности.

4.   Обучение детей проведению элементарного исследования.

5.   Обучение рисованию по законам символизма: папарт, сюрреализм, абстракционизм, кубизм.

Лепка

Темы из видимого окружения.

Темы отражают окружающий мир: "Зимние забавы", "Конь-огонь", "Куманец", "Кошка" "Животные жарких стран", "Дымковские игрушки" и т.п.

Темы воображаемого мира:

"Многофункциональный  робот", "Самолет (ракета) будущего", "Добрые (злые) обитатели планеты Пласт", "Чудовище, которого я боюсь", "Джин из сосуда", "Все в мире перепуталось" (фоторобот).

Репродуктивный этап.

Предметная, сюжетная, декоративная лепка.

Лепка с натуры и по представлению. Роспись вылепленных изделий.

Материал: глина, пластилин, стека, печатка, каркасы.

Продуктивный этап.

Комплексные занятия с использованием разнообразных способов и приемов.

Привлечение большого количества дополнительного материала.

Нетрадиционность пластического материала (использование фольги, мокрой газеты и т. д.).

     

 

 

Задачи:

1. Насыщение образом через  все органы чувств.

2. Технические задачи:

–   лепка посуды из колец; способом выбирания глины из округлой формы;

–   лепка по мотивам народной игрушки, с максимальным использованием традиционных приемов;

–   скульптурная лепка;

–   лепка разносортных предметов одного вида (два яблока);

–   использовать при необходимости каркасы или дополнительные точки опоры;

–   лепка декоративных пластин по типу ба-, го- и контррельефов. 

 

3. Задачи по отображению  образа:

 

–   знать и различать отдельные промыслы (дымковский, каргопольский, филимоновский, богородский и др.);

–   уметь рассматривать и рассказывать о народной игрушке, станковой и монументальной скульптуре;

–   использовать разнообразные выразительные средства.

Задачи:

1.   Развитие инициативы в выборе темы и способов лепки.

2.   Воспитание основ творческой личности.

3.   Продолжать, ознакомление с символизмом в объеме: лепка на основе законов поп-арта, экспрессионизма, кубизма и т. д.


 

 

 

 

 
 

Аппликация

Темы из видимого окружения.

Темы взяты из многообразия, реального и сказочного мира: "Прекрасные бабочки", "Хоровод

Темы воображаемого мира:

Темы фантастического плана с эффектом наращивания: "Подводное царство" (полуобъемная аппликация.), "Рождение планеты", "Витражи" (бум. узор на стекле).

дружбы", "Вазы", "Разные машины", "Снегурочка", "Красивая открытка", "Заяц бежит", "Зоопарк" и т. д.

Репродуктивный этап.

Предметная, сюжетная, декоративная, аппликация.

Работы выполняются с натуры и по представлению.

Материал:

– бумага, ножницы, клейстер и др.

Продуктивный этап.

Комплексные занятия.

Использование разнообразных техник, способов и видов работ.

Разнообразие в выборе материалов.

Задачи:

 

1. Насыщение образом через  все органы чувств.

2. Технические задачи:

–   работать быстро, аккуратно, экономно использовать бумагу;

–   выбирать рациональные способы вырезания;

–   убирать свое место;

–   вырезать из бумаги, сложенной гармошкой, одинаковые фигурки;

–   усложнение приема симметричного вырезания из полоски бумаги, сложенной пополам и гармошкой;

–   вырезание из бумаги, сложенной в несколько раз в разных направлениях (цветы, растения);

–   рисование ножницами: силуэтное вырезание без прорисовки карандашом контура с передачей характерных особенностей, максимально приближаясь к реалистнческому образу.

3. Задачи по отображению  образа:

–   знакомство с многоугольником;

–   выделение основных частей конструкции предметов и умение видеть в них геометрическую форму;

–   ориентировка на плоскости листа: напротив, пополам, на одном уровне, друг за другом и т. д.

–   работа с разнообразием цветовой  гаммы, различение теплых–холодных, светлых–темных цветов.

Задачи:

1.   Развитие художественного вкуса.

2.   Воспитание требовательности к качеству работы.

3.   Воспитание основ творческой личности.

4.   Использование законов символизма.

5.   Знакомство со способом безотходовой аппликации.

Конструирование и ручной труд

Темы:

Конструирование из бумаги:

"Слон", "Бабочка", "Бык", "Домик", "Собачка", "Кораблик", "Лебедь" и др.

Конструирование из стройматериалов:

"Ракетодром", "Пароход", "Театр".

Конструирование из природного и бросового материалов:

"Царство лесных человечков", "Мебель", "Кораблики" и т. д.

Темы воображаеашго мира.

Многотематические подиумы: "Космический мир"; "Подводное царство", моделирование придуманных сказок и историй.

Темы нереального мира: "Башмачные человечки и их история". "Что случилось в бумажном мире?".

 

Репродуктивный этап.

Конструирование разнообразных видов по памяти, представлению, фотографии, условиям, чертежу.

Материал:

конструкторы, стройматериалы (напольные и настольные, общего назначения и тематического), природный, бросовый материал, бумага, клеи, проволока, палочки для скрепления.

Продуктивный этап.

Конструктивная деятельность по замыслу, интеграция с другими видами деятельности.

Разнообразие материалов.

Задачи:

 

1. Насыщение образом через  все органы чувств.

Установление связи между предметами и их назначением. Рассматривание фотографий, чертежей, рисунков.

Задачи:

 

1. Поощрение инициативы    и самостоятельности.

2. Решение проблем с  помощью некоторых шагов алгоритма решения задач.

3. Использование приемов  символизма в архитектурных сооружениях.

4. Работа с помощью  методов и приемов РТВ.

2. Технические задачи:

Создание конструкций с архитектурными подробностями, с 2-мя и более перекрытиями.

Складывание бумаги в разных направлениях. Изготовление деталей "на глаз" и по шаблону. Работа в технике оригами.

Скрепление деталей клеем, проволокой и др.

3. Задачи по отображению  образа:

–   выделение относительности величины отдельных частей;

–   соблюдение симметрии, пропорции;

–   самостоятельный подбор материалов;

–   оформление построек и поделок по законам красоты;

–   передача выразительности разнообразными средствами.


 

С детьми было проведено восемь занятий, пять игр, 1 индивидуальная беседа (Приложение 4–6).

Следует отметить высокий интерес детей к занятиям.

Рассмотрим пример игры "12 квадратов".

Цель: упражнять детей 6–7 лет в оттенках цветов, светлые–темные, насыщенные и мягкие, пастельные, относительно близкие друг к другу по цвету и резко контрастирующие. Развивать творческое воображение, речь.

Ход игры: разложите перед ребенком цветные квадратики и предложите угадать: какой "характер", какое "настроение" у этих цветов. Есть ли среди них "добрые и злые", "веселые", "сердитые", "печальные".

Дети с большим увлечением рассматривали и раскладывали квадратики, причем, яркие тона отражали хорошее настроение – Оля А., Тома К., Саша С. и "грустное" настроение – темные квадратики – Игорь П., Настя С. (Приложение 4).

Серия занятий (Приложение 5, 6) способствовала ознакомлению детей с новой техникой, например занятие "Братья наши меньшие" (Приложение 6).

Программное содержание: развивать творческое воображение дошкольников, закреплять основные формы передачи животных, птиц и рыб. Развивать творчество через использование разнообразного материала: рисунка, лепки. Воспитывать желание рисовать лепить, развивать любовь к животным.

Материалы: цветные карандаши, листы бумаги, салфетки для лепки, пластилин, стека, подставка для пластилина.

Дети с восторгом придумывали животных и рисовали. Однако следует отметить, что творческое воображение в большей степени проявлялось у мальчиков (см. рисунки к приложению 6), чем у девочек.

Работа была построена таким образом, что сначала была проведена система игр (Приложение 4) затем занятия направленные на приобщение детей к технологии ТРИЗ и методам выполнения изобразительной работы (Приложение 5) и как итог – занятия по технологии ТРИЗ, предполагающие полное развитие творческого воображения и реализацию замысла в продуктивных видах деятельности (Приложение 6).

План занятия по системному анализу по ознакомлению детей с животным миром:

птицы, рыбы, звери. "Наши меньшие братья".

 

 

Соединяют все работы, располагая их на одном большом листе, где заранее нарисовано озеро, река и лес.

Придумывают загадки про зверей и птиц, вспоминают поговорки, стихи.

Дети делятся на три подгруппы: птицы, рыбы, звери.

Столы можно по-ставить соответ-ственно в три ряда.

Вырезают на-рисованное, на-клеивают на 1 лист все части, объеди-няясь по 2–3 че-ловека, чтоб полу-чились разные птицы.

Аналогично, но соединяют разных животных. Можно соединить фанта-стичное животное.

Аналогично первым двум, только рыбы.

Рисуют, лепят, вырезают части птиц: туловище, хвосты, носы, крылья и т. д.

То же самое, только части тела разных животных. Части тела реальные.

То же самое, только части тела рыб: туловище, хвост, плавники.


 

 

В результате проведенной работы рисунки детей стали носить творческий характер, разнообразие сочетания, дети проявляли самостоятельность и инициативу.

На основе анализа полученных данных можно сделать вывод, что к концу обучения произошли изменения связанные с передвижением детей с одного уровня на другой. Так, дети которые были на I уровне (4) перешли на II уровень, дети, которые находились на II уровне (2) перешли на III уровень. Качественные показатели представлены в табл.6.

 

 

 

Таблица 6

п/п

Фамилия, имя ребенка

Уровень на этапе констатации

Уровень на этапе формирования

1.

Акопова Оля

I

II

2.

Зурилина Ксюша

I

II

3.

Шилов Саша

II

III

4.

Кривоблодская Тамара

II

III

5.

Попов Игорь

I

II

6.

Колонов Алеша

I

II


 

 

Анализ выполненных заданий свидетельствует, что при систематическом использовании технологии ТРИЗ в изобразительной деятельности развивается творческое воображение и способности каждого ребенка.

3.3. Обсуждение  результатов контрольного эксперимента

Контрольный этап эксперимента проводился с 10 января по 15 февраля 2000 года.

Для выявления различий проявления творческого воображения в изодеятельности был предложен ряд заданий: две игры  и три занятия.  (Приложение 7).

Сравнительный анализ рисунков детей 6–7 лет, высказываний в ходе игры свидетельствует о том, что экспериментальная подгруппа  справилась с заданиями успешнее, проявила больше творчества и самостоятельности, чем дети контрольной группы. Результаты выделены в табл. 7.

 

 

Таблица 7

Уровни

Констатирующий этап

Частично-поисковый этап

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Экспериментальная группа

I

5

4

5

II

1

2

1

4

III

2

Информация о работе Развитие продуктивной дейтельности на основе исполнения технологииТриз