Роль народной сказки в нравственном воспитании дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 00:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выявить педагогические возможности народной сказки в формировании нравственных представлений у старших дошкольников.
Задачи:
изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования народных сказок в формировании нравственных представлений у дошкольников;
выявить особенности нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте;
выявить педагогические возможности народных сказок;
определить эффективность использования народных сказок для развития нравственных представлений в процессе специально организованной деятельности детей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДВТВОМ НАРОДНЫХ СКАЗОК. 7
1.1 Сущность понятия «нравственное воспитание». Цель, задачи, методы, средства и основное содержание нравственного воспитания в дошкольном возрасте. 7
1.2 Особенности нравственного воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста.. 10
1.3 Народная сказка как средство нравственного воспитания страших дошкольников. 14
1.3.1 Сказка как жанр устного народного творчества. 14
1.3.2 Классификация сказок и их специфика. 16
1.3.3 Использование сказок в нравственном воспитании ребёнка. 19
1.3.4 Психологические особенности изучения сказок. 21
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНЫХ СКАЗОК 26
2.1 Констатирующий этап исследования. 26
2.2 Формирующий этап исследования. 35
2.3 Контрольный этап исследования. 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50

Вложенные файлы: 1 файл

РОЛЬ НАРОДНОЙ СКАЗКИ В РАЗВИТИИ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.docx

— 200.05 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДВТВОМ НАРОДНЫХ СКАЗОК. 7

1.1 Сущность понятия «нравственное воспитание». Цель, задачи, методы, средства и основное содержание нравственного воспитания в дошкольном возрасте. 7

1.2 Особенности нравственного воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста.. 10

1.3 Народная сказка как средство нравственного воспитания страших дошкольников. 14

1.3.1 Сказка как жанр устного народного творчества. 14

1.3.2 Классификация сказок и их специфика. 16

1.3.3 Использование сказок в нравственном воспитании ребёнка. 19

1.3.4 Психологические особенности изучения сказок. 21

2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНЫХ СКАЗОК 26

2.1 Констатирующий этап исследования. 26

2.2 Формирующий этап исследования. 35

2.3 Контрольный этап исследования. 37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 48

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50

ПРИЛОЖЕНИЯ 52

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема нравственного  воспитания детей дошкольного возраста актуализируется сложившейся ситуацией  в современном обществе. Возникший  ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная  отчуждением человека от культуры как  способа сохранения и передачи ценностей, ведут к изменению понимания  добра и зла у подрастающего  поколения и ставят общество перед  опасностью моральной деградации. Требует  переосмысления сама система нравственного  воспитания дошкольника.

Старший дошкольный возраст  – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучение к их выполнению. На этой ступени возраста формируются начала гуманизма, дружеских взаимоотношений между детьми, уважение к старшим, начала трудолюбия, любви к Родине          [1, с. 5]. Именно в этот период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием формирования нравственной культуры.

Данная проблема всегда волновала педагогов. В разные исторические периоды жизни общества выдвигалось на первый план свое содержание воспитания [2]. Анализ научной литературы показывает, что проблема нравственного воспитания детей была предметом пристального внимания многих известных классиков зарубежной и русской педагогики: Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локка, И.Ф. Гербарта,                      И.П. Песталоцци, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко,    В.А. Сухомлинского и других исследователей [1; 2; 6; 7; 25].

Своеобразие нравственного  воспитания дошкольников и его методики нашло отражение в трудах Т.Н. Бабаевой, P.C. Буре,                H.A. Ветлугиной,  А.М. Виноградовой, Н.В. Дуровой, М.М. Кониной,   Т.А. Марковой, В.Г. Нечаевой, Л.Ф. Островской, С.В. Петериной,          Л.П. Стрелковой, А.М. Счастной, А.П. Усовой, Л.Б. Фесюковой,           М.И. Шаровой и других авторов. В них красной нитью прослеживается мысль о самоценности дошкольного детства [1; 4; 7; 20]. По мнению большинства ученых, именно в этот период закладываются основы таких нравственных качеств, как коллективизм, патриотизм, дисциплинированность, правдивость, доброжелательность, трудолюбие и прочие. В воспитании тех или иных качеств личности ребенка немаловажное значение имеет использование фольклора, возможности которого неисчерпаемы. Его народная мудрость воздействует на эмоциональную сферу ребенка при сообщении ему нравственных понятий, формирует устойчивые положительные или отрицательные отношения к действительности.

Народная сказка – неразрывная часть фольклора. Она является предметом научных исследований фольклористов, литературоведов, психологов, педагогов. В данном исследовании народная сказка рассматривается как одно из средств нравственного воспитания дошкольников. Идеи, воспетые и сбереженные в фольклоре, не утратили своего значения и в настоящее время. «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа» - писал К. Д. Ушинский [цит. по 3, с.114].

Многие отечественные  ученые-педагоги и представители  педагогической общественности (Ю.А. Азаров, Ш.А. Амонашвили,        В.П. Аникин, Д.М. Арновская-Дубовис, Л.П. Бочкарева, Л.Б. Фесюкова,                                         Н.Ф. Виноградова, Е.Н. Водовозова, Н.С. Карпинская, Т.С. Комарова, Т.В. Коршикова, Л. П. Стрелкова, A.M. Счастная, А. П. Усова,             К.И. Чуковский, Н.В. Шелгунов и др.) указывали на ту большую роль, которую играет сказка в формировании личности дошкольника [1; 4; 7; 19; 20; 23; 27; 28]. По их мнению, все самое ценное, отшлифованное в течение многих столетий, может и должно быть использовано в образовательно-воспитательной работе детских садов.

Таким образом, актуальность темы курсовой работы «Роль народной сказки в развитии нравственных представлений у старших дошкольников» обуславливается тем, что в современном мире имеет место противоречие, сложившееся между требованиями общества, степенью разработанности проблемы нравственного воспитания и сложившейся практикой нравственного воспитания дошкольников с использованием народных сказок. Необходимо развивать интерес к потенциалу народной педагогики и использовать педагогические возможности изучения сказок в нравственном воспитании дошкольников.

Объект исследования – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством народной сказки.

Цель: выявить педагогические возможности народной сказки в  формировании нравственных представлений у старших дошкольников.

Задачи:

  1. изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования народных сказок в формировании нравственных представлений у  дошкольников;
  2. выявить особенности нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте;
  3. выявить педагогические возможности народных сказок;
  4. определить эффективность использования народных сказок для развития нравственных представлений в процессе специально организованной деятельности детей.

Гипотеза исследования: предполагается, что если в педагогическом процессе использовать воспитательные возможности сказок, то это окажет влияние на нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической, художественной и методической литературы; беседа, педагогическая диагностика, формирующий эксперимент.

Практическая  значимость исследования заключается в том, что разработана система методических мероприятий по развитию нравственных представлений у детей, проведена диагностика уровня нравственного развития старших дошкольников до проведения мероприятий с использованием народных сказок и после него. Данные наработки будут полезны педагогам дошкольных учреждений, практическим психологам, работающим с детьми, а так же родителям, заинтересованным в нравственном воспитании  своих детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические основы формирования нравственных представлений у старших дошкольников посредством народных сказок

 

1.1 Сущность понятия «нравственное воспитание». Цель, задачи, методы, средства и основное содержание нравственного воспитания в дошкольном возрасте

 

Нравственное воспитание рассматривается педагогикой как  развитие и формирование нравственных представлений и нравственных качеств  личности, характеризующих отношение  к самому себе, к другим людям  и деятельности. Процесс нравственного  воспитания – это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности ребенка.

Нравственность является составной частью комплексного подхода  к воспитанию личности. «Формирование  нравственности есть не что иное, как  перевод моральных норм, правил и  требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение», - пишет     Х. Штольц [5, с. 153].

Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс педагогического взаимодействие педагога и воспитанников, при котором обеспечивается приобщение детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Результатом нравственного воспитания являются сформированные у личности нравственные ценности, нравственные качества и нравственная позиция [6, с. 103].

Прочность, устойчивость нравственных качеств зависят от того, как оно  формировалось, какой механизм был  положен в основу педагогического  воздействия.

Для формирования любого нравственного  качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.

У ребенка должно появиться желание  овладеть нравственным качеством, т. е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.

Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.

Но знания и чувства порождают  потребность в их практической реализации – в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания: (Знания и представления) + (мотивы) +  (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение) = нравственное качество [6, с. 103 - 105].

Целью нравственного воспитания является культурное развитие и развитие гуманистической направленности личности дошкольника, формирование определенного набора нравственных качеств.

В соответствии с целью  нравственного воспитания определяется его содержание, которое составляют нравственные качества личности. А именно:  воспитание гуманности, трудолюбия, патриотизма, достоинства как ведущих интегративных качеств личности и создание условий для проявления ею этих качеств в отношении других; а также формирование представлений и понятий о нравственных основах жизни.

Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.

Для этого необходимо комплексное  воздействие на личность, формирование в единстве нравственного сознания, чувств и поведения. Дошкольная педагогика выделяет три группы задач нравственного  воспитания:

  1. Формирование нравственного сознания подрастающего поколения – системы нравственных представлений, понятий, суждений.
  2. Формирование нравственного поведения.
  3. Формирование нравственных чувств и отношений [7, с. 146].

Нравственное воспитание осуществляется с помочью определённых методов и средств. Средства нравственного воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп.

Фольклор, устное народное творчество, сказки, изобразительное искусство, музыка, мультфильмы, и другие средства можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений [8].

Многочисленные исследования (Н.С. Карпинская, Л.Н. Стрелкова, А.М. Виноградова) показывают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы. Народная сказка, выступающая своеобразным средством нравственного воспитания. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.

Средством нравственного воспитания дошкольников является природа. Природа дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения          (С.Н. Николаева, Л.Г. Нисканен, В.Г. Фокина, В.Д. Сыч).

Средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Также, средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, т.е. она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств [6, c. 106].

Средство становиться  эффективным в сочетании с  адекватными методами и приёмами воспитания. В педагогике существует несколько подходов к классификации методов воспитания (Ю.К. Бабанский,         Б.Т. Лихачёв, И.П. Подласый, - в общей и школьной педагогике;            В.Г. Нечаева, В.И. Логинова – в дошкольной педагогике). Самой полной является классификация, предложенная В.И. Логиновой. Данная классификация выстроена на основании активизации механизма нравственного воспитания.  Автор предлагает объединить все методы в три группы: методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью); методы формирования нравственного сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение, беседа); методы стимулирования чувств и отношений (пример, поощрения, наказания).

Информация о работе Роль народной сказки в нравственном воспитании дошкольников