Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 00:26, курсовая работа
Цель: выявить педагогические возможности народной сказки в формировании нравственных представлений у старших дошкольников.
Задачи:
изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования народных сказок в формировании нравственных представлений у дошкольников;
выявить особенности нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте;
выявить педагогические возможности народных сказок;
определить эффективность использования народных сказок для развития нравственных представлений в процессе специально организованной деятельности детей.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДВТВОМ НАРОДНЫХ СКАЗОК. 7
1.1 Сущность понятия «нравственное воспитание». Цель, задачи, методы, средства и основное содержание нравственного воспитания в дошкольном возрасте. 7
1.2 Особенности нравственного воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста.. 10
1.3 Народная сказка как средство нравственного воспитания страших дошкольников. 14
1.3.1 Сказка как жанр устного народного творчества. 14
1.3.2 Классификация сказок и их специфика. 16
1.3.3 Использование сказок в нравственном воспитании ребёнка. 19
1.3.4 Психологические особенности изучения сказок. 21
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНЫХ СКАЗОК 26
2.1 Констатирующий этап исследования. 26
2.2 Формирующий этап исследования. 35
2.3 Контрольный этап исследования. 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
Таким образом, сказки содержат в себе огромный потенциал народной мудрости, который мы можем и должны использовать в нравственном воспитании дошкольников. Ведь сказки являются важным воспитательным средством, выработанным и проверенным народом в течение столетий. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. В сказках просто и естественно ставятся проблемы формирования у детей моральных, духовно-нравственных качеств личности, что говорит о том, что сказка является важным средством нравственного воспитания.
1.3.4 Психологические особенности изучения сказок
Развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах.
Труды советских психологов А.А. Люблинской, К.Н. Корнилова, П.М. Якобсона и других, раскрывают нам процессы начального формирования моральных чувств детей и отмечают, что круг объектов, которые могут стать предметом их социальных чувств, с возрастом всё расширяется, в него включаются не только близкие, но и другие люди, а также и персонажи литературных произведений [25, c. 61].
Ребенок, созревая, с необходимостью проходит ряд следующих друг за другом стадий. На каждой стадии он приобретает определенное качество, которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни.
Л. Колберг рассматривает развитие морального сознания как последовательный процесс. Обобщив обширный экспериментальный материал, он выделяет шесть стадий развития, объединяющихся в три уровня.
Первый - доморальный уровень. Нормы морали для ребенка - нечто внешнее, он выполняет правила, установленные взрослыми, из чисто эгоистических соображений.
Второй уровень - конвенциональная мораль. Ребенок уже стремится вести себя определенным образом из потребности в одобрении, в поддержании хороших отношений со значимыми для него людьми.
Третий уровень - автономная мораль. Моральные нормы и принципы становятся собственным достоянием личности, т.е. внутренними [31].
В этом периоде мы никогда не увидим ребенка в пассивно - демонстративном состоянии. Он всегда чем-либо занят: то он внимательно наблюдает уличную ссору, то увлечен чтением новой книги или же лезет на дерево или на крышу, чтобы взглянуть оттуда на окружающую местность.
В нем, конечно, много движений, но большинство их уже с новыми, совершенно иными целями. Жизнь во всем ее разнообразии - вот что сейчас возбуждает его деятельность; но жизнь не иллюзорная и фантастическая, а самая настоящая.
В этом мире ребенок мало-помалу покидает иллюзорный мир, в котором жил раньше, но, тем не менее напряженное внимание к зачаровывающим описаниям чудес, необыкновенный эмоциональный подъем вызывают у детей сказки.
Многие психологи и педагоги отмечают упорство, с каким дети требуют повторения сказки со всеми деталями и подробностями, без изменения малейших мелочей, даже интонации при рассказывании. Ребенку хочется, чтобы сказка рассказывалась теми же словами, что и в первый раз, ему приятно эти слова узнавать, воспринимать в первоначальной последовательности, испытывать те же чувства. Это стереотипное поведение дает малышу уверенность, что и на этот раз все кончится хорошо.
Мышление ребенка на ранних стадиях возраста отличается образностью и конкретностью; он оперирует не отвлеченными понятиями, а наглядными образами и конкретными представлениями и на их основе делает обобщения, выводы. Народная сказка и в этом отношении отвечает потребностям ребенка. Её основная мысль, идея выражена с помощью метода «активной наглядности» - путем развёртывания конкретных фактов, событий. Герои, являющиеся, выразителями идеи представляют собой живые фигуры, взятые из реальной действительности. Они обрисованы четко, определенно. Эта определенность достигается тем, что герой сказки, как правило, отличается ярко выраженной чертой характера - добротой, трусостью, смелостью - и выявляет эту черту в полной мере. Все его поступки, поведение подчинены характеризующей его особенности. Ясная, не сложная характеристика положительных и отрицательных героев помогает детям разобраться в сущности происходящего между ними конфликта, определить своё отношение к ним, дать правильную оценку их поведению. Это содействует пониманию идеи сказки, того, чему она учит своих слушателей [8].
А. В. Запорожец, объясняя механизм процесса понимания сказки, писал: «Первые шаги, которые делает ребенок на пути понимания художественного произведения, могут оказать существенное влияние на формирование его личности, на его нравственное развитие». Он, вслед за своим учителем Л. С. Выготским, оригинально показал роль композиции сказки в ее восприятии. Он считал, что композиция с психологической стороны является способом, с помощью которого автор подводит слушателя к сюжету, направляет его активность в нужную сторону; им была рассмотрена и роль отдельных элементов композиции в процессе усвоения содержания сказки.
«Содействию» в процессе восприятия сказки способствует ряд ее композиционных и содержательных особенностей: повторы действия (через них происходит отработка и закрепление чувств); противопоставления (сравниваются поступки положительных и отрицательных героев); наименование поступков и разъяснение их смысла со стороны специальных персонажей-помощников. Восприятию сказки способствует и умелое ее прочтение (интонация, паузы, выделение голосом наиболее существенных моментов содержания) [32].
В.А. Запорожец исследовал механизм смыслопознания в процессе восприятия и переживания сказки ребенком. Он писал о существовании особого вида эмоционального познания, при котором человек отражает действительность в форме эмоциональных образов. У детей порождение образов этого эмоционального познания часто происходит в процессе восприятия художественного произведения. Под влияния слушания у ребенка возникает сочувствие к герою и складывается эмоциональный образ воспринимаемых событий и взаимоотношений. В определенных условиях у детей эмоциональные образы начинают предвосхищать то, что должно случиться с героем.
Эмоция образа отражает
внутренние изменения, происходящие в
глубине сущностных характеристик
человека. В детском сознании внешняя
картина ситуации, отраженная в сказке
совмещается с картиной тех волнений,
которые вызывает у ребенка эта
ситуация. Сопереживание герою сказки
сначала складывается как внешняя
развернутая действительность соучастия
в непосредственно
А.В. Запорожец отмечал: «Сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет его пережить вместе с героями сказки такие чувства, прийти к таким новым представлениям, которые окажут влияние на его последующую жизнь» [33, с. 99].
Сказки, независимо от пола
и возраста их героев, имеют большое
психологическое значение для детей
разного возраста, мальчиков и
девочек, поскольку облегчают смену
идентификации в зависимости
от проблем, волнующих ребенка. Малыш
легко входит в непривычную для
него сказочную обстановку, мгновенно
превращаясь в Ивана-царевича или
царевну-Лебедь, и вместе с тем
так же свободно переключается на
прозаическую повседневность. Он интуитивно
чувствует, что сказки нереальны, но
в то же время допускает, что это
могло происходить и в
Через народную сказку ребенок рано учится формулировать общественный смысл того или другого поступка, усваивает общественную практику морального поведения (помощник-мышка говорит девочке: «ты не грубила, хорошо поступала, вежливо ответила — за это получишь помощь, вознаграждение»). «Предметом» народной волшебной сказки (как и других литературных произведений) является изображение «судьбы» героев и демонстрация преимущества высоких нравственных мотивов [34].
Наилучшим образом сказки отвечают запросам детей, органично соответствуя детской психологии. Тяга к добру и справедливости, вера в чудеса, склонность к фантазиям, к волшебному преображению окружающего мира - все это ребенок радостно встречает и в сказке.
Кроме ожидания необычайного, чудесного, волшебного, детскому воображению присуща еще одна потребность. Ребенок хочет подражать окружающим его, ловким, умным взрослым, но ему не всегда это удается. В сказке же все возможно. Маленький мальчик (девочка) смелый и находчивый, выходит победителем из всех испытаний. Он может перелететь через тридевять земель в тридесятое царство и победить дракона. Иными словами, малыш как бы реализует свои неосознанные желания, не всегда выполнимые в жизни.
Благодаря сказкам у ребенка вырабатывается способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которой человек не человек. Цель сказочников - «воспитывать в ребенке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радости другого, переживать чужую судьбу как свою».
В сказке для детей кроется
особое очарование, открываются какие-то
тайники миропонимания. Они находят
в сказочном повествовании
Воображаемый, фантастический мир в основе своей оказывается отображением реального мира в главных его основах. Сказочная, непривычная картина жизни дает малышу и возможность сравнить ее с реальностью, с окружением, в котором существуют он сам, его семья, близкие ему люди. Это необходимо для развивающегося мышления, так как оно стимулируется тем, что человек сравнивает и сомневается, проверяет и убеждается. Сказка не оставляет ребенка равнодушным наблюдателем, а делает его активным участником происходящего, переживающим вместе с героями каждую неудачу и каждую победу. Сказка приучает его к мысли, что зло в любом случае должно быть наказано.
Сегодня потребность в сказке представляется особенно большой. Ребенка буквально захлестывает непрерывно увеличивающийся поток информации. И хотя восприимчивость психики у малышей велика, она все же имеет свои границы. Ребенок переутомляется, делается нервным, и именно сказка освобождает его сознание от всего неважного, необязательного, концентрируя внимание на простых действиях героев и мыслях о том, почему все происходит так, а не иначе.
Следовательно, для полноценного развития ребенка необходима целенаправленная воспитательная работа педагога, так как старший дошкольный возраст является сензитивным для усвоения социальных норм нравственного развития, становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим. В пределах дошкольного возраста необходимо создавать соответствующие предпосылки для дальнейшего формирования сложных чувств [25, c.61].
Таким образом, познакомившись с психологическими особенностями изучения сказок, мы видим, что сказки с их чудесами и волшебными превращениями наиболее близки детскому мироощущению. Они воспринимаются детьми просто и свободно, так как отвечают их потребностям в наглядности и конкретности представлений. Всё это говорит о том, что сказка в дошкольном возрасте пользуется у детей особой любовью, а следовательно, процесс развития нравственных представлений на основе народных сказок будет протекает эффективно.
3 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
Данное исследование проходило на базе ГУО «Ясли-сад № 3» г. Жабинки в старшей группе «А» (18 детей) в ноябре-декабре 2011 г. В исследовании учувствовали экспериментальная и контрольная группы.
Цель констатирующего этапа педагогического эксперимента: провести диагностику нравственного развития дошкольников.
Задачи:
Для диагностики нравственного развития мы использовали следующие методы и методики: беседа, методика «Сюжетные картинки» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина), методика «Закончи историю» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).
Для первоначального знакомства с детьми группы, с особенностями их нравственной воспитанности, была проведена беседа с воспитателем группы. Воспитателю предлагалось раскрыть следующие вопросы:
1. Рассказать о группе в целом.
2. Рассказать об особенностях
поведения детей в группе
3. Раскрыть особенности
взаимоотношений детей со
В результате беседы (Приложение № 1), нам удалось узнать о группе детей в целом. По словам воспитателя, группа хорошая, дети в основном послушные. Есть, конечно, всякие дети – и драчуны, и спокойные, и активные. Но, в беседе сложно выявить какие-то особенности нравственной воспитанности дошкольников, так как для воспитателя в целом все дети хорошие, видно, что её волнует то, какое впечатление о её группе останется у меня после беседы. Она говорила обобщенно обо всех детях. Выделила только Егора, который отличается от других детей общей задиристостью и агрессивностью. Из беседы мы так же узнали, что Яна и Оля – это хорошие девочки, пример для подражания, опора воспитателя. Лена – тихоня, всегда слушается, все делает. Сергей, по словам воспитателя, податливый и равнодушный к тому, что с ним происходит. В целом, все дети слушают воспитателя, выполняют поручения.
Информация о работе Роль народной сказки в нравственном воспитании дошкольников