Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 00:26, курсовая работа
Цель: выявить педагогические возможности народной сказки в формировании нравственных представлений у старших дошкольников.
Задачи:
изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования народных сказок в формировании нравственных представлений у дошкольников;
выявить особенности нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте;
выявить педагогические возможности народных сказок;
определить эффективность использования народных сказок для развития нравственных представлений в процессе специально организованной деятельности детей.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДВТВОМ НАРОДНЫХ СКАЗОК. 7
1.1 Сущность понятия «нравственное воспитание». Цель, задачи, методы, средства и основное содержание нравственного воспитания в дошкольном возрасте. 7
1.2 Особенности нравственного воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста.. 10
1.3 Народная сказка как средство нравственного воспитания страших дошкольников. 14
1.3.1 Сказка как жанр устного народного творчества. 14
1.3.2 Классификация сказок и их специфика. 16
1.3.3 Использование сказок в нравственном воспитании ребёнка. 19
1.3.4 Психологические особенности изучения сказок. 21
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНЫХ СКАЗОК 26
2.1 Констатирующий этап исследования. 26
2.2 Формирующий этап исследования. 35
2.3 Контрольный этап исследования. 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
Таким образом, в результате
беседы нам удалось немного
Дальнейшей нашей задачей было провести диагностику уровня осознанности нравственных норм у детей. Для этого нужно было выявить понимание детьми отдельных нравственных норм и правил поведения, отношение к ним, понимание отдельных эмоциональных состояний.
Для решения этих задач, как уже указывалось ранее, были проведены методики «Сюжетные картинки» и «Закончи историю».
Вначале была проведена методика «Сюжетные картинки» (Приложение № 2). Данная методика предназначена для изучения эмоционального отношения к нравственным нормам.
Ребенку предъявляли картинки
с изображением положительных и
отрицательных поступков
Исследование проводилось индивидуально с каждым ребёнком. В протоколах (Приложение № 4) фиксировались эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Дети давали моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что в дальнейшем позволило нам выявить их отношение к нравственным нормам.
Обработка результатов проходила по следующим параметрам:
0 баллов – ребенок
неправильно раскладывает
1 балл – ребенок
правильно раскладывает
2 балла – правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.
3 балла – ребенок обосновывает свой выбор, называя моральную норму; эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.
При обработке результатов, как мы видим, особое внимание уделялось тому, как дети раскладывают картинки, каким образом объясняют свои действия и какая эмоциональная реакция возникает на ту или иную нравственную норму, предложенную содержанием картинки.
Результаты оценки эмоционального отношения к нравственным нормам у всех детей группы представлены в таблице 1.
Таблица 1
Оценка эмоционального отношения к нравственным нормам у дошкольников
№ п/п |
Испытуемый |
Раскладывание картинок |
Обоснование своих действий |
Эмоциональные реакции |
Количество баллов |
1. |
Сергей Б. |
+ |
+ |
+/- |
2 |
2. |
Максим Б. |
+ |
+ |
- |
2 |
3. |
Елена В. |
+ |
- |
- |
1 |
4. |
Гия Г. |
+/- |
- |
+/- |
1 |
5. |
Марина Г. |
+ |
+ |
+/- |
2 |
6. |
Егор Г. |
- |
- |
- |
0 |
7. |
Лев Г. |
+ |
+ |
+/- |
2 |
8. |
Рома К. |
+ |
+ |
- |
2 |
9. |
Яна К. |
+ |
+ |
+ |
3 |
10. |
Таня М. |
+/- |
+/- |
- |
1 |
11. |
Вера П. |
+ |
+ |
- |
2 |
12. |
Наталья П. |
+/- |
- |
- |
1 |
13. |
Ольга П. |
+ |
+ |
+ |
3 |
14. |
Ирина С. |
+/- |
+ |
+/- |
2 |
15. |
Саша С. |
+ |
+ |
+/- |
2 |
16. |
Дима С. |
+/- |
- |
- |
0 |
17. |
Алёна Ш. |
+ |
+ |
+/- |
2 |
18. |
Настя Я. |
+ |
+ |
+/- |
2 |
В процентном соотношении
результаты диагностики по методике
«Сюжетные картинки»
Таблица 2
Результаты диагностики по методике «Сюжетные картинки»
Баллы |
Количество детей |
Процентное соотношение |
0 баллов |
2 |
11% |
1 балл |
4 |
22% |
2 балла |
10 |
56% |
3 балла |
2 |
11% |
Из данных, представленных в таблице 1, видно, что большинство детей правильно раскладывают картинки (12 человек), однако у некоторых вызвало трудность работа с картинкой под номером шесть. Эта картинка непонятна детям, не все смогли определить, что на этой картинке мальчик обманывает своего друга. Для объективности оценки детей, которые не поняли нравственную норму, изображенную на этой картинке, мы в большей степени обращали внимание на то, как разложил ребёнок другие картинки, а данную ошибку считали просто как факт исследования.
Однако один ребёнок (Егор) не понял задания, он просто хаотично раскладывал картинки: клал сначала все в одну сторону, затем все в другую. Даже повторной инструкции он не уделил должного внимания. Возможно, это обосновано его эмоциональным состоянием (он был чем-то расстроен, раздражен). Но участвовать в «игре» он попросился сам. Это говорит о том, что он был в какой-то степени всё же заинтересован в выполнении задания.
При раскладывании картинок, почти все дети обосновывали свои действия, называя при этом то, что изображено на картинке и определяя, хороший это поступок или плохой. Двумя детьми (Егор, Таня) задание было не понято. Таня, раскладывая картинки, просто называла, что на них изображено, однако большинство картинок она разложила правильно. Егор, раскладывая картинки, называл не только то, что на них изображено, но и своё отношение к картинкам («Мне не нравится эта картинка», «Я тоже люблю складывать кубики»). Однако картинки Егор разложил неверно.
Лена и Дима при раскладывании картинок в основном молчали, при повторе инструкции начинали тихо и неуверенно характеризовать свои действия односложными предложениями, а затем снова замолкали. Возможно, это связанно с тем, что они ещё недостаточно ко мне привыкли. По словам воспитателя, Лена хорошая девочка, однако очень боязливая, застенчивая. Скорее всего, это и повлияло на результаты исследования.
Продолжая анализировать результаты диагностики по данной методике, хочется уделить особое внимание эмоциональным реакциям, возникающим у детей на ту или иную нравственную норму, изображенную на картинке. Итоги выполнения детьми задания «Сюжетные картинки» показали, что дети по-разному выражают эмоциональное отношение к нравственным нормам (щедрость – жадность, дружелюбие – конфликтность, правдивость – лживость, вежливость – невнимание). У большинства детей наблюдается адекватная эмоциональная реакция на моральные нормы, представленные на картинках. Положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) возникает на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) — на безнравственный.
На высоком уровне эмоционального отношения к нравственным нормам находится 2 человека (11%). Эти дети не только правильно разложили картинки, но и обосновали свой выбор, сопровождая его яркими эмоциональными реакциями. Например, Яна берет картинку, внимательно рассматривает и раскладывает с объяснениями, говоря: «Эта девочка совершила плохой поступок, потому что она ест конфеты одна и никому их не дает. Спряталась и ест! Она жадничает!» (При этом лицо у неё серьезное, строгое. Всем своим видом она показывает, что не довольна поступком девочки). После этого Яна переводит взгляд на другую картинку, заулыбалась и говорит: «А эта девочка хорошо поступила, потому что она всех детей угощает конфетами. Она не жадная. Надо всех детей угощать. Вот когда я приношу в детский садик конфеты или печенье, я всегда угощаю Лену, Наташу, еще кого-нибудь. И они меня угощают».
Мы видим, что при рассматривании картинок Яна проявляет адекватные и яркие эмоциональные реакции, приводит примеры из жизни. Ее уровень развития эмоционального отношения к нравственным нормам можно оценить на 4 балла.
На среднем уровне развития эмоционального отношения к нравственным нормам находятся 10 детей (56%). Эти дети правильно раскладывали картинки: с одной стороны – хорошие поступки, с другой – плохие. Дети объясняли свои действия. Эмоциональные реакции на поступок были адекватны, но выражены слабо. Например, Рома положил картинку с мальчиками, дерущимися из-за лошадки, влево, при этом сказал, что драться нельзя. Рисунок, где мальчики мирно строят башенку, положил направо, сказал, что вместе играть хорошо и весело. Но при этом ни яркого поощрения, ни порицания не проявил.
На низком уровне эмоционального отношения к нравственным нормам находятся 4 ребенка (11%). Эти дети правильно раскладывают картинки, но не могут обосновать свои действия. Например, картинку с мальчиком, открывшим девочке дверь, положили вправо, т.к. «он сильный, открыл дверь», а картинку с мальчиком, который не открыл девочке дверь – налево («он стоит, смотрит и ничего не делает»).
На очень низком уровне эмоционального отношения к нравственным нормам находятся 2 ребёнка (11%). Эти дети допустили ошибки в раскладывании картинок, проявляли эмоциональные реакции, неадекватные нравственным нормам или же эмоциональные реакции вообще отсутствовали. Например, Егор на картинку, где девочка угощает всех конфетами, сказал: «Мне не нравится эта картинка». Дима же при раскладывании картинок практически всегда молчал, эмоциональные реакции были выражены слабо, однако в целом он картинки раскладывал правильно. Его пассивное молчаливое состояние можно объяснить общим физическим состоянием. По словам воспитателя, Дима болел две недели, только недавно пришел в сад.
Таким образом, результаты диагностики по данной методике получились скромными. Мы видим, что у большинства детей средний уровень эмоционального отношения к нравственным нормам, высокий уровень только у двух детей, а так же имеет место низкий и очень низкий уровни. Для улучшения наглядности, результаты диагностики представлены в виде диаграммы на рисунке 1.
Рис. 1. Результаты диагностики по методике «Сюжетные картинки»
Для того чтобы получить более объективную информацию о нравственной воспитанности детей группы и определить уровень освоения детьми нравственных норм и правил как можно правильнее и точнее, данные диагностики дополняются результатами методики «Закончи историю».
Целью данной методики было изучить осознание детьми таких нравственных качеств, как доброта – злость, щедрость – жадность, трудолюбие – лень, правдивость – лживость.
Исследование проводилось индивидуально, в течение трёх дней, в виде беседы. Ребёнку сообщалось следующее: «Я буду рассказывать истории, а ты их закончи». После каждой рассказанной истории, ребёнку задавались конкретизирующие вопросы:
Все ответы детей дословно фиксировались в протоколах (Приложение № 6). В примечании протоколов, для облегчения интерпретации полученных данных, фиксировались некоторые особенности поведения детей, их реакции на предложенную историю, общая заинтересованность или пассивность в выполнении задания.
Истории, предлагаемые детям, были следующими:
Информация о работе Роль народной сказки в нравственном воспитании дошкольников