Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 00:26, курсовая работа
Цель: выявить педагогические возможности народной сказки в формировании нравственных представлений у старших дошкольников.
Задачи:
изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования народных сказок в формировании нравственных представлений у дошкольников;
выявить особенности нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте;
выявить педагогические возможности народных сказок;
определить эффективность использования народных сказок для развития нравственных представлений в процессе специально организованной деятельности детей.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДВТВОМ НАРОДНЫХ СКАЗОК. 7
1.1 Сущность понятия «нравственное воспитание». Цель, задачи, методы, средства и основное содержание нравственного воспитания в дошкольном возрасте. 7
1.2 Особенности нравственного воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста.. 10
1.3 Народная сказка как средство нравственного воспитания страших дошкольников. 14
1.3.1 Сказка как жанр устного народного творчества. 14
1.3.2 Классификация сказок и их специфика. 16
1.3.3 Использование сказок в нравственном воспитании ребёнка. 19
1.3.4 Психологические особенности изучения сказок. 21
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНЫХ СКАЗОК 26
2.1 Констатирующий этап исследования. 26
2.2 Формирующий этап исследования. 35
2.3 Контрольный этап исследования. 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
Издавна сказки были близки
и понятны простому народу. Фантастика
переплеталась в них с
Композиция сказки:
1. Зачин. («В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…»).
2. Основная часть.
3. Концовка. («Стали они жить – поживать и добра наживать” или “Устроили они пир на весь мир…»).
Любая сказки ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее идейно-художественной значимости.
От других прозаических жанров сказка отличается более развитой эстетической стороной. Эстетическое начало проявляется в идеализации положительных героев, и в ярком изображении «сказочного мира», и романтической окраске событий.
Сказки на Руси известны с древних времен. В древней письменности есть сюжеты, мотивы и образы, напоминающие сказочные. Рассказывание сказок – старый русский обычай. Еще в давние времена исполнение сказок было доступно каждому: и мужчинам, и женщинам, и детям, и взрослым. Были такие люди, которые берегли и развивали свое сказочное наследие. Они всегда пользовались уважением в народе.
Образы русской сказки прозрачны и противоречивы. Всякие попытки использовать образ сказочного героя как образа человека приводят исследователей к мысли о существовании в народной сказке противоречия – победы героя-дурачка, «низкого героя». Это противоречие преодолевается, если рассматривать простоту "дурачка", как символ всего того, что чуждо христианской морали и осуждение ею: жадность, хитрость, корысть. Простота героя помогает ему поверить в чудо, отдаться его магии, ведь только при этом условии власть чудесного возможна [20].
В формировании системы образов классического животного эпоса главной особенностью является наделение персонажа определенной чертой характера и определенным поведением. Сказочные сюжеты постоянно варьируют разнообразные ситуации, но практически никогда не выходят за рамки типологии характеров. Так, лиса стала воплощением хитрости, корысти, зла, обмана и ловкости («Котик, петушок и лисица», «Лиса и козёл»). В сказке «Лиса и волк», собрав рыбу, брошенную на дорогу, лиса стала обедать. Бежит волк: «Здравствуй, кумушка, хлеб да соль!» - «Я ем свой, а ты подальше стой». С чего бы это лисе угощать волка! Пускай сам наловит. Лисицу мгновенно осеняет: «Ты, куманек, ступай на реку, опусти хвост в прорубь - рыба сама на хвост нацепляется, да смотри, сиди подольше, а то не наловишь... Сиди и приговаривай: «Ловись, рыбка, и мала, и велика!». Медведь - неповоротливость, неуклюжесть, прямолинейность («Медведь», «Медведь на возу»). Волк несёт в себе самоуверенность, безграничную глупость («Волк в гостях у собаки», «Волк и козлята»). Кот - предвидение, мудрость («Кот и дикие животные», «Кот, петух и лиса»). Петух - искренность, добродушность, постоянная нацеленность на помощь («Петушок и бобовое зернышко») [21, c. 583].
Еще одна важная особенность народной духовной жизни находит свое отражение в народных сказках – соборность. Труд выступает не как повинность, а как праздник. Соборность – единство дела, мысли, чувства – противостоит в русских сказках эгоизму, жадности, всему тому, что делает жизнь серой, скучной, прозаической. Все русские сказки, олицетворяющие радость труда, кончаются одной и той же присказкой: «Тут на радостях все они вместе в пляс-то и пустились…». В сказке отражаются и другие нравственные ценности народа: доброта, как жалость к слабому, которая торжествует над эгоизмом и проявляется в способности отдать другому последнее и отдать за другого жизнь; страдание как мотив добродетельных поступков и подвигов; победа силы духовной над силой физической. Воплощение этих ценностей делает смысл сказки глубочайшим в противовес наивности ее назначения. Утверждение победы добра над злом, порядка над хаосом определяет смысл жизненного цикла сущего живого. Жизненный смысл трудно выразить в словах, его можно ощущать в себе или нет, и тогда он очень прост.
Таким образом, мудрость и
ценность сказки в том, что она
отражает, открывает и позволяет
пережить смысл важнейших
1.3.2 Классификация сказок и их специфика
Важнейшие идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и – главное – расстановка сил, осуществляющих добро и зло, по сути, едины в сказках разных народов. В этом смысле любая сказка не знает границ, она для всего человечества [22].
Фольклористика посвятила сказке множество исследований, но определение ее как одного из жанров устного народного творчества до сих пор остается открытой проблемой. Неоднородность сказок, обширный тематический диапазон, многообразие мотивов и персонажей, в них заключенных, несчетное количество способов разрешения конфликтов действительно делают задачу жанрового определения сказки весьма сложной.
И все-таки расхождение во взглядах на сказку сопряжено с тем, что расценивается в ней как основное: установка на вымысел или стремление отразить действительность посредством вымысла. Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.
На этой основе возникает классификация видов сказок, хотя и не вполне единообразная. Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева предложила типологию сказок, которая включает в себя:
- художественные (народные и авторские) сказки;
- психотерапевтичекие сказки;
- дидактические сказки;
- медитативные сказки [17].
Наибольшее же распространение получила классификация сказок при проблемно-тематическом подходе, который выделяет:
- сказки, посвященные животным;
- волшебные сказки (сказки
о необычных и
- социально-бытовые;
- сказки смешанного типа [23, c. 26].
Резко очерченных границ группы сказок не имеют, но, несмотря на зыбкость разграничения, такая классификация позволяет начать с ребенком предметный разговор о сказках в рамках условной «системы» – что, безусловно, облегчает работу родителей, воспитателя или учителя.
О сказках, входящих в круг чтения старших дошкольников можно сказать следующее.
Сказки о животных. Это самый распространенный вид сказок. Народная поэзия обнимала целый мир, ее объектом стал не только человек, но также и все живое на планете. Звери, птицы в этих сказках и похожи, и не похожи на настоящих. Идёт петух в сапогах, несет на плече косу и кричит во всё горло о том, чтобы шла коза вон из заячьей избушки, иначе быть дерезе разрубленной («Коза-дереза»). Волк ловит рыбу – опустил хвост в прорубь и приговаривает: «Ловись, рыбка, и мала и велика!» («Волк и лиса»). Лиса извещает тетерева о новом «указе» - тетеревам без боязни гулять по лугам, но тетерев не верит («Лиса и тетерев») Легко усмотреть во всех этих сказках неправдоподобие: где это видано, чтобы петух ходил с косой, волк ловил рыбу, а лиса уговаривала тетерева спуститься на землю? Ребенок принимает выдумку за выдумку, как и взрослый, но она его привлекает необычностью, непохожестью на то, что он знает о настоящих птицах и зверях. Больше всего детей занимает сама история: будет ли изгнана коза-дереза из заячьей избушки, чем кончится очевидная нелепость ловить рыбку хвостом, удался ли хитрый умысел лисы. Самые элементарные и в то же время самые важные представления – об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о доброте и жадности ложатся в сознание и определяют для ребенка нормы поведения [23, c. 27].
Волшебные сказки. Сказки волшебного типа включают в себя волшебные, приключенческие, героические. В основе таких сказок лежит чудесный мир. Чудесный мир – это предметный, фантастический, неограниченный мир. Благодаря неограниченной фантастике и чудесному принципу организации материала в сказках с чудесным миром возможного «превращения», поражающие своей скоростью (дети растут не по дням, а по часам, с каждым днем все сильнее или краше становятся). Не только скорость процесса ирреальна, но и сам его характер (из сказки «Снегурочка»: «Глядь, у Снегурочки губы порозовели, глаза открылись. Потом стряхнула с себя снег и вышла из сугроба живая девочка»). «Обращение» в сказках чудесного типа, как правило, происходят с помощью волшебных существ или предметов. В основном волшебные сказки древнее других, они несут следы первичного знакомства человека с миром, окружающим его.
Бытовые сказки. Характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть).
Как правило, в бытовых сказках больше иронии и самоиронии, поскольку добро торжествует, но акцентированы случайность или единичность его победы.
Характерна пестрота «бытовых» сказок: социально-бытовые, сатирико-бытовые, новеллистические и другие. В отличие от волшебных сказок, бытовая сказка содержит более значимый элемент социальной и нравственной критики. Похвала и осуждение в бытовых сказках звучат сильнее.
Сказки смешанного типа. В них совмещаются признаки присущие как сказкам с чудесным миром, бытовым сказкам. Проявляются также элементы чудесного в виде волшебных предметов, вокруг которых группируется основное действие.
Вера сказки в самоценность благородных человеческих качеств, бескомпромиссное предпочтение Добра основаны так же и на призыве к мудрости, активности, к подлинной человечности. Сказки нашей голубой планеты расширяют кругозор, пробуждают интерес к жизни и творчеству других народов, воспитывают чувство доверия ко всем обитателям нашей Земли, занятым честным трудом [24].
Таким образом, мы рассмотрели основные особенности четырех видов сказок, входящих в круг чтения старшего дошкольника. Зная специфику отдельного вида сказок, нам будет легко определить, какое влияние может оказать та или иная сказка на развитие нравственных чувств у дошкольников.
1.3.3 Использование сказок в нравственном воспитании ребёнка
Очень рано ребенок начинает знакомиться с произведениями искусства, с сокровищницей русской и мировой литературы, с лучшими образами устного народного творчества. И как добрый, мудрый друг в его жизнь входит сказка. Он не постиг ещё грамоты, но уже слушает специально для него созданные стихи и сказки. Всё для него ново, всё – впервые, всё воспринимается им жадно и благодарно [25, c. 60]. Из них он узнает, что счастье не мыслится без труда, без стойкости духовно-нравственных принципов, что осуждаются такие пороки, как насилие, разбой, коварство, обман.
В ряде народных сказок мы
встречаемся с определенными
педагогическими понятиями, выводами,
рассуждениями. Обычно сказка тяготеет
к причте, к нравоучению. И нравственная
заповедь, вытекающая из содержания сказки,
рождается весело, просто, без прямого
учения, как бы само собою. Сказка не
дает прямых наставлений детям (типа
«Слушайся родителей», «Уважай старших»,
«Не уходи из дома без разрешения»),
но в её содержании всегда заложен
урок, который они постоянно
Сказки осуждают такие свойства человеческого характера, как лень, жадность, упрямство, трусость, зависть, и, напротив, одобряются трудолюбие, верность, смелость. [26, c. 235]
Стремясь пробудить в
детях лучшие чувства, уберечь их
от черствости, эгоизма, равнодушия, народ
красочно рисовал в сказках борьбу
сил зла с силой добра, представленной
чаще всего в образе обыкновенного
человека. А чтобы закалить душевные
силы ребенка и вселить в него
уверенность в неизбежность победы
добра над злом, сказки рассказывали,
как трудна борьба и как мужество,
стойкость и преданность
Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки - в глубине ее содержания, созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она - творение народа. Сказка - это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ.
В сказках поднимается также и много других проблем нравственного воспитания. В русских сказках, как и в сказках других народов, явно проводится мысль о том, что человеком может называться только тот, кто трудится. В труде и борьбе человек приобретает свои лучшие качества. Трудолюбие - одна из главных человеческих характеристик. Без труда человек перестает быть человеком.
В сказках просто и естественно ставятся проблемы воспитания у молодежи чувства прекрасного, формирования моральных черт. Сказка внушает детям, что жизнь жестоко наказывает легкомыслие тех, кто не ценит главного в жизни - повседневного, упорного и не понимает основной ценности человека - трудолюбия.
Народная сказка способствует формированию определенных нравственных ценностей, идеалов. Для девочек - это красна девица, а для мальчиков - добрый молодец. Идеал для ребенка - далекая перспектива, к которой он будет стремиться, сверяя с ним свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определяет его как личность [28, c. 124].
Воспитательную ценность белорусских народных сказок отмечают современные исследователи. В частности, В.В. Козлов пишет: «Важность поднятых в белорусском сказочном эпосе социальных и моральных проблем, их эстетическая и этическая убежденность превращают белорусские народные сказки в своеобразный «моральный кодекс», который утверждает передовые демократические идеи и взгляды» [29, c. 42]. Моральная сила народных героев в том, что они воздействуют на эмоциональную сферу воспитанника, а через ее - на разум, характер, волю и поведение. Поэтому в белорусской народной педагогике сказки - один из компонентов морального кодекса трудолюбивого народа и действующее средство воспитания [30, с. 48]
Информация о работе Роль народной сказки в нравственном воспитании дошкольников