Роль народной сказки в нравственном воспитании дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 00:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выявить педагогические возможности народной сказки в формировании нравственных представлений у старших дошкольников.
Задачи:
изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования народных сказок в формировании нравственных представлений у дошкольников;
выявить особенности нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте;
выявить педагогические возможности народных сказок;
определить эффективность использования народных сказок для развития нравственных представлений в процессе специально организованной деятельности детей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДВТВОМ НАРОДНЫХ СКАЗОК. 7
1.1 Сущность понятия «нравственное воспитание». Цель, задачи, методы, средства и основное содержание нравственного воспитания в дошкольном возрасте. 7
1.2 Особенности нравственного воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста.. 10
1.3 Народная сказка как средство нравственного воспитания страших дошкольников. 14
1.3.1 Сказка как жанр устного народного творчества. 14
1.3.2 Классификация сказок и их специфика. 16
1.3.3 Использование сказок в нравственном воспитании ребёнка. 19
1.3.4 Психологические особенности изучения сказок. 21
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНЫХ СКАЗОК 26
2.1 Констатирующий этап исследования. 26
2.2 Формирующий этап исследования. 35
2.3 Контрольный этап исследования. 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50

Вложенные файлы: 1 файл

РОЛЬ НАРОДНОЙ СКАЗКИ В РАЗВИТИИ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.docx

— 200.05 Кб (Скачать файл)
  1. Методы формирования нравственного сознания. Основные функции методов данной группы – формирование нравственных представлений, понятий и на их основе убеждений и нравственной направленности личности. К этой группе относятся ознакомление детей с правилами и нормами поведения, пример взрослых, разъяснение, этическая беседа, объяснение, просьба, убеждение.
  2. Методы формирования нравственного поведения. Основные функции методов данной группы – формирование опыта общественного поведения и общественных отношений детей,  воспитание ребёнка активным субъектом эмоционально-нравственных переживаний. К этой группе относятся приучение к социально одобряемым формам и способам поведения, упражнение, поручение, требование, метод воспитывающих ситуаций.
  3. Методы стимулирования чувств и отношений ребёнка (или методы коррекции нравственного воспитания). Основная функция этой группы методов: формирование эмоционального опыта ребёнка, опыта его переживаний, имеющих эмоциональную окраску. К этой группе методов относятся пример нравственного поведения, поощрения и наказания [7, c. 148-153].

Методы нравственного  воспитания дошкольников применяются  не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Основаниями для подбора методов, которые можно и целесообразно использовать в комплексе, служит ведущая воспитательная задача.

Таким образом, основная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание и нравственные чувства. В этом играют немаловажную роль народные сказки, которые способствует формированию определенных нравственных ценностей и идеалов.

 

1.2 Особенности нравственного воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста

 

В старшем дошкольном возрасте расширяются возможности  нравственного воспитания. Это во многом обусловлено как большими изменениями, которые происходят в  умственном и эмоционально-волевом  развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении со взрослыми и сверстниками, так и достигнутым к 5 годам уровнем нравственной воспитанности. Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом.

Активное умственное развитие старшего дошкольника способствует формированию более высокой по сравнению  со средним дошкольным возрастом  степени осознанности поведения. Дети 5-7 лет начинают понимать смысл нравственных требований и правил, у них развивается  способность предвидеть последствия  своих поступков. Поведение старших  дошкольников утрачивает свойственную младшим детям ситуативность  и становится более целенаправленным и сознательным [7, c. 171].

У детей возникает пороговый  уровень самосознания и волевой  регуляции поведения. Он характеризуется  оформлением у ребенка его  внутренней позиции – довольно устойчивой системы отношений к себе, к  людям, к окружающему миру. Внутренняя позиция ребенка в дальнейшем становится исходным пунктом для  возникновения и развития у него многих других, в частности волевых, качеств личности, в которых проявляются  его независимость, настойчивость, самостоятельность и целеустремленность.

В данном возрасте появляются моральные суждения и оценки, понимание  общественного смысла нравственной нормы. Нравственные нормы поведения приобретают устойчивость. Дети в состоянии объяснить свои поступки, пользуясь нравственными категориями. Они усваивают социальные формы выражения чувств, начиная понимать переживания других, проявлять заботу, отзывчивость, взаимопомощь, сочувствие [9, c. 35].

 У дошкольников этого возраста активно формируется самосознание, благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, появляется самооценка, на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает умение оценивать действия других детей, а затем – собственные действия, моральные качества и умения. К 7 годам у большинства самооценка умений становится более адекватной [10, с. 118].

Старшие дошкольники проявляют  устойчивый интерес к социальным явлениям. Развивающееся мышление создает  реальные возможности для опосредованного  познания детьми окружающего мира. В процессе обучения дети 5-7 лет получают большой объем знаний, выходящих  за пределы их непосредственного  личного опыта.

У детей формируются первоначальные знания о Родине, о жизни народов  нашей страны, о некоторых общественных явлениях. На этой основе развиваются  начала высоких нравственных чувств: патриотизма, интернационализма, гражданственности.

Изменяется характер взаимоотношений дошкольников. Ребенок шести-семи лет в большинстве случаев играет не один: «мирное соседство» перерастает в устойчивое содружество. Радость совместной игры рождает новые отношения между детьми: товарищество и дружбу. Если четырехлетний ребенок оценивает поведение сверстника, исходя из конкретной ситуации: «Ира хорошая, она мне мяч дала поиграть», то мотивация старших дошкольников более осознанна и опирается на возросший опыт, а не только на одну какую-либо ситуацию: «Я люблю играть с Геной, он всегда помогает строить», «С Сашей интересно играть, он все умеет делать» и т. д.

У детей шести-семи лет заметно возрастает активность, ярче проявляется инициатива. «Что нужно делать? Мне нечего делать»,— часто можно слышать от ребенка этого возраста. Его стремление быть     занятым — верный помощник в воспитании трудолюбия, уважения к труду других.

Детям старшего дошкольного возраста свойственна  самостоятельность в разных сферах деятельности. У ребенка пяти-шести  лет начинают развиваться организаторские  умения. Организаторские умения развиваются в неразрывной связи с формированием таких качеств личности, как смелость, настойчивость, активность, самостоятельность, ответственность и целеустремленность. Но есть среди старших дошкольников дети малоактивные, отказывающиеся от поручений, не уверенные в себе, а также слишком решительные, энергичные, часто несдержанные.

По-иному происходит усвоение этических норм. Если дети среднего дошкольного возраста оценивают поступки героев только как плохие или как хорошие, то шести, семилетние ребята способны к мотивированной оценке, более точной и тонкой дифференцировке поведения, например, персонажей литературных произведений. Дети улавливают разнообразие нравственных проявлений: можно по-разному порадовать, проявить заботу т. д.

Расширение опыта, накопление знаний приводит, с одной стороны, к дальнейшему углублению и дифференцировке  нравственных представлений старших  дошкольников, с другой – к большей  обобщенности, приближающей их к элементарным нравственным понятиям (о дружбе, об уважении к старшим и т. п.). Формирующиеся  нравственные представления начинают играть регулирующую роль в поведении  детей, их отношении к окружающим [11, с. 130].

В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности воспитания произвольности поведения, что связано  с активным развитием волевых  процессов, повышением общей выносливости нервной системы. У детей развивается  ценная способность сдерживать непосредственные побуждения, подчинять свои поступки выдвинутым требованиям, на этой основе формируются дисциплинированность, самостоятельность, организованность. Однако часто при выборе решения  того или иного вопроса преобладают  эмоциональность, эффективность там, где уместны выдержка, терпение. Это свидетельствует о том, что  воля старшего дошкольника еще неустойчива, самоконтроль недостаточен.

 Важнейшую роль в  нравственном развитии старших  дошкольников играет формирующаяся  способность к соподчинению мотивов  поведения. В условиях правильного  воспитания у детей 5-7 лет развивается  умение руководствоваться в своем  поведении моральными мотивами, что приводит к становлению  основ нравственной направленности  личности. В этом процессе значимую  роль играют развивающиеся моральные  чувства, которые в старшем  дошкольном возрасте становятся  более богатыми по содержанию, действенными и управляемыми.

Новые черты появляются у  детей во взаимоотношениях со взрослыми  и сверстниками. В старшем дошкольном возрасте ребенок обучается взаимодействовать с окружающими людьми в совместной с ними деятельности, усваивает элементарные правила и нормы группового поведения, что позволяет ему в дальнейшем хорошо сходиться с   людьми, налаживать с ними нормальные деловые и личные взаимоотношения [12, c. 338].

Дети активно проявляют  интерес к содержательному общению  со взрослыми. Авторитет взрослого, его оценочное суждение продолжают играть серьезную роль в поведении, однако растущая самостоятельность  и осознанность поведения приводят к развитию способности сознательно  руководствоваться в поведении  усвоенными нравственными нормами.

Дети старшего дошкольного  возраста проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, формируется  «детское общество». Содержательное общение  со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 5-7 лет осваивают  умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Все это способствует накоплению морального опыта.

Наряду с игровой и  трудовой деятельностью существенную роль в нравственном воспитании детей 5-7 лет играет учебная деятельность. На занятиях дети осваивают нравственные представления, а также правила  учебного поведения, у них формируются  целенаправленность, ответственность, волевые качества [7, c. 115].

Однако и у детей  старшего дошкольного возраста наблюдается  неустойчивость поведения, отсутствие в ряде случаев выдержки, неумение перенести известные способы  поведения в новые условия. Отмечаются и большие индивидуальные различия в уровне воспитанности детей.

Почти все воспитатели  в своей педагогической деятельности сталкивались с непосредственностью, импульсивностью, ситуативностью поведения  детей старшего дошкольного возраста. Очень часто под влиянием сиюминутного сильного желания, аффекта, не умея противостоять  мощным «внешним» стимулам и соблазнам, ребенок забывает нотации и нравоучения  взрослых, совершает неблаговидные  поступки, в которых затем искренне раскаивается [13, с. 112].

Исходя из описанных выше особенностей развития нравственных качеств  у детей старшего дошкольного  возраста, можно сделать вывод  о том, что этот возраст является наиболее сензитивным к нравственному воспитанию. Именно поэтому в старшем дошкольном возрасте необходимо обогащать нравственный опыт детей посредством народной сказки, привлекая их к мотивированной оценке, более точной и тонкой дифференцировке поведения сказочных персонажей. Всё это в результате составит необходимую эффективную основу позднее формирующихся более сложных нравственных отношений.

 

 

 

1.3 Народная сказка как средство нравственного воспитания старших дошкольников

 

1.3.1 Сказка как жанр устного народного творчества

 

Сказка - один из основных видов  устного народного творчества. Художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера [14, с. 314]. Существую различные толкования понятия сказки как жанра устного народного творчества. Представим некоторые из определений, принятых в современной науке:

Сказки – это коллективно созданные и традиционно хранимые народом устные прозаические художественные повествования такого реального содержания, которое по необходимости требует использования приемов неправдоподобного изображения реальности [15, с. 17].

Сказка – произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, лицах (обычно с участием волшебных сил); выдумка, неправда, небылица [16, с. 102].

Сказка – произведение, в котором главной чертой является установка на раскрытие жизненной правды с помощью возвышающего или снижающего реальность условно-поэтического вымысла [17, с. 14].

«Сказки – это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением» - пишет  крупнейший собиратель и исследователь сказки А.И. Никифоров          [18, c. 9].

Как мы видим, авторы почти всех трактовок определяют сказку как вид устного повествования с фантастическим вымыслом. Связь с мифом и легендами, на которую указывает М.-Л. Фон Франц, выводит сказку за пределы простого фантастического рассказа [19]. Сказка - не только поэтический вымысел или игра фантазии; через содержание, язык, сюжеты и образы в ней отражаются культурные ценности ее создателя.

В русских сказках часто  встречаются повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная  девица; добрый молодец, а также сочетания  слов: пир на весь мир; идти, куда глаза глядят; буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли.

Часто в русских сказках  определение ставится после определяемого  слова, что создает особую напевность: сыновья мои милые; солнце красное; красавица писаная. Характерны для русских сказок краткие и усеченные формы прилагательных (красно солнце, буйну голову повесил) и глаголов: «хвать» вместо «схватил», «подь» вместо «пойди».

Языку сказок свойственно  употребление имен существительных  и имен прилагательных с различными суффиксами, которые придают им уменьшительно-ласкательное значение: брат-ец, петуш-ок, солн-ышк-о. Все это делает изложение плавным, напевным, эмоциональным. Этой же цели служат и различные усилительно-выделительные частицы: то, вот, что за, ка ( Вот чудо-то! Пойду-ка я направо. Что за чудо!) [17, с. 22].

Информация о работе Роль народной сказки в нравственном воспитании дошкольников