Роль педагога как менеджера в формировании фактора сохранности здоровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 16:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - реализация педагогических условий формирования готовности студентов к проектированию здоровьесберегающего процес­са в период обучения в среднем специальном учебном заведении.
Задачи исследования:
1. Выявить состояние психологического и духовно-нравственного здоровья студентов.
2. Провести анализ готовности педагогов учебных заведений к здоровьесбережению обучающихся.
3. Выявить дидактические условия, влияющие на сохранность здоро­вья студентов в период обучения в среднем специальном учебном заведении.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................3
ГЛАВА 1. Педагогические условия формирования у студентов средних специальных учебных заведений готовности к здоровому образу жизни
1.1. Реализация здоровьесберегающей технологии в системе личностно-ориентированного обучения студентов средних специальных учебных заведений……………………………………………………………………...9
1.2. Условия эффективности содержания педагогического процесса к осуществлению здоровьесбережения студентов………………………....22
1.3. Междисциплинарный подход в системе личностно-ориентированного обучения как фактор сохранности здоровья студентов……………….................................................................................36
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ................................................................................43
ГЛАВА 2. Педагогическое обеспечение сохранения и укрепления здоровья студентов в период профессиональной подготовки студентов в средних специальных учебных заведениях
2.1. Анализ состояния готовности будущих специалистов к осуществлению здоровьесбережения в профессиональной деятельности………………………………………………………………...44
2.2. Педагогические условия формирования готовности студентов к проектированию здоровьесберегающего процесса…….……...................49
2.3. Результаты опытно-экспериментального исследования по проблеме сохранности здоровья студентов в период обучения в средних специальных учебных заведениях………………………………………....60
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ................................................................................73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.....................................76
ПРИЛОЖЕНИЯ......................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа (административно-управленческий блок).doc

— 465.00 Кб (Скачать файл)


Кировская государственная медицинская академия

Факультет Высшего сестринского образования

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

По административно-управленческому блоку

На тему: Роль педагога как менеджера в формировании фактора сохранности здоровья

 

 

 

Выполнила: студентка V курса 564 группы

Елена Викторовна Муравьева

Проверил: Елена Алексеевна Мухачева

 

 

 

 

 

 

 

 

Киров, 2008 год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................3

ГЛАВА 1. Педагогические условия формирования у студентов средних специальных учебных заведений готовности к здоровому образу жизни

1.1. Реализация здоровьесберегающей технологии в системе личностно-ориентированного обучения студентов средних специальных учебных заведений……………………………………………………………………...9

1.2. Условия эффективности содержания педагогического процесса к осуществлению здоровьесбережения студентов………………………....22

1.3. Междисциплинарный подход в системе личностно-ориентированного обучения как фактор сохранности здоровья студентов……………….................................................................................36

ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ................................................................................43

ГЛАВА 2. Педагогическое обеспечение сохранения и укрепления здоровья студентов в период профессиональной подготовки студентов в средних специальных учебных заведениях

2.1. Анализ состояния готовности будущих специалистов к осуществлению здоровьесбережения в профессиональной деятельности………………………………………………………………...44

2.2. Педагогические условия формирования готовности студентов к проектированию здоровьесберегающего процесса…….……...................49

2.3. Результаты опытно-экспериментального исследования по проблеме сохранности здоровья студентов в период обучения в средних специальных учебных заведениях………………………………………....60

ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ................................................................................73

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................74

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.....................................76

ПРИЛОЖЕНИЯ..............................................................................................80

 

 

Введение

Проблема личностно-ориентированного обучения студентов средних специальных учебных заведений как фактора сохранности здоровья представляется в настоящее время актуальной и значимой. Ее востребованность определяется первостепенной важностью сохранения здоровья человека. В связи с этим определяется необходимость профессиональной готовности медицинских кадров современных образовательных учреждений к осуществлению личностно-ориентированного обу­чения. В Федеральной программе развития образования отмечается, что «в последние годы отчетливо проявляются тенденции ухудшения здоровья де­тей» (Федеральный закон об утверждении Федеральной программы развития образования, 2000).

В числе наиболее важных факторов ухудшения здоровья находятся нестабильное экономическое положение страны, региональные конфликты, рост числа социально неблагополучных семей, кризис духовных ценностей, падение нравственного уровня населения.

К числу факторов, отрицательно влияющих на здоровье студентов, российские ученые Э.Н.Вайнер, Н.К.Иванова, A.M.Куликов, Е.Л.Ямбург и др. относят перегрузку учебными занятиями, авторитарный стиль взаимоотношении педагогов и студентов, недостаточный учет индивидуальных осо­бенностей в обучении и воспитании, гиподинамию и др. В современных ус­ловиях развития отечественной средней специальной школы становится очевидным, что успешное решение проблемы сохранения и укрепления здоровья студентов во многом зависит от совместных усилий педагогов, социальных служащих, психологов, социальных психологов. Возникла потребность обоснования пе­дагогических технологий решения этой проблемы в рамках педагогики и психологии образовательного процесса.

Особую актуальность представляет проблема здоровья молодежи. От этого зависит благополучие будущей молодой семьи, производственный потенциал и обороноспособность страны. Данные статистики свидетельствуют о том, что по состоянию 2007 года только 6-8% выпускников обшеобразовательной школы признаны здоровыми, каждый второй имеет морфофункциональную патологию, 42% - хронические заболевания. Уровень алкоголизации среди юношей в одиннадцати регионах России колеблется от 72% до 92%, а среди девушек - от 80 до 94% (О мерах по улучшению охраны здоро­вья детей в Российской Федерации, 2002). Отсутствие знаний по культуре здоровья, пренебрежение здоровьем являются одной из причин того, что 40% студентов не имеют представления о здоровом образе жизни; около 50% сту­дентов пробовали наркотики. Эти данные говорят о том, что сохранение и укрепление здоровья студентов – это, прежде всего нравственная и педагоги­ческая проблема.

Анализ научной литературы показывает, что проблемой личностно-ориентированного обучения занимались многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи: Ш.А.Амонашвили, Н.А.Алексеев, M.Н.Берудава, К.Роджерс, В.В.Сериков, И.С.Якиманская и другие.

В исследованиях А.В.Беляева, М.И.Битянова, Н.М.Лебедева, В.А.Шаповалова отмечается, что гуманистическая среда и позитивная мотивация к образованию формируют личности о значимые качества студентов. Изучением вопросов различных педагогических технологий, способствую­щих эффективности процесса обучения в средних специальных учебных заведениях, занимаются отече­ственные и зарубежные ученые Н.К.Бутенко, В.И.Горовая, В.Я.Ляудис и др.; личностно-характерологическими особенностями подростков занимают­ся О.А.Ахвердова, И.В.Боев, Н.Н.Волоскова, О.А.Бутова, В.Н.Муравьева; здоровьесберегающими технологиями в системе образования занимаются О.А.Ахвердова, И.В.Боев, Л.И.Губарева, К.С.Гюлушанян, И.А.Малашихина, Н.А.Медведева, В.М.Муравьева, Г.М.Соловьев, Н.Ю.Шумакова и другие.

Однако большинство специалистов, раскрывая важнейшие аспекты личностно-ориентированного обучения, не исследовали ее в системе здоровьесберегающей технологии в обучении студентов как комплексной и междисциплинарной научной проблемы. Ощущается раздробленность проблематики, недостаток целостного осмысления. Хотя изучение состояний здоровья молодежи ведется в различных регионах страны, в частности, уче­ные Южного региона внесли большой вклад в разработку категориальною аппарата, создание региональной концепции «Образование и здоровье», про­блема эффективного использования личностно-ориентированной технологии в обучении студентов как фактора сохранности здоровья остается актуальной и требует прикладной разработки.

Значимость данной проблемы актуализируется рядом устойчивых противоречий между:

-  необходимостью  решения  проблемы личностно-ориентированного обучения студентов и недостаточной научно-теоретической и практической разработанностью технологий обучения, которые бы эффективно влияли на психокомфортное и физиологическое состояние здо­ровья студентов;

-  современным уровнем развития системы образования, основой которого является педагогический процесс, и необходимостью четкого научного регулирования учебной и дисциплинарной нагрузки обучающихся;

-  уровнем профессиональной компетентности современного педагога и методическими возможностями реализации методой активного познавательного обучения в учебном процессе, стимулирующих ин­терес и потребность студентов к получению знаний в обстановке комфорта и социального благополучия;

- содержанием современных концептуальных установок о необходимости пропаганды здорового образа жизни среди молодежи и социокультурны­ми условиями окружающей среды.

На основании выявленных противоречий была определена проблема исследовании, содержание которой сформулировано следующим образом: каково педагогическое обеспечение сохранения и укрепления состояния здоровья студентов в период профессиональной подготовки в среднем специальном учебном заведении?

Объект исследования - здоровье студентов в период обучения в среднем специальном учебном заведении.

Предмет исследования - процесс организации и содержания личностно-ориентированного обучения студентов.

Цель исследования - реализация педагогических условий формирования готовности студентов к проектированию здоровьесберегающего процес­са в период обучения в среднем специальном учебном заведении.

Задачи исследования:

1.   Выявить состояние психологического и духовно-нравственного здоровья студентов.

2.  Провести анализ  готовности педагогов учебных заведений к здоровьесбережению обучающихся.

3.  Выявить дидактические условия, влияющие на сохранность здоро­вья студентов в период обучения в среднем специальном учебном заведении.

Гипотеза исследовании: организация здоровьесберегающего образовательного процесса будет эффективной, если:

-  проводится первичная диагностика состояния здоровья студентов;

-  осуществляется личностно ориентированное обучение студентов;

-  создается комплекс оздоровительных услуг для студентов, обучающихся в средних специальных учебных заведениях;

-  в процессе обучения формируются знания о здоровом образе жизни.

Методологическую основу исследования составили следующие положения:  признание  философского и гносеологического плюрализма как принципа теоретического обоснования педагогических проблем в системе гуманитарного знания; диалектическая взаимосвязь объективного и субъективного; системный подход к исследованиям; аксиологический подход, при­знающий человека наивысшей ценностью; учет общих закономерностей дея­тельности и сознания, физиологических особенностей развития студентов; концепция формирования личности в онтогенезе; теория преемственности между биологическим и социальным психического развития; концепция отечественной и зарубежной психологии и педагогики о сущности личности и ее психологической структуры, самосознании личности; философско-теоретические концепции о целостности личности.

Теоретическую основу исследования составили гуманизация обучения (Ш.А.Амонашвили, M.H.Берулава, В.А.Караковский, И.Б.Котова. Е.А.Ямбург); личностно ориентированный подход к образованию (Н.А.Алексеев, Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков, И.С.Якиманская); концеп­ции здоровьесбережения в образовании (В.В.Вучева, Л.И.Губарева, Н.А.Медведева, В.Н.Муравьева, Г.М.Соловьев, Н.Ю.Шумакова); концеп­ция медико-психологического сопровождения здоровьесберегающего образования (О.A.Ахвердова, И.В.Боев, О.А.Бутова, Н.Н.Волоскова, К.С.Гюлушанян, Н.В.Зарыковская, В.Н.Муравьева, Л.И.Марочкина, В.О.Францева и др.); влияние биологических ритмов на работоспособность и сохранность здоровья студентов (И.А.Ахвердова, О.А.Бутова. Л.И.Губарева, И.А.Малашихина, В.И.Панкова).

Для достижения поставленных целей использовались следующие методы: изучение и научно-теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме; праксиметрический метод (изучение документов); статистические методы (методы измерения и обработки экспериментальных данных, их сис­темный анализ, графическая интерпретация); синтез и обобщение, способствующие подведению промежуточных и общих итогов исследования.

Практическая значимость исследования заключается в разработке оздоровительной программы «Личностно-ориентированное обучение и здоровье» в целях сохранения и укрепления здоровья студентов.

Объем и структура курсовой работы. Курсовая работа изложена на 160 страницах, состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, за­ключения, списка использованных источников, включающей 200 источников, и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава  1.   Педагогические условия  формирования  у студентов высших учебных заведений готовности к здоровому образу жизни

1.1. Реализация здоровьесберегающей технологии в системе лично­стно-ориентированного обучения студентов в вузе

Общеизвестно, что ступень среднего образования является базисом любой целостной образовательной системы. На этой ступени закладываются основы интеллектуального, физического, духовно-нравственного, а в целом культурного становления и совершенствования личности. Между тем качество образования не может рассматриваться вне контекста здоровья субъектов образовательного процесса. Нет смысла в образовании, если система наносит вред здоровью человека. Между тем многочисленные результаты исследова­ний демонстрируют, что лишь около 15% выпускников школ можно считать практически здоровыми. Ситуация со здоровьем у выпускников школ в Кировской области, как и в целом в России, продолжает оставаться глаз­ной стратегической проблемой в области образования. Ведущее место в структуре заболеваемости занимают болезни органов дыхания (53,3%), нерв­ной системы и органов чувств (10,8%), инфекционных болезней (8,2%), травм, отравлений (6,2%), болезни кожи и эндокринной системы (8,1%). Продолжает интенсивно увеличиваться патология зрения.

Информация о работе Роль педагога как менеджера в формировании фактора сохранности здоровья