Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 16:09, курсовая работа
Цель исследования - реализация педагогических условий формирования готовности студентов к проектированию здоровьесберегающего процесса в период обучения в среднем специальном учебном заведении.
Задачи исследования:
1. Выявить состояние психологического и духовно-нравственного здоровья студентов.
2. Провести анализ готовности педагогов учебных заведений к здоровьесбережению обучающихся.
3. Выявить дидактические условия, влияющие на сохранность здоровья студентов в период обучения в среднем специальном учебном заведении.
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................3
ГЛАВА 1. Педагогические условия формирования у студентов средних специальных учебных заведений готовности к здоровому образу жизни
1.1. Реализация здоровьесберегающей технологии в системе личностно-ориентированного обучения студентов средних специальных учебных заведений……………………………………………………………………...9
1.2. Условия эффективности содержания педагогического процесса к осуществлению здоровьесбережения студентов………………………....22
1.3. Междисциплинарный подход в системе личностно-ориентированного обучения как фактор сохранности здоровья студентов……………….................................................................................36
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ................................................................................43
ГЛАВА 2. Педагогическое обеспечение сохранения и укрепления здоровья студентов в период профессиональной подготовки студентов в средних специальных учебных заведениях
2.1. Анализ состояния готовности будущих специалистов к осуществлению здоровьесбережения в профессиональной деятельности………………………………………………………………...44
2.2. Педагогические условия формирования готовности студентов к проектированию здоровьесберегающего процесса…….……...................49
2.3. Результаты опытно-экспериментального исследования по проблеме сохранности здоровья студентов в период обучения в средних специальных учебных заведениях………………………………………....60
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ................................................................................73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.....................................76
ПРИЛОЖЕНИЯ......................................................................
Кировская государственная медицинская академия
Факультет Высшего сестринского образования
Курсовая работа
По административно-
На тему: Роль педагога как менеджера в формировании фактора сохранности здоровья
Выполнила: студентка V курса 564 группы
Елена Викторовна Муравьева
Проверил: Елена Алексеевна Мухачева
Киров, 2008 год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................
ГЛАВА 1. Педагогические условия формирования у студентов средних специальных учебных заведений готовности к здоровому образу жизни
1.1. Реализация здоровьесберегающей технологии в системе личностно-ориентированного обучения студентов средних специальных учебных заведений………………………………………………………
1.2. Условия эффективности содержания педагогического процесса к осуществлению здоровьесбережения студентов………………………....22
1.3. Междисциплинарный подход в системе личностно-ориентированного обучения как фактор сохранности здоровья студентов………………...............
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ.........................
ГЛАВА 2. Педагогическое обеспечение сохранения и укрепления здоровья студентов в период профессиональной подготовки студентов в средних специальных учебных заведениях
2.1. Анализ состояния готовности будущих специалистов к осуществлению здоровьесбережения в профессиональной деятельности………………………………………………
2.2. Педагогические условия формирования готовности студентов к проектированию здоровьесберегающего процесса…….…….................
2.3. Результаты опытно-экспериментального исследования по проблеме сохранности здоровья студентов в период обучения в средних специальных учебных заведениях………………………………………....6
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ.........................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ....................
ПРИЛОЖЕНИЯ....................
Введение
Проблема личностно-ориентированного обучения студентов средних специальных учебных заведений как фактора сохранности здоровья представляется в настоящее время актуальной и значимой. Ее востребованность определяется первостепенной важностью сохранения здоровья человека. В связи с этим определяется необходимость профессиональной готовности медицинских кадров современных образовательных учреждений к осуществлению личностно-ориентированного обучения. В Федеральной программе развития образования отмечается, что «в последние годы отчетливо проявляются тенденции ухудшения здоровья детей» (Федеральный закон об утверждении Федеральной программы развития образования, 2000).
В числе наиболее важных факторов ухудшения здоровья находятся нестабильное экономическое положение страны, региональные конфликты, рост числа социально неблагополучных семей, кризис духовных ценностей, падение нравственного уровня населения.
К числу факторов, отрицательно влияющих на здоровье студентов, российские ученые Э.Н.Вайнер, Н.К.Иванова, A.M.Куликов, Е.Л.Ямбург и др. относят перегрузку учебными занятиями, авторитарный стиль взаимоотношении педагогов и студентов, недостаточный учет индивидуальных особенностей в обучении и воспитании, гиподинамию и др. В современных условиях развития отечественной средней специальной школы становится очевидным, что успешное решение проблемы сохранения и укрепления здоровья студентов во многом зависит от совместных усилий педагогов, социальных служащих, психологов, социальных психологов. Возникла потребность обоснования педагогических технологий решения этой проблемы в рамках педагогики и психологии образовательного процесса.
Особую актуальность представляет проблема здоровья молодежи. От этого зависит благополучие будущей молодой семьи, производственный потенциал и обороноспособность страны. Данные статистики свидетельствуют о том, что по состоянию 2007 года только 6-8% выпускников обшеобразовательной школы признаны здоровыми, каждый второй имеет морфофункциональную патологию, 42% - хронические заболевания. Уровень алкоголизации среди юношей в одиннадцати регионах России колеблется от 72% до 92%, а среди девушек - от 80 до 94% (О мерах по улучшению охраны здоровья детей в Российской Федерации, 2002). Отсутствие знаний по культуре здоровья, пренебрежение здоровьем являются одной из причин того, что 40% студентов не имеют представления о здоровом образе жизни; около 50% студентов пробовали наркотики. Эти данные говорят о том, что сохранение и укрепление здоровья студентов – это, прежде всего нравственная и педагогическая проблема.
Анализ научной литературы показывает, что проблемой личностно-ориентированного обучения занимались многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи: Ш.А.Амонашвили, Н.А.Алексеев, M.Н.Берудава, К.Роджерс, В.В.Сериков, И.С.Якиманская и другие.
В исследованиях А.В.Беляева, М.И.Битянова, Н.М.Лебедева, В.А.Шаповалова отмечается, что гуманистическая среда и позитивная мотивация к образованию формируют личности о значимые качества студентов. Изучением вопросов различных педагогических технологий, способствующих эффективности процесса обучения в средних специальных учебных заведениях, занимаются отечественные и зарубежные ученые Н.К.Бутенко, В.И.Горовая, В.Я.Ляудис и др.; личностно-характерологическими особенностями подростков занимаются О.А.Ахвердова, И.В.Боев, Н.Н.Волоскова, О.А.Бутова, В.Н.Муравьева; здоровьесберегающими технологиями в системе образования занимаются О.А.Ахвердова, И.В.Боев, Л.И.Губарева, К.С.Гюлушанян, И.А.Малашихина, Н.А.Медведева, В.М.Муравьева, Г.М.Соловьев, Н.Ю.Шумакова и другие.
Однако большинство специалистов, раскрывая важнейшие аспекты личностно-ориентированного обучения, не исследовали ее в системе здоровьесберегающей технологии в обучении студентов как комплексной и междисциплинарной научной проблемы. Ощущается раздробленность проблематики, недостаток целостного осмысления. Хотя изучение состояний здоровья молодежи ведется в различных регионах страны, в частности, ученые Южного региона внесли большой вклад в разработку категориальною аппарата, создание региональной концепции «Образование и здоровье», проблема эффективного использования личностно-ориентированной технологии в обучении студентов как фактора сохранности здоровья остается актуальной и требует прикладной разработки.
Значимость данной проблемы актуализируется рядом устойчивых противоречий между:
- необходимостью решения проблемы личностно-ориентированного обучения студентов и недостаточной научно-теоретической и практической разработанностью технологий обучения, которые бы эффективно влияли на психокомфортное и физиологическое состояние здоровья студентов;
- современным уровнем развития системы образования, основой которого является педагогический процесс, и необходимостью четкого научного регулирования учебной и дисциплинарной нагрузки обучающихся;
- уровнем профессиональной компетентности современного педагога и методическими возможностями реализации методой активного познавательного обучения в учебном процессе, стимулирующих интерес и потребность студентов к получению знаний в обстановке комфорта и социального благополучия;
- содержанием современных концептуальных установок о необходимости пропаганды здорового образа жизни среди молодежи и социокультурными условиями окружающей среды.
На основании выявленных противоречий была определена проблема исследовании, содержание которой сформулировано следующим образом: каково педагогическое обеспечение сохранения и укрепления состояния здоровья студентов в период профессиональной подготовки в среднем специальном учебном заведении?
Объект исследования - здоровье студентов в период обучения в среднем специальном учебном заведении.
Предмет исследования - процесс организации и содержания личностно-ориентированного обучения студентов.
Цель исследования - реализация педагогических условий формирования готовности студентов к проектированию здоровьесберегающего процесса в период обучения в среднем специальном учебном заведении.
Задачи исследования:
1. Выявить состояние психологического и духовно-нравственного здоровья студентов.
2. Провести анализ готовности педагогов учебных заведений к здоровьесбережению обучающихся.
3. Выявить дидактические условия, влияющие на сохранность здоровья студентов в период обучения в среднем специальном учебном заведении.
Гипотеза исследовании: организация здоровьесберегающего образовательного процесса будет эффективной, если:
- проводится первичная диагностика состояния здоровья студентов;
- осуществляется личностно ориентированное обучение студентов;
- создается комплекс оздоровительных услуг для студентов, обучающихся в средних специальных учебных заведениях;
- в процессе обучения формируются знания о здоровом образе жизни.
Методологическую основу исследования составили следующие положения: признание философского и гносеологического плюрализма как принципа теоретического обоснования педагогических проблем в системе гуманитарного знания; диалектическая взаимосвязь объективного и субъективного; системный подход к исследованиям; аксиологический подход, признающий человека наивысшей ценностью; учет общих закономерностей деятельности и сознания, физиологических особенностей развития студентов; концепция формирования личности в онтогенезе; теория преемственности между биологическим и социальным психического развития; концепция отечественной и зарубежной психологии и педагогики о сущности личности и ее психологической структуры, самосознании личности; философско-теоретические концепции о целостности личности.
Теоретическую основу исследования составили гуманизация обучения (Ш.А.Амонашвили, M.H.Берулава, В.А.Караковский, И.Б.Котова. Е.А.Ямбург); личностно ориентированный подход к образованию (Н.А.Алексеев, Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков, И.С.Якиманская); концепции здоровьесбережения в образовании (В.В.Вучева, Л.И.Губарева, Н.А.Медведева, В.Н.Муравьева, Г.М.Соловьев, Н.Ю.Шумакова); концепция медико-психологического сопровождения здоровьесберегающего образования (О.A.Ахвердова, И.В.Боев, О.А.Бутова, Н.Н.Волоскова, К.С.Гюлушанян, Н.В.Зарыковская, В.Н.Муравьева, Л.И.Марочкина, В.О.Францева и др.); влияние биологических ритмов на работоспособность и сохранность здоровья студентов (И.А.Ахвердова, О.А.Бутова. Л.И.Губарева, И.А.Малашихина, В.И.Панкова).
Для достижения поставленных целей использовались следующие методы: изучение и научно-теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме; праксиметрический метод (изучение документов); статистические методы (методы измерения и обработки экспериментальных данных, их системный анализ, графическая интерпретация); синтез и обобщение, способствующие подведению промежуточных и общих итогов исследования.
Практическая значимость исследования заключается в разработке оздоровительной программы «Личностно-ориентированное обучение и здоровье» в целях сохранения и укрепления здоровья студентов.
Объем и структура курсовой работы. Курсовая работа изложена на 160 страницах, состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников, включающей 200 источников, и приложения.
Глава 1. Педагогические условия формирования у студентов высших учебных заведений готовности к здоровому образу жизни
1.1. Реализация здоровьесберегающей технологии в системе личностно-ориентированного обучения студентов в вузе
Общеизвестно, что ступень среднего образования является базисом любой целостной образовательной системы. На этой ступени закладываются основы интеллектуального, физического, духовно-нравственного, а в целом культурного становления и совершенствования личности. Между тем качество образования не может рассматриваться вне контекста здоровья субъектов образовательного процесса. Нет смысла в образовании, если система наносит вред здоровью человека. Между тем многочисленные результаты исследований демонстрируют, что лишь около 15% выпускников школ можно считать практически здоровыми. Ситуация со здоровьем у выпускников школ в Кировской области, как и в целом в России, продолжает оставаться глазной стратегической проблемой в области образования. Ведущее место в структуре заболеваемости занимают болезни органов дыхания (53,3%), нервной системы и органов чувств (10,8%), инфекционных болезней (8,2%), травм, отравлений (6,2%), болезни кожи и эндокринной системы (8,1%). Продолжает интенсивно увеличиваться патология зрения.
Информация о работе Роль педагога как менеджера в формировании фактора сохранности здоровья