Роль педагога как менеджера в формировании фактора сохранности здоровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 16:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - реализация педагогических условий формирования готовности студентов к проектированию здоровьесберегающего процес­са в период обучения в среднем специальном учебном заведении.
Задачи исследования:
1. Выявить состояние психологического и духовно-нравственного здоровья студентов.
2. Провести анализ готовности педагогов учебных заведений к здоровьесбережению обучающихся.
3. Выявить дидактические условия, влияющие на сохранность здоро­вья студентов в период обучения в среднем специальном учебном заведении.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................3
ГЛАВА 1. Педагогические условия формирования у студентов средних специальных учебных заведений готовности к здоровому образу жизни
1.1. Реализация здоровьесберегающей технологии в системе личностно-ориентированного обучения студентов средних специальных учебных заведений……………………………………………………………………...9
1.2. Условия эффективности содержания педагогического процесса к осуществлению здоровьесбережения студентов………………………....22
1.3. Междисциплинарный подход в системе личностно-ориентированного обучения как фактор сохранности здоровья студентов……………….................................................................................36
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ................................................................................43
ГЛАВА 2. Педагогическое обеспечение сохранения и укрепления здоровья студентов в период профессиональной подготовки студентов в средних специальных учебных заведениях
2.1. Анализ состояния готовности будущих специалистов к осуществлению здоровьесбережения в профессиональной деятельности………………………………………………………………...44
2.2. Педагогические условия формирования готовности студентов к проектированию здоровьесберегающего процесса…….……...................49
2.3. Результаты опытно-экспериментального исследования по проблеме сохранности здоровья студентов в период обучения в средних специальных учебных заведениях………………………………………....60
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ................................................................................73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.....................................76
ПРИЛОЖЕНИЯ......................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа (административно-управленческий блок).doc

— 465.00 Кб (Скачать файл)

Классификация межпредметных связей на уровне знаний (язык науки,  теория, прикладная часть) и на уровне видов деятельности (методы, организационные формы, общие приемы учебной работы, общие способы мыслительной, речевой и других видов деятельности обучающихся) позволяет глубже изучить процесс овладения системой знаний и её применение в практической деятельности обучающихся.

Расширение и углубление межпредметных связей в предметном содержании учебного курса можно представить в виде следующей последователь­ности этапов; реализация межпонятийных связей, обеспечивающая образова­ние понятий; реализация межпонятийных связей, устанавливающих между понятиями содержательно-логические связи и придающие знаниям качество систематичности; реализация структурно-функциональных связей, обеспечи­вающих системность знаний.

На первый взгляд кажется, что реализацию меж предметных связей можно вывести из принципа систематичности и последовательности, предполагающего усвоение обучающимися понятий, тем в их логической после­довательности и преемственности. Однако такой взгляд является несостоя­тельным, т.к. в процессе последовательного развертывания программы учеб­ного курса реализуются только линейные связи. Они организуют вокруг себя содержание учебного предмета и отражают специфику его логической струк­туры. При логико-дидактической интерпретации программного материала обеспечивается систематичность знаний, но не системность знаний. Обеспе­чение системности знаний требует реализации в процессе объемных связей, которые получаются путем структурирования линейных связей. Объемные связи реализуются участниками учебного процесса в ходе систематизации знаний и отражения результатов этой деятельности в знако-символьных обозначениях. Эти связи отражают иерархию знаний, вскрывают их структурно-функциональное строение; они обеспечивают внутреннее единство и органическую целостность учебного курса. Реализация в процессе обучения объем­ных связей предполагает не только образование новых связей, но разрыв и перестройку линейных связей, не имеющих место в учебном курсе.

Из сказанного следует вывод, что реализация объемных связей обеспечивает системность знаний и актуализирует следующие виды деятельности обучающихся: работа с понятиями, решение ситуационных задач, обобщение, систематизация и классификация различных элементов знаний, а также работа по алгоритму и алгоритмизация элементов умений в практиче­ской деятельности.

Предметный интерес представляет анализ особенностей, основных задач и условий функционирования этапов обобщенной дидактической схемы с позиций деятельностного подхода в обучении.

Анализ научной литературы позволяет нам выделить основные структурные компоненты межпредметных связей в аспекте здоровьесбережения. Так, на наш взгляд, возможно выделить три компонента;

1. Содержательно-информационный компонент, который в свою очередь предусматривают теоретические знания в сфере здоровьесбережения (знания о здоровье, строении тела человека), фактологические знания в сфере здоровьесбережения и общенаучные понятия в сфере здоровьесбережения (знания о природе, обществе). Данный компонент межпредметных связей бу­дет реализовываться в когнитивном аспекте содержания профессионального образования в аспекте здоровьесбережения и будет направ­лен на формирование когнитивного опыта студентов. Умение самостоятель­но получать, отбирать и накапливать социальный опыт в сфере здоровьесбережения является необходимым компонентом профессиональной деятельно­сти будущего медицинского работника.

2. Деятельностный компонент содержит в себе познавательные (исследовательская, самообразовательная, организационно-познавательная, учебная деятельность) и практические (учебная деятельность, производственная практика) умения. Данный компонент межпредметных связей будет направлен на формирование практического опыта студентов.

3. Ценностно-ориентационный компонент содержит в себе ценностные отношения (к здоровью, ЗОЖ и др.) и качества личности (необходимые для осуществления здоровьесбережения).

По мнению Г.М.Соловьева, эффективность формирования здорового образа жизни зависит от выполнения ряда условий. К ним относятся:

- обеспечение комплексного подхода к решению проблемы здоровья детей, состояния полного телесного благополучия;

- формирование критериев и подходов к управлению здоровьем чело­века на основе качественных и количественных оценок адаптационных воз­можностей человека;

- обеспечение превентивного (предупредительного, предохранительно­го) психолого-педагогического и социального воздействия на студента, недопущение снижения уровня eго здоровья на грань с болезнью;

- организация педагогического процесса образовательного учреждения в соответствии с современными представлениями о здоровье человека, оптимизации (оздоровлении) его образа жизни, с учетом состояния здоровья, возрастных категорий и индивидуальных особенностей студента, создания оптимальной природной и предметно-развивающей среды в образователь­ном учреждении, семье, социуме;

- своевременное проведение профилактических мероприятий в училище;

- обеспечение системы комплексной диагностики психосоматического и социального здоровья студента, введение паспортизации здоровья по мониторингу взаимосвязанных параметров — качества образования и здоровья студентов;

- создание на основе современных информационных технологий опе­ративной консультативно-методической помощи по вопросам оздоровления студентов в городах и районах края;

- осуществление социализации личности студента через формирование культуры здоровья как «культуры жизненного самоопределения» личности;

- разработка и внедрение в воспитание идей о необходимости самопо­знания, самодиагностики, самооценки, самокоррекции здоровья естествен­ными средствами оздоровлений;

- сочетание традиционных и нетрадиционных методических подходов для целенаправленного оздоровления, коррекции и формирования здоровья средствами природы, физической культуры;

-   повышение компетентности и профессиональной готовности медицинского работника к ведению работы по оздоровлению населения;

-   разработка и реализация механизмов духовно-нравственного взаимодействия семьи, образовательного учреждения и социума в интересах формирования психосоматического, социального, духовного здоровья студентов.

Учитывая структуру содержания образования в среднем специальном учебном заведении, считаем целесообразным рассматривать межпредметные связи между дисциплинами общепрофессональной, специальной, гуманитарной подготовки и производственной практикой. Общеобразовательная подготовка является основой, на которой формируются профессиональные знания и умения студентов. В со­вокупности они обеспечивают профессиональное образова­ние. Основным интегрирующим фактором на уровне межпредметных связей выступают структурные элементы содержания общего и профессионального образования (знания, умения и др.).

Анализ научной литературы, образовательных программ для медицинского училища, программ по производственной практике позволяет нам оп­ределить межпредметные связи в содержании образования и аспекте здо­ровьесбережения по трем направлениям:

1. Осуществление межпредметных связей между учебными дисциплинами гуманитарной и общепрофессиональной подготовки предусматривает включение здоровьесберегающего аспекта в различные учебные дисципли­ны. Межпредметные связи реализуются между учебными дисциплинами, содержащими определенные части интегративного знания о здоровье, способах его поддержания. Основная функция предметов - вооружение студентов знаниями основ наук и включающие в себя в качестве ведущего компонента предметные научные знания о здоровьесбережении.

2. Осуществление межпредметных связей между дисциплинами об­щего и профессионального образования предусматривает взаимосвязь содер­жания общего и профессионального образования. Знания, полученные при изучении дисциплин естественно-научной подготовки, должны сочетаться со знаниями, полученными при изучении дисциплин гуманитарного, общепрофессионального цикла, а также с дисциплинами специальной подготовки. Знания по здоровьесбережению должны рассматриваться с учетом их применения в их будущей профессиональной деятельности. Основными интегрирующими знаниями здесь выступают «здоровьесбережение» и «профессиональная деятельность медицинского работника». Основные умения - умения обеспечить здоровьесбережение населения. Основная функции предметов специальной подготовки - вооружение студентов как   предметными   научными   знаниями,   так   и   способами

3. Осуществление межпредметных связей между учебными дисциплинами общепрофессионального и специального циклов и производственной практикой предусматривает применение теоретических знаний по охране жизни и здоровья населения в ходе практики. Основным интегрирующим звеном здесь выступают практические навыки в сфере здоровьесбережения. Таким образом, учитывая межпредметные связи между различными элементами содержания образования в аспекте здоровьесбережения на уровне общетеоретического представления, считаем возмож­ным скорректировать как содержание отдельных предметов, так и содержа­ние учебного плана образовательного учреждения, что в свою очередь будет способствовать снижению нагрузки студентов.

Таким образом, анализ рабочих учебных программ, позволяв нам сделать вывод о том, что содержанию образования в аспекте здоровьесбережения уделяется недостаточно внимания практически во всех учебных дисцип­линах в средних специальных учебных заведениях, незначительная роль отводится в предметах естественно-научного блока дисциплинам гуманитарного и общепрофессионального блоков. Формированию практического опыта личности в сфере здоровьесбережения способствуют дисциплины специального блока, общепрофессионального блока и производственная практика. Негативным является то, что не прослеживается взаимосвязь между всеми элементами содержания образования, недостаточное внимание уделяется формированию готовности студентов средних специальных учебных заведений к здоровьесбережению.

 

 

 

Выводы по главе 1

Из всего сказанного мы пришли к следующим выводам:

1. К показателям готовности студента к проектированию здоровьесберегающего процесса относится: положительное отношение к медицинской деятельности и здоровьесбережению в учебном процессе; позиция личной ответственности за здоровье свое и понимание необходимости активных действий в этом направлении, способность вступать в отношения сотрудничества с каждым студентом через специальные органи­зационные формы этого сотрудничества, несущие здоровьесберегающий по­тенциал; умение перевести обучающегося в позицию активно действующего субъекта здоровьесберегающего педагогического процесса.

2.   Содержание педагогического образования необходимо рассматривать как совокупность определенных знаний студентов и деятельности, на­правленной на реализацию этих знаний, а также направленность на личность.

3.  Основными структурными компонентами межпредметных связей в аспекте   здоровьесбережения   являются,   содержательно-информационный, деятельностный и ценностно-ориентационный компоненты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Педагогические обеспечение сохранения и укрепления здоровья студентов в период профессиональной подготовки студентов в среднем специальном учебном заведении

2.1. Анализ состояния готовности будущих специалистов к осуществлению здоровьесбережения в профессиональной деятельности

В современной государственной политике России решение проблемы здоровья является актуальным и приоритетным, что отражено в ряде документов. В системе профессионального образования особое место занимает проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения.

Негативные тенденции состояния здоровья подрастающего поколении Отмечаются в многочисленных исследованиях отдельных авторов (И.Х.Альмова, А.Л.Гельд, М.М.Журтова, И.А.Романова, С.Г.Шевченко и др.). Акту­альность исследования проблемы подготовки специалистов к осуществлению здоровьесбережения определяется следующими аспектами:

Социальным - высокой заболеваемостью студентов, связанной с недостаточной подготовленностью по вопросам охраны здоровья и жизни под­растающего поколения. По материалам государственного доклада «Положе­ние детей в РФ» (1994г.) 15-25% молодежи имеют ту или иную хроническую неинфекционную патологию, а в возрасте 18-20 лет таких уже 30-35%. Среди студентов хронические заболевания диагностируются у 40-45%, у 40% име­ются различные функциональные отклонения и лишь 20% практически здо­ровы. В последние годы в Кировской области отмечается рост числа забо­леваний, увеличение числа молодых людей с патологией развития. Общая за­болеваемость в Кировской области не снижается. Особенно негативные тенденции в состоянии здо­ровья детей отмечаются в период обучения в школе. Увеличивается заболе­ваемость нервной системы, желудочно-кишечного тракта, мочеполовых пу­тей. Так, на 15% отмечается рост числа заболеваний органов пищеварения, на 16% - системы кровообращения, на 15% - опорно-двигательного аппарата. По мнению М.В.Антроповой, Г.Г.Манке, Д.И.Зелинской и др. часть вины за сложившееся положение возлагается на систему образования.

Теоретическим - анализ существующих до настоящего времени вариантов учебных программ, воспитательных систем показывает, что проблеме сохранения и укрепления здоровья студентов в педагогической теории и практике уделяется недостаточно внимания.

Практическим - подготовка специалистов к здоровьесбережению определяется необходимостью обучения обучающихся в рамках комплекса дисциплин «Безопасность жизнедеятельности медицина катастроф». Вместе с тем данная проблема усугублялась отсутствием соответствующей учебно-методической базы. Современная школьная система не отвечает требованиям гигиены и естест­венно - научным основам возрастной физиологии (М.В.Антропова, Г.В.Бородкина, Д.И.Зелинская, Л.В.Кузнецова, Г.Г.Манке и др.).

Информация о работе Роль педагога как менеджера в формировании фактора сохранности здоровья