Роль педагога как менеджера в формировании фактора сохранности здоровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 16:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - реализация педагогических условий формирования готовности студентов к проектированию здоровьесберегающего процес­са в период обучения в среднем специальном учебном заведении.
Задачи исследования:
1. Выявить состояние психологического и духовно-нравственного здоровья студентов.
2. Провести анализ готовности педагогов учебных заведений к здоровьесбережению обучающихся.
3. Выявить дидактические условия, влияющие на сохранность здоро­вья студентов в период обучения в среднем специальном учебном заведении.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................3
ГЛАВА 1. Педагогические условия формирования у студентов средних специальных учебных заведений готовности к здоровому образу жизни
1.1. Реализация здоровьесберегающей технологии в системе личностно-ориентированного обучения студентов средних специальных учебных заведений……………………………………………………………………...9
1.2. Условия эффективности содержания педагогического процесса к осуществлению здоровьесбережения студентов………………………....22
1.3. Междисциплинарный подход в системе личностно-ориентированного обучения как фактор сохранности здоровья студентов……………….................................................................................36
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ................................................................................43
ГЛАВА 2. Педагогическое обеспечение сохранения и укрепления здоровья студентов в период профессиональной подготовки студентов в средних специальных учебных заведениях
2.1. Анализ состояния готовности будущих специалистов к осуществлению здоровьесбережения в профессиональной деятельности………………………………………………………………...44
2.2. Педагогические условия формирования готовности студентов к проектированию здоровьесберегающего процесса…….……...................49
2.3. Результаты опытно-экспериментального исследования по проблеме сохранности здоровья студентов в период обучения в средних специальных учебных заведениях………………………………………....60
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ................................................................................73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.....................................76
ПРИЛОЖЕНИЯ......................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа (административно-управленческий блок).doc

— 465.00 Кб (Скачать файл)

38.Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. - М., 1997. - 224с.

39.Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. - Тбилиси, 1961. - 210с.

40.Усова А.В. Межпредметные связи в условиях стандартизации образования // наука и школа. – 1998, №3, с.11-14.

41.Федорова Е.Ф. Признаки направленности содержания самостоя­тельной работы студентов на становление их готовности на самообразование. Автореф. дис...канд. пед. наук. - Челябинск, 1999. - 20с.

42.Educathin. Harper Collins editor with Judith Olson-Fallon. London, 1995.-207p.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Измерение степени выраженности сниженного настроения - cубдепрессии

Для проведения исследования можно использовать шкалу сниженного настроения — субдепрессии (ШСНС), основанную на опроснике В.Зунга и адаптированную Т.Н.Балашовой. Шкала включает в себя 20 утверждений, характеризующих проявления сниженного настроения — субдепрессии.

Инструкция испытуемому: «Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже предложений и поставьте знак плюс в одну из четырех граф справа, в зависимости от того, как Вы чувствуете себя в настоящее время».

ШКАЛА СНИЖЕННОГО НАСТРОЕНИЯ - СУБДЕПРЕССИИ

(ШСНС)

Варианты ответов:

1 - нет, неверно;

2 - пожалуй, так;

3 - верно;

4 - совершенно верно.

1. Я чувствую подавленность, тоску                                           12 3 4

2. Утром я чувствую себя лучше всего                                       12 3 4

3.  У меня близко слезы                                                               12 3 4

4.  У меня плохой ночной сон                                                      12 3 4

5.  У меня аппетит не хуже обычного                                         12 3 4

6. Мне приятно общаться с привлекательными

женщинами (мужчинами)                                                            12 3 4

7. Я теряю в весе                                                                           12 3 4

8.  Меня беспокоят запоры                                                          12 3 4

9. Мое сердце бьется быстрее, чем обычно                               12 3 4

10.Я устаю без всяких причин                                                  12 3  4

11.Я мыслю так же ясно, как и всегда                                        12 3  4

12.Мне легко делать то, что я умею                                          12 3  4

13.Я чувствую беспокойство и не могу усидеть на месте        12 3  4

14.Я надеюсь на будущее                                                            12 3  4

15.Я более раздражителен, чем обычно                                     12 3  4

16.Мне легко принимать решения                                              12 3 4

17.Я чувствую, что полезен и необходим                                  12 3 4

18.Я живу достаточно полной жизнью                                      12 3 4

19.Я чувствую, что другим людям станет лучше,

если меня не будет.                                                                       12 3 4

20.Меня и сейчас радует то, что радовало всегда                      12 3 4

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ. После заполнения тестового бланка производится подсчет баллов, набранных испытуемым. В опроснике содержится 10 «прямых» (1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 13, 15 и 19) и 10 «обратных» вопросов (2, 5, 6, 11,12, 14, 16, 17, 18 и 20). Каждый ответ оценивается от 1 до 4 бал­лов. «Обратные» ответы подсчитываются отдельно при помощи специально­го шаблона с прорезями, накладываемого на заполненный испытуемым тес­товый бланк, при этом оценки ответов находятся над прорезями. Затем бал­лы, набранные испытуемым по «прямым» и «обратным» ответам, суммируются, и полученная таким образом «сырая» оценка переводится в идеальную при помощи формулы

О = О/80 * 100

Нормативные данные, полученные на 200 здоровых испытуемых, указывают, что средняя величина индекса снижений настроения равна 40, 25±5,99 балла. Весь диапазон шкальных оценок делится на 4 зоны: ниже 50 баллов — лица, не имеющие в момент опыта сниженного настроения; от 51 до 59 баллов — незначительное, но отчетливо выраженное снижение настроения, от 60 до 69 баллов — значительное снижение, настроения и выше 70 баллов - глубокое снижение настроения (субдепрессия или депрессия).

Таким образом, результаты каждого испытуемого соответствуют одной из четырех степеней снижения настроения. Полученные данные записываются в протокол занятия с указанием как количества набранных испытуемым баллов, так и степени снижения настроения.

Основные направления АНАЛИЗА данных, полученных при помощи лю­бой из выше перечисленных методик состоят в сопоставлении их с показате­лями других психологических характеристик испытуемых; в поисках корре­ляций, основных факторов и закономерностей развития состояний нервно-психического напряжения, астении и сниженного настроения, а также в на­хождении связей между характеристиками психических состояний и особен­ностями психических процессов и свойств личности. Особыми аспектами анализа являются исследование влияния изучаемых психических состояний на деятельность человека, в частности на ее продуктивность и эффектив­ность, и установление закономерных связей с психофизиологическими, клинико-психологическими, анамнестическими и другими характеристиками ис­пытуемого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Определение уровня тревожности

Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обусловливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так: называемая полезная тре­вожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широ­кий «веер» ситуаций как угрожающий, отвечая на каждую из них определен­ной реакцией. Как предрасположенность личностная тревожность активизи­руется при восприятия определенных стимулов, расцениваемых человеком как: опасные, связанных со специфическими ситуациями угрозы его прести­жу, самооценке, самоуважению.

Ситуативная, или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, оза­боченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и ди­намичным во времени.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тре­вожности. Если психологический тест выявляет у испытуемого высокий по­казатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях и особенно, когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценивать только либо личностную тревожность, либо состояние тревожности, либо еще более специфические реакции. Единственной методикой, по­зволяющей дифференцировано измерять тревожность и как личностное свой­ство, и как состояние, является методика, предложенная Ч.Д.Спилбергером. Нa русском языке его шкала адаптирована Ю.Л.Ханиным.

Бланк шкал самооценки Спилбергера включает в себя инструкции и 40 вопросов-суждений, 20 из которых предназначены для оценки уровня ситуативной тревожности (СТ) и 20 — для оценки уровня личностной тревожноcти (ЛГ).

ШКАЛА СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ (СТ)

Инструкция информанту. «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже определений и зачеркните цифру, которая соответствует графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросом долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

Суждения

Ответы

Нет, это не так

Пожалуй, так

Верно, так

Совершенно верно

Я спокоен

1

2

3

4

Мне ничего не угрожает

1

2

3

4

Я нахожусь в напряжении

1

2

3

4

Я внутренне скован

1

2

3

4

Я чувствую себя свободно

1

2

3

4

Я расстроен

1

2

3

4

Меня волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

Я ощущаю душевный покой

1

2

3

4

Я встревожен

1

2

3

4

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

1

2

3

4

Я уверен в себе

1

2

3

4

Я нервничаю

1

2

3

4

Я не нахожу себе места

1

2

3

4

Я взвинчен

1

2

3

4

Я не чувствую скованности, напряжения

1

2

3

4

Я доволен

1

2

3

4

Я озабочен

1

2

3

4

Я слишком возбужден и мне не по себе

1

2

3

4

Мне радостно

1

2

3

4

Мне приятно

1

2

3

4

ШКАЛА ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ (ЛТ)

Инструкция испытуемому. «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно, определенную цифру. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или непра­вильных ответов нет».

1. У меня бывает приподнятое настроение

2. Я бываю раздражительным

3. Я легко могу расстроиться

4. Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие

5. Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть

6. Я чувствую прилив сил, желание работать

7. Я спокоен, хладнокровен и собран

8. Меня тревожат возможные трудности!

9. Я слишком переживаю из-за пустяков

10.Я бываю вполне счастлив

11.Я все принимаю близко к сердцу

12.Мне не хватает уверенности в себе

13.Я чувствую себя беззащитным

14.Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

15.У меня бывает хандра

16.Я бываю доволен

17.Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

18.Бывает, что я чувствую себя неудачником

19.Я уравновешенный человек

20.Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

Шкала СТ

Номер                 Ответы

суждения

1                            4321

2                           4321

3                           1234

4                           1234

5                            4321

6                            1234

7                            1234

8                            4321

9                            1234

10

              4321

11

              4321

12

              1234

13

              1234

14

              1234

15

              4321

16

              4321

17

             1234

18

             1234

19

             4321

20

             4321

Сумма СТ =

 

Шкала ЛT

Номер суждения Ответы

1

                 4321

2

                 1234

3

                 1234

4

                 1234

5

                 1234

6

                 4321

7

8

                 4321

                 1234

9

                1234

10

                4321

11

                1234

12

                1234

13

                1234

14

               1234

15             

                1234

16

                 4321

17

 

  

  1234

 

 

18

 

 

  1234

 

 

19

 

   

  4321

 

 

20

 

 

  1234

 

 

 

Сумма

Л

Т =

 

 

Информация о работе Роль педагога как менеджера в формировании фактора сохранности здоровья