Роль педагога как менеджера в формировании фактора сохранности здоровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 16:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - реализация педагогических условий формирования готовности студентов к проектированию здоровьесберегающего процес­са в период обучения в среднем специальном учебном заведении.
Задачи исследования:
1. Выявить состояние психологического и духовно-нравственного здоровья студентов.
2. Провести анализ готовности педагогов учебных заведений к здоровьесбережению обучающихся.
3. Выявить дидактические условия, влияющие на сохранность здоро­вья студентов в период обучения в среднем специальном учебном заведении.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................3
ГЛАВА 1. Педагогические условия формирования у студентов средних специальных учебных заведений готовности к здоровому образу жизни
1.1. Реализация здоровьесберегающей технологии в системе личностно-ориентированного обучения студентов средних специальных учебных заведений……………………………………………………………………...9
1.2. Условия эффективности содержания педагогического процесса к осуществлению здоровьесбережения студентов………………………....22
1.3. Междисциплинарный подход в системе личностно-ориентированного обучения как фактор сохранности здоровья студентов……………….................................................................................36
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ................................................................................43
ГЛАВА 2. Педагогическое обеспечение сохранения и укрепления здоровья студентов в период профессиональной подготовки студентов в средних специальных учебных заведениях
2.1. Анализ состояния готовности будущих специалистов к осуществлению здоровьесбережения в профессиональной деятельности………………………………………………………………...44
2.2. Педагогические условия формирования готовности студентов к проектированию здоровьесберегающего процесса…….……...................49
2.3. Результаты опытно-экспериментального исследования по проблеме сохранности здоровья студентов в период обучения в средних специальных учебных заведениях………………………………………....60
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ................................................................................73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.....................................76
ПРИЛОЖЕНИЯ......................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа (административно-управленческий блок).doc

— 465.00 Кб (Скачать файл)

Деятельностную обеспеченность студента, осваивающего проектирование здоровьесберегающего процесса, мы рассматриваем как формирование у него умений и навыков, необходимых для данной деятель­ности. В первую очередь, это собственно проектировочные умения. Далее - умения, необходимые для реализации здоровьесберегающей деятельности. В этом кон­тексте важным является владение педагогом здоровьесберегающими педагогическими технологиями. Дефицит этого качества отмечают разные авторы. Так, В.А.Пегов указывает на здоровьезатратный характер ряда инновационных технологий, на необходимость экологической экспертизы инноваций и ответственности за их воздействие на личность.

По мнению И.Г.Абрамовой, некоторые направления модернизации традиционного обучения "ведут к перегрузке обучаемых и обучающих, к ослаб­лению их здоровья. В связи с этим актуализируется и такая проблема, как соотнесение результатов деятельности образовательных систем и усилий, средств, здоровья, в связи с чем становится важным оценивание "платы" за реализацию целей со стороны всех, кто так или иначе включен в многогранный процесс".

Необходимость здоровьесбережения в педагогическом процессе отмечает ряд зарубежных авторов: H.Воеrmа, M.B.Didan, P.A.Carr, Ed.Coldsmith.

M.M.Безруких вторым но значимости фактором риска, вызывающем повышенное функциональное напряжение, утомление и переутомление обучающихся называет "несоответствие методик и технологий обучения возрас­тным и функциональным возможностям обучающихся". "Еще од­на большая проблема педагога, работающего в среднем специальном учебном заведении — функциональная неграмотность его в вопросах охраны и укрепления здоровья. И нет надежды, что ситуация изменится завтра". Такую же обеспокоенность высказывают М.М.Мельникова, А.Г.Старцева, М.В.Пачрина.

Очевидно, что необходимыми условием, полноценного проектирования здоровьесберегающего процесса является ликвидация этой функциональной неграмотности педагога, освоение им практических умений здоровьесберегающей деятельности наряду с проектировочными умениями. Как показывают исследовании школы Н.В.Кузьминой, работы, выполненные под руководством Т.В.Карасевой, педаго­гическая практика многих лет, в курсах психолого-педагогических дисцип­лин возможности выполнения этого условия недостаточны. Поэтому возни­кает потребность в специальном курсе, в котором были бы практические и тренинговые занятия, восполняющие деятельностную обеспеченность сту­дента по проблемам здоровьесбережения.

Необходимо заметить, что успешность усвоения специфических знаний, умений и навыков по проектированию здоровьесберегающего педагогического процесса зависит от качества прохождения студентом всего образова­тельного маршрута, так как реализация этой сложной информации "стано­вится доступной только па определенном уровне подготовленности". Поэтому достаточный уровень и качество освоения образовательного маршрута, вероятно, являются необходимым условием эф­фективного формирования готовности к проектированию здоровьесберегающих технологий.

Следующей группой педагогических: условий, необходимых для успешного формирования у студентов готовности к проектированию здоровьесберегающего    процесса    в    соответствии    с    личностно-ориентированным подходом, являются личностные условия.

В психологическом словаре термин "личность" трактуется как обозначе­ние: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной дея­тельности, или 2) устойчивой системы социально значимых черт, характери­зующих индивида как человека того или иного общества или общности. В общей психологии под личностью подразумевается некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические про­цессы индивида и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость. Нас интересует такое ядро, которое делает се целост­ной, обеспечивая последовательность и устойчивость ее поведения. Свойства личности педагога могут быть содействующими или препятствующими достижению педагогического результата, связанного с формированием личности учащегося и сохранением его здоровья.

Одним из условий развития личности студента, по мнению Л.И.Сосниной, является "личность преподавателя среднего специального учебного заведения как эталон индивидуальной творче­ской деятельности будущего специалиста. Студент, видя и как бы со стороны "оценивая" потенциал преподавателя, старается совершенствовать и свои личностные качества". Применительно к нашему исследова­нию сформулируем названное условие таким образом: формирование лично­сти студента, направленное на становление и развитие качеств, необходимых для проектирования здоровьесберегающих технологий, будет продуктивным, если педагог являет собой образец профессионального здоровьесберегающего поведения и деятельности.

Главным системообразующим фактором профессионализма личности яв­ляется образ искомого педагогическою результата, к которому стремится пе­дагог. Потребность в его достижении, деятельность, связанная с его достижением, анализ меры продвижения в направлении к нему, поиск причин, со­действующих  и  препятствующих  его  получению,  и  формируют профессионализм личности педагога".

Среди личностных свойств и качеств, необходимых преподавателю для организации эффективной учебной деятельности обучающихся, Ю.К.Бабанский на­звал следующие:

- творческий, поисковый стиль, конкретность и системность мышления, умение выделять главное;

- чувство меры в исполнении тех или иных форм и методов преподавания;

- эмоциональная отзывчивость;

- контактность в общении.

Ю.К.Бабанский подчеркивал, что у многих преподавателей наблюдается дефи­цит этих качеств, и предлагал программу их самооценки и направленного са­мовоспитания.

Созвучно этому мнение Б.Б.Коссова, который среди принципов «личностно-развивающего образования» называет принцип самораз­вития, подчеркивая, что "системообразующим личностным свойством само­развития является рефлексия. По-видимому, студенческий возраст является наиболее сензитивным к развитию сензитивных способностей, осмысления себя и своих особенностей соотносительно с окружающими".

Ю.К.Кудюткиным и Г.С.Сухобской обоснован механизм рефлексивной саморегуляции личности, на основе которого Г.И.Метельским разработана модель трех уровней рефлексивной саморегуляции педагога.

В контексте нашего исследования актуальна точка зрения А.А.Баранова на роль стрессоустойчивости в структуре личности и деятельности препо­давателей высокого и низкого профессионального мастерства.

Таким образом, в результате обзора выделенных, разными авторами лично­стных качеств, необходимых педагогу, можно отметить, что по большинству качеств мнения ученых совпадают или согласуются. Всех исследователей объединяет общая точка зрения: успех профессиональной педагогической деятельности определяется не только знаниями и умениями, но и отдельными качествами личности, которые соответствуют объективным требованиям данной деятельности. Причем, как показывает И.В.Кондрина, формиро­вание качеств личности идет не разрозненно, а в их целостности и взаимозависимости, то есть качества формируются как система, все элементы которой взаимосвязаны и иерархически соподчинены.

Такие качества, как направленность на педагогическую деятельность, любовь к детям, чувство ответственности, чувство долга могут быть сформированы через мотивационный компонент готовно­сти к проектированию здоровьесберегающего процесса, вооруженность знаниями о здоровье и здоровьесбережении - через когнитивный компонент, владение навыками здоровьесберегающей педагогической деятельности, склонность к исследованию, педагогическая наблюдательность, коммуникативные качества - через операционный, склонность к реф­лексии - через рефлексивный, эмоциональная гибкость - через мобилизациоционно-настроечный компонент. Такие индивидуально-личностные качест­ва, как доброжелательность, неравнодушие, отзывчивость, чуткость могут совершенствоваться параллельно с развитием каждого компонента готовности и становлением готовности как целостного явления.

Таким образом, одним из условий успешного формирования готовности к проектированию здоровьесберегающего педагогического процесса у студентов является постановка перед участниками педагогического процесса воспитательных целей в виде перечня выявленных личностных свойств, характеризующих эту готовность, и направленность преподавателей и студентов на реализацию данных целей о педагогическом процессе.

Систему педагогических условий, способствующих форми­рованию у студентов готовности к проектированию здоровьесберегающего процесса, можно представить в следующем обобщенном виде:

1. Аксиологическая обеспеченность.

2. Информационная обеспеченность.

3.  Деятельностная обеспеченность.

4.  Личностные условий.

Выявленные средства и педагогические условия при использовании в определенной логике должны способствовать эффективному протеканию процесса формирования готовности к проектированию здоровьесберегающего процесса у будущих специалистов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Результаты опытно-экспериментальною исследования по проблеме сохранности здоровья студентов в период обучения в среднем специальном учебном заведении

В данной главе изложены результаты проведенного эксперимента. Эксперимент состоял из констатирующего этапа. Эксперимент осуществлялся с 2007 г. по 2008 г. В эксперименте участвовало 72 студентов, обучающихся в Советском медицинском училище.

На констатирующем этапе, целью которого являлось выявление состояния психологического и духовно-нравственного здоровья студентов пер­вых курсов, мы определили состояние их здоровья с помощью анкетирования и частных методик. Состояние психологического здоровья студентов опреде­лялось нами с помощью методики Ч.Д.Спилбергера, предназначенной для определения тревожности, методики В.Зунга, предназначенной для измере­ния степени выраженности сниженного настроения - субдепрессии (приложение 1,2).

Исследуя состояние здоровья студентов, мы выделили уровни психологического и духовно-нравственного состояния здоровья): высокий - 3,5-5; средний - 2-3,5; низкий - 0-2.

Уровни психологического здоровья студентов соответствуют следующим критериям: высокий уровень - принятие себя как личности, достойной ува­жения, отсутствие тревожности, рефлексия, активность личности, ответст­венность; средний уровень - сонливое состояние, сниженное настроение; низкий уровень - тревожность, депрессия, раздражительность, бессонница.

Уровни духовно-нравственного здоровья студентов должны соответство­вать следующим критериям: высокий уровень - благожелательность, благородство, вера, великодушие, чувство собственного достоинства, милосердие, совесть, спокойствие, сострадание, понимание, справедливость, щедрость, человечность; средний уровень - конфликтность, тревога, холодность; низ­кий уровень - душевная пустота, трагическое мировосприятие, утрата инте­реса к жизни, зло.

Таблица №1

Результаты обследования психологического и духовно-нравственного здоровья студентов на констатирующем этапе эксперимента

Контрольная группа

Уровни

 

 

 

 

Констатирующий

этап

21 а

21 б

23

ПЗ

ДНЗ

ПЗ

ДНЗ

ПЗ

ДНЗ

30%

32%

32%

30%

30%

32%

Высокий

37%

33,3%

35%

35%

35%

33,3%

Средний

33,3%

35%

33,3%

35%

35%

35%

Низкий

Информация о работе Роль педагога как менеджера в формировании фактора сохранности здоровья