Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 16:09, курсовая работа
Цель исследования - реализация педагогических условий формирования готовности студентов к проектированию здоровьесберегающего процесса в период обучения в среднем специальном учебном заведении.
Задачи исследования:
1. Выявить состояние психологического и духовно-нравственного здоровья студентов.
2. Провести анализ готовности педагогов учебных заведений к здоровьесбережению обучающихся.
3. Выявить дидактические условия, влияющие на сохранность здоровья студентов в период обучения в среднем специальном учебном заведении.
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................3
ГЛАВА 1. Педагогические условия формирования у студентов средних специальных учебных заведений готовности к здоровому образу жизни
1.1. Реализация здоровьесберегающей технологии в системе личностно-ориентированного обучения студентов средних специальных учебных заведений……………………………………………………………………...9
1.2. Условия эффективности содержания педагогического процесса к осуществлению здоровьесбережения студентов………………………....22
1.3. Междисциплинарный подход в системе личностно-ориентированного обучения как фактор сохранности здоровья студентов……………….................................................................................36
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ................................................................................43
ГЛАВА 2. Педагогическое обеспечение сохранения и укрепления здоровья студентов в период профессиональной подготовки студентов в средних специальных учебных заведениях
2.1. Анализ состояния готовности будущих специалистов к осуществлению здоровьесбережения в профессиональной деятельности………………………………………………………………...44
2.2. Педагогические условия формирования готовности студентов к проектированию здоровьесберегающего процесса…….……...................49
2.3. Результаты опытно-экспериментального исследования по проблеме сохранности здоровья студентов в период обучения в средних специальных учебных заведениях………………………………………....60
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ................................................................................73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.....................................76
ПРИЛОЖЕНИЯ......................................................................
Таким образом, возникло основное противоречие между социальным заказом общества на сохранение и укрепление здоровья студентов и реальной разработанностью проблемы в теоретическом и методическом плане, состоянием учебно-методической базы. Исследования в этом направлении входят в новую стратегию современного педагогического образования - гуманного образования, призванного обеспечить готовность участников педагогического процесса к сохранению общечеловеческих ценностей.
Основным принципом гуманного образования является его направленность на здоровьесбережение участников образования.
По определению Г.М.Соловьева, «здоровьесберегающие технологии в образовании - способ организации и последовательных действий в ходе учебно-воспитательного процесса, реализации образовательных программ на основе всестороннего учета индивидуального здоровья студентов, особенностей их возрастного, психофизического, духовно-нравственного состояния и развития».
Представляется она еще и как функциональная система организационных способов управления учебно-познавательной и практической деятельностью студентов, научно и инструментально обеспечивающая сохранение и укрепление здоровья.
Из этого следует, что целью здоровьесберегающей образовательной технологии должно выступать обеспечение условий физического, психического, социального и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса, их продуктивной учебно-познавательной и практической деятельности, основанной на научной организации труда и культуре здорового образа жизни личности.
По определению Г.Н.Серикова и С.Г.Серикова: «…здоровьесбережение в образовании предстает единством мер, предпринимаемых участниками образования и направленных на улучшение (неухудшение) здоровья у них самих и (или) у партнеров, а также на рост качества образованности и (или) профессиональной квалификации». Авторы выделяют субъекты образования (участники образования) и резервы здоровьесбережения, которыми обладают все участники образования.
Одним из ведущих резервов здоровьесбережения авторы считают «...включение в процессы в образовании когнитивных и креативных аспектов деятельности по привлечению участников образования к сохранению и (или) укреплению здоровья у себя и (или) у партнеров». С целью реализации данного резерва здоровьесбережения на практике необходимым условием является компетентность участников образования, которая является составной частью профессионально-педагогической квалификации. Необходимо так организовать образовательный процесс, чтобы он был направлен на зарождение и становление готовности участников образования к здоровьесбережению.
Анализируя готовность студентов средних специальных учебных заведений к осуществлению здоровьесбережения в профессиональной деятельности, будем опираться на имеющиеся исследования по проблеме готовности к профессиональной, деятельности в целом и к здоровьесберегающей деятельности как одному из важнейших ее аспектов.
Под готовностью студентов к здоровьесбережению мы понимаем профессиональное свойство педагога, в котором выражается степень усвоения им социального опыта в аспекте здоровьесбережения, направленного на сохранение и укрепление своего собственного здоровья и здоровья участников образования и способности пользоваться этим опытом в профессиональной деятельности.
Анализ научной литературы позволяет нам сделать вывод о том, что готовность к профессиональной деятельности рассматривается чаще всего с позиций деятельностного и системного подхода.
Деятельностный подход раскрывается в том, что личность рассматривается как субъект деятельности, а также рассматривается структурная характеристика деятельности.
Основные положения, структура, функции, требования к профессиональной деятельности раскрываются в работах Н.В.Кузьминой, В.А.Крутецкого, Е.К.Осипова и др. Признаки личностно-деятельностного подхода исследуются в работах С.Б.Елканова, Л.М.Зюбина, А.К.Марковой, К.К.Платонова, В.А.Сластенина, А.И.Шадриковой и др.
В свою очередь, профессиональную готовность можно определить как сложную систему, имеющую свои определенные свойства (качества, характеристики) личности, опираясь на которые, она может организовать или осуществлять тот или иной вид деятельности.
Готовность к чему-либо пo A.H.Леонтьеву - это процесс формировании определенных умений, которые в свою очередь проходят такие этапы становления: 1) процесс, наблюдаемый из вне; 2) овладеваемые способы деятельности; 3) готовность личности самостоятельно выполнять действия. Понятие «профессиональная готовность» заимствовано из инженерной психологии и в настоящее время утвердилось в педагогике.
Формированию профессиональной готовности студентов посвящены работы М.И.Дьяченко, К.М.Дурай-Новаковой, Л.А.Кандыбович, Г.Н.Серикова, Е.Г.Шаина и др.
К.М.Дурай-Новакова определяет профессиональную готовность студента как сложное структурное образование, в основе которого лежат положительное отношение студентов к профессии, устойчивые мотивы профессиональной деятельности, наличие профессиональных качеств личности, совокупность знаний, навыков и умений, а также опыт их применения в профессиональной деятельности.
По мнению М.И.Дьяченко и Л.А.Кандыбович, готовность студента можно рассматривать как сложное образование, которое включает в себя такие компоненты, как «мотивационный (положительное отношение к профессии, интерес к ней и другие достаточно устойчивые профессиональные мотивы); ориентационный (знания и представления об особенностях и условиях профессиональной деятельности, ее требованиях к личности); операциональный (владение способами и приемами профессиональной деятельности, необходимыми знаниями, навыками, умениями, процессами анализа, синтеза, сравнения, обобщения и др.); волевой (самоконтроль, умение управлять действиями, из которых складывается выполнение трудовых обязанностей); оценочный (самооценка своей профессиональной подготовленности и соответствия процесса решения профессиональных задач оптимальным трудовым образцам)».
2.2. Педагогические условия формирования готовности студентов к проектированию здоровьесберегающего процесса
В предыдущих параграфах курсовой работы была показана необходимость проектирования педагогического процесса с учетом здоровьесберегающего принципа, развиты его теоретические основы, выявлены сущность и структура готовности к этой деятельности. Мы вплотную приблизились непосредственно к проблеме формирования у студентов готовности к проектированию здоровьесберегающего процесса.
Понятие процесса формирования какого-либо качества означает определенную последовательность в изменении внутреннего мира личности в результате целесообразной системы педагогических влияний и условий жизнедеятельности.
В.Н.Максимова в акмеологическом анализе результатов образования предлагает учитывать следующие факторы образовательной системы:
• генетические;
• социально-экономические;
• психолого-педагогические,
• личностно-деятельностные.
Указанные факторы можно считать общими для любых педагогических систем и рассматривать как основополагающие в частном конкретном педагогическом исследовании, построенном на акмеологической стратегии.
Что касается педагогических условий, то в педагогической и психологической литературе существуют различные подходы к их классификации, которые непосредственно связаны с факторами педагогического процесса.
В.И.Смирнов предлагает разделить все многообразие условий эффективности педагогической деятельности на объективные и субъективные:
1. Среди субъективных условий он выделяет следующие:
- Наличие у субъекта деятельности выраженной потребности и устойчивых мотивов ее осуществления, принятие им цели и программы деятельности.
- Опыт организации и осуществления деятельности: теоретическая подготовленность, сформированность умений и навыков планирования, выполнения практических действий и операций.
- Соответствие содержания и характера деятельности индивидуальным особенностям субъекта.
- Эмоционально-психологическое и физическое состояние субъекта деятельности.
2. К объективным условиям автор относит:
а) организационные и средовые:
- Убедительная мотивировка и четкая постановка цели (целеполагание) деятельности, рациональное планирование, организация контроля, объективная оценка.
- Благоприятный нравственно-психологический климат в группе.
- Соответствующие принятым нормам производственно-бытовые и санитарно-гигиенические условия деятельности.
б) ресурсные условия:
- Материально-техническое обеспечение деятельности: инструменты, приспособления, материалы, организация рабочее места.
- Информационное обеспечение деятельности.
- Кадровое обеспечение деятельности: компетентные руководители и организаторы, соисполнители, исполнители.
Приведенная классификация достаточно полная и детализированная, в связи с чем может быть распространена па различные виды педагогической деятельности.
Т.А.Воронова, исследуя готовность к педагогическому самообразованию, выявила предпосылки, способствующие более эффективному формированию высокого уровня готовности. В соответствии с приведенным определением педагогических условий эти предпосылки можно рассматривать как условия. Автор классифицирует их следующим образом:
1) связанные с развитием личности студента: наличие профессиональной направленности, определенного уровня развития профессионального самосознания, волевых качеств и т.д. (по сути дела, внутренние условия);
2) определяемые особенностями учебно-познавательной деятельности студентов: участие в научно-исследовательской работе, более раннее включение в занятия и т.д. (следуя классификации В.И.Смирнова, их можно отнести к внешним условиям);
3) связанные с организацией учебно-воспитательною процесса в системе студентов в училище.
Таким образом, исходя из анализа литературных источников, в которых дается классификация условий, способствующих или препятствующих достижению высоких результатов в формировании готовности студентов к тем или иным видам профессиональной деятельности, мы выделяем три группы условий, которые, по-видимому, будут влиять на формирование готовности к проектированию здоровьесберегающего процесса и его peaлизации: внешние условия, создающие особую образовательную среду, обеспечивающую этот процесс, внутренние, определяемые собственным потенциалом студента, и материальные условия, создающие комфортные условия учебной деятельности через организацию предметной среды.
Каждое общество предлагает личности свои иерархии ценностей, выдвигает свои приоритеты, по-разному расставляя акценты, демонстрирует свои системы взглядов на человека и смысл его жизни. Именно реакция человека на ограничения его возможностей открывает для него принципиально новый тип ценностей, которые относятся к разряду высших. Даже очевидно скудное существование все же оставляет человеку последнюю и в действительности высшую возможность реализации ценностей. Здоровье следует отнести к разряду именно таких ценностей.
Здоровье создаст предпосылки для свободы проявления биологических и социальных возможностей человека и их превращения в действительность. Здоровье означает свободу деятельности, оно — обязательное условие участия человека в физическом и умственном труде, в общественной и личной жизни, условие развития личности как индивидуальности. В противоположность здоровью, болезни связаны с потерей существенно значимых индивидуальных и общественных связей личности, поэтому его свобода с утратой здоровья становится урезанной, неполной, сфера ее проявления сужается. Здоровье и болезнь в системе ценностных ориентаций человека соотнесены и обоснованы А.Я.Иванюшкиным.
Таким образом, для того, чтобы личность была способна превратить потребность в деятельности в форму активного и свободного развертывания своих внутренних сил, необходимо здоровье. Выражая гармоничность в отправлении психофизиологических функций, здоровье, в свою очередь, служит для достижения гармонии человека с природой и обществом. Поэтому мы считаем важным условием формирования готовности студента к проектированию здоровьесберегающего процесса наличие в структуре его аксиосферы здоровья в качестве ценности высшего порядка - ценности отношения.
Иерархическое строение системы ценностей современного человека, как показывает Н.А.Асташова, вариативно. Ценностной доминантой в работе медицинского работника могут быть экзистенциальные ценности, ключевая из которых - смысл жизни - своей собственной или профессиональной группы. Наиболее значимыми в контексте нашего исследования являются такие экзистенциальные ориентиры, как ценность жизни и здоровья.
Таким образом, целенаправленное формирование готовности студента к проектированию здоровьесберегающего процесса ставит ряд важных условий к развитию его аксиосферы: принятие здоровья своего и учащихся в качестве ценности высшего порядка, становление значимых для здоровьесбережения нравственных, политических и эстетических ценностей.
Поскольку ценности определяют сознание, мировоззрение и поведение личности, то в процессе формирования профессионала следует уделять этой проблеме соответствующее внимание. В.И.Ирхин отмечает как приоритетную ценность здоровье преподавателей и обучающихся. И если мы ведем речь о ценности здоровья, то должны найти способ предъявить эту ценность студентам в учебном процессе. Преподаватель среднего специального учебного заведения должен ориентироваться на оказание студенту как личности и будущему специалисту высококвалифицированной помощи в выращивании его способности ставить и решать многообразные задачи его жизни и здоровьесберегающей деятельности.
Информация о работе Роль педагога как менеджера в формировании фактора сохранности здоровья