Сенсорное воспитание как основа интеллектуального развития ребенка
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 13:01, курсовая работа
Краткое описание
Предметом исследования выступает взаимосвязь сенсорного воспитания детей дошкольного возраста и их интеллектуального развития. В соответствии с проблемой и целью исследования определены его задачи: 1.Дать анализ психолога - педагогической литературы на тему. 2. Выявить уровень интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
Впечатления, воздействующие
на органы чувств – ощущения – представления
– ассоциации представлений – запоминание
– анализ – мышление.
Человек появляется на свет
с уже вполне сформированными
органами чувств, но еще не
способными к активному функционированию.
Умению пользоваться своими ощущениями
ему предстоит научиться.
Не будем спорить с утверждением,
что традиционная психология до сих пор
наибольшее внимание уделяет, измерению
состояний детской чувственной сферы:
различает ли ребенок цвета, шумы, определяет
ли на глаз величину предмета, может ли
выстроить хроматический ряд и так далее.
Придуманы десятки тестов и метрических
приборов, чтобы все это определять. Но
за последнюю сотню лет никому, кроме Марии
Монтессори не удалось с такой необычайной
точностью придумать дидактические пособия,
специальные материалы, с помощью которых
ребенок мог бы самостоятельно тренировать
свои органы чувств.
Создавая эти дидактические
материалы, М. Монтессори преследовала
две цели: биологическую и социальную.
С биологической стороны она стремилась
облегчить естественное развитие ребенка,
а с социальной точки зрения – старалась
подготовить его к жизни в окружающей
среде.
«Воспитание чувств, – писала
Мария Монтессори, – делает людей наблюдательными
и не только довершает общее дело приспособления
к нынешней эпохе цивилизации, но прямо
готовит к практической жизни. Мне кажется,
мы имеем весьма несовершенное представление
о том, что необходимо для практической
жизни. Наш воспитательный метод чаще
всего сводится к заучиванию в уме и затем
к выполнению. Но весьма нередко ученики,
хорошо поняв идею, с огромным затруднением
выполняют практическую задачу»16.
В книге «Дом ребенка. Метод
научной педагогики» М. Монтессори приводит
пример с кухаркой, которая прекрасно
изучила поваренную книгу, и запомнила
все рецепты, а так же манипуляции по приданию
кушанью надлежащего вида. Но каждый раз,
когда ей приходилось на ощупь и на вкус
определять момент, когда надо положить
приправу, – она ошибалась, так как чувства
ее «не получили достаточной подготовки».
Теперь, будучи взрослым человеком, эту
подготовку она может получить лишь путем
долгой тренировки, и такая практика будет
ни чем иным, как запоздалым воспитанием
чувств.
Но «Воспитание чувств надо
начинать методически, с младенческого
возраста, и продолжать его во весь период
обучения, который подготовляет индивида
к жизни в обществе». Все дело в так называемом
сенситивном периоде воспитания чувств,
фазе особой восприимчивости ребенка
к тем или иным способам, видам деятельности,
эмоциональной восприимчивости знаний,
умений, способов поведения. Человеку
никогда более в жизни не удается так легко
и радостно учиться, чем в этот особый
период жизни.
Дети строят башню от самого
большого кубика к самому маленькому,
они сравнивают и распределяют по цвету
или на ощупь таблички, объединяют парами
одинаково шумящие цилиндры. Разумеется,
сначала, показывая ребенку те или иные
предметы, собранные в автодидактический
материал, взрослый сам упорядочивает
их на глазах у ребенка. Но затем, дети
многократно и с неизменным энтузиазмом
устанавливают этот порядок в работе.
И он спонтанно впитывается, абсорбируется
в их сознание. Внутренний порядок, так
необходимый для плодотворного мышления
ребенка, устанавливается именно благодаря
его спонтанной деятельности со специально
подготовленными для этого дидактическими
материалами.
В детском саду ребенок обучается
рисованию, лепке, конструированию, знакомится
с явлениями природы, начинает осваивать
основы математики и грамоты. Овладение
знаниями и умениями во всех этих областях
требует постоянного внимания к внешним
свойствам предметов, их учета и использования.
Так, для того чтобы получить в рисунке
сходство с изображаемым предметом, ребенок
должен достаточно точно уловить особенности
его формы, цвета. Конструирование требует
исследования формы предмета (образца),
его строения. Ребенок выясняет взаимоотношения
частей в пространстве и соотносит свойства
образца со свойствами имеющегося материала.
Без постоянной ориентировки во внешних
свойствах предметов невозможно получить
отчетливые представления о явлениях
живой и неживой природы, в частности об
их сезонных изменениях. Формирование
элементарных математических представлений
предполагает знакомство с геометрическими
формами и их разновидностями, сравнение
объектов по величине. При усвоении грамоты
огромную роль играет фонематический
слух - точное дифференцирование речевых
звуков - и зрительное восприятие начертания
букв. Эти примеры легко можно было бы
умножить.
Готовность ребенка к школьному
обучению в значительной мере зависит
от его сенсорного развития. Исследования,
проведенные психологами, показали, что
значительная часть трудностей, возникающих
перед детьми в ходе начального обучения
(особенно в I классе), связана с недостаточной
точностью и гибкостью восприятия. В результате
возникают искажения в написании букв,
в построении рисунка, неточности в изготовлении
поделок на уроках ручного труда. Случается,
что ребенок не может воспроизводить образцы
движений на занятиях физической культурой.
Но дело не только в том, что
низкий уровень сенсорного развития резко
снижает возможность успешного обучения
ребенка. Не менее важно иметь в виду значение
высокого уровня такого развития для человеческой
деятельности в целом, особенно для творческой
деятельности. Важнейшее место в ряду
способностей, обеспечивающих успехи
музыканта, художника, архитектора, писателя,
конструктора, занимают сенсорные способности,
позволяющие с особой глубиной, ясностью
и точностью улавливать и передавать тончайшие
нюансы формы, цвета, звучания и других
внешних свойств предметов и явлений.
А истоки сенсорных способностей лежат
в общем уровне сенсорного развития, достигаемом
в ранние периоды детства.
Значение сенсорного развития
ребенка для его будущей жизни выдвигает
перед теорией и практикой дошкольного
воспитания задачу разработки и использования
наиболее эффективных средств и методов
сенсорного воспитания в детском саду.
Главное направление сенсорного воспитания
должно состоять в вооружении ребенка
сенсорной культурой.
1.3. Возрастные этапы сенсорного
воспитания.
Сенситивный период сенсорного
развития длится обычно от 0 до 5,5 лет. Разумеется,
здоровый ребенок в любом случае может
видеть, слышать, ощущать запах, вкус и
пр. М. Монтессори считала, что воспитание
чувств состоит не в том, чтобы ребенок
знал цвет, форму и различные качества
предметов, а в том, чтобы он утончал (именно
этот термин она употребляла) свои чувства,
упражняя ими внимание, сравнения и суждения
о предметах. Конечной целью таких упражнений
являются не знания, а верные и тонкие
пути к нему – навыки распознавания17.
Содержание и методы сенсорного
воспитания опираются на ряд важнейших положений о сущности
восприятия и его развитии у детей:
1) ощущения и восприятия
рассматриваются не как рецепторные
процессы, а как рефлекторные. Это
значит, что ощущение и восприятие
носят не пассивный характер
зеркального отражения отдельных
качеств предмета или предмета в целом,
а рассматриваются как особые действия
анализаторов, направленные на обследование
предмета, его особенностей. Само развитие
восприятия рассматривается как длительный
путь овладения ребенком сенсорными действиями;
2) развитие восприятия
у ребенка рассматривается как
процесс усвоения социального
сенсорного опыта, как формирование
под влиянием взрослых новых,
ранее не существовавших сенсорных
способностей. Прежде всего ребенок
осваивает систему перцептивных (обследовательских)
действий, закрепленных человечеством
в качестве способов, обеспечивающих адекватное
познание окружающего, затем осваивает
системы эталонов и научается ими пользоваться
как мерками качества для своего сенсорного
опыта (система геометрических форм, цветов,
величин, материалов, звуков по высоте;
нормы произношения в речи; система направлений
и т.д.).
Освоение эталонных
значений качеств проходит в 3 периода:
I (до трех лет) - период
сенсомоторных предэталонов, когда
ребенок отображает лишь отдельные особенности
предметов, которые имеют существенное
значение для непосредственного двигательного
приспособления - некоторые особенности
формы, величину предметов, расстояние
и т.д.);
II (до пяти лет) - ребенок
пользуется предметными эталонами,
т.е. образцы свойств предметов соотносятся
с определенными предметами, например,
овал определяется через форму огурца;
III (старше пяти лет) - на
основе накопления опыта и
его обобщения под руководством
взрослого происходит усвоение
детьми общепринятых эталонов, когда
сами свойства предметов приобретают
эталонное значение в отрыве
от конкретного предмета (трава
зеленая, яблоки как шар, крыша
домика треугольная, карандаш деревянный).
Это освоение общественно выработанных
эталонов и овладение перцептивными действиями
меняет характер восприятия: ребенок получает
возможность самостоятельного обобщенного
познания окружающего, формирования расчлененных
и полных представлений;
3) развитие восприятия
происходит в процессе содержательных
деятельностей: на первом году
жизни оно связано с предметной
деятельностью ребенка, а в дальнейшем
- с более сложными видами деятельности:
изобразительной, конструктивной, игровой,
трудовой, учебной. Сенсорное развитие
ребенка и развитие различных
видов его деятельности тесно
взаимосвязаны и взаимообусловлены.
В каждом возрасте перед сенсорным
воспитанием стоят свои задачи, формируется
определенное звено сенсорной культуры.
На первом году жизни основная
задача состоит в предоставлении ребенку
достаточного богатства и разнообразия
внешних впечатлений, развитии внимания
к свойствам предметов. Когда у малыша
начинают формироваться хватательные
движения, к этой задаче присоединяется
еще одна - необходимо помочь ребенку приспособить
хватательные движения к форме предмета,
его величине и положению в пространстве.
Постепенно такое приспособление приведет
к тому, что эти свойства начнут приобретать
для малыша определенное значение («маленькое»
- это то, что можно схватить одной рукой,
«большое» - двумя руками, «круглое» - то,
что охватывается всей ладошкой, «квадратное»
- то, что берется пальцами, обхватывающими
предмет с двух сторон, и т.п.).
Сенсорное воспитание в этот
период - основной вид воспитания вообще.
Обеспечивая приток все новых впечатлений,
оно становится необходимым не только
для развития деятельности органов чувств,
но и для нормального общего физического
и психического развития ребенка. Известно,
что в условиях ограниченности притока
впечатлений младенцы испытывают «сенсорный
голод», ведущий к значительным задержкам
общего развития.
На втором-третьем году жизни
задачи сенсорного воспитания существенно
усложняются. Хотя ребенок раннего возраста
еще не готов к усвоению сенсорных эталонов,
у него начинают накапливаться представления
о цвете, форме, величине и других свойствах
предметов. Важно, чтобы эти представления
были достаточно разнообразными. А это
значит, что ребенка следует знакомить
со всеми основными разновидностями свойств
- шестью цветами спектра (голубой цвет
следует исключить, так как дети плохо
отличают его от синего), белым и черным
цветом, с такими формами, как круг, квадрат,
овал, прямоугольник.
В практике дошкольного воспитания
еще встречается устаревшая тенденция
знакомить детей раннего возраста с двумя-тремя
цветами и формами и требовать запоминания
и правильного употребления детьми их
названий. Современные исследования говорят
о том, что такое обучение мало способствует
сенсорному развитию ребенка, резко ограничивая
круг получаемых им представлений о свойствах
предметов. Более того, заучивание отдельных
разновидностей свойств ведет к тому,
что дети перестают обращать внимание
на другие их разновидности. В результате
возникают своеобразные ошибки восприятия:
если ребенок знает, например, желтый цвет,
но не знает оранжевого, то он ошибочно
воспринимает оранжевый как желтый.
Знакомя детей с различными
свойствами предметов, не следует добиваться
запоминания и употребления их названий.
Главное, чтобы ребенок умел учитывать
свойства предметов во время действий
с ними. И не беда, если треугольник он
будет при этом называть «угольником»
или «крышей». Взрослый, занимаясь с детьми,
употребляет названия форм и цветов, но
не требует этого от воспитанников. Достаточно,
чтобы дети научились правильно понимать
слова: «форма», «цвет», «такой же». Исключение
здесь составляет ознакомление с величиной
предметов. Величина не имеет «абсолютного»
значения. Она воспринимается только в
сравнении с другой величиной. Предмет
оценивается как большой по сравнению
с другим предметом, который в этом случае
является маленьким. И это отношение может
быть зафиксировано только в словесной
форме.
Чтобы привлечь внимание ребенка
раннего возраста к свойствам предметов,
выработать устойчивые представления
об этих свойствах, целесообразно организовать
такие действия с предметами, при которых
для получения нужного результата требуется
сопоставить предметы по форме, величине,
установить их совпадение или несовпадение.
Такое сопоставление вначале дети не могут
выполнить зрительно. Поэтому им предлагают
накладывать предметы друг на друга, чтобы
сравнить по форме и величине, прикладывать
их вплотную друг к другу, сравнивая цвета.
От внешних приемов сопоставления дети
постепенно переходят к сопоставлению
на глаз. Это дает им возможность устанавливать
тождество и различие по внешним свойствам
и между такими предметами, которые нельзя
наложить друг на друга или приложить
вплотную (например, между объемными предметами).
Дети третьего года жизни уже
могут выполнять элементарные продуктивные
действия (выкладывание мозаики, нанесение
цветовых пятен, складывание простейших
предметов из строительного материала).
Но при этом они мало учитывают свойства
отображаемых вещей и используемого материала,
так как не понимают их значения и не фиксируют
внимания на них. Поэтому, обучая малышей
выполнять простейшие продуктивные задания,
необходимо добиваться того, чтобы каждый
ребенок усвоил, что форма, величина, цвет
- постоянные признаки предметов, которые
нужно учитывать при выполнении самых
различных действий. К трехлетнему возрасту
завершается подготовительный этап сенсорного
воспитания ребенка, и далее начинается
организация систематического усвоения
им сенсорной культуры.