Сенсорное воспитание как основа интеллектуального развития ребенка
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 13:01, курсовая работа
Краткое описание
Предметом исследования выступает взаимосвязь сенсорного воспитания детей дошкольного возраста и их интеллектуального развития. В соответствии с проблемой и целью исследования определены его задачи: 1.Дать анализ психолога - педагогической литературы на тему. 2. Выявить уровень интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
Начиная с 3 лет основное место
в сенсорном воспитании детей занимает
ознакомление их с общепринятыми сенсорными
эталонами и способами их использования.
Сенсорными эталонами в области
восприятия цвета служат так называемые
хроматические («цветные») цвета спектра
(красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой,
синий, фиолетовый) и ахроматические цвета
- белый, серый, черный.
Хроматические цвета расположены
в спектре в строгой последовательности
от красного к фиолетовому в зависимости
от длины световой (электромагнитной)
волны. Смешение двух цветов, лежащих в
спектре не подряд, дает промежуточный
между ними цвет, а смешение соседних цветов
- оттенок (красно-оранжевый, желто-зеленый
и др.). Хроматические цвета делятся на
две группы - теплых (от красного до желтого)
и холодных тонов (от зеленого до фиолетового).
Каждый хроматический цвет или оттенок
цветового тона имеет определенную светлоту
и насыщенность. Светлота - это степень
близости данного цвета (оттенка) к белому,
а насыщенность - степень его чистоты,
т.е. примеси к данному цвету серого цвета
той же светлоты.
Вначале у детей формируют представления
о хроматических цветах, белом и черном
цвете, создают условия, способствующие
усвоению названий цветов. На первых порах
целесообразно, как и в раннем детстве,
вводить не семь, а шесть цветовых тонов,
исключив голубой, который усваивается
с трудом (в быту и взрослые обычно путают
синий и голубой цвета и называют голубыми
светлые оттенки синего). Знакомство с
голубым цветом лучше перенести на более
поздний период, когда дети получают представление
об оттенках, о расположении цветовых
тонов в спектре и их делении на группы
теплых и холодных. Знакомство с оттенками
дает возможность сопоставить светло-синий
и голубой цвета, установив их различие,
а усвоение спектральной последовательности
позволяет определить голубой цвет как
находящийся между зеленым и синим.
При ознакомлении детей с оттенками
цветовых тонов нецелесообразно рассматривать
отдельно их светлоту и насыщенность.
В окраске реальных предметов светлота
и насыщенность изменяются обычно одновременно,
создавая различную яркость цвета. В обиходе,
когда обозначают оттенки цвета, указывают
обычно на их светлоту (темно-зеленый,
светло-желтый), имея в виду яркость. Поэтому
вполне достаточно, если дети усвоят изменяемость
цветовых тонов по светлоте и соответствующие
названия оттенков. Здесь следует иметь
в виду, что некоторые светлотные оттенки
имеют в быту особые названия (светло-красный
называется розовым). Употребление детьми
таких названий вполне допустимо (кроме
неверного называния светло-синего цвета
голубым), но дети при этом должны знать
и правильное название. Это относится
в еще большей степени к названиям оттенков
по цветовому тону (т.е. занимающих промежуточное
положение между соседними цветами спектра).
Почти все они имеют в быту «опредмеченные»
названия (лимонный, сиреневый и т.п.).
Эталонами формы служат геометрические
фигуры. Ознакомление с ними в рамках воспитания
сенсорной культуры отличается от изучения
этих фигур в процессе формирования элементарных
математических представлений. Усвоение
эталонов формы предполагает знакомство
с квадратом, прямоугольником, кругом,
овалом, треугольником. Позднее может
быть введена также форма трапеции. Однако
во всех случаях имеется в виду умение
узнавать соответствующую форму, называть
ее и действовать с нею, а не производить
ее анализ (указывать количество и величину
углов, сторон и т.п.). Прямоугольник и квадрат,
овал и круг даются детям как отдельные
фигуры вне их соотношения, устанавливаемого
геометрией (т.е. квадрат не рассматривается
в качестве частного случая прямоугольника).
Разновидности геометрических
форм, с которыми следует знакомить детей,
- это овалы с разным соотношением осей
и прямоугольники, различающиеся по соотношению
сторон («короткие» и «длинные»), а также
прямоугольные, остроугольные и тупоугольные
треугольники (дети должны различать эти
разновидности на глаз, различия треугольников
по величине углов им не сообщаются, а
названия разновидностей не даются).
Важное значение имеет вопрос
о целесообразности использования при
обучении детей в качестве эталонов плоскостных
и объемных геометрических фигур. Плоскостные
фигуры являются более обобщенными по
сравнению с объемными. Они отображают
наиболее существенную для восприятия
сторону формы предмета - его контур и
могут быть использованы в качестве образцов
при восприятии формы и объемных и плоскостных
предметов. Так, круг выражает особенности
формы мяча и тарелки. Это дает основание
использовать в процессе сенсорного воспитания
в качестве эталонов формы именно плоскостные
фигуры. Введение же наряду с ними объемных
фигур (шара, куба и др.) может вызвать лишь
дополнительные трудности.
Особый характер носят эталоны
величины. Поскольку величина - относительное
свойство, ее точное определение производится
при помощи условных мер. Отличие этих
мер от геометрических форм состоит именно
в их условности. Система мер сознательно
устанавливается людьми, причем за основу
может быть принята в принципе любая произвольная
единица, в то время как геометрические
фигуры являются отвлечением от формы
реальных предметов. Усвоение системы
мер и способов их использования - особая
задача, требующая определенной математической
подготовки и не входящая в программу
дошкольного обучения. Но в области восприятия
мы далеко не всегда пользуемся метрической
системой (хотя ее применение вполне возможно).
Величина предмета обычно устанавливается
в зависимости от места, занимаемого им
в ряду однородных предметов. Так, большая
собака - это собака, которая больше большинства
других собак. Но при этом она намного
меньше маленького слона. Таким образом,
в качестве эталонов величины выступают
представления об отношениях по величине
между предметами, обозначаемые словами,
указывающими на место предмета в ряду
других («большой», «маленький», «самый
большой» и т. д.). Усложнение этих представлений
заключается в постепенном переходе от
сравнения двух-трех предметов к сравнению
многих предметов, образующих ряд убывающих
или возрастающих величин. Сенсорное воспитание
тесно переплетается здесь с развитием
мышления ребенка. Специальные исследования
показали, что эта задача вполне посильна
для дошкольника.
Перейдем к вопросу об ознакомлении
детей с системами сенсорных эталонов.
Сначала дошкольников знакомят с основными
образцами, а позднее - с их разновидностями.
Важно, чтобы воспитатель, показывая и
называя их, предлагал детям задания, направленные
на сопоставление разных эталонов между
собой, подбор одинаковых, закрепление
каждого эталона в памяти. В момент действий
с эталонами от дошкольников требуется
запоминание и использование их названий.
Это закрепляет представления о каждом
эталоне и дает возможность выполнять
действия по словесной инструкции.
Знакомство с каждым видом эталонов
имеет свои особенности, поскольку с разными
свойствами предметов могут быть организованы
разные действия. Дети лучше запоминают
цвета спектра и особенно их оттенки, если
получали их самостоятельно (например,
получали все более бледные оттенки при
разведении красок). Знакомя детей с геометрическими
формами и их разновидностями, педагог
обучает их приему обведения контура с
одновременным зрительным контролем за
движением руки, а также сопоставлению
фигур, воспринимаемых зрительно и осязательно.
Формированию представлений о величине
способствует выстраивание предметов
в ряды убывающей или нарастающей величины.
При этом сначала ребенок ориентируется
на общую форму образца, а потом начинает
осознавать отношения между элементами
(каждый следующий элемент больше или
меньше предыдущего).
Представления об основных
разновидностях цвета, формы, о соотношениях
величин, которые дети усваивают, становятся
сенсорными эталонами и применяются в
качестве образцов при обследовании разнообразных
предметов.
Ребенок должен научиться воспринимать
цвет конкретных предметов, применяя полученные
представления о хроматических и ахроматических
цветах, а позднее - и об их оттенках. Это
довольно легко, когда предметы имеют
сравнительно чистый цвет, но становится
значительно труднее, если этот цвет сложен,
содержит элементы разных цветовых тонов,
причем выраженных в разной степени (цвет
морской волны, кофейный, бордовый и т.п.).
Дошкольников учат группировать
предметы, различающиеся по форме, величине,
назначению, но имеющие одинаковый цвет.
Далее вырабатывают умение группировать
предметы, имеющие одинаковый цвет, представленный
разными оттенками. После этого осуществляется
переход к выделению и узнаванию оттенков.
Более сложным является обучение
детей обследованию формы предметов. Прежде
всего возникает необходимость отделить
геометрические фигуры от других предметов,
придать им значение образцов. Это достигается
тем, что каждую фигуру сравнивают с рядом
предметов сходной с ней формы, предметы
(или их изображения) группируются вокруг
соответствующих фигур. Затем осуществляется
переход к словесному обозначению формы
предметов («круглый», «квадратный», «овальный»
и т.п.). Однако немногие предметы имеют
простую форму, приближающуюся к той или
иной геометрической фигуре. В большинстве
случаев форма предметов более сложна:
в ней можно выделить общие очертания,
форму основной части, форму и расположение
более мелких (второстепенных) частей,
наконец, отдельные дополнительные детали.
При обследовании предмета
детей приучают к соблюдению строгой последовательности
осмотра по определенной схеме . Этому
порядку должно соответствовать и словесное
описание формы. На всех этапах обучения
действиям по обследованию формы может
использоваться прием обведения детьми
контура предмета и его частей. Он помогает
сопоставлению обводимой формы с усвоенными
эталонами.
При сравнении предметов по
величине происходит развитие глазомера.
Для совершенствования глазомера необходимо
учить детей решению все более сложных
глазомерных задач. Простой глазомерной
задачей, доступной для детей трех лет,
является выбор на глаз большего (или меньшего)
предмета из двух, затем - выбор предмета
по образцу (когда из двух предметов нужно
выбрать на глаз тот, который равен третьему).
Еще сложнее произвести глазомерное «сложение»
- подобрать на глаз два предмета, которые
по своей суммарной величине равны третьему.
Наконец, на протяжении дошкольного возраста
дети могут научиться соизмерять на глаз
не только величины отдельных предметов,
но и отношения между ними, т.е. овладеть
зрительной оценкой пропорций.
В процессе обучения детей способам
обследования величины предметов полезно
научить их пользоваться простейшей меркой,
выступающей в качестве промежуточного
средства при переходе от прикладывания
соизмеряемых предметов друг к другу к
глазомерному действию. Так, выбирая предмет,
равный образцу, ребенок измеряет образец
полоской бумаги, а затем по этой мерке
отыскивает предмет нужной величины. Освоение
действий с меркой подводит детей к последующему
применению общепринятой системы мер.
Особые трудности для детского
восприятия возникают в тех случаях, когда
требуется оценить сочетание цветов, форм,
величин, составляющее сложную структуру.
Восприятие сочетаний, связанное
с выделением элементов, из которых они
состоят, и связей между элементами, называется
аналитическим.
Недостаточно уметь точно воспринимать
отдельные цвета и оттенки. В природе и
произведениях искусства цвета находятся
в сложных и разнообразных сочетаниях.
Ребенка нужно научить обследовать эти
сочетания, улавливать определенный ритм
в расположении отдельных цветовых тонов,
отличать сочетания теплых цветов от сочетаний
холодных.
Глубокое восприятие формы
предполагает умение зрительно раздробить
предмет на отдельные элементы, соответствующие
тем или иным геометрическим образцам,
и определить соотношение этих элементов
между собой.
Аналитическое восприятие величины
связано не с выделением и объединением
частей сложного целого, а с выделением
разных измерений величины предмета -
длины, ширины, высоты. Но нельзя длину
или ширину отделить от самого предмета.
Поэтому правильным путем является сопоставление
предметов по данным измерениям. При этом
нельзя забывать, что сами измерения предмета
носят относительный характер: их определение
зависит от его положения в пространстве.
Таким образом, можно выделить
основные задачи в сенсорном воспитании
детей от рождения до 6 лет.
На первом году жизни это обогащение
ребенка впечатлениями. Следует создать
для малыша условия, чтобы он мог следить
за движущимися яркими игрушками, хватать
предметы разной формы и величины.
На втором-третьем году жизни
дети должны научиться выделять цвет,
форму и величину как особые признаки
предметов, накапливать представления
об основных разновидностях цвета и формы
и об отношении между двумя предметами
по величине.
Начиная с четвертого года жизни
у детей формируют сенсорные эталоны:
устойчивые, закрепленные в речи представления
о цветах, геометрических фигурах и отношениях
по величине между несколькими предметами.
Позднее следует знакомить их с оттенками
цвета, с вариантами геометрических фигур
и с отношениями по величине, возникающими
между элементами ряда, состоящего из
большего количества предметов.
Одновременно с формированием
эталонов необходимо учить детей способам
обследования предметов: их группировке
по цвету и форме вокруг образцов-эталонов,
последовательному осмотру и описанию
формы, выполнению все более сложных глазомерных
действий.
Наконец, в качестве особой
задачи выступает необходимость развивать
у детей аналитическое восприятие: умение
разбираться в сочетаниях цветов, расчленять
форму предметов, выделять отдельные измерения
величины.
На основе этих задач разработана
система дидактических игр и упражнений.
Несмотря на то, что предлагаемые
игры и упражнения представляют собой
систему, в зависимости от конкретных
условий их можно использовать по выбору:
заменять отдельные игры и упражнения
другими аналогичными.
Особо важным является вопрос
о, связи сенсорного воспитания, осуществляемого
при помощи предлагаемой системы, с сенсорным
воспитанием, проводимым при обучении
продуктивным видам деятельности (рисование,
лепка и др.). Продуктивные виды деятельности
начинают складываться на третьем году
жизни ребенка, но обучение в этом возрасте
еще не занимает значительного места.
Поэтому для детей раннего возраста еще
нет смысла разграничивать продуктивную
деятельность и дидактические игры и упражнения
по сенсорному воспитанию.
Начиная с трех лет обучение
продуктивным видам деятельности приобретает
систематический и планомерный характер.
Каждый вид продуктивной деятельности
предъявляет свои требования к детскому
восприятию и способствует его развитию.
Что же касается предлагаемой системы
игр и упражнений, то она, не дублируя продуктивных
заданий, нацелена на формирование способов
восприятия, помогающих развитию любой
продуктивной деятельности.
Дидактические игры и упражнения
по сенсорному воспитанию для детей 3-5
лет сгруппированы по возрастным группам,
а для каждой группы - по видам внешних
свойств предметов, с которыми работают
дети (форма, величина, цвет, сочетания
разных свойств). Однако последовательность
не является обязательной. Воспитатель
должен творчески подходить к использованию
предлагаемых дидактических игр и упражнений,
связывая их с общей системой сенсорного
воспитания. Важно только перемежать задания,
предусматривающие работу с разными свойствами
предметов. В противном случае существует
опасность фиксировать внимание детей
на выделении одного из свойств в ущерб
другим.