Сенсорное воспитание как основа интеллектуального развития ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 13:01, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования выступает взаимосвязь сенсорного воспитания детей дошкольного возраста и их интеллектуального развития.
В соответствии с проблемой и целью исследования определены его задачи:
1.Дать анализ психолога - педагогической литературы на тему.
2. Выявить уровень интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Монтесори.docx

— 120.57 Кб (Скачать файл)

 

 

Материал

Цели (прямые и косвенные)

2-3 года

3-4 года

4-5 лет

2. Материалы  для развития осязания.

1

Доска для ощупывания А, Б, С.

 

Прямые: ощупывание пальцами различия между гладкой и шершавой поверхностями – сенсорная база для введения понятий «гладкий – шершавый».

Косвенные: подготовка руки к письму.

 

2

Шершавые таблички.

Прямые: нахождение пар табличек, одинаковых на ощупь.

Косвенные: подготовка к письму.

   

3

 

 

Ткани.

 

Прямые: составление пар одинаковых на ощупь тканей.

Косвенные: восприятие порядка.

 

 

 

Материал

Цели (прямые и косвенные)

2-3 года

3-4 года

4-5 лет

3. Материалы  для развития слуха.

1

Шумящие коробочки.

 

Прямые:  развитие слухового восприятия, составление пар одинаковых шумов, пробуждение акустического внимания.

Косвенные:  подготовка к музыкальным занятиям.

 

2

Звоночки.

 

Прямые: развитие музыкального слуха, различение звуков, соответствующих нотам, нахождение пар одинаковых звуков.

Косвенные: подготовка к музыкальным занятиям.

 

4. Материалы  для развития чувства тяжести.

1

Весовые таблички.

 

Прямые: развитие чувства тяжести.

Косвенные: подготовка к работе с весами.

 

5. Материалы  для развития чувства тепла.

1

 

 

 

Тепловые бутылочки.

 

 

Прямые: развитие теплового восприятия.

Косвенные: восприятие порядка.

 

2

Тепловые таблички.

Прямые: развитие теплового восприятия, составление пар табличек, одинаковых по тепловым ощущениям.

Косвенные: восприятие порядка.

   

 

 

Материал

Цели (прямые и косвенные)

2-3 года

3-4 года

4-5 лет

6. Материалы  для развития обоняния.

1

Коробочки с запахом.

 

Прямые:  развитие обоняния, различение запахов специй, нахождение пар одинаковых запахов.

Косвенные:  развитие внимания при приготовлении пищи, различение запахов духов, масел, различных сортов мыла. Осторожность при хранении продуктов, при проведении химических опытов, при пользовании газовой плитой.

 

7. Материалы  для развития вкуса.

1

Вкусовые баночки.

 

Прямые: развитие вкуса, нахождение пар одинаковых на вкус жидкостей.

Косвенные: осторожное обращение с солью, сахаром, специями, при приготовлении еды, осторожность при употреблении продуктов питания.

 

 

 

8. Материалы  для развития «стереогностического чувства».

1

 

 

 

Геометрические тела.

 

 

Прямые: развитие стереогностического восприятия, знакомство с геометрическими телами.

Косвенные: подготовка к изучению математики.

 

2

Сортировка.

 

Прямые: развитие стереогностического восприятия в связи с визуальными представлениями.

Косвенные: подготовка к изучению математики путем развития пространственного воображения.

 

3

Волшебный мешочек.

 

Прямые: развитие стереогностического восприятия; определение предметов на ощупь.

Косвенные: расширение словарного запаса за счет запоминания названий предметов из окружающей среды.

 

 

 

1.5  Методы и приемы сенсорного воспитания по системе Марии Монтессори.

Основным приемом работы Монтессори - педагога по сенсорному развитию ребенка является презентация дидактических материалов. В связи с этим каждый предлагаемый материал имеет четкую структуру, в которую входят следующие разделы:

материал;

цели (прямая и косвенная);

презентация;

особый интерес;

контроль ошибок;

упражнения;

расширение словарного запаса;

возраст.

Материал.  В разделе приводится описание материала, позволяющее составить о нем необходимое представление.

Цель работы с материалами подразделяются на прямые и косвенные.

Прямой целью является та, которая непосредственно преследуется при работе с материалом, например, построение Розовой башни, составление пар табличек одинаковых цветов и т.д. Наряду с ней могут опосредованно достигаться и другие цели - косвенные; например, при работе с Цилиндрами-вкладышами или с Геометрическим комодом осуществляется опосредованная подготовка пальцев к процессу письма.

Раздел Презентация содержит описание основного алгоритма или образца работы с материалом, который учитель демонстрирует ребенку при первом предъявлении этого материала. В случае необходимости учитель по истечении некоторого времени может показать работу повторно, то есть провести вторую и третью презентации.

Особый интерес представляют обычно некоторые предметы из комплекта, используемого для той или иной деятельности, или промежуточные продукты этой деятельности (например, возникновение новых фигур, различение на ощупь толщины ткани, использование молоточка и глушителя).  Для ребенка могут быть также очень интересны какие-либо явления или действия (например, ощупывание различных видов орехов, узнавание геометрических тел «вслепую», различение незнакомых запахов).

______________________

21 Педагогическая академия базового отделения «Отделение педагогики Монтессори» Фред. Рускестраат 98 1076 ЕД Амстердам.

22 Мария Монтессори «Метод научной педагогики, открытие ребенка» Перевод с нидерландского избранных глав книги DE Methode De Ontdekkinq van het Kind.

23 А.В. Ван Дер Меер « Мария Монтессори педагогический метод открытия ребенка» Проект Метрополис.

 

 

Способ Контроля ошибок  также первоначально показывается учителем. Ребенок должен овладеть им, чтобы в дальнейшем самостоятельно осуществлять контроль правильности выполнения работы и корректировать возможные ошибки.

Упражнения с материалами предполагают первоначально освоение ребенком основного алгоритма работы, а затем - переход к выполнению другой деятельности, так или иначе взаимосвязанной с уже освоенной, а также применение полученных знаний, умений и навыков в повседневной жизни. Упражнения могут быть показаны учителем или же придуманы ребенком.

Под заголовком Расширение словарного запаса мы перечисляем основные термины, которые употребляются в связи с выполняемой деятельностью. Разумеется, ребенку можно сообщить гораздо больше новых слов, однако это делают после презентации.

Указания на возраст  ребенка носит условный характер, поскольку

применение того или иного материала зависит в первую очередь от уровня развития конкретного ребенка.

Прежде чем освоить методику работы с Монтессори - материалами, сначала необходимо внимательно прочесть описание, попробовать несколько раз проделать работу самостоятельно и обдумать каждое действие. Вот что пишет на эту тему Мария Монтессори: «Я очень советую тем, кто собирается руководить детьми в их сенсорных упражнениях, поработать самим над дидактическим материалом.  Подобный опыт дает экспериментатору известное представление о том, что должны чувствовать дети, какие трудности им приходится побеждать, и даже отчасти укажет, какую степень интереса возбуждает у детей то или иное упражнение».

Остановимся также на ряде качеств, которые необходимо иметь сенсорным материалам. Вот эти четыре основные качества.

1) Контроль ошибок. «Материал, предоставленный ребенку, должен, насколько это, возможно, включать «контроль ошибок» ...,»-подчеркивает Монтессори.

Например, материал Цилиндры - вкладыши состоит из блоков с отверстиями разной величины, в которые вставлены подходящие по форме и размеру цилиндры. Сверху цилиндров имеются кнопки. Если ребенок пытается вставить цилиндр в неподходящее отверстие, то он либо не входит туда, либо "болтается в нем". Это - простейший способ контроля ошибок, называемый механическим. Другой способ контроля ошибок состоит в использовании «контрольных меток»  или «точек». Например, после того, как ребенок подобрал пары коробочек с одинаковыми запахами, он еще раз поочередно нюхает их, контролируя свою работу посредством обоняния, а затем смотрит на маленькие кружочки или другие метки, нанесенные на дно коробочек. Если метки одинакового цвета, работа выполнена правильно. Имеются и иные способы самоконтроля: с помощью контрольных карт, через повторную проверку правильности выполнения работы посредством того же органа чувств.

«Не только предметы для воспитания чувств и обучения, но также все в окружающей среде подготовлено таким образом, что контроль ошибок легко провести. Все предметы, от мебели до развивающего материала, являются предателями, от предупреждающего голоса которых нельзя убежать». Даже мебель сделана так, что она как бы предупреждает ребенка о сделанных ошибках. Например, мебель светлых тонов может сообщить об ошибке, т.к. на ней хорошо видны пятна. Легкая мебель говорит о неуклюжих движениях, если она оказывается сдвинутой, перевернутой или если при движении ребенка раздается сильный шум. Она помогает детям заметить и исправить возможные ошибки. «Так вся окружающая среда становится строгим воспитателем, всегда внимательным часовым».

2) Эстетика. Одно из важнейших качеств материалов - их притягательный характер. Цвет, блеск, гармония форм - все это присуще предметам, с которыми работает ребенок. За всеми предметами производится тщательный уход. Не только сенсорный материал, но и вся окружающая среда подготовлена так, что она притягивает детей, « ... точно так же, как в природе это делают разноцветные лепестки цветов для насекомых, чтобы те высосали скрытый в них нектар. «Заботься обо мне тщательно», - говорят светлые блестящие столики. «Не оставляй меня стоять праздно»,  говорят маленькие венички, ручка которых раскрашена цветочками. «Опусти в меня руки», - говорят чистые раковины, на которых лежат кусочки мыла и щеточки».

Ребенок находит тот предмет, который соответствует его сильной внутренней потребности к деятельности. Так цветы на поле привлекают запахом, красивым цветом и формой разных живых существ, однако насекомое ищет тот цветок, который подходит именно ему, замечает Монтессори.

3) Активность.  «Следующим качеством развивающего материала должна быть его пригодность для деятельности детей».  Возможность поддерживать заинтересованное внимание ребенка зависит не только от того, насколько качественно выполнена вещь, но и от того, какое руководство к действию она дает. Таким образом, чтобы некоторая вещь была детям интересной, недостаточно сделать ее просто красивой или привлекательной, но нужно, чтобы она соответствовала потребности деятельности ребенка. Например, маленькие предметы должны быть такими, чтобы их можно было переворачивать, переставлять, передвигать, поскольку ребенку интересно много раз ставить их друг на друга, разрушать созданную конструкцию, снова и снова каким-то образом упорядочивать их. Монтессори считает, что великолепная, красивая игрушка или удивительная история могут привлечь к себе внимание, однако это внимание будет поверхностным, если ребенок может только видеть, только слышать или только прикасаться к этому предмету. В этом случае его внимание будет перескакивать от одной вещи к другой.

Таким образом, при создании среды недостаточно просто обставить помещение красивыми предметами: такая среда очень быстро - через день-два - потеряет свою привлекательность для детей. Главное, чтобы предметы в среде соответствовали потребности деятельности ребенка.

 

4) Четвертое качество, присуще  всем предметам, - Ограниченность.             Ограниченность рассматривается в двух аспектах: количественные ограничения и ограничение путей в воспитании.

Количество материалов должно быть ограничено: «…  нормальный ребенок не нуждается ни в каких особых средствах, которые его пробуждают» и «связывают его с реальным окружающим миром».  Ребенок, считает Монтессори, и так пробужден и обладает бесконечным количеством связей со своей окружающей средой. Наоборот, ему нужно те хаотичные впечатления, которые он получает из окружающей среды, упорядочить в своем сознании.

Информация о работе Сенсорное воспитание как основа интеллектуального развития ребенка