Сенсорное воспитание как основа интеллектуального развития ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 13:01, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования выступает взаимосвязь сенсорного воспитания детей дошкольного возраста и их интеллектуального развития.
В соответствии с проблемой и целью исследования определены его задачи:
1.Дать анализ психолога - педагогической литературы на тему.
2. Выявить уровень интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Монтесори.docx

— 120.57 Кб (Скачать файл)

Большая часть игр и упражнений для дошкольных групп, начиная со второй младшей, построена таким образом, что может проводиться одновременно со всей группой. Это дает возможность использовать их на занятиях по ознакомлению с окружающим.

Многие из предлагаемых игр можно проводить и вне занятий, в свободной деятельности детей. Отдельные игры типа лото и домино предназначены только для использования вне занятий.

Следует особо подчеркнуть, что доступность и полезность для детей каждого вида заданий определяется не столько возрастом, сколько предварительной подготовкой, которую получили дети. Поэтому система заданий может быть «сжата» или «растянута» в зависимости от конкретных условий работы по сенсорному воспитанию в данном детском учреждении.

Первоначальная экспериментальная апробация показала, что предлагаемая система игр и упражнений дает хорошие результаты, если охватывает все возрастные группы детского сада, включая подготовительную к школе группу (детей седьмого года жизни). Однако в дальнейшем было установлено, что при более концентрированном проведении работы по сенсорному воспитанию реализация всей системы может быть вполне успешно завершена уже в старшей, группе.

1.4 Классификация сенсорных материалов.

«Сенсорный материал состоит из системы предметов, упорядоченных в соответствии с их физическими свойствами – такими как цвет, форма, звучание, состояние поверхности, вес, температура и так далее… Каждая отдельная группа обладает одним и тем же свойством, но в разной степени; таким образом речь идет о грации, при которой различие от одного предмета к другому равномерно меняется, и, если возможно, устанавливается математически». Итак, в сериях предметов, (например, на различие размеров, цветов, шумов, и т.д.) имеются предметы, обладающих некоторыми свойствами в максимальной степени, и предмет, степень проявления   у которого того же свойства минимальна. Так например, в Розовой башне имеется самый большой куб с ребром 10 см. и самый маленький куб с ребром 1 см., а длины ребра всех сторон промежуточных кубов равномерно меняются от 9 см. до 2 см. Третий ящик Цветных табличек содержит таблички семи оттенков каждого из десяти цветов. Набор Шумящих коробочек с крышками одного цвета содержит коробочки, издающие различные шумы от громкого до тихого. Контраст делает яснее различия между предметами.

Классифицируя сенсорные материалы в книге «Метод научной педагогики», Монтессори выделяет материалы для воспитания тактильного, термического, барического, стереогностического чувства, вкуса, обоняния, слуха  и зрения. Последняя группа включает материалы трех групп: для различия размеров, форм и цветов. Не все материалы первоначально имели тот вид, который они приняли в настоящее время. Так, например, вместо современных пластмассовых Цветных табличек в Доме ребенка использовались маленькие карточки или дощечки, обмотанные разноцветной шерстью или обтянутые шелком.

Перечислим основные группы сенсорных материалов согласно современной классификации, предложенной Международной Ассоциацией Монтессори (АМИ).

      1. Материалы для развития зрения подразделяются на следующие 4 группы:

    • Материалы для различения размеров и развития глазомера: Цилиндры-вкладыши, Розовая башня, Коричневая лестница, Красные штанги;

      • Материалы для различения цветов и их оттенков: Цветные таблички (1-4 ящики);

      • Материалы для различения формы плоских фигур: Геометрический комод;

      • Продвинутые материалы для различения размеров и формы плоских фигур и пространственных тел: Биологический комод, Конструктивные треугольники (5 ящиков), Деканомический квадрат или Таблица Пифагора, Накладные геометрические фигуры, Цветные цилиндры, Биноминальный и Триноминальный кубы.

      1. Материалы для развития осязания: Доски для ощупывания А,В и С, Шершавые таблички, Ткани.

      1. Материалы ля развития слуха: Шумящие коробочки, Звоночки.

      1. Материалы для развития чувства тяжести: Весовые таблички.

      1. Материалы для развития обоняния: Коробочки с запахами.

      1. Материалы для развития вкуса: Вкусовые баночки.

      1. Материалы для развития «стереогностического чувства»: Геометрические тела, Сортировка, Волшебный мешочек.

В дополнение к перечисленным сенсорным материалам мы приводим методику работы с отдельными географическими материалы, с которыми первоначально действуют на сенсорном уровне. Это глобус «Суша-вода», географические карты-вкладыши, Набор географических карт «Континенты».

Несколько иная классификация представлена в таблице, первоначально опубликованной в 1987 году в итальянском журнале. Сравнивая обе классификации, отметем отличия второй из них от первой. В таблице:

Материалы для развития зрения (визуального восприятия) делятся лишь на 3 группы. В первую группу входят материалы для различения размеров (Цилиндры – вкладыши, Розовая башня, Коричневая лестница, Красные штанги, Цветные цилиндры); во вторую подгруппу- материалы для различения цветов и их оттенков (три ящика с Цветными табличками и ящик с «Цветными колесами»); в третью – материалы для различения формы плоских фигур и пространственных тел (Геометрический комод, Накладывающиеся геометрические фигуры, Конструктивные треугольники, Геометрические тела). ______________________

18 Монтессори М. Метод научной педагогике, применяемый к детскому воспитанию в «Домах ребенка» - М.: МЦ Монтессори, 1993.

 

Группа продвинутых материалов специально не выделяется.

    • Материалы Геометрические тела отнесен к группе материалов для развития зрения, а не стереогностического чувства.

    • Стереогностическое чувство рассматривается как восприятие и узнавание формы тела без применения зрения. Материалы для его развития являются подгруппой группы материалов для развития осязания.

    • В таблице отсутствуют такие материалы, как Биологический комод, 4-ый ящик с Цветными табличками, Биноминальный и Триноменальный кубы. Ящик с цветными колесами», наоборот, не встречается в первой классификации.

    • Номенклатура и внешний вид некоторых материалов, упомянутых в обеих классификациях, отличается. В настоящее время в зарубежных странах существуют различные варианты названий классических материалов Монтессори: это связано с особенностями распространения  и развития педагогики Монтессори на той или иной почве. Приведем примеры подобных вариантов в нашем случае: Цилиндры- вкладыши- Пространственные вкладыши; Розовая башня – Башня из кубов; Коричневая лестница – Лестница из призм с квадратным основанием; Красные штанги- Длинные штанги; Геометрический комод – Комод с плоскими вкладышами; Накладывающиеся геометрические фигуры – Градуированные плоские фигуры.

Примером различий внешнего вида может служить цвет штанг, дающих ребенку представление о длине предметов. В Италии они традиционно голубого цвета, а то время как в большинстве стран мира они окрашены красным. Говоря о некоторых особенностях внешнего вида, мы имеем в виду официально признанные и сертифицированные материалы, выпускаемые промышленностью, а не кустарно изготовленные, не отвечающие стандартам и элементарным требованиям, повсеместно предъявляемым  к детским игрушкам и дидактическим пособиям.

_____________________

19 Леонид Гребенников «Работа на линии в Монтессори- группе» - М.: МЦ Монтессори, 1996.

20 Елена Хилтунен «Воспитание чувств» ЮНИОН-паблик Альта – Принт, 2005.

Несмотря на отличия в классификации пособий, они остаются превосходным дидактическим материалом. Причиной успеха и популярности этого материала служит то, что он позволяет детям делать естественные для них вещи. Получив возможность работать, вне зависимости от наличия специальных материалов, ребенок начнет группировать предметы по размеру, форме, звуку, температуре, весу и т.д. Сенсорный материал М. Монтессори дает ребенку возможность упорядочить свои первоначально хаотичные сенсорные впечатления.

В самом материале заложена возможность самостоятельной коррекции ошибок. Материал дает ребенку возможность работать самостоятельно и повторять одно и тоже упражнение несколько раз. Он позволяет сформировать сенсорную основу для восприятия абстрактных понятий, узнать эти понятия и применить их в реальной жизни, выстраивая, таким образом, у ребенка более четкое представление об окружающем мире.

Сенсорные Монтессори – материалы создают прочную базу для изучения математики, геометрии, географии, биологии, изобразительного искусства и музыки. Широта предлагаемого ассортимента сенсорных материалов увеличивает познавательные возможности ребенка.

Мы составили таблицу, которая включает в себя следующие разделы:

    • Материалы для развития зрения;

    • Материалы для развития осязания;

    • Материалы для развития слуха;

    • Материалы для развития чувства тяжести;

    • Материалы для развития чувства тепла;

    • Материалы для развития обоняния;

    • Материалы для развития вкуса;

    • Материалы для развития «стереогностического чувства».

В свою очередь эти разделы включают следующие позиции: название материала, цели его использования по возрастам. Такой подход позволит нам детально изучить содержание работы с детьми 2-5 лет по сенсорному воспитанию.

 

 

Материал

Цели (прямые и косвенные)

2-3 года

3-4 года

4-5 лет

1. Материалы  для развития зрения.

1

Цилиндры                - вкладыши.

Прямые: визуальное различение размеров, нахождение создание сенсорной базы для последующего ознакомления ребенка с понятиями «большой -маленький».

Косвенные: развитие моторики, подготовка пальцев к письму, подготовка к изучению математики.

   

2

Розовая башня.

Прямые: развитие зрительного восприятия размеров, построение башни соответственно уменьшению размеров кубов (т.е. построение сериационного ряда).

Косвенные: восприятие свободы движений, подготовка к извлечению кубического корня.

   

3

 

 

Красные штанги.

 

Прямые: развитие глазомера, развить способность различать длины.

Косвенные: подготовка к изучению математики через восприятие линейных размеров.

 

4

 

Коричневая

лестница.

 

Прямые: развивать зрительное восприятие различия по ширине и высоте.

Косвенные: развитие мелкой моторики, формирование представления о форме и объеме.

 

 

 

 


 

 

 

5

Цветные

таблички.

Ящик 1

 

 

 

Цветные

таблички.

Ящик 2

 

Цветные

таблички.

Ящик 3

 

Прямые: развитие цветового восприятия, знакомство с основными монохроматическими цветами, нахождение пар табличек одинакового цвета.

Косвенные: восприятие порядка.

 

Прямые: ознакомление с хроматическими цветами и ахроматическими цветами сектора.

Косвенные: восприятие порядка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прямые: различие оттенков одного и того же цвета, построение сериационного ряда в зависимости от изменения тона.

Косвенные: восприятие порядка.

 

6

Геометрический

комод.

 

Прямые: различие геометрических форм и размеров, знакомство с геометрическими фигурами.

Косвенные: подготовка к изучению математики, подготовка к письму.

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конструктивные треугольники

Прямоугольный

Ящик №1

Прямоугольный ящик №2

 

Треугольный ящик.

 

 

 

 

 

Малый

шестиугольный ящик.

 

Большой

шестиугольный ящик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прямые: построение треугольника из двух, трех, четырех конгруэнтных треугольников.

Косвенные: создание сенсорной базы для последующего введения понятий «высота», «средняя линия треугольника».

Прямые: построение основных геометрических фигур, повторение названий геометрических фигур.

Косвенные: подготовка к изучению математики.

 

 

Прямые: построение из треугольников без маркировочных линий новых геометрических фигур, преобразование квадрата в параллелограммы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прямые: узнать, что правильный шестиугольник можно построить из двух трапеций, шести равносторонних треугольников или из трех ромбов.

 

Прямые: узнать, что правильный шестиугольник можно построить из 2 больших равносторонних треугольников или 3 параллелограммов, однако для этого требуется сначала их преобразовать в другие формы.

Косвенные: подготовка к нахождению площадей.

8

 

Цветные

цилиндры.

 

Прямые: сопоставление величин, построение сериационных рядов, экспериментирование.

 

9

Биномиальный и триномиальный кубы.

   

Прямые: построение Биномиального и Триномиального кубов на сенсорном уровне.

Косвенные: подготовка к вычислению квадратных и кубических корней.

10

Биологический комод.

 

Прямые: различение разнообразных форм, знакомство с формами листьев.

Косвенные: подготовка к изучению биологии.

 

Информация о работе Сенсорное воспитание как основа интеллектуального развития ребенка