Сенсорное воспитание как основа интеллектуального развития ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 13:01, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования выступает взаимосвязь сенсорного воспитания детей дошкольного возраста и их интеллектуального развития.
В соответствии с проблемой и целью исследования определены его задачи:
1.Дать анализ психолога - педагогической литературы на тему.
2. Выявить уровень интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Монтесори.docx

— 120.57 Кб (Скачать файл)

Каждый материал присутствует в помещении в единственном экземпляре. В подготовленной среде не должно быть слишком много материалов: это необходимо для ориентации ребенка, для создания порядка в его сознании и облегчения понимания огромного количества вещей, окружающих его повсюду. Монтессори возражает против мнения, что ребенок тем быстрее и тем лучше развивается, чем больше ему предоставлено игрушек и средств помощи развитию. Наоборот, чрезмерное количество и разнообразие предметов создает дополнительный хаос в душе ребенка. Именно в ограничении средств помощи лежит важнейшая потребность, которая позволяет ему сберечь свои силы и успешно продвигаться по трудной дороге развития.      Существует масса сенсорных материалов, заниматься с которыми полезнее всего в малых группах из 2-4 детей. Хороший Монтессори - педагог всегда готов поддержать и поощрить подобные формы конструктивной работы.

    1. Форма организации работы с детьми в Монтессори группе.

Ребенок в основном индивидуально приступает к работе. Учитель должен владеть общей ситуацией во всей группе (распределенное внимание). Организация жизни детей в группе предполагает определение правил, которые максимально стимулируют проявления самостоятельности и индивидуальное развитие ребенка. Правила должны соблюдаться всеми детьми. Роль учителя сводится к наблюдению. На этой основе он оказывает детям помощь, необходимую им для дальнейшего развития. Учитель следит за тем, чтобы ребенок, в зависимости от уровня своего развития, правильно выбирал материалы.

Учитель может также стимулировать деятельность ребенка с помощью ознакомления его с новым содержанием или с новым материалом. Знакомство с новым материалом проходит в форме индивидуального урока. В рамках этого урока ребенок видит, как нужно обходиться с тем или иным материалом. Целью такого урока является побуждение ребенка к действию.

Возможно вмешательство учителя в случае, когда ребенок выполняет работу, соответствующую уровню его развития. Здесь речь идет о дальнейшей помощи ребенку с тем, чтобы благодаря процессу усвоения, ребенок достиг более высокого уровня развития.

Естественно, что сам учитель должен хорошо владеть материалом, с которым работают дети, уметь правильно обращаться с ним. Далее он должен заботиться о том, чтобы ребенок мог постоянно делать свои собственные открытия.

Помимо работы в малых группах имеются также упражнения, проводимые со всеми (или почти со всеми) детьми одновременно. Целью общих уроков является развитие и стимулирование самостоятельности детей. Общие уроки способствуют ориентации детей в окружающей обстановке и их адаптация к повседневной жизни.

На этих уроках дети узнают правила, которым они должны следовать в группе. Подобные уроки важны для формирования привычек и приобретение свободы действий, так как дети знают как себя вести и чего от них ожидают.

Педагог наблюдает за самостоятельным применением правил детьми, с соответствием их обстановке. Если замечает ошибку, упражнения общих уроков повторяются.

Общий урок делится на три периода:

    1. Педагог ясно и четко демонстрирует действия, употребляя как можно меньше слов, концентрируя внимание детей на действиях.

    1. Несколько детей повторяют действия учителя.

3)  Учитель дает краткую формулировку действий.

В большинстве случаев такой урок проводится со всей группой, иногда с подгруппой детей.

Еще одна форма работы с детьми - трехступенчатый урок.

Основной целью такого урока является запоминание названий предметов, новых понятий и терминов, обогащение активного словаря ребенка, дает ребенку новые знания, расширение представлений об окружающей среде. Урок строится на основе работы с Монтессори материалами. Знания, приобретенные во время работы с материалами, будут применяться ребенком в его ближайшем окружении. Постепенно, приобретая опыт, ребенок сможет устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями.

В ходе урока, как правило, вводят два-три новых понятия.

На первой ступени -

Учитель устанавливает связь между предметом и его название.

Учитель указывает на предмет и четко произносит его название (свойство или количество) говоря: «Это ... ». Желательно повторить новые термины несколько раз, привлекая не только слуховое, но и, если это возможно, зрительное, тактильное, «стереогностическое» восприятие ребенка.

В ходе трехступенчатого урока учитель не дает пространных объяснений.

На второй ступени -

Учитель дает ребенку задание типа: «Дай мне ... », «Покажи мне ... ».

Заданий должно быть достаточно много, чтобы ребенок лучше запомнил новые понятия. Используемые предметы несколько раз перемешивают.

1 и 2 ступени служат для  формирования пассивного словаря  ребенка.

На третьей ступени -

Учитель указывает на предмет и спрашивает: «Что это ... ?» Ребенок называет предмет, таким образом, расширяет свой активный словарь. Эти вопросы также следует повторить несколько раз, перемешивая предметы.

Применяются также игры с материалом. Эти игры предлагаются для того, чтобы:

  • используя общий интерес группы (волна активности), совместно повторить упражнение;

  • заново привлечь внимание к определенному материалу;

  • повторить отдельные понятия.

В большинстве случаев игра с материалом предлагается всей группе, но иногда ее можно проводить отдельно и в маленькой группе. Учитель дает краткое и четкое разъяснение, при необходимости - по частям, после чего дети выполняют игру как можно более самостоятельно. Игра повторяется два или три раза при наличии у детей заинтересованности.

Существуют также ежедневные «беседы в кругу» с обсуждением прошедших выходных, грядущих праздников, тем, посвященных временам года, жизни животных и растений, чтение вслух, разучивание народных детских игр, стихов и песенок, отгадывание загадок - то есть все то, что относится к живой жизни детей в детском саду.

 

 

 

 

 

 

___________________________

23 А.В. Ван Дер Меер « Мария Монтессори педагогический метод открытия ребенка» Проект Метрополис.

 

Вывод по главе 1.

В дошкольной педагогике накоплен значительный материал о содержании, методах, средствах развития сенсорных способностей детей, разработаны педагогические требования к дидактическим материалам, методика руководства играми и упражнениями. Однако в современных условиях научные достижения используются крайне недостаточно.

В практике дошкольного воспитания преимущественное место занимают фронтальные формы обучения. Они предполагают одновременное воздействие на всю группу занимающихся, при этом часто не учитываются индивидуальные особенности и темпы развития отдельных детей. Это приводит к противоречию между имеющимися возможностями к решению задач сенсорного воспитания и реальным состоянием дел на практике. Переход к личностно-ориентированной модели воспитания будет способствовать преодолению противоречия и позволит совершенствовать работу по сенсорному воспитанию.

Воспитание и обучение по методу Марии Монтессори предполагает:

    • Преимущество индивидуализированного обучения перед фронтальным обучением.

    • Эффективность психолого-педагогической готовности детей к школе.

    • Более полное удовлетворение потребностей детей в саморазвитии и самовоспитании.

Образование и воспитание по методу Марии Монтессори является:

    • Индивидуализированным

    • Направлено на психическое, творческое, общественные и интеллектуальные аспекты

    • Учитывает развития способностей каждого ребенка

    • Предполагает комплектование детей по принципу разновозрастных групп

    • Учитель является наблюдателем, исследователем, участником совместного процесса обучения.

Сенсорные умения:

  • Развивать чувственный аппарат (осязания, обоняния, слух, зрение, вкус)

  • Развивать доматематические умения – различать размеры, цвета, формы

  • Готовить с помощью сенсорики базу для изучения математики, ботаники, географии, музыки и пр.

  • Способствовать интеллектуальному развитию (интеллект формируется в процессе целеустремленных движений, работа руками стимулирует ум).

Ученые считают, что чем выше интеллект человека, тем более упорядоченной и дифференцированной системой понятий, образов, знаний он обладает. М. Монтессори подчеркивала, что процессы различения, группирования и обозначения внешних предметов на основе установившегося в уме прочного порядка и составляет мышление.  И если мы хотим помочь ребенку в упорядочивании его сознания, необходимо обустраивать его жизнь так, чтобы он постоянно сталкивался с потребностью нечто распределить, отобрать, разложить по какому-то принципу, сгруппировать – словом, упорядочить. Практически все, придуманные М. Монтессори сенсорные материалы, обладают этим качеством.

Следовательно,  в практической части  данной работы мы будем доказать влияние сенсорного воспитания на интеллектуальное развитие ребенка по системе Марии Монтессори.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Наша тема была посвящена теме: «Сенсорное воспитание как основа  интеллектуального развития ребенка», мы дали анализ психолого – педагогической литературе, определили особенности формирования сенсорного воспитания у детей дошкольного возраста. Опирались на взгляды Абдуллаева Ш.А.; Бучковская Л.; Буянова Р.; Вартан В.П.; Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б.; Носковой А.П.; Запорожец А.В.,Венгер Л.А.; Зинченко В.П.; Курашова Р.А.; Маллер А.Р., Цикото Г.В.; Пиаже Ж.; Поддьяков Н.Н.; Дементьевой Н.Ф;. Леоновой А.В.; Рубинштейн С.Л.; Поддьякова Н.Н., Аванесовой В.Н.; Слободянюк Н.А.; Совпель Д.Е.; Стребелева Е.А.; Лурия А.Р.; Цикото Г.В.; Шаповаленко И.В.; Гребенников Л.; Хилтунен Е.; Ван Дер Меер А.В.; Афанасьева Т.Д.; Богусловский М.Ж.; Борисова З.Н., Семерникова Р.А.;  Блонский П.С.; Плеханов А.Д.;  Сорокова Д.Н.; Фаусек Ю..

В процессе работы были решены поставленные задачи, выявлены уровни развития, подобраны и адаптированы сенсорные дидактические материалы и упражнения с ними, составлены рекомендации для педагогов. Цель нашей работы достигнута, мы доказали что сенсорное воспитание является основой интеллектуального развития детей.

На занятиях по системе Марии Монтессори в детском саду дошкольники с удовольствием работают с дидактическими сенсорными материалами. В процессе  сенсорного воспитания осуществляются формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служащей основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность интеллектуального, умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.  Следовательно, сенсорное воспитание имеет большое значение для воспитания личности ребенка и является основой интеллектуального развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

    1. Абдуллаева Ш.А. Формирование сенсорного опыта и методика его организации у детей раннего возраста. Автореферат.- М.,1975.

    1. Бучковская Л. Воспитание ребенка – олигофрена//Психология и педагогика - №2 - 2006

    1. Буянова Р.Сенсорное развитие детей//Социальная работа - №12 – 2006

    1. Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников, - Мн.:БрГУ, 2007. – 195с.

    1. Венгер Л.А. Пилюгина Э.Г. Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка М.: Просвещение. 1988. - 144 с.

    1. Дошкольное воспитание аномальных детей. /Под ред. Носковой А.П.- М.: Прогресс, 1984. – 303с.

Информация о работе Сенсорное воспитание как основа интеллектуального развития ребенка