Сенсорное воспитание как основа интеллектуального развития ребенка
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 13:01, курсовая работа
Краткое описание
Предметом исследования выступает взаимосвязь сенсорного воспитания детей дошкольного возраста и их интеллектуального развития. В соответствии с проблемой и целью исследования определены его задачи: 1.Дать анализ психолога - педагогической литературы на тему. 2. Выявить уровень интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
Каждый материал присутствует
в помещении в единственном экземпляре.
В подготовленной среде не должно быть
слишком много материалов: это необходимо
для ориентации ребенка, для создания
порядка в его сознании и облегчения понимания
огромного количества вещей, окружающих
его повсюду. Монтессори возражает против
мнения, что ребенок тем быстрее и тем
лучше развивается, чем больше ему предоставлено
игрушек и средств помощи развитию. Наоборот,
чрезмерное количество и разнообразие
предметов создает дополнительный хаос
в душе ребенка. Именно в ограничении средств
помощи лежит важнейшая потребность, которая
позволяет ему сберечь свои силы и успешно
продвигаться по трудной дороге развития.
Существует масса сенсорных материалов,
заниматься с которыми полезнее всего
в малых группах из 2-4 детей. Хороший Монтессори
- педагог всегда готов поддержать и поощрить
подобные формы конструктивной работы.
Форма организации
работы с детьми в Монтессори
группе.
Ребенок в основном индивидуально
приступает к работе. Учитель должен владеть
общей ситуацией во всей группе (распределенное
внимание). Организация жизни детей в группе
предполагает определение правил, которые
максимально стимулируют проявления самостоятельности
и индивидуальное развитие ребенка. Правила
должны соблюдаться всеми детьми. Роль
учителя сводится к наблюдению. На этой
основе он оказывает детям помощь, необходимую
им для дальнейшего развития. Учитель
следит за тем, чтобы ребенок, в зависимости
от уровня своего развития, правильно
выбирал материалы.
Учитель может также стимулировать
деятельность ребенка с помощью ознакомления
его с новым содержанием или с новым материалом.
Знакомство с новым материалом проходит
в форме индивидуального урока. В рамках
этого урока ребенок видит, как нужно обходиться
с тем или иным материалом. Целью такого
урока является побуждение ребенка к действию.
Возможно вмешательство учителя
в случае, когда ребенок выполняет работу,
соответствующую уровню его развития.
Здесь речь идет о дальнейшей помощи ребенку
с тем, чтобы благодаря процессу усвоения,
ребенок достиг более высокого уровня
развития.
Естественно, что сам учитель
должен хорошо владеть материалом, с которым
работают дети, уметь правильно обращаться
с ним. Далее он должен заботиться о том,
чтобы ребенок мог постоянно делать свои
собственные открытия.
Помимо работы в малых группах
имеются также упражнения, проводимые
со всеми (или почти со всеми) детьми одновременно.
Целью общих уроков
является развитие и стимулирование самостоятельности
детей. Общие уроки способствуют ориентации
детей в окружающей обстановке и их адаптация
к повседневной жизни.
На этих уроках дети узнают
правила, которым они должны следовать
в группе. Подобные уроки важны для формирования
привычек и приобретение свободы действий,
так как дети знают как себя вести и чего
от них ожидают.
Педагог наблюдает за самостоятельным
применением правил детьми, с соответствием
их обстановке. Если замечает ошибку, упражнения
общих уроков повторяются.
Общий урок делится на три периода:
Педагог ясно и четко демонстрирует
действия, употребляя как можно меньше
слов, концентрируя внимание детей на
действиях.
Несколько детей повторяют
действия учителя.
3) Учитель дает краткую формулировку
действий.
В большинстве случаев такой
урок проводится со всей группой, иногда
с подгруппой детей.
Еще одна форма работы с детьми - трехступенчатый
урок.
Основной целью такого урока
является запоминание названий предметов,
новых понятий и терминов, обогащение
активного словаря ребенка, дает ребенку
новые знания, расширение представлений
об окружающей среде. Урок строится на
основе работы с Монтессори материалами.
Знания, приобретенные во время работы
с материалами, будут применяться ребенком
в его ближайшем окружении. Постепенно,
приобретая опыт, ребенок сможет устанавливать
связи между отдельными предметами и явлениями.
В ходе урока, как правило, вводят
два-три новых понятия.
На первой
ступени -
Учитель устанавливает связь
между предметом и его название.
Учитель указывает на предмет
и четко произносит его название (свойство
или количество) говоря: «Это ... ». Желательно
повторить новые термины несколько раз,
привлекая не только слуховое, но и, если
это возможно, зрительное, тактильное,
«стереогностическое» восприятие ребенка.
В ходе трехступенчатого урока
учитель не дает пространных объяснений.
На второй
ступени -
Учитель дает ребенку задание
типа: «Дай мне ... », «Покажи мне ... ».
Заданий должно быть достаточно
много, чтобы ребенок лучше запомнил новые
понятия. Используемые предметы несколько
раз перемешивают.
1 и 2 ступени служат для
формирования пассивного словаря
ребенка.
На третьей
ступени -
Учитель указывает на предмет
и спрашивает: «Что это ... ?» Ребенок называет
предмет, таким образом, расширяет свой
активный словарь. Эти вопросы также следует
повторить несколько раз, перемешивая
предметы.
Применяются также игры с материалом.
Эти игры предлагаются для того, чтобы:
используя общий интерес группы
(волна активности), совместно повторить
упражнение;
заново привлечь внимание к
определенному материалу;
повторить отдельные понятия.
В большинстве случаев игра
с материалом предлагается всей группе,
но иногда ее можно проводить отдельно
и в маленькой группе. Учитель дает краткое
и четкое разъяснение, при необходимости
- по частям, после чего дети выполняют
игру как можно более самостоятельно.
Игра повторяется два или три раза при
наличии у детей заинтересованности.
Существуют также ежедневные «беседы в кругу»
с обсуждением прошедших выходных, грядущих
праздников, тем, посвященных временам
года, жизни животных и растений, чтение
вслух, разучивание народных детских игр,
стихов и песенок, отгадывание загадок
- то есть все то, что относится к живой
жизни детей в детском саду.
___________________________
23 А.В. Ван Дер Меер « Мария Монтессори
педагогический метод открытия ребенка»
Проект Метрополис.
Вывод по главе 1.
В дошкольной педагогике накоплен
значительный материал о содержании, методах,
средствах развития сенсорных способностей
детей, разработаны педагогические требования
к дидактическим материалам, методика
руководства играми и упражнениями. Однако
в современных условиях научные достижения
используются крайне недостаточно.
В практике дошкольного воспитания
преимущественное место занимают фронтальные
формы обучения. Они предполагают одновременное
воздействие на всю группу занимающихся,
при этом часто не учитываются индивидуальные
особенности и темпы развития отдельных
детей. Это приводит к противоречию между
имеющимися возможностями к решению задач
сенсорного воспитания и реальным состоянием
дел на практике. Переход к личностно-ориентированной
модели воспитания будет способствовать
преодолению противоречия и позволит
совершенствовать работу по сенсорному
воспитанию.
Воспитание и обучение по методу
Марии Монтессори предполагает:
Преимущество индивидуализированного
обучения перед фронтальным обучением.
Эффективность психолого-педагогической
готовности детей к школе.
Более полное удовлетворение
потребностей детей в саморазвитии и самовоспитании.
Образование и воспитание по
методу Марии Монтессори является:
Индивидуализированным
Направлено на психическое, творческое, общественные и интеллектуальные аспекты
Учитывает развития способностей
каждого ребенка
Предполагает комплектование
детей по принципу разновозрастных групп
Учитель является наблюдателем,
исследователем, участником совместного
процесса обучения.
Сенсорные умения:
Развивать чувственный аппарат
(осязания, обоняния, слух, зрение, вкус)
Развивать доматематические умения – различать размеры, цвета, формы
Готовить с помощью сенсорики базу для изучения математики, ботаники, географии, музыки и пр.
Способствовать интеллектуальному
развитию (интеллект формируется в процессе
целеустремленных движений, работа руками
стимулирует ум).
Ученые считают, что чем выше
интеллект человека, тем более упорядоченной
и дифференцированной системой понятий,
образов, знаний он обладает. М. Монтессори
подчеркивала, что процессы различения,
группирования и обозначения внешних
предметов на основе установившегося
в уме прочного порядка и составляет мышление.
И если мы хотим помочь ребенку в упорядочивании
его сознания, необходимо обустраивать
его жизнь так, чтобы он постоянно сталкивался
с потребностью нечто распределить, отобрать,
разложить по какому-то принципу, сгруппировать
– словом, упорядочить. Практически все,
придуманные М. Монтессори сенсорные материалы,
обладают этим качеством.
Следовательно, в практической
части данной работы мы будем доказать
влияние сенсорного воспитания на интеллектуальное
развитие ребенка по системе Марии Монтессори.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Наша тема была посвящена теме: «Сенсорное
воспитание как основа интеллектуального
развития ребенка», мы дали анализ психолого
– педагогической литературе, определили
особенности формирования сенсорного
воспитания у детей дошкольного возраста.
Опирались на взгляды Абдуллаева Ш.А.;
Бучковская Л.; Буянова Р.; Вартан В.П.; Венгер
Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б.; Носковой
А.П.; Запорожец А.В.,Венгер Л.А.; Зинченко
В.П.; Курашова Р.А.; Маллер А.Р., Цикото Г.В.;
Пиаже Ж.; Поддьяков Н.Н.; Дементьевой Н.Ф;.
Леоновой А.В.; Рубинштейн С.Л.; Поддьякова
Н.Н., Аванесовой В.Н.; Слободянюк Н.А.; Совпель
Д.Е.; Стребелева Е.А.; Лурия А.Р.; Цикото
Г.В.; Шаповаленко И.В.; Гребенников Л.; Хилтунен
Е.; Ван Дер Меер А.В.; Афанасьева Т.Д.; Богусловский
М.Ж.; Борисова З.Н., Семерникова Р.А.;
Блонский П.С.; Плеханов А.Д.; Сорокова
Д.Н.; Фаусек Ю..
В процессе работы были решены
поставленные задачи, выявлены уровни
развития, подобраны и адаптированы сенсорные
дидактические материалы и упражнения
с ними, составлены рекомендации для педагогов.
Цель нашей работы достигнута, мы доказали
что сенсорное воспитание является основой
интеллектуального развития детей.
На занятиях по системе Марии
Монтессори в детском саду дошкольники
с удовольствием работают с дидактическими
сенсорными материалами. В процессе
сенсорного воспитания осуществляются
формирование полноценного восприятия
окружающей действительности, служащей
основой познания мира, первой ступенью
которого является чувственный опыт. Успешность
интеллектуального, умственного, эстетического
и нравственного воспитания в значительной
степени зависит от уровня сенсорного
развития детей. С восприятия предметов
и явлений окружающего мира начинается
познание. Все другие формы познания -
запоминание, мышление, воображение - строятся
на основе образов восприятия, являются
результатом их переработки. Поэтому нормальное
умственное развитие невозможно без опоры
на полноценное восприятие.
Сенсорное развитие, с одной
стороны, составляет фундамент общего
умственного развития ребенка, с другой
стороны, имеет самостоятельное значение,
так как полноценное восприятие необходимо
и для успешного обучения ребенка в детском
саду, в школе, и для многих видов труда.
Следовательно, сенсорное воспитание
имеет большое значение для воспитания
личности ребенка и является основой интеллектуального
развития.
Список литературы.
Абдуллаева Ш.А. Формирование
сенсорного опыта и методика его организации у детей раннего возраста.
Автореферат.- М.,1975.
Бучковская Л. Воспитание ребенка – олигофрена//Психология и педагогика - №2 - 2006
Буянова Р.Сенсорное развитие детей//Социальная работа - №12 – 2006
Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников, - Мн.:БрГУ, 2007. – 195с.
Венгер Л.А. Пилюгина Э.Г. Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры
ребенка М.: Просвещение. 1988. - 144 с.
Дошкольное воспитание аномальных
детей. /Под ред. Носковой А.П.- М.: Прогресс, 1984. – 303с.