Система М.Монтессори в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 20:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: определить место ребенка в педагогике Монтессори.
Задачи: изучить систему М.Монтессори, принципы, ее место в России, ее отличия и недостатки, ее составляющие части, особенности работы детей в монтессори - среде, качеств детей, приобретаемых при обучении в данной системе, закономерностей развития ребенка и процесс развития детской личности.

Содержание

Введение
Глава 1. Педагогическая система М.Монтессори
1.1. История создания системы М.Монтессори
1.2. Положения и составляющие системы М.Монтессори
1.2.1. Монтессори – учитель
1.2.2. Развивающая (подготовленная) среда
1.2.3. Монтессори - материалы
1.3. Ребенок в педагогической системе М. Монтессори
1.3.1. Стадии развития детской личности в педагогике М.Монтессори
1.3.2. Заповеди М.Монтессори
1.3.3. Главный принцип системы М.Монтессори - «Помоги мне сделать это самому!».
1.3.4. Качества детей, развивавшихся в монтессори - среде.
1.4. Монтессори - терапия
1.5. Отличия и недостатки системы М.Монтессори
1.5.1. Отличия системы М.Монтессори
1.5.2. Недостатки системы М. Монтессори
Глава 2. Система М.Монтессори в России.
2.1. Система М.Монтессори в России
2.2. Детский развивающий Монтессори - центр в г. Краснодаре
2.2.1. Работа педагога на занятиях
2.2.2. Физическое воспитание
2.2.3. Моральное и общественное воспитание
2.3. Успех системы М.Монтессори
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Педагогика Монтессори для печати.doc

— 234.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

     «…  многие как и я, придерживаются того мнения, что самым важным периодом жизни является не студенческий возраст, а … период от рождения до шести лет. Потому что это то время, когда формируется величайший инструмент человека – интеллект. И не только интеллект, но и вся совокупность его психических сил».  

     Мария Монтессори

Введение

     Современный человек  существует в реальности, в которой больше не господствуют порядок, стабильность, равновесие. Все  природные и социальные системы, в которые включен человек, находятся  в постоянно протекающих изменениях. Налицо возрастание доли самоорганизации как процесса и способа адаптации к изменяющимся условиям.

     Актуальность  темы: Новое отношение к миру предполагает признание некой «объемности» человека, вступающего в общение с окружающим миром на разных уровнях, в различных плоскостях и разнородных пространствах. Институт образования сегодня – это не «насыщение» человека информацией об окружающем мире, а формирование его внутреннего мира посредством открытия богатства реальности и способности органов чувств эту реальность впитывать и переживать. Все вышеизложенное заставляет по - новому подойти к организации дошкольного образования как фундамента личностного становления человека нового времени, способного адаптироваться к современному миру.

     Выбранные в России программы под редакцией  Васильевой в сочетании с образовательной  технологией М.Монтессори, позволяют максимально приблизить человека  к решению этих проблем.

     Методы  и приемы обучения стимулируют познавательную активность детей, поиск нестандартных решений, развитие воображения и творческих способностей детей, способствуют сохранению психического и физического здоровья, обеспечивают превышение стандарта дошкольного уровня образования по всем направлениям развития ребёнка за счет использование педагогической технологии М.Монтессори.

     Гипотеза: Главный принцип системы М.Монтессори - «Помоги  мне сделать это самому!». Это  значит, что воспитатель должен помочь ребенку организовать свою деятельность так, чтобы творческий потенциал получил максимальное развитие.

     Каждый  ребенок работает в собственном  темпе и занимается только тем, что  ему интересно. «Соревнуясь» только с самим собой, ребенок приобретает  уверенность в собственных силах  и полностью усваивает изученное. Ребенок занимает центральное место в педагогике Монтессори.

     Объект  исследования: ребенок в педагогике М.Монтессори.

     Цель  курсовой работы: определить место ребенка в педагогике Монтессори.

     Задачи: изучить систему М.Монтессори, принципы, ее место в России, ее отличия и недостатки, ее составляющие части, особенности работы детей в монтессори - среде, качеств детей, приобретаемых при обучении в данной системе, закономерностей развития ребенка и процесс развития детской личности.

Глава 1. Педагогическая система М.Монтессори

1.1. История создания системы М.Монтессори

     
      

     

     История педагогики сохранила сотни имен, но по пальцам можно пересчитать  реальные школы, сохранившиеся после  смерти авторов. М.Монтессори стоит первой в почетном ряду. Произошло это не только потому, что многие ее прозрения нашли научное подтверждение, но и потому, что М.Монтессори нашла ключ к воплощению своих идей в повседневной педагогической практике. Ее система строилась не один день.

     М.Монтессори (31.08.1870 - 06.05.1952) – первая женщина - врач в Италии, ученый, педагог и психолог. Судьба дала ей возможность наблюдать различные культуры и экономические системы. Она была первой женщиной - врачом, руководившей кафедрой медицины в Италии, но покинула Италию, когда к власти пришел Муссолини. Она перебралась в Германию, но уехала оттуда из - за Гитлера. Она останавливалась во Франции, Австрии, и Англии, Америке, и Испании. Она получила приглашение и приехала в Индию, и очень полюбила эту страну. Путешествия по разным странам дали ей возможность наблюдать, что все мы проходим особые периоды развития.

     100 лет назад М.Монтессори увидела в детях тягу к познанию, которая была сильнее, чем потребность в пище и безопасности.

     В 1896 г., работая детским врачом в  клинике, М.Монтессори обратила внимание на умственно - отсталых детей, которые бесцельно бродили по коридорам заведения и ничто не могло их занять. Наблюдая за несчастными, М.Монтессори пришла к выводу, что эти дети в свое время не имели стимулов к развитию и что каждому ребенку необходима специальная развивающая среда, в которой он смог бы найти что - то интересное для себя.

     М.Монтессори взялась за изучение педагогики и психологии развития здорового ребенка и попробовала создать свои методы развития и воспитания детей. Она доказывает, что взрослый может не делать что - то за ребенка, а помогать ему действовать самостоятельно. Это особый труд. Ведь малыш попадает в наш мир и видит его чуждым и неприспособленным для его жизни. Ребенок зависим от великанов, которые называются взрослыми, и кроят мир под себя, не задумываясь о нем. Ему трудно расстегнуть пуговицы на курточке, завязать шнурок на ботинке, перенести свой стул в удобное место.

     М.Монтессори доказала, что интеллектуальное развитие от 0 до 6 лет существует и его можно сопровождать. А современная психология подтвердила, что у ребенка от 0 до 6 лет есть периоды, когда он наиболее легко и естественно учится определенным вещам. Так от 0 до 6 лет в несколько этапов проходит развитие речи, а до 5,5 сенсорное развитие. В среднем с 2,5 до 6 лет у малыша возникают и закрепляются социальные навыки. В это время дети легко воспринимают формы вежливого или грубого поведения, которые становятся нормами их жизни.

     Если  опоздать и не воспользоваться появившимися у детей возможностями, то они  могут потерять интерес к этому  на всю жизнь или вернуть ошибки и случайности этих периодов в  самых неожиданных и неприятных формах уже после шести лет.

     Наблюдая  за работой детей, М.Монтессори методом проб и ошибок разработала сенсорные материалы. Материалы и принципы работы с ребенком таковы, что развивают в маленьком человеке потребность в обучении, познании окружающего мира, способствуют расширению интеллектуальных возможностей ребенка, формированию самодисциплины, концентрации внимания, развитию всех видов памяти, мышления.

     М.Монтессори предлагает уже в 2,5-3 года дать ребенку возможность сделать это и многое другое. Учитель (взрослый) только помогает ему.

     М.Монтессори заметила, что дети учат других детей лучше, чем взрослые, да и в нашей взрослой жизни мы общаемся и с теми, кто старше нас и с теми, кто младше. Используя это наблюдение, М.Монтессори наполнила свои классы детьми разных возрастов, выделив две группы.

     В первой - дети от 3 до 6 лет, во второй от 6 до 12. У них разные задачи. До шести лет ребенок строит свой разум, а после шести активно осваивает культуру. И если дети умнеют каждый в своем темпе и до своего предела, то культуру еще можно осваивать и в разных формах и направлениях.

     В 1900 г. на римской олимпиаде дети - идиоты,  с которыми работала  М.Монтессори показали результаты на уровне обычных детей.

     Из  этого был сделан вывод, что работать необходимо с нормой развития потому, что: дети с отклонениями оказываются в более выгодных условиях; что горизонт развития ребенка с отклонениями ограничивается уровнем  нормы, а  возможности развития обычного ребенка  значительно  шире.

     В итоге была создана педагогическая система, которую М.Монтессори использовала в «Доме ребенка», открытом ею 6 января 1907 г. в Риме.

     С 1909 г. педагогика М.Монтессори начала распространяться во многих странах мира. В 1913 г. она появилась и в России. А в 1914 г. во многих русских городах были открыты детские сады Монтессори. Но спустя 10 лет большевики, в угоду идеям поголовного коллективизма, сады Монтессори были запрещены и закрыты.

     В Испании они также были запрещены, а в фашистской Германии и Италии они были разгромлены воинствующими  национал - социалистами.

     В 1929 г. М.Монтессори создает AMI Международную Монтессори - ассоциацию, которая поддерживает и обучает учителей принципам работы с монтессори - материалами. Международный курс монтессори - педагогики там был устроен таким образом, что 90% всех занятий приходилось на практическую и работу с дидактическим материалом и только 10% – теория.

     Особенность  обучения монтессори - педагога состоит в том, что навыки работы с ребенком и монтессори - материалом передаются не через учебники, а от учителя к учителю.

     Ассоциация создана для:

    • помощи детям в их естественном развитии,
    • качественной подготовки специалистов,
    • сохранения и грамотного развития монтессори - метода.

     Именно  в АМI М.Монтессори составила:

    • базовые принципы своего Метода, позволяющие и сегодня развивать его на основе современных достижений науки, но без ущерба для его сути,
    • методику работы с детьми, сочетающую знание материалов и принципов подготовки среды для каждого возраста, философию Метода и персональную личностную подготовку учителей,
    • технологию подготовки учителей и тренеров, качество которой, подтверждаемое дипломом АМИ, до сих пор является непревзойдённым уровнем Монтессори - образования во всём мире.

     Вернувшись  в Европу после Второй мировой  войны педагогика М.Монтессори получила вторую жизнь. Во многих странах существуют национальные ассоциации монтессори - педагогов и отделения AMI. А в Нидерландах около 30 % средних школ работают по ее системе.

1.2. Положения и составляющие педагогической системы М.Монтессори

     Система основана на следующих положениях:

     - Ребенок активный. Роль взрослого  непосредственно в акции обучения  вторична. Он помощник, а не наставник.

     - Ребенок сам себе учитель. Он  имеет полную свободу выбора  и действий.

     - Дети учат детей. Поскольку в группах занимаются дети разного возраста, старшие дети «становятся» учителями, при этом учатся заботиться о других, а младшие тянутся за старшими.

     - Дети принимают  самостоятельные  решения.

     - Занятия проходят в специально  подготовленной среде.

     - Ребенка нужно заинтересовать, а  развиваться он будет сам.

     - Полноценное саморазвитие, как следствие  свободы в действиях, мышлении, чувствах.

     - Ребенок становится самим собой,  когда мы следуем указаниям  природы, а не идем против  них.

     - Уважение к детям - отсутствие запретов, критики и указаний.

     - Ребенок вправе ошибаться и  доходить до всего сам.

     Таким образом, все и вся в системе  стимулирует ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию потенциала, заложенного в нем.

     Особенностью  монтессори - педагогики является создание специально подготовленной среды для ребенка. Считается, что ребенок лучше знает, чем мама или педагог, что ему необходимо в данный момент для развития и совершенствования мышления. Важно разместить в среде материал, который соответствует зонам его актуального и ближайшего развития.

     Задача  воспитателя - помочь организовать ребенку свою деятельность для освоения собственного уникального пути, чтобы реализовать свой потенциал. Взрослый предлагает ровно столько помощи, сколько нужно ребенку для того чтобы вызвать заинтересованность.

     Интерес - первое, что  М.Монтессори выделяла в своей педагогике.

     Второе - индивидуальный подход. Это не означает, что у каждого ребенка появляется отдельный учитель. Каждый ребенок  во время свободной работы выбирает то, что ему нравится делать, и учитель именно ему показывает, как справиться с заданием.

Информация о работе Система М.Монтессори в России