Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 20:38, курсовая работа
Цель курсовой работы: определить место ребенка в педагогике Монтессори.
Задачи: изучить систему М.Монтессори, принципы, ее место в России, ее отличия и недостатки, ее составляющие части, особенности работы детей в монтессори - среде, качеств детей, приобретаемых при обучении в данной системе, закономерностей развития ребенка и процесс развития детской личности.
Введение
Глава 1. Педагогическая система М.Монтессори
1.1. История создания системы М.Монтессори
1.2. Положения и составляющие системы М.Монтессори
1.2.1. Монтессори – учитель
1.2.2. Развивающая (подготовленная) среда
1.2.3. Монтессори - материалы
1.3. Ребенок в педагогической системе М. Монтессори
1.3.1. Стадии развития детской личности в педагогике М.Монтессори
1.3.2. Заповеди М.Монтессори
1.3.3. Главный принцип системы М.Монтессори - «Помоги мне сделать это самому!».
1.3.4. Качества детей, развивавшихся в монтессори - среде.
1.4. Монтессори - терапия
1.5. Отличия и недостатки системы М.Монтессори
1.5.1. Отличия системы М.Монтессори
1.5.2. Недостатки системы М. Монтессори
Глава 2. Система М.Монтессори в России.
2.1. Система М.Монтессори в России
2.2. Детский развивающий Монтессори - центр в г. Краснодаре
2.2.1. Работа педагога на занятиях
2.2.2. Физическое воспитание
2.2.3. Моральное и общественное воспитание
2.3. Успех системы М.Монтессори
Заключение
Список литературы
«… многие как и я, придерживаются того мнения, что самым важным периодом жизни является не студенческий возраст, а … период от рождения до шести лет. Потому что это то время, когда формируется величайший инструмент человека – интеллект. И не только интеллект, но и вся совокупность его психических сил».
Мария Монтессори
Современный человек существует в реальности, в которой больше не господствуют порядок, стабильность, равновесие. Все природные и социальные системы, в которые включен человек, находятся в постоянно протекающих изменениях. Налицо возрастание доли самоорганизации как процесса и способа адаптации к изменяющимся условиям.
Актуальность темы: Новое отношение к миру предполагает признание некой «объемности» человека, вступающего в общение с окружающим миром на разных уровнях, в различных плоскостях и разнородных пространствах. Институт образования сегодня – это не «насыщение» человека информацией об окружающем мире, а формирование его внутреннего мира посредством открытия богатства реальности и способности органов чувств эту реальность впитывать и переживать. Все вышеизложенное заставляет по - новому подойти к организации дошкольного образования как фундамента личностного становления человека нового времени, способного адаптироваться к современному миру.
Выбранные в России программы под редакцией Васильевой в сочетании с образовательной технологией М.Монтессори, позволяют максимально приблизить человека к решению этих проблем.
Методы и приемы обучения стимулируют познавательную активность детей, поиск нестандартных решений, развитие воображения и творческих способностей детей, способствуют сохранению психического и физического здоровья, обеспечивают превышение стандарта дошкольного уровня образования по всем направлениям развития ребёнка за счет использование педагогической технологии М.Монтессори.
Гипотеза: Главный принцип системы М.Монтессори - «Помоги мне сделать это самому!». Это значит, что воспитатель должен помочь ребенку организовать свою деятельность так, чтобы творческий потенциал получил максимальное развитие.
Каждый
ребенок работает в собственном
темпе и занимается только тем, что
ему интересно. «Соревнуясь» только
с самим собой, ребенок приобретает
уверенность в собственных
Объект исследования: ребенок в педагогике М.Монтессори.
Цель курсовой работы: определить место ребенка в педагогике Монтессори.
Задачи: изучить систему М.Монтессори, принципы, ее место в России, ее отличия и недостатки, ее составляющие части, особенности работы детей в монтессори - среде, качеств детей, приобретаемых при обучении в данной системе, закономерностей развития ребенка и процесс развития детской личности.
История педагогики сохранила сотни имен, но по пальцам можно пересчитать реальные школы, сохранившиеся после смерти авторов. М.Монтессори стоит первой в почетном ряду. Произошло это не только потому, что многие ее прозрения нашли научное подтверждение, но и потому, что М.Монтессори нашла ключ к воплощению своих идей в повседневной педагогической практике. Ее система строилась не один день.
М.Монтессори (31.08.1870 - 06.05.1952) – первая женщина - врач в Италии, ученый, педагог и психолог. Судьба дала ей возможность наблюдать различные культуры и экономические системы. Она была первой женщиной - врачом, руководившей кафедрой медицины в Италии, но покинула Италию, когда к власти пришел Муссолини. Она перебралась в Германию, но уехала оттуда из - за Гитлера. Она останавливалась во Франции, Австрии, и Англии, Америке, и Испании. Она получила приглашение и приехала в Индию, и очень полюбила эту страну. Путешествия по разным странам дали ей возможность наблюдать, что все мы проходим особые периоды развития.
100 лет назад М.Монтессори увидела в детях тягу к познанию, которая была сильнее, чем потребность в пище и безопасности.
В 1896 г., работая детским врачом в клинике, М.Монтессори обратила внимание на умственно - отсталых детей, которые бесцельно бродили по коридорам заведения и ничто не могло их занять. Наблюдая за несчастными, М.Монтессори пришла к выводу, что эти дети в свое время не имели стимулов к развитию и что каждому ребенку необходима специальная развивающая среда, в которой он смог бы найти что - то интересное для себя.
М.Монтессори взялась за изучение педагогики и психологии развития здорового ребенка и попробовала создать свои методы развития и воспитания детей. Она доказывает, что взрослый может не делать что - то за ребенка, а помогать ему действовать самостоятельно. Это особый труд. Ведь малыш попадает в наш мир и видит его чуждым и неприспособленным для его жизни. Ребенок зависим от великанов, которые называются взрослыми, и кроят мир под себя, не задумываясь о нем. Ему трудно расстегнуть пуговицы на курточке, завязать шнурок на ботинке, перенести свой стул в удобное место.
М.Монтессори доказала, что интеллектуальное развитие от 0 до 6 лет существует и его можно сопровождать. А современная психология подтвердила, что у ребенка от 0 до 6 лет есть периоды, когда он наиболее легко и естественно учится определенным вещам. Так от 0 до 6 лет в несколько этапов проходит развитие речи, а до 5,5 сенсорное развитие. В среднем с 2,5 до 6 лет у малыша возникают и закрепляются социальные навыки. В это время дети легко воспринимают формы вежливого или грубого поведения, которые становятся нормами их жизни.
Если опоздать и не воспользоваться появившимися у детей возможностями, то они могут потерять интерес к этому на всю жизнь или вернуть ошибки и случайности этих периодов в самых неожиданных и неприятных формах уже после шести лет.
Наблюдая за работой детей, М.Монтессори методом проб и ошибок разработала сенсорные материалы. Материалы и принципы работы с ребенком таковы, что развивают в маленьком человеке потребность в обучении, познании окружающего мира, способствуют расширению интеллектуальных возможностей ребенка, формированию самодисциплины, концентрации внимания, развитию всех видов памяти, мышления.
М.Монтессори предлагает уже в 2,5-3 года дать ребенку возможность сделать это и многое другое. Учитель (взрослый) только помогает ему.
М.Монтессори заметила, что дети учат других детей лучше, чем взрослые, да и в нашей взрослой жизни мы общаемся и с теми, кто старше нас и с теми, кто младше. Используя это наблюдение, М.Монтессори наполнила свои классы детьми разных возрастов, выделив две группы.
В первой - дети от 3 до 6 лет, во второй от 6 до 12. У них разные задачи. До шести лет ребенок строит свой разум, а после шести активно осваивает культуру. И если дети умнеют каждый в своем темпе и до своего предела, то культуру еще можно осваивать и в разных формах и направлениях.
В 1900 г. на римской олимпиаде дети - идиоты, с которыми работала М.Монтессори показали результаты на уровне обычных детей.
Из этого был сделан вывод, что работать необходимо с нормой развития потому, что: дети с отклонениями оказываются в более выгодных условиях; что горизонт развития ребенка с отклонениями ограничивается уровнем нормы, а возможности развития обычного ребенка значительно шире.
В итоге была создана педагогическая система, которую М.Монтессори использовала в «Доме ребенка», открытом ею 6 января 1907 г. в Риме.
С 1909 г. педагогика М.Монтессори начала распространяться во многих странах мира. В 1913 г. она появилась и в России. А в 1914 г. во многих русских городах были открыты детские сады Монтессори. Но спустя 10 лет большевики, в угоду идеям поголовного коллективизма, сады Монтессори были запрещены и закрыты.
В Испании они также были запрещены, а в фашистской Германии и Италии они были разгромлены воинствующими национал - социалистами.
В 1929 г. М.Монтессори создает AMI Международную Монтессори - ассоциацию, которая поддерживает и обучает учителей принципам работы с монтессори - материалами. Международный курс монтессори - педагогики там был устроен таким образом, что 90% всех занятий приходилось на практическую и работу с дидактическим материалом и только 10% – теория.
Особенность обучения монтессори - педагога состоит в том, что навыки работы с ребенком и монтессори - материалом передаются не через учебники, а от учителя к учителю.
Ассоциация создана для:
Именно в АМI М.Монтессори составила:
Вернувшись в Европу после Второй мировой войны педагогика М.Монтессори получила вторую жизнь. Во многих странах существуют национальные ассоциации монтессори - педагогов и отделения AMI. А в Нидерландах около 30 % средних школ работают по ее системе.
Система основана на следующих положениях:
-
Ребенок активный. Роль взрослого
непосредственно в акции
- Ребенок сам себе учитель. Он имеет полную свободу выбора и действий.
- Дети учат детей. Поскольку в группах занимаются дети разного возраста, старшие дети «становятся» учителями, при этом учатся заботиться о других, а младшие тянутся за старшими.
-
Дети принимают
- Занятия проходят в специально подготовленной среде.
- Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам.
- Полноценное саморазвитие, как следствие свободы в действиях, мышлении, чувствах.
-
Ребенок становится самим
- Уважение к детям - отсутствие запретов, критики и указаний.
- Ребенок вправе ошибаться и доходить до всего сам.
Таким
образом, все и вся в системе
стимулирует ребенка к
Особенностью монтессори - педагогики является создание специально подготовленной среды для ребенка. Считается, что ребенок лучше знает, чем мама или педагог, что ему необходимо в данный момент для развития и совершенствования мышления. Важно разместить в среде материал, который соответствует зонам его актуального и ближайшего развития.
Задача воспитателя - помочь организовать ребенку свою деятельность для освоения собственного уникального пути, чтобы реализовать свой потенциал. Взрослый предлагает ровно столько помощи, сколько нужно ребенку для того чтобы вызвать заинтересованность.
Интерес - первое, что М.Монтессори выделяла в своей педагогике.
Второе
- индивидуальный подход. Это не означает,
что у каждого ребенка