Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 20:38, курсовая работа
Цель курсовой работы: определить место ребенка в педагогике Монтессори.
Задачи: изучить систему М.Монтессори, принципы, ее место в России, ее отличия и недостатки, ее составляющие части, особенности работы детей в монтессори - среде, качеств детей, приобретаемых при обучении в данной системе, закономерностей развития ребенка и процесс развития детской личности.
Введение
Глава 1. Педагогическая система М.Монтессори
1.1. История создания системы М.Монтессори
1.2. Положения и составляющие системы М.Монтессори
1.2.1. Монтессори – учитель
1.2.2. Развивающая (подготовленная) среда
1.2.3. Монтессори - материалы
1.3. Ребенок в педагогической системе М. Монтессори
1.3.1. Стадии развития детской личности в педагогике М.Монтессори
1.3.2. Заповеди М.Монтессори
1.3.3. Главный принцип системы М.Монтессори - «Помоги мне сделать это самому!».
1.3.4. Качества детей, развивавшихся в монтессори - среде.
1.4. Монтессори - терапия
1.5. Отличия и недостатки системы М.Монтессори
1.5.1. Отличия системы М.Монтессори
1.5.2. Недостатки системы М. Монтессори
Глава 2. Система М.Монтессори в России.
2.1. Система М.Монтессори в России
2.2. Детский развивающий Монтессори - центр в г. Краснодаре
2.2.1. Работа педагога на занятиях
2.2.2. Физическое воспитание
2.2.3. Моральное и общественное воспитание
2.3. Успех системы М.Монтессори
Заключение
Список литературы
- уважай ребенка отдыхающего или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он делал или собирается делать;
- никогда не зови его и не принуждай к другим активным действиям;
- помогай тем, кто ищет работу и не может выбрать ее;
- будь неустанным, повторяя ребенку презентации, от которых он ранее отказывался, помогая ребенку осваивать ранее неосвоенное, преодолевать несовершенство;
- делай это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью и тишиной, милосердием и любовью;
- сделай свою готовность помочь очевидной для ребенка, который находится в поиске, и незаметной для того ребенка, который уже все нашел;
- всегда в обращении с ребенком используй лучшие манеры и предлагай ему лучшее в тебе и лучшее из того, что есть в твоем распоряжении.
Это значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальную среду для занятий и научить пользоваться этой средой. Взрослый помогает каждому ребенку самому найти свой путь развития и раскрыть заложенные в него природные способности, закономерности развития ребенка, развитие речи, взаимодействий и общения (см. Приложение 2.).
В уникальной системе самовоспитания и саморазвития маленьких детей основное внимание уделяется воспитанию самостоятельности, развитию чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и т.д.) и мелкой моторики. Вот самый главный принцип системы М.Монтессори: каждый ребенок работает в собственном темпе и занимается только тем, что ему интересно.
«Соревнуясь» только с самим собой, ребенок приобретает уверенность в собственных силах и полностью усваивает изученное.
Взрослый может создать условия, в которых порядок прост и естественен. Он не проводит с малышом долгие и изнурительные беседы.
Учитель предлагает ребенку принять одно четкое правило: «Взял, поработал, положи на место». Но чтобы работа приносила пользу, учитель дает малышу короткий (2 - 3 минуты) урок (см. Приложение 3.). На нем взрослый показывает, как обращаться с предметами, чтобы достичь результата, а не отчаяться и не потерять интерес.
В дополнение к точности и упорядоченности М.Монтессори определила требования к уроку: простота («ничего, кроме безусловной истины»); краткость («веди счет словам своим»); объективность («бросить луч света и пойти своей дорогой»).
Дети, занимающиеся по системе М.Монтессори, растут любознательными и открытыми для получения глубоких и разносторонних знаний. Уже в детстве малыши проявляют себя как свободные, независимые личности, умеющие найти свое место в обществе.
Известнейший немецкий врач - терапевт, профессор Теодор Хелльбрюгге в молодости попал на занятие в монтессори - группу и увидел там не только здоровых, но и детей, диагноз которых был для него очевиден. После занятия он подошел к педагогу и спросил, как она решилась взять в свою группу детей с такими медицинскими проблемами. «Для меня все они просто дети», - ответил педагог.
Так
была сломана стена между
Отталкиваясь от этого факта, врач предположил, что именно в монтессори - группах можно осуществить интеграцию. Так родилась монтессори - терапия. Самостоятельное значение монтессори - терапии, как направлению в лечебной педагогике придала немецкий педагог Лорэ Андерлик. Она долгие годы работает не только с детьми, но и с взрослыми и создала Международную Ассоциацию Монтессори - терапевтов. Исследованием воздействия монтессори - материала на детей с различными диагнозами занимается и санкт - петербуржский врач Наталья Андрющенко.
Монтессори - терапия не заменяет другие медицинские воздействия, но, находясь на стыке педагогики и медицины, в ряде случаев приносит неожиданный результат.
Смысл методики в том, чтобы найти те «точки роста», которые не поражены болезнью и с которых может начаться, медленное восхождение к развитию. Кроме классического материала используется и нестандартный материал, который рождается в процессе поиска пути к пробуждению чувств и разума пациента.
Система Монтессори отличается от традиционной педагогики:
Главное место в системе монтессори - пространстве принадлежит ребенку, а учитель лишь помощник, в чьи задачи входит научить правильно работать с материалом, а также наблюдать за достижениями малыша. И в этом проявляется свобода выбора малыша: он волен двигаться в своем собственном темпе. Самостоятельность – это залог успешной и счастливой жизни.
Как и у всякой системы здесь есть свои минусы:
Следует отметить, что два последних недостатка компенсированы тем, что в Монтессори - садах обязательно создают обычные игровые комнаты, и ребенок в садике проводит не все свое время.
После
демократичной системы М.
Идет время, и сегодня уже можно смело сказать, что замечательная система итальянского педагога М.Монтессори уверенно завоевывает в нашей стране все новых и новых единомышленников и последователей.
Воспитание детей в духе гуманистических идей организовалось в начале 90-х гг., когда в районе проспекта Мира в Москве возник первый в России детский сад М.Монтессори. В настоящее время в нем функционирует 11 групп. Для детей от 2-х до 3-х – 2 группы, 9 групп – «Монтессори» - разновозрастные.
Сейчас в России открываются Центры, детские сады, школы. Завалены заказами фабрики дидактических материалов в городе Омске и Санкт - Петербурге. Проводятся конференции, издаются книги, защищаются диссертации, разрабатываются программы.
А у истоков всего этого стоял удивительный педагог, эксперт Ассоциации Монтессори - педагогов России Елена Александровна Хилтунен.
В 1991 году «Творческий союз учителей СССР и научно - методическое объединение «Творческая педагогика» в лице своего представителя Елены Хилтунен создают Центр Монтессори в Москве. В состав центра вошли: школа, постоянно действующий семинар по подготовке учителей для детских учреждений Монтессори, выставка методических материалов, научно - исследовательская лаборатория и группа по подготовке менеджеров школ Монтессори…»
Были созданы сначала одна, потом вторая фабрики по производству дидактических монтессори – материалов; Ассоциация педагогов Монтессори, три систематических учебных курса, готовящих монтессори – педагогов; росло число новых и новых детских монтессори - групп.
В 1997 году начался период активной адаптации педагогической системы М.Монтессори к условиям России. Учителя увлеклись изобретением российских дидактических материалов для самостоятельных занятий детей. Они активно включали в жизнь своих монтессори - групп коллективную творческую деятельность, опыт семейного воспитания, образовательные путешествия, проектную работу с детьми. Уникальными для мирового опыта оказались развивающие пособия по русскому языку и «космическому воспитанию», которые придумали наши учителя. Многие пытались разрабатывать специальные учебные тетради для детей 5 – 7 лет. В этот же период были созданы варианты программ для российского детского сада и начальной школы М.Монтессори.
Московский центр Монтессори занимается распространением и адаптацией педагогики М.Монтессори в России.
С 2010 г. Центр работает под эгидой Академиии повышения квалификации и переподготовки работников образования и реализует ряд программ по подготовке монтессори - педагогов.
За годы работы в Москве Центра Монтессори, подготовленные в нем учителя, открыли около 400 дошкольных классов в 80 городах России, Беларуси и Украины. В настоящее время в Москве и области насчитывается более 200 детских садов и игровых школ Монтессори. По всей России их более 2000.
В Детском центре работает «Школа для малышей» - для раннего интеллектуального развития детей от 10 месяцев до 6 лет.
В центре работают развивающие группы: «Вместе с мамой» (для детей от 10 месяцев до 2,5 лет); «Я сам» (от 2,5 до 6 лет); группы кратковременного пребывания и полного дня - с режимом детского сада и ежедневной работой в Монтессори - среде. Также в детском развивающем Монтессори - центре создана «Домашняя школа Монтессори», где из Монтессори – методики родители могут предложить своим детям (от 2 лет) в виде игры выполнить следующие упражнения (см. Приложение 4.).
Бережный подход к детской индивидуальности, развитие заложенных в ребенке способностей создают основу для успешной самореализации малыша во взрослом возрасте.
Педагог внимательно наблюдает за каждым ребенком, какой тот выбирает себе материал. Если малыш обратился выбранному пособию в первый раз, то взрослый старается заинтересовать им ребенка. При этом взрослый не многословен и говорит только по делу.
Далее ребенок уже играет самостоятельно, но не только так, как ему показали, а методом проб и ошибок придумывает новые способы использования материала. В ходе такой творческой активности и совершается великое открытие! В этом случае самое главное, что взрослый сумел предоставить ребенку возможность творить самому!
После того, как учитель убедился, что идея ребенком усвоена, он представляет тот же материал, но как выражение новой идеи. Это реализуется в форме индивидуальных уроков – «уроков номенклатуры», на которых закрепляются навыки работы и вводятся новые понятия. Такой урок состоит из трех ступеней:
1)
ассоциация сенсорного
2)
распознавание предмета или
3)
запоминание слова,
1. Воспитание материнское. Приучение к чистоте и порядку. Чистка платья и сапог. Причесывание. Помощь на кухне (чистка овощей и пр.). Накрывание и уборка стола. Уборка полотенец, губок, мыла. Снимание и надевание пальто, шапок и сапог, их уборка, застегивание, зашнуровывание. Подметание полов, смахивание пыли, уборка дидактического материала.