Система М.Монтессори в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 20:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: определить место ребенка в педагогике Монтессори.
Задачи: изучить систему М.Монтессори, принципы, ее место в России, ее отличия и недостатки, ее составляющие части, особенности работы детей в монтессори - среде, качеств детей, приобретаемых при обучении в данной системе, закономерностей развития ребенка и процесс развития детской личности.

Содержание

Введение
Глава 1. Педагогическая система М.Монтессори
1.1. История создания системы М.Монтессори
1.2. Положения и составляющие системы М.Монтессори
1.2.1. Монтессори – учитель
1.2.2. Развивающая (подготовленная) среда
1.2.3. Монтессори - материалы
1.3. Ребенок в педагогической системе М. Монтессори
1.3.1. Стадии развития детской личности в педагогике М.Монтессори
1.3.2. Заповеди М.Монтессори
1.3.3. Главный принцип системы М.Монтессори - «Помоги мне сделать это самому!».
1.3.4. Качества детей, развивавшихся в монтессори - среде.
1.4. Монтессори - терапия
1.5. Отличия и недостатки системы М.Монтессори
1.5.1. Отличия системы М.Монтессори
1.5.2. Недостатки системы М. Монтессори
Глава 2. Система М.Монтессори в России.
2.1. Система М.Монтессори в России
2.2. Детский развивающий Монтессори - центр в г. Краснодаре
2.2.1. Работа педагога на занятиях
2.2.2. Физическое воспитание
2.2.3. Моральное и общественное воспитание
2.3. Успех системы М.Монтессори
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Педагогика Монтессори для печати.doc

— 234.00 Кб (Скачать файл)

     2. Занятия на свежем воздухе. Взращивание растений. Посадка семян, цветов, фруктовых деревьев. Свободные игры и постройки из глины и песка.

     3. Гимнастика. Легкий бег и прыжки. Игры в мяч, тележки. Гимнастика порядка: приходить и уходить из комнаты спокойно, не опрокидывая стульев и не задевая столов. Вставать и садиться без шума, выходить из помещения не толкаясь и не крича. Воспитание умения здороваться и прощаться.

     4. Упражнения органов чувств. Ощущения тепловые, тактильные мускульные, весовые, чувство направления (хождение по начерченной линии). Ощущения вкусовые и обонятельные: цвета, памяти зрения, расстояния. Ощущения слуховые: шумы, звуки.

     5. Пение: Упражнения голоса и слуха. Пение в зале и на воздухе. Всего 5 – 10 минут.

2.2.3. Моральное и общественное воспитание

     Воспитание  моральное и общественное складывается из воспитания инстинктов, привычек и чувствований и воли ребенка. Его можно выразить приблизительно в правилах:

    • сдерживать, но не притеснять;
    • управлять, но не ограничивать до крайнего предела.

     Очень трудно систематизировать нормы  и правила этого воспитания. Каждому  отдельному ребенку нужно подходить  индивидуально, с любовью и верой.

     Слова - приказания допустимы только в самых редких случаях. Их заменяют намек, взгляд, совет, ласка.

     Воля. Короткие упражнения (2 – 5 минут) в абсолютном молчании. По приглашению воспитательницы такие упражнения возбуждают в ребенке чувству собственного достоинства, учат управлять своими мускулами, удерживать свой язык, приучают к терпению.

     Чувствования. Результат работы ребенка есть его собственность. Ребенок может подарить и поделиться им с матерью, с воспитательницей, с товарищем. В ребенке поддерживают симпатии к животным, растениям и уважения к вещам.

     Сообщение сведений. Наставник соизмеряет свои слова с возрастом детей, выбирает самые простые и ясные формы выражения для объяснения явления или образа. Подбирает материал, при котором развивается активность ребенка, способность видеть, сравнивать, т. е. дать средство к выработке умения наблюдать посильно его возрасту и развитию.

     Предметные  уроки. Они идут с дидактическим материалом, кратки и хорошо построены. Картинки и рисунки - художественны, представляют одну или немного фигур, изображающих людей, животных, растения, домашние предметы.

     Язык. Говорят с детьми немногословно, голосом ясным и тихим, не торопясь и не волнуясь, избегая диалекта. Обращают большое внимание на дефекты речи, прибегая тогда к специальным упражнениям в произношении звуков, слов и слогов, а также гимнастике дыхания и пению.

     Воображение и вкус ребенка. Помещение, в котором ребенок проводит время, - красиво: с немногочисленными, но художественными картинами, живыми растениями и цветами. Другими средствами для этого служат:

    • изучение цветов и простых форм дидактического материала;
    • рисование, раскрашивание готовых контуров, знакомых предметов;
    • легенды и сказки, пение;
    • легкие и незаметные наталкивания детей на наблюдение предметов простых и прекрасных: цветок, бабочка, лист.

     Наставники незаметно помогают ребенку совершать и творить красоту доступную детскому возрасту, так, чтобы не истощать его духовных сил – легко и радостно.

2.3. Успех системы М.Монтессори

     Почему  школы Montessori особенно для возраста 6 – 12 лет, столь успешны? Потому что они развивают желание и помогают ребенку сделать сознательный выбор, который является жизненно важным. Они существенно удовлетворяют и стимулируют мышление с помощью окружающей среды, которая также удовлетворяет их нравственно, духовно, психологически и физически.

     Это - Золотой Век - от семи до юности..

     Они стремятся играть на музыкальных  инструментах, увлекаются своими историями и интересуются математическими задачами. Теперь они хотят больше времени проводить с друзьями. Их интересуют причины и следствия, они любят повторять свои действия снова и снова. Повторение очень важно для этого возраста.

     Это юный возраст  сознательного желания учиться и получать ответы на свои непрерывные вопросы.

     Это - возраст, когда ребенок нуждается  в движении и общении, они любят получать физические навыки и играть в командные игры. Это - возраст, когда они часто составляют секретные языки. Они любят смеяться над шутками и говорить загадками.

     Это - возраст вопросов: Кто? Что? Почему? Когда? Где? Как? И Montessori предоставляет детям возможность найти ответы на эти вопросы.

     Здесь им помогают понять язык компьютеров и достигнуть компьютерной грамотности и скорости.

     Помните, что мы должны всегда давать ключи к  их собственной окружающей среде.

     Они наслаждаются Лентами Времени, любят расставлять доисторических животных и произносить названия динозавров. Дети этого возраста любят быть активными. Они наслаждаются географией и материалами геологии и любят изучать мир.

     Когда они рассматривают каплю воды из пруда под микроскопом и  видят несметное число мелкого разнообразия жизни, видят расстояние между планетами и звездами и их размеры, то начинают чувствовать трепет и красоту жизни и вселенной, тогда связь математики с миром становится реальностью.

     Наставник или наставница дают им много презентаций материалов. Они любят узнавать об их местной погоде и зонах климата мира. Это знание может быть очень полезным. Поскольку все предметы взаимосвязаны, они построят реальную картину окружающей среды. 

     Дают им острые ощущения физики и вопросы, на которые мы все еще не знаем ответа, они вероятно смогут решить. На ленте времени их собственной страны должна быть фотография самого ребенка, чтобы поместить против правильной даты и затем совмещать части ленты времени с датами, но ничего о возможностях и потребностях; поощрите использование их воображения. Говорят о новых видах транспорта. Наставник рассказывают о электро - магнитном резонансе, с помощью которого будет возможно передвижение и парение, так что колеса будут не нужны.. Узнают, что они думают о возможности с помощью маленького вертолета полететь туда, куда они захотят. Дают им острые ощущения жизни и знания.

     Все это дает педагогическая система М.Montessori!

Заключение

     Какова  была эта женщина, которая изменила взгляды на воспитание детей и создала уникальную образовательную среду?  Всегда нежная с детьми, она была не всегда терпима к окружающим, если они не пытались понять безотлагательность того, что она говорила. Она никогда не была сентиментальна с детьми. Ребенок стал ее научной лабораторией. Она была ученым, убежденным, что может многое сделать для развития каждого человека.

     Главный подарок М.Монтессори - это то, что она показала четыре главных периода развития, которые проходят все люди, независимо от их национальности, культуры, экономического или социального статуса.  

    • период 1: от оплодотворения до шести лет;
    • период 2: от 7 до 12;
    • период 3: от 12 до 18; 
    • период 4: от 18 до 24.

     Ее  величие заключалось не только в  том, что она увидела эти периоды, но также и в том, что она показала, как создать благоприятную среду для развития и работать в согласии с природой, а не против нее.  

     «Если мы обеспечиваем фундаментальные потребности для каждого периода развития, мы формируем души людей так, как им предназначено», - писала М.Монтессори.

     Педагогика М.Монтессори часто характеризуется как педагогический метод, при котором ребёнок и его индивидуальность ставятся во главу угла.

     Монтессори - метод уникален. Он основывается на разумном соотношении между свободой и четкой структурой, специально предназначенной  для маленького ребенка. Метод вовлекает  детей в интересную для них  деятельность, предоставляет тщательно разработанные дидактические материалы, которые соответствуют естественным потребностям ребенка.

     
      

     

     В педагогике М.Монтессори не применяются сравнения и измерения по существующим общим меркам. Вместо этого дети учатся свободно, без принуждения, внешнего вмешательства и критики.

     Лейтмотив метода М.Монтессори состоит в поддержании естественной радости ребёнка от учения. Поддерживая это чувство и управляя им в духе уважения, педагог способствует развитию целостной и уравновешенной личности. Дети, обучающиеся в собственном ритме и в соответствии с собственными интересами, приобретают уверенность в собственных силах и усваивают изученное наиболее эффективным образом.

     Дети Montessori не нуждаются в призах и поощрениях, так как они испытывают глубокое волнение и трепет от вещей обучающих их, когда знание приходит именно таким образом.

     Детей из школ Montessori часто хвалят за их вежливое поведение. Эта вежливость достигается с помощью упражнений Практической Жизни, которые показывает наставница, и эти действия являются характерными именно в определенной стране. Она показывает их детям и затем предлагает им самим выполнять эти действия.

     Когда они наблюдают за другими детьми, а не делают действия самостоятельно, в клетках мозга, как в зеркале, отражаются эти действия. Случайно это или нет, «зеркальные клетки»  отсутствуют у детей, страдающих аутизмом.

     Все и вся в системе стимулирует ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию потенциала, заложенного в нем. Задача воспитателя - помочь организовать ему свою деятельность для освоения собственного уникального пути, чтобы реализовать свой потенциал.

     Дети, посещающие группы М.Монтессори, приобретают огромную внутреннюю мотивацию к обучению, способность концентрироваться на работе, самостоятельность, они обладают хорошими навыками общения в социуме и внутренней дисциплиной. Метод формирует также сознательное послушание, тренирует волю, высокое чувство ответственности, трудолюбие и стремление к самосовершенствованию, развивает интуицию и социальную адаптированность.

     Монтессори - система дает ребенку основательную базу для формирования личности - личности всесторонне развитой, ответственной, счастливой и образованной.

     Система М.Монтессори  – особая система «свободного воспитания» и обучения детей, основанная на индивидуальном подходе педагога к каждому ребёнку: малыш постоянно сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развиваясь в собственном ритме и направлении.

     На  сегодняшний  день педагогика М.Монтессори – одна из самых востребованных методик  развития ребенка, в которой совмещено, казалось бы, несовместимое: свобода  и дисциплина, увлекательная игра и серьезная работа.

     Это единственная система дошкольного  образования и воспитания удостоена  Нобелевской Премией.

     Монтессори - педагогика отметила свой вековой юбилей. О ней говорят, пишут, спорят: кто с восторгом и восхищением, кто с недоверием и осторожностью, кто с негодованием.  

Список  литературы

    1. Афанасьева  Т.И. Учить по Монтессори (из опыта  работы). М., МЦМ, 1996. - 48 с.
    2. Богуславский М.В., Сороков Д.Г. Юлия Фаусек: тридцать лет по методу Монтессори. - М.: МЦМ, 1994. - 146с.
    3. Валентинов П. Мария Монтессори и ее метод // Педагогический вестник. - 1991. - №34. - C.3.
    4. Дичковская И.Н., Пониманская Т.И. Воспитание для жизни./ образовательная система М.Монтессори./Под ред.. Сумнительного К.Е.. М., МЦМ. 1996 - 116 с.
    5. Кеда Е., Пасс Ю. Метод Монтессори в России // Дошкольное воспитание. - 1994. - №4. - С.38-39.
    6. Литвин Л.Н. «Наша» или «не наша» Мария Монтессори // Советская педагогика. - 1991. - №8. - C.39-44.
    7. Любина Г. А. Работа с родителями в Монтессори - группе (из опыта работы). М. 1995 ММЦ. 40 с.
    8. Монтессори М. «Помоги мне это сделать самому»// Составители М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов (сборник фрагментов из переведенных книг М. Монтессори и статей российских авторов о педагогике М. Монтессори). ИД «Карапуз». М. 2000.
    9. Монтессори М. Дети - другие. // Cо вступительной статьей и комментариями К. Е. Сумнительного. ИД «Карапуз». М. 2004.
    10. Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики. М. Изд. АСТ «Астрель». 2005.
    11. Мэлоу. Т. Монтессори и ваш ребенок. М. МЦМ, 1997 - 64 с.
    12. Пьянкова Л. О детских садах Монтессори //Дошкольное воспитание. - 1994. - №11. - C. 41-42.
    13.   Сумнитекльный К.Е. Ребенок строит себя сам// «Аистенок» №4(87) 2007
    14. Сумнительный К. Е. Монтессори по российски// «Аистенок» №5(88) 2007
    15. Сумнительный К.Е. Космическое воспитание. //Монтессори в России: новый взгляд. Выпуск I/ М., 1998. С.40-66.
    16. Сумнительный К.Е. Педагогическая система М. Монтессори// Мама и малыш №9, 2004.
    17.   Фаусек Ю.И. Метод Монтессори в России. - Пг.: Время, 1924. - 82c.
    18. Хилтунен Елена. Признать право ребенка быть самим собой - легко. Гораздо труднее дать ему это право. //Первое сентября. №15. 1998.

Информация о работе Система М.Монтессори в России