Система М.Монтессори в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 20:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: определить место ребенка в педагогике Монтессори.
Задачи: изучить систему М.Монтессори, принципы, ее место в России, ее отличия и недостатки, ее составляющие части, особенности работы детей в монтессори - среде, качеств детей, приобретаемых при обучении в данной системе, закономерностей развития ребенка и процесс развития детской личности.

Содержание

Введение
Глава 1. Педагогическая система М.Монтессори
1.1. История создания системы М.Монтессори
1.2. Положения и составляющие системы М.Монтессори
1.2.1. Монтессори – учитель
1.2.2. Развивающая (подготовленная) среда
1.2.3. Монтессори - материалы
1.3. Ребенок в педагогической системе М. Монтессори
1.3.1. Стадии развития детской личности в педагогике М.Монтессори
1.3.2. Заповеди М.Монтессори
1.3.3. Главный принцип системы М.Монтессори - «Помоги мне сделать это самому!».
1.3.4. Качества детей, развивавшихся в монтессори - среде.
1.4. Монтессори - терапия
1.5. Отличия и недостатки системы М.Монтессори
1.5.1. Отличия системы М.Монтессори
1.5.2. Недостатки системы М. Монтессори
Глава 2. Система М.Монтессори в России.
2.1. Система М.Монтессори в России
2.2. Детский развивающий Монтессори - центр в г. Краснодаре
2.2.1. Работа педагога на занятиях
2.2.2. Физическое воспитание
2.2.3. Моральное и общественное воспитание
2.3. Успех системы М.Монтессори
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Педагогика Монтессори для печати.doc

— 234.00 Кб (Скачать файл)

Приложение 1. Словарь терминов

     Сензитивные периоды - периоды особой восприимчивости к различным видам деятельности и способам эмоционального реагирования. В эти периоды предпочтительно развиваются те или иные качества и психологические особенности человека. Сензитивные периоды присуще абсолютно всем детям и проходят безвозвратно. В Монтессори - педагогике известна сензитивность детей до 6 лет.

     Монтессори  материалы - средства развития детей (дидактические пособия), отобранные Марией Монтессори в результате наблюдений за детьми. Все материалы упорядочены по степени сложности и находятся в свободном доступе для ребенка, а также имеющие ряд особенных характеристик, таких как изоляция сложностей, контроль ошибок и др. Все пособия внешне привлекательны, изготовлены, как правило, из натуральных материалов высокого качества. Главная задача - стимулирование индивидуального развития ребенка. В ходе работы (игры) с материалом в ребенке формируются определенные психологические качества, развивается внутренняя мотивация к обучению.

     Монтессори - педагогика - научная педагогическая система воспитания и образования детей в возрасте до 12 лет, разработанная врачом, психологом, педагогом Марией Монтессори (1870-1952). В настоящее время существует международная система подготовки педагогов, работающих с детьми разных возрастных категорий (от 0 до 3, от 3 до 6 и от 6 до 12 лет) в рамках научной педагогики Монтессори.

     AMI (Association Montessori International) - Международная Монтессори Ассоциация, основанная в 1929 г. самой М.Монтессори и ее сыном Марио. В настоящее время ее генеральным секретарем является внучка М.Монтессори Ренильда. Штаб - квартира находиться в Амстердаме (Нидерланды). Курирует сеть курсов по подготовке Монтессори - учителей. Готовит и утверждает Монтессори - тренеров. Проводит педагогические советы Ассоциации, где обсуждает и утверждает изменения в методике, исходя из наблюдений за детьми, воспитывающимися в системе Монтессори.

     Нормализация - процесс максимальной оптимизации развития ребенка, в ходе которого устраняются отклонения в его развитии девиантного характера. Нормализация происходит, благодаря свободной работе в специально подготовленной среде. Нормализация конкретного ребенка может быть определена по отсутствию отклонений в поведении и приобретением ряда качеств.

     Впитывающий ум (абсорбирование) - природное свойство ребенка от рождения до шести лет спонтанно воспринимать, фиксировать, запоминать впечатления (сигналы, информацию) извне с помощью всех органов чувств и преобразовывать их в свой личный опыт по приспособлению к окружающей среде и формированию своей личности.

     Концентрация - способность к непрерывной, интенсивной работе с одним дидактическим материалом.

     Подготовленная  среда - такое окружение ребенка во всех его аспектах, со всеми его субъектами и отношениями, которое предоставляет ему возможность для наиболее полного оптимального физического, духовного и интеллектуального развития. Это понятие включает в себя целый ряд психолого-педагогических (учет сензетивности, гуманистических тенденций и т.д.) и организационных аспектов (наличие определенного дидактического материала, подготовленного педагога и т.д.). Полноценная подготовленная среда может быть создана только в условиях обучающего учреждения.

     «Взрыв» в обучении - спонтанный процесс перехода количества опосредовано накопленных знаний в новое качество. Например, взрыв письма. В результате развития руки и мускульной памяти (с помощью ряда упражнений) ребенок обретает способность правильно писать буквы.

     Сенсорные материалы - предназначены для выстраивания интеллекта ребенка. Первоначальной задачей является утончение чувств, но еще более важно построение пар (шумящие коробочки и т.д.) и последовательных рядов (в группе однородных предметов (розовая башня, коричневая лестница)). Умение упорядочивать и классифицировать является основой интеллектуальной деятельности. 

Приложение 2. Как давать урок?

     Показ ребенку новою материала называется презентацией и является основным уроком.

     Цель  этого урока - не только познакомить  ребенка с основными качествами и использованием материала, но и  дать возможность учителю больше узнать о ребенке и его внутреннем развитии.

     Учитель использует этот урок для наблюдения реакции ребенка с целью дальнейшего  практикования различных к нему подходов. В этом смысле «урок соотносителен  с экспериментом».

     Чтобы выбрать правильный момент для такого урока, необходимы чуткость и опыт. Учитель на некоторое время берет инициативу в развитии ребенка в свои руки. «При выполнении такой деликатной задачи, - отмечала М.Монтессори, - требуется большое мастерство в определении момента и пределов вмешательства. Наша цель - не вызывать смятения, не сбивать с толку, а помогать душе, которая должна жить собственными силами».

     Урок  должен даваться исключительно на основе индивидуального подхода.

     Основной  урок можно определить как «определенное  впечатление от контакта с окружающим внешним миром; именно четкий, научный и предопределенный характер этого контакта отличает его от массы неопределенных контактов, в которые ребенок постоянно вступает в своей окружающей среде» (М. Монтессори).

     Чтобы этот контакт носил четкий и ясный характер, учитель должен в совершенстве изучить материалы и заранее, путем добросовестной практики, определить точный способ презентации упражнения.

     В дополнение к точности и упорядоченности  М.Монтессори определила требования к  уроку: простота («ничего, кроме безусловной истины»); краткость («веди счет словам своим»); объективность («бросить луч света и пойти своей дорогой»).

     После периода повторения упражнения в  его первоначальной форме возникает  еще один феномен - ребенок начинает создавать новые способы использования материала, часто комбинируя несколько взаимосвязанных упражнений или сравнивая материал с соответствующими объектами в окружающей среде.

     Этот  «взрыв» творческой активности становится возможным благодаря внутреннему  развитию ребенка в сочетании с творческими возможностями, скрытыми в замысле материалов.

Приложение  3. Закономерности развития ребенка

Возраст детей Развитие речи детей дошкольного возраста в  норме
3-4 года Форма речи - диалог. Речь нечеткая, характеризуется общей смягченностью, многие звуки не произносятся. Подражает речи взрослого, активно осваивает грамматические формы: единственное и множественное число предметов, называет детенышей животных, выделяет признак

 предметов, согласовывает глаголы  во времени с существительным, понимает назначение предлогов, пользуется разной интонацией. Способен начать пересказ сказки. Хорошо выполняет обращения, адресованные к нему.

4-5 лет Совершенствуется  речевой слух ребенка, грамматический строй речи, развивается связная речь, развитие словаря. Четко произносит все звуки. Запоминают звукоподражанием (комарам, мотору и др.). Могут различать слово и звук. На интуитивном уровне начинают использовать грамматические правила. Появляется словотворчество. Умеют подбирать соответствующие предмету действия. Элементарно обобщают, объединяя предметы в родовые категории. Могут пересказывать, рассказывать по картинке.
5-6 лет Четко поизносят  трудные звуки; дифференцируют их в  речи. Речь отчетлива. Используют средства интонационной выразительности. Легко владеют повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациями. Могут обнаруживать несоответствие в речи. В речи используются все части речи.  
Активно занимаются словотворчеством.

Устанавливают причинно-следственные  связи, анализируют и систематизируют. Развивается смысловая сторона речи.

 Хорошо понимают прочитанное. Отвечают на вопросы, могут пересказывать.

Учатся  составлять рассказ  самостоятельно, способны  анализировать звуковой  состав слов,  вычленить  предложение  из речевого  потока, анализировать его словесный состав.

6-7 лет Говорят внятно и четко. Правильно согласовывают  и изменяют слова в предложении, могут создавать   трудные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов.

Речь обогащена синонимами и антонимами, осознано употребляют видовые родовые понятия. Сопровождают речь жестами, мимикой. Способны построить краткие высказывания. Владеют монологической речью. Самостоятельно могут сочинять рассказы, истории, сказки, стихи. В состоянии  овладеть  основами  грамоты: познакомиться с  буквами алфавита и знать их; проверить звуковой анализ слов; анализировать предложения и составлять их из слов; читать по слогам и целыми словами.

Развитие  взаимодействий и общения
1-3 года      Игра  рядом; к 1-3-м годам могут создавать объединения по 2 - 3 человека, роли не распределяются.

     Не  учитывают игровые желания друг друга, подражают действиям с  игрушкой партнеров.

     Речь  в общении состоит из простых  предложений. В беседе не всегда отвечают друг другу.

Взаимодействие и общение детей имеют поверхностный характер.

3-5 лет      В совместную игровую деятельность вовлекается  от 2 до 5 детей. Продолжительность игры 15-20 минут. Наличие постоянных партнеров  по играм. Появляется ролевое общение.

     Речь  состоит из сложных предложений. В беседе адресуют высказывания друг другу. Могут учитывать возможности слушателя.

5-6 лет      Дети  ориентированы на сверстников. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений. Пытаются совместно  распределять роли. Общение вне игры менее ситуативно. Могут внимательно слушать, сопереживать рассказам друзей.
6-7 лет      Оказывают поддержку и помощь товарищу. Проявляют элементы соперничества. Предварительное совместное планирование игры,  распределение ролей.

     При взаимодействии друг с другом ориентируются на социальные нормы и правила. Уточняют сообщения другого.


Приложение 4. Домашняя школа Монтессори

     Из  Монтессори – методики родители могут предложить своим детям (от 2 лет) в виде игры выполнить следующие упражнения:

     «Разложим по порядку». Высыпьте в мисочку бусинки двух цветов (примерно по 5-7 бусинок каждого цвета) и справа от мисочки поставьте два блюдца. Предложите: «Давай в одно блюдце сложим все красные бусинки, а в другое – все зеленые». Чтобы оживить игру, скажите, например, что это угощенье для мишки и зайки, причем мишка любит только вишни, а зайка – только крыжовник. Перекладывать бусинки надо по одной, беря тремя пальцами (покажите). Если какие-то бусинки упадут на стол, попросите подобрать их с помощью совочка. Обязательно доведите работу до конца – этот навык очень важен. Поэтому на первых порах берите меньше бусинок.

     «Волшебное  сито». Скажите: «В этой чашке перемешаны рис и манка (покажите отдельно крупицы риса и манки). Как выбрать отсюда все рисовые зернышки? Это трудно сделать даже твоими маленькими и ловкими пальцами. Но тебе поможет сито!» Отделение одной крупы от другой похоже для ребенка на фокус. Объясните, почему так получается, насыпав в сито сначала чистую манку, а потом – рис. Просеянный рис надо пересыпать в приготовленную тарелку. Порадуйтесь вместе с малышом достигнутому результату.

     «Выловим  из воды». Налейте в миску воду и бросьте туда несколько мелких предметов: кусочки пробки, веточек и т.п. Предложите малышу с помощью маленького сита с ручкой выловить все эти предметы и сложить их в тарелку, стоящую на подносе справа от миски. Сито малыш должен держать в правой руке.

     «Не просыпь и не пролей». Сначала насыпьте в кувшин немного крупы и покажите малышу, как, держа кувшин правой рукой и придерживая левой, пересыпать крупу в стакан, стоящий слева от кувшина. (Все просыпанные зерна ребенок должен смести щеткой в совок.) Не забудьте сдержанно похвалить ребенка, если он аккуратно убрал. Переходить к переливанию следует только тогда, когда ребенок хорошо освоит пересыпание. Помогите начать и закончить переливание – это для него треднее всего. Покажите, как собрать разлитую воду губкой.

     «Лепим  колобки, колбаски и  блинчики». Дайте малышу небольшой размятый кусочек пластилина. Предложите приготовить праздничный обед для кукол. Покажите, как делать «колобки» (скатывать шарики), «колбаски» и «блинчики». Потом из этих «заготовок» можно «собрать» фигуры людей и животных. Помогая ребенку, не сковывайте его фантазию – победите соблазн лепить вместо него.

     «Открой и закрой». Придумайте игру: например, малыш может быть врачом, у которого много баночек с лекарствами, или хозяйкой, которая держит в баночках разные крупы. Поставьте перед ребенком несколько маленьких баночек с закрытыми крышками (банки должны отличаться размером и формой). Предложите открыть все баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Если крышки закручиваются, проследите, чтобы малыш крутил крышку, а не банку.

     «Была лужа – и нет  ее». Это упражнение имеет большое воспитательное значение: ребенок, пролив что - либо, сможет убрать за собой. Сначала научите малыша переносить губкой воду из одной тарелки в другую. Поставьте на поднос две тарелки: слева с небольшим количеством воды, справа – пустую. Покажите, как пользоваться губкой, набирая ею воду в одной тарелке и отжимая над другой. Обратите внимание на то, что вода не должна капать с губки на поднос. Затем пролейте немного воды на поднос и покажите, как вытереть лужу, собрав ее губкой.

     «Смети, но не просыпь!». Этот навык малыш может использовать каждый день, помогая убирать со стола. Он будет рад тому, что у него, как у взрослого, есть своя обязанность. Покажите ребенку, как держать щетку правой рукой, как сметать ею со стола, как подставлять совок, чтобы мусор не падал на пол. Яркий или темный кант по краю совка поможет в этом: совок надо подводить под крышку стола так, чтобы канта не было видно – тогда на пол ничего не просыпется.

     «Ну-ка, вылови». Поставьте на поднос две тарелки: слева – глубокую, а справа – мелкую. В глубокую тарелку налейте воды и бросьте несколько мелких плавающих предметов. Предложите малышу выловить их по одному ложкой и переложить мелкую тарелку. Вначале помогите ему, слегка направляя его руку. Следите, чтобы ребенок правильно держал ложку. Важно довести упражнение до конца: все предметы перенести в мелкую тарелку, а пролитую воду – собрать губкой.

     «Пересыпаем ложкой». Поставьте на поднос две чашки: слева – чашку с крупой, а справа – пустую. (Обе чашки должны быть сухими.) Вначале, двигая рукой ребенка, покажите, как набрать неполную ложку крупы, дождаться, чтобы крупа перестала сыпаться с ложки, и, плавно двигая рукой, перенести ложку к правой чашке и опрокинуть над ней. Помогите малышу набрать крупу, когда ее останется мало (подскажите, что надо нагнуть чашку левой рукой). Полезно сочетать это упражнение с размешиванием. Например, ребенок может сам насыпать сахар в чай и размешать его.

     «Готовим  лекарства». Дети любят размешивать ложкой, например сахар в чае. Однако это не всегда получается: движения у ребенка еще резкие, ложка бьется о чашку, чай выплескивается. Помогите малышу, двигая вначале его рукой. Учтите, что ребенку намного интереснее размешивать в воде вещества, которые, растворяясь окрашивают ее. Проследите, чтобы ребенок правильно держал ложку. С этим упражнением можно связать много игр: приготовление лекарств, еды и т.п. Чтобы ребенок хорошо освоил действия с ложкой, совмещайте это упражнение с пересыпанием ложкой.

Информация о работе Система М.Монтессори в России