Система М.Монтессори в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 20:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: определить место ребенка в педагогике Монтессори.
Задачи: изучить систему М.Монтессори, принципы, ее место в России, ее отличия и недостатки, ее составляющие части, особенности работы детей в монтессори - среде, качеств детей, приобретаемых при обучении в данной системе, закономерностей развития ребенка и процесс развития детской личности.

Содержание

Введение
Глава 1. Педагогическая система М.Монтессори
1.1. История создания системы М.Монтессори
1.2. Положения и составляющие системы М.Монтессори
1.2.1. Монтессори – учитель
1.2.2. Развивающая (подготовленная) среда
1.2.3. Монтессори - материалы
1.3. Ребенок в педагогической системе М. Монтессори
1.3.1. Стадии развития детской личности в педагогике М.Монтессори
1.3.2. Заповеди М.Монтессори
1.3.3. Главный принцип системы М.Монтессори - «Помоги мне сделать это самому!».
1.3.4. Качества детей, развивавшихся в монтессори - среде.
1.4. Монтессори - терапия
1.5. Отличия и недостатки системы М.Монтессори
1.5.1. Отличия системы М.Монтессори
1.5.2. Недостатки системы М. Монтессори
Глава 2. Система М.Монтессори в России.
2.1. Система М.Монтессори в России
2.2. Детский развивающий Монтессори - центр в г. Краснодаре
2.2.1. Работа педагога на занятиях
2.2.2. Физическое воспитание
2.2.3. Моральное и общественное воспитание
2.3. Успех системы М.Монтессори
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Педагогика Монтессори для печати.doc

— 234.00 Кб (Скачать файл)

     Итак, основные составляющие системы позволяющей  реализовать индивидуальный путь развития ребенка:

    • взрослые - монтессори - педагоги (см. Приложение 1.);
    • развивающая среда - монтессори – среда;
    • дидактический материал - монтессори - материалы.

     М.Монтессори призывала не ускорять развитие детей, но и не упустить момент и вовремя раскинуть перед ребенком скатерть самобранку, на которой ему откроется уменьшенная безопасная модель всего нашего мира. Сначала глаза малыша разбегутся, а потом найдут то, что ему нужно здесь и сейчас. Надо только помнить, что на нашей скатерти не простые предметы, а те, что отобраны долгим наблюдением за тем, что и как помогает детям в развитии. Большинство из них собраны в серии и рассчитаны на то, что малыш сможет их потрогать, ощупать рукой, увидеть или услышать различия. Так до известного только ему предела он может развивать все свои чувства. Это знание он может применить даже осваивая буквы, которые сделаны из шершавой бумаги наклеенной на дощечки. Обводя их пишущими пальчиками ребенок запоминает не только саму букву, но и как ее писать.

1.2.1. Монтессори – учитель

     В системе М.Монтессори взрослым надлежит помогать детям ровно в том объеме, сколько нужно. В этом процессе взрослый может стать союзником ребёнка и создать для него окружение, соответствующее его потребностям и стремлению к познанию.

     Монтессори – учитель должен иметь диплом об окончании высшего или среднего специального педагогического учебного заведения, а также курса «Основы Монтессори - педагогики» и государственный сертификат о сдаче квалификационных экзаменов.

     Монтессори – учитель должен уметь:

     - организовывать свободную учебную деятельность детей при отсутствии в монтессори - школе классно - урочной системы;

     - проектировать и создавать специально  подготовленную развивающую среду  для детей школьного возраста;

     - наблюдать и анализировать индивидуальную учебную деятельность детей и класса в целом;

     - осуществлять индивидуальную работу  с каждым ребенком в условиях  группы;

     - постоянно осуществлять диагностику  учебных достижений детей, их  интеллектуального, творческого  и социального развития».

     Главная задача монтессори – учителя не стать препятствием в развитии ребенка.

     Монтессори  – учитель в общении с ребёнком думает не о себе, а о ребёнке и его будущем.

     Основная  задача взрослого по отношению к  ребенку непосредственно в процессе занятий – не мешать ему осваивать  окружающий мир, не передавать свои знания, а помогать собирать, анализировать и систематизировать свои собственные. Взрослый наблюдает за действиями ребенка, определяет его склонности и предоставляет ребенку более простые или более сложные задания с выбранным дидактическим материалом.

     Поскольку каждый ребёнок проходит фазы чувствительности индивидуально, учитель должен владеть техникой распознавания фаз чувствительности и вести ребёнка к деятельности, которая активировала бы его интерес.

     В группах Монтессори дети слышат: «Ты уже взрослый и сможешь справиться с этой задачей сам». Учитель лишь показывает, как правильно обращаться с материалом. Упражнения включают также материалы, которые связаны с переливанием, пересыпанием, ношением и сортировкой предметов – все то, что развивает движения рук и готовит к освоению письма, чтения и математических абстракциях.

     Все предметы должны быть настоящими, ведь в группах Монтессори дети живут  не понарошку, а всерьез. Если у малыша падает на пол кувшин и вода разливается по полу, ему очевиден результат: работает еще один принцип педагогики – автоматический контроль ошибок.

     Без внимания не оставляется даже положение  в пространстве. Чтобы быть на одном  уровне с ребенком, взрослый должен сидеть на корточках или на полу.

1.2.2. Развивающая (подготовленная) среда

     Развивающая среда - важнейший элемент педагогики М.Монтессори. Без нее она не может функционировать как система. Подготовленная среда дает ребенку возможность шаг за шагом развиваться без опеки взрослого и становиться независимым.

     Среда имеет точную логику построения. Следует  отметить, что в специально подготовленной среде абсолютно все является учебным пособием.

     В подготовительной среде ребенок  знакомится с такими важными «взрослыми» понятиями, как категория пространства. Когда малыш раскатывает коврик для работы, он обретает свое личное пространство, которое не может быть нарушено без разрешения его обладателя.

     Оборудование в доме ребёнка или школе должно соответствовать росту и пропорциям ребёнка соответствующего возраста. Дети учатся уверенности в обращении с хрупкими предметами и осознавать их ценность. Материал находится в свободном доступе, на уровне глаз ребёнка. Это носит характер призыва к действию.

     Каждый  вид материала имеется в одном  экземпляре. Если в материале нуждаются сразу два ребенка, то возникает необходимость договориться об очередности использования или о совместной работе. Дети получают навыки общения в социуме, умения договариваться и слушать друг друга.

     Целям обретения навыков социального  общения служит и принцип разновозрастного комплектования групп, где старшие  помогают младшим, что воспитывает  заботливое отношение к близким  и приближает климат в группе к  семейному.

     Среда разделена на 5 зон:

     - зона упражнений  в повседневной  жизни - материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами, т.е. то, что нужно в повседневной жизни;

     - зона сенсорного  воспитания - предназначена для развития и утончения восприятия органов чувств, изучения величин, размеров, форм и т.п.;

     - математическая зона - для понимания порядкового счета, цифр, состава чисел, сложения, вычитания, умножения, деления;

     - зона русского  языка - для расширения словарного запаса, знакомства с буквами,  фонетикой, понимания составления слов и их написания;

     - зона космоса - для знакомства с окружающим миром и значением роли человека в нем, для усвоения основ ботаники, зоологии, анатомии, географии, физики, астрономии.

     Особенность классов, в которых проводятся занятия, - отсутствие парт, которые ограничивают детей. Есть только маленькие столики  и стульчики, которые можно переставлять по своему усмотрению. И коврики, которые  дети расстилают на полу, где им удобно.

1.2.3. Монтессори - материалы

     Каждый ребёнок обладает естественным стремлением все пощупать, понюхать, попробовать на вкус. М.Монтессори сделала вывод, что доступ к интеллекту ребёнка ведет не через абстракцию, а через его органы чувств. Ощущать и познавать становятся в ходе процесса учёбы единым целым.

     Основываясь на изложенных результатах, М.Монтессори разработала учебный материал, ориентированный на чувственные восприятия ребёнка. Так, её математический материал позволяет ребёнку, ощущая в руке одну бусину и блок из тысячи бусин, получить представление о числах один и тысяча задолго до того, как он будет способен на абстрактное представление о числах.

     Главная цель монтессори - материала - внутренняя: помочь самостроительству ребенка и его духовному развитию.

     В создании и использовании дидактического материала М. Монтессори выделила следующие  принципы:

    • значимость материала для ребенка;
    • изоляция трудности;
    • контроль ошибок;
    • постепенное усложнение материала по дизайну и использованию;
    • возможность косвенной подготовки к дальнейшему обучению;
    • последовательное абстрагирование материала от простых первоначальных функций.

     Для малыша монтессори - материалы – это ключ к миру, благодаря которому он упорядочит свои хаотичные представления о мире. Они несут в себе обучающую задачу и помогают развиваться детям в самых разных направлениях.

     М.Монтессори считала, что ребенок  учится, играя с предметами. Предметом игры может стать любая вещь: тазик, сито, стаканчик, ложка, салфетка, губка, крупа, вода и т.д.

     Чтобы минимизировать вмешательство взрослых в процесс развития ребенка, монтессори - материалы выполнены так, что ребенок может сам увидеть свою ошибку и устранить  её, следуя логике и порядку выбранного материала. Так, ребенок  учится не только устранять, но и предупреждать ошибки. Этому способствуют простота и точность материала, ведущая ребенка к точности и честности в работе.

     Материал  расположен в свободном доступе, на уровне глаз ребенка (не выше 1 м от пола). Это призыв ребенка к действию. Сама обстановка и доступность абсолютно всех пособий побуждает детей искать ключ к окружающему  миру.

     Выбранный материал ребенок приносит и аккуратно раскладывает его на коврике или столе в определенном порядке.

     При работе с материалом, ребенок может  действовать не только так, как показал  учитель, но и применяя накопленные  знания.

     Работа  с материалами должна происходить  с постепенным усложнением по дизайну и использованию.

     Когда упражнение закончено ребенком, материалы  необходимо вернуть на свое место, и  только после этого взять следующее  пособие.

1.3. Ребенок в педагогической системе М. Монтессори

     Идея  о том, что воспитание должно начинаться с рождения, была и есть тема постоянных дискуссий. Взрослому никогда не следует формировать ребенка по своему собственному подобию. Ребенка надо оставить в покое и действовать, лишь исходя из его глубинного понимания.

     Не понимая сущность ребенка, мы определяем его поведение капризным, но оно таковым не является. Например, в 1-2 года у ребенка есть положительная потребность видеть предметы всегда на своих местах и привычно используемыми. Если кто - то нарушает этот знакомый порядок, ребенка это оскорбляет, он защищается тем, что кладет предметы назад, в установленное для них место. А мы расцениваем это как каприз.

     Взрослый  в таких случаях предполагает, что, наказывая ребенка, он исправляет его недостатки. Но ясно, что бесполезно корректировать дефекты, которых у ребенка не будет, когда он станет взрослым. Если мы согласимся с таким подходом к ребенку, мы многое поймем в нем и будем любить его таким, как он есть.

1.3.1.  Стадии развития  детской личности в педагогике М.Монтессори

     М.Монтессори процесс развития детской личности подразделяла на четыре стадии:

  • первая стадия детства (0 - 6 лет) - важнейшее время жизни, поскольку именно в это время формируются личность и способности ребёнка;
  • вторая стадия детства (6 - 12 лет) - их начинает интересовать огромный мир, они интересуются прошлым, настоящим и будущим, используя воображение, язык, идеи;
  • юность (12 - 18 лет);
  • взросление (18 - 24 года).

     Каждая  из этих стадий представляет собой  отчётливый самостоятельный отрезок развития.

1.3.2. Заповеди М.Монтессори

     - никогда не трогай ребенка, пока он сам к тебе не обратится;

     - никогда не говори плохо о ребенке, ни при нем, ни без него;

     - концентрируйся на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге  плохому будет оставаться все меньше и меньше места;

     - будь активен в подготовке среды;

     - проявляй постоянную педантичную заботу о ней;

     - помогай ребенку устанавливать конструктивное взаимодействие с ней;

     - показывай место каждого развивающего материала и правильные способы работы с ним;

     - будь готов откликнуться на призыв ребенка, который нуждается в тебе, всегда прислушивайся и отвечай ребенку, который обращается к тебе;

     - уважай ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее, но немедленно твердо останавливай любое некорректное использование материала и любое действие, угрожающее безопасности самого ребенка или других детей, его развитию;

Информация о работе Система М.Монтессори в России