Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 12:38, дипломная работа
Цель исследования: определить содержание, формы и методы организации социально-педагогической работы с семьей в России и странах с развитой рыночной экономикой по решению ее проблем?
Объект исследования: становление и развитие социально-педагогической работы с семьей.
Предмет исследования: содержание и особенности социально-педагогической работы с семьей в России и странах с развитой рыночной экономикой в современных условиях по решению семейных проблем.
Задачи исследования:
1. Провести исторический анализ развития и становления семейной политики с семьей в России и странах с развитой рыночной экономикой.
2.Определить содержание и принципы, выявить основные формы и методы социально-педагогической работы с семьей в России и странах с развитой рыночной экономикой на современном этапе.
Введение……………………………………………………. …………... 3
Глава 1. Социально-педагогическая работа с семьёй в России и странах с развитой рыночной экономикой как педагогическая проблема…………… …………………………….. 7
1.1. История становления и развития социально-педагогической работы с семьёй ………………………………………………………………………… 7
1.2. Современная семья как объект и субъект социально-педагогической работы….. …………………………………………………………………… 14
1. 3. Государственная семейная политика – важнейшая политическая стратегия современной России………………………………………………. . 27
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-педагогической рАБОТЫ С СЕМЬЁЙ В РОССИИ и СТРАНАХ С РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ.
2.1. Проблемы современной семьи и семейной политики в России……………………………………………………………………………... ..30
2.2. Содержание и основные принципы социальной работы с семьёй в странах с развитой рыночной экономикой…………………………………….. 36
2.3. Сравнительный анализ содержания социальной работы с семьёй в странах с развитой рыночной экономикой и России………………………… 51 Заключение……………………………………………………………….. 63
Библиография…………………………………………………………….. 65
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
«Современная семья, ее проблемы в России и за рубежом»
Казань 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………. …………... 3
Глава 1. Социально-педагогическая работа с семьёй в России и странах с развитой рыночной экономикой как педагогическая проблема…………… …………………………….. 7
1.1. История становления и развития социально-педагогической
работы с семьёй …………………………………………………………………………
1.2. Современная семья
как объект и субъект социально
1. 3. Государственная семейная политика
– важнейшая политическая стратегия современной
России……………………………………………….
. 27
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ
И ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-
2.1. Проблемы современной семьи и семейной
политики в России………………………………………………………………
2.2. Содержание и основные принципы социальной работы с семьёй в странах с развитой рыночной экономикой…………………………………….. 36
2.3. Сравнительный анализ
содержания социальной работы с семьёй в странах с развитой рыночной
экономикой и России…………………………
51 Заключение……………………………………………
Библиография………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Проблемы семьи в современной
России относятся к числу ключевых
в отечественном
Актуальность дипломной работы связана с переходом страны к рыночным отношениям, которые породили калейдоскоп кризисных явлений и процессов, обострились социальные проблемы и это вызвало необходимость создания гарантированной системы защиты и поддержки маргинальных групп населения и, прежде всего, семьи как объекта социальной политики и социально-педагогической работы.
Сложный и противоречивый процесс становления российского общества на современном этапе с особой остротой поставил вопрос о способах и средствах социализации подрастающего поколения, т.к. каждое цивилизованное общество заинтересовано в адекватной социализации его членов. Если раньше определенный тип личности задавало государство, то на сегодняшний день общей модели личности не существует, и общество само должно выработать и выбрать соответствующие интересам определенных социальных групп типы, средства и способы социализации ребенка. При этом должны учитываться особенности современной социальной ситуации: фактор нестабильности, сопровождающий социальное переустройство общества, усиление его расслоения, плюрализм мнений, целей, жизненных стилей, разнообразие ценностных ориентации отдельных индивидов и групп, автономизация семьи, разрыв субкультур, провоцирующий обострение конфликта поколений. Все это ведет к усилению роли стихийных влияний в процессе социализации и ослаблению целенаправленного влияния на личность, что обусловливает рост аномалий (так, фиксируется рост невротических расстройств у детей, ранней наркотизации и алкоголизации, числа детей-сирот при живых родителях, бродяжничества и т.п.). В этих условиях семья оказывается не в состоянии полностью взять на себя выполнение функций социализации, т.к. многие взрослые не подготовлены к новым социально-экономическим отношениям, к жизненным реалиям, которые объективно требуют от человека самостоятельности, личной инициативы, ответственности и других социально ценных качеств.
Одновременно сегодня наблюдается возрастающий интерес отечественной науки и практики к работе с семьёй в США, Великобритании, Германии и других странах. Интегрируясь с другими социальными системами, она является главным составляющим звеном общей модели социальной работы с населением, а также приоритетным направлением в области социальной политики как в странах с развитой рыночной экономикой, так и в России.
В документах ООН роль семьи оценивается очень высоко. Она является инициатором исследования проблем семьи, выступает за налаживание международного сотрудничества в вопросах о правах семьи в современном обществе.
Тенденции и особенности развития
современной семьи в глубокой
внутренней связи с национальной
спецификой, местной культурно-исторической
самобытностью раскрыты в трудах отечественных
учёных социологов, психологов, философов.
(А.И.Антонов,И.В.Бестужев-
Особый интерес представляют работы зарубежных авторов, переведённых на русский язык и рассматривающие работу с семьей (Ш.Рамон, Р.Рамзея, Р.Сарри, С.Шардлоу и другие).
В ходе работы были выявлены противоречия, затрудняющие полноценное применение мирового опыта социальной защиты и поддержки семьи. Это - противоречия между накопленным богатым мировым опытом решения проблем семьи и неразработанностью механизмов его адаптации и использования в отечественной практике с опорой на национальные условия, традиции и культуру России; между объективной потребностью в выявлении особенностей, содержания и условий эффективной организации социально-педагогической работы с семьёй за рубежом и фрагментарностью их теоретического осмысления российской педагогической наукой.
Проблема дипломной работы: каковы содержание и особенности работы с семьёй в России и странах с развитой рыночной экономикой по решению семейных проблем?
Цель исследования: определить содержание, формы и методы организации социально-педагогической работы с семьей в России и странах с развитой рыночной экономикой по решению ее проблем?
Объект исследования: становление и развитие социально-педагогической работы с семьей.
Предмет исследования: содержание и особенности социально-педагогической работы с семьей в России и странах с развитой рыночной экономикой в современных условиях по решению семейных проблем.
Задачи исследования:
1. Провести исторический анализ развития и становления семейной политики с семьей в России и странах с развитой рыночной экономикой.
2.Определить содержание и принципы, выявить основные формы и методы социально-педагогической работы с семьей в России и странах с развитой рыночной экономикой на современном этапе.
3.Дать компаративный
анализ содержания социально-
Для решения поставленных задач применялись следующие методы:
- изучение и теоретический
- классификация и обобщение нормативных и статистических материалов, отражающий зарубежный опыт работы с семьёй;
- анализ документации (законодательные акты, декреты и другие).
Теоретическая значимость работы состоит в том, что
-дан ретроспективный анализ
формирования условий развития
и становления социально-
-раскрыты содержание и сущность,
принципы, формы, методы социально-
-раскрыта система подготовки специалиста - педагога семейного профиля;
-проведён поликультурный
Основное содержание дипломной работы.
Во введение обоснована актуальность темы работы, определена проблема, цель, объект, предмет, задачи, раскрыты методы, теоретическая значимость.
В первой главе «Социально-
Во второй главе «Содержание
и особенности социально-
Глава 1. Социально-педагогическая работа с семьёй в России и странах с развитой рыночной экономикой как педагогическая проблема
1.1. История становления
и развития социально-
Проблемы семьи и положение детей в семье всегда занимали особое место в теории и практике воспитательной и социальной работы в России и странах с развитой рыночной экономикой. Первые формы социальной помощи зародились ещё в 18-19 веках, когда эту функцию выполняли главным церковь, некоторые общественные организации и отдельные частные лица. Лишь постепенно процесс оказания помощи переходил к людям, избравшим такой вид деятельности для себя главным к социальным работникам, которые безвозмездно трудились в детских приютах и лечебницах, распределяли продукты и вещи среди особо нуждающихся и т.д.
С начала 20 века в благотворительных организациях стали работать социальные работники- профессионалы. Социальная работа с семьёй как направление социальной работы получила своё развитие с момента зарождения профессии «социальная работа». Деятельность социальных работников была направлена в целом на «индивидуализацию каждой бедной семьи, так, чтобы каждый изъян мог быть выявлен и исправлен…»[15].
В конце ХIХ века в Германии в рамках социальной работы с семьёй развивались методы материальной помощи бедным, забота о сиротах, уход за нуждающимися и т.д. Для решения подобных социальных вопросов были основаны товарищества созданные Ханземаном, Райфазеном, возникли союзы ремесленников созданные Адольфом Кольпингом, приюты и учреждения по уходу за малышами ( например, по образцу детского сада Фрёбеля),союзы спасения детей, учительские союзы, союз по уходу за бедными и благотворительности, благотворительный союз « Каританс»,Немецкий Красный Крест и другие[8]. В 1893 г. открыты годовые курсы по профессиональному обучению благотворительной помощи, организованные Алисой Саломон. В 1908 г. эти курсы были преобразованы в двухгодичные, а само учебное заведение получило название « Социальная женская школа».
Рассмотрим развитие социальной политики по отношению к семье на примере некоторых стран.
США В 1900 г. Ч.Фолкнер, в своей президентской речи на Национальной Конференции по благотворительности, определил семью как «неотъемлемый элемент общественного строя» и предложил программу обучения в семье и в школе, способствующую нравственному совершенствованию личности. На Конференции по проблемам детей в Белом Доме (1909 г.) была признана важность семейной жизни для здорового развития и функционирования личности, а семья была определена как «наилучший продукт цивилизации».Следствием проведения данной Конференции, стало основание в 1912 г. Детского Бюро (Children Bureau) и 1921 г. Американской Лиги за Благосостояние Детей (Child Welfare League of America).
В эпоху Великой депрессии (30-40 гг.) в связи с необходимостью социального обеспечения федеральное правительство стало играть всё более заметную роль в жизни американских семей, защищая личность и семью от катаклизмов и падений рыночной экономики. В 1935 г. был принят Акт о Социальной Безопасности, который заложил национальную систему социальной защиты, в основу которой была положена ориентация американцев на успех, на личную ответственность за своё благополучие и благополучие своих семей. Позже была принята программа Помощь семьям с детьми на иждивении ( Aid to Family with Dependent Children) именно с этой программой в общественном мнении США ассоциируется само понятие «социальная помощь»[14]. К концу 30-х гг. 20 века социальные работники в агентствах по благосостоянию семьи оказывали не только материальную поддержку и помощь в адаптации к внешним условиям, но и помощь в разрешении эмоциональных и межличностных проблем в семье. В тот же период внимание деятелей социальной сферы было сосредоточено на взаимоотношениях между агентствами по благосостоянию семьи и агентствами по благосостоянию детей и на возможность их объединения.
Информация о работе Современная семья, ее проблемы в России и за рубежом