Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 12:38, дипломная работа
Цель исследования: определить содержание, формы и методы организации социально-педагогической работы с семьей в России и странах с развитой рыночной экономикой по решению ее проблем?
Объект исследования: становление и развитие социально-педагогической работы с семьей.
Предмет исследования: содержание и особенности социально-педагогической работы с семьей в России и странах с развитой рыночной экономикой в современных условиях по решению семейных проблем.
Задачи исследования:
1. Провести исторический анализ развития и становления семейной политики с семьей в России и странах с развитой рыночной экономикой.
2.Определить содержание и принципы, выявить основные формы и методы социально-педагогической работы с семьей в России и странах с развитой рыночной экономикой на современном этапе.
Введение……………………………………………………. …………... 3
Глава 1. Социально-педагогическая работа с семьёй в России и странах с развитой рыночной экономикой как педагогическая проблема…………… …………………………….. 7
1.1. История становления и развития социально-педагогической работы с семьёй ………………………………………………………………………… 7
1.2. Современная семья как объект и субъект социально-педагогической работы….. …………………………………………………………………… 14
1. 3. Государственная семейная политика – важнейшая политическая стратегия современной России………………………………………………. . 27
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-педагогической рАБОТЫ С СЕМЬЁЙ В РОССИИ и СТРАНАХ С РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ.
2.1. Проблемы современной семьи и семейной политики в России……………………………………………………………………………... ..30
2.2. Содержание и основные принципы социальной работы с семьёй в странах с развитой рыночной экономикой…………………………………….. 36
2.3. Сравнительный анализ содержания социальной работы с семьёй в странах с развитой рыночной экономикой и России………………………… 51 Заключение……………………………………………………………….. 63
Библиография…………………………………………………………….. 65
К 60-м годам роль федерального правительства в социальных и экономических вопросах стала ещё более значительной, способствующей как росту экономики, так и активизации семейной политики.
Часть федерального бюджета выделялась на нужды населения, в частности на помощь низшим слоям, и не только виде денег, но и в виде талонов на питание, дотаций и ссуд на образование. субсидий на жильё, на медицинское обслуживание и т.д.
Данный период характеризовался усилением внимания к семье. Так, на Меморандуме по вопросам социального обеспечения (1961 г.) особое внимание было уделено необходимости создания реабилитационных услуг и развитию семейно-центрированного подхода (family-centered approach).В 1965 г. Вирджиния Сатир, специалист в области социальной работы, публикует работу, «Общая семейная терапия», раскрывающую теоретические основы психотерапевтического метода – семейной терапии, ставшего в дальнейшем одним из ведущих методов социальной работы с семьёй в США. Этот метод предполагает возможность терапевтического воздействия на ребёнка (взрослого клиента) через его семью, в которой он заболел или получил различного рода отклонения. Следует отметить, что постепенно появилась уверенность в том, что бесполезно пытаться изменить отдельную личность без учёта её связей с окружающим миром. Было доказано, что социальные факторы также являются источниками возникающих у человека проблем наряду с личностными факторами, и использования только психоанализа как метода социальной работы показало свою неэффективность в изучении проблем и нужд человека. Социальная работа стала фокусировать своё внимание на применении экологического подхода, который интегрирует и лечение, и преобразование(«исправление поломок»).
К середине 70-х годов, после трёх десятилетий стабильности и подъёма, темпы экономического роста замедлились. Возросла безработица, особенно в производственной сфере, стали расти цены.
В сложившейся ситуации масштабы вовлечения людей в трудовую деятельность постоянно увеличивались, что резко изменило семейную структуру. Типичная американская семья с одним- двумя детьми, где мать занята домашним хозяйством, а отец работает (70% всех семейных домохозяйств в 1950 году), значительно изменила свой облик. Всё большее распространение стали получать семьи, где работают вне дома оба супруга (в 1980 году доля типичных традиционных семей составляла лишь 15%)[21].
Проведённая Конференция по семье в Белом доме в 1980 году продемонстрировала степень изменения институциональных структур и взаимоотношений между семьёй, правительством и экономикой вопреки и независимо от господствующей идеологии индивидуализма, частной собственности и минимального вмешательства государства. После проведения Конференции по семье в Белом доме во многих штатах стали создаваться различные структуры, ориентированные на решение вопросов, связанных с семейной политикой.
Кульминацией всех дебатов и суждений по проблемам благосостояния семей явилось принятие в 1988 году Акта о поддержке семьи, потребовавшего от штатов добиться завершения школьного образования матерям-подросткам и финансового обеспечения (в том числе и федеральным правительством), ухода за детьми таких матерей. Другие положения акта связаны с различными формами поддержки детей и родителей.
В 1993 г. вступил в силу Акт о предоставлении отпуска по семейным обстоятельствам и по болезни (Family and Medical Leave Act), согласно которому в случае рождения, усыновления ребёнка, а также в случае болезни может быть предоставлен 12 недельный неоплачиваемый отпуск и Акт о предоставлении услуг по сохранению и поддержке семьи (Family Preservation and Support Services Act), целью которого было предоставление услуг всем семьям, а не только семьям « группы риска». Ответственность за реализацию данных актов была возложена как на федеральное правительство, так и на правительство штатов.
В 1996 г. президент Клинтон подписал Акт о личной ответственности и возможности трудоустройства (The Personal Responsibility and Work Opportunity Act) согласно которому прежняя программа Помощь семьям с детьми на иждивении была заменена новой программой Временная помощь нуждающимся семьям ( Temporary Assistance for Needy Family). По данной программе ни одна семья не имеет право на федеральную помощь. Каждый штат свободен в своём праве определять, кто может получать помощь и при каких обстоятельствах. Кроме того, помощь может предоставляться не более 5 лет.
Целью данного Акта было сокращение иждивенчества и стимулирования на поиск работы и на трудоустройство.
В настоящее время система
Наряду с деятельностью
В последние годы в связи с ростом материального благополучия граждан США наблюдается тенденция к коммерсализации социальных действий: социальные услуги становятся платными.
Другая тенденция в
Следующей тенденцией развития социальной работы с семьёй является необходимость учитывать всё разнообразие семейных структур и моделей семейных отношений, представленных в американском обществе на современном этапе.
Германия В Германии в начале ХХ века начинает складываться новая модель помощи и поддержки. В 1923 году Закон о суде по делам несовершеннолетних, в 1924 году Закон Рейха о воспитании молодёжи и декрет об обязательном социальном страховании.
Государственная идеология национал-социализма в Германии запретила всю практическую социальную работу и подчинила её своим политическим концепциям.Тогда же стало принято оказывать поддержку «ценным», по расовой теории, членам общества.
После 1945 года в Германии царило бедственное положение. Примерно в это же время вновь начала развиваться теория и практика социальной работы. Стали развиваться в основном два направления одной теории: социальной педагогики или социальной работы и социальной педегогики. Терия социальной работы исходила из идеи, сложившейся в 20-е годы ХХ века и соединяла англо-американские программы с современными методами. После Второй мировой войны к важнейшим группам клиентов социальный служб были отнесены сироты военного времени, беженцы, инвалиды. К новым группам клиентов стали относиться семьи гастарбайтеров, переселенцы, хронические больные и пожилые люди.
На сегодняшний момент социально-педагогическая работа в Германии может распространяться как через частный так и муниципальный сектор социальных служб. В муниципальном секторе действует общая социальная служба, которая организационно подчиняется социальному ведомству и ведомству по делам молодёжи. Общая социальная служба имеет децентрализованную форму организации, которая характеризуется охватом определенных частей города и единым принципом работы.
Франция В начале века во Франции принимается ряд законов, направленных на формирование системы социальной помощи. Этому предшествовали решения международного конгресса благотворительных сил, который состоялся в 1889 году в Париже. В соответствии с этими решениями во Франции в 1904 году выходит закон о помощи детям. В 1916 году в Гренобле промышленники начинают выплачивать пособия рабочим, имеющим на своём иждивении детей.
С 1932 года во Франции выплата пособий становится обязательной для всех наёмных работников в промышленности, торговле, сельском хозяйстве и свободных профессиях. Разработанная система была расширена к 1937 году, и она охватывала мелких землевладельцов.
В 1923 году в Париже образуется Ассоциация Ольги Спитзер. Она поставила перед собой задачу не только обеспечить приют бездомным детям, но и представлять интересы ребёнка в суде, оказывать медико-психологическую помощь детям и подросткам, вести воспитательную работу в общинах.
В 20-х годах активизирует деятельность Французский союз защиты детей. Несмотря на то, что он был организован в 1887 году, тем не менее его расцвет деятельности приходится на эти годы. Союз принимал детей в свои учреждения после решения суда, проводил мероприятия по реабилитации детей и подростков.
В 1945-1946 годах во Франции складывается
система социальной защиты населения:
социальное страхование, семейные пособия
и страхование на случай производственного
травматизма. Каждый вид пособий был строго
регламентирован. Семейные пособия
выплачивались только лицам постоянно
проживающим во Франции. Однако в зависимости
от типа семьи предусматривались надбавки
в процентном соотношении, например семья
имеющая 4 детей получала 114% надбавки к
основному пособию, дети-сироты – 30%, а
надбавка за одного ребёнка свыше_ 16% и
т.д.
На сегодняшний день действует сеть учреждений, ориентированных на защиту ребёнка. Существуют приюты для детей, система яслей и материнских домов, сеть учреждений сектора «Социальная помощь детям», детские судьи. под патронатом которых находятся дети из семей группы риска; специальная Объединённая служба помощи детям (ОСПД),сектор «Защиты матери и ребёнка», центры «Школьного здоровья», службы помощи «неприспособленным детям»[31].
Реформа 1980-1990 годов в области
защиты детства поставили перед
социальными педагогами новые задачи,
среди них: повышение профессионализации
работников социальных служб, улучшение
системы обслуживания, координация действий
на местном уровне.
1.2. СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.
В настоящее время в структурах и механизмах системы воспитательных и социальных служб происходит утверждение приоритета семьи как основной сферы социально-педагогической работы. Это обусловлено пониманием того, что семья является одной из самых эффективных социальных сил, влияющих на становление личности, поведение человека в обществе. Так, по словам Хартмана, «семья - это первичное агентство социальной помощи, удовлетворяющее социальные, образовательные, оздоровительные потребности своих членов»[8,С.8]. В то же время семья – объект социальной политики воздействия со стороны государства, общества, различных социальных институтов. Он нуждается в разносторонней и многоплановой помощи общества.
В настоящее время в западных странах наблюдается тенденция отхода от «традиционной» модели семьи и возникновение других ее альтернативных форм. Так, Мейер отмечает, что «феномен нашего времени заключается в том, что люди открыли для себя множество других способов жить вместе как «семья»»[14,С.20].Более того, она утверждает, что новые семейные формы уже стали неотъемлемой частью современного общества. Подобные явления встречаются и в нашей стране. Эти изменения обусловили появление новых подходов к определению понятия «семьи». Так, Бойтлер и Барр [14] говорят о семье в терминах целого комплекса взаимодействий, взаимовлияний, опыта, норм и ценностей, передаваемых и усваиваемых в ней. При этом два признака выделяются в качестве уникальных для «семейного царства» - рождение детей и межпоколенные связи. Уэбстер[8] определяет семью как группу людей, связанных родством, браком, усыновлением, или же как группу лиц, происходящих от общих предков.
Однако, наиболее приемлемой дефиницией, для большинства специалистов, имеющих дело не с мифической нормой, а с разнообразными семейными формами, стало более глубокое определение семьи, которое согласно Хартману и Лаирду [14], включает близкое окружение из двух или большего числа лиц, в котором они совместно делят и распределяют между собой жилое пространство, обязанности, различные роли и которое они сами определяют как семью.
Необходимо рассмотреть ее естественно-исторические функции. В современной зарубежной литературе имеют место противоречивые мнения в отношении функций семьи. Так, в работах некоторых авторов находят отражения пессимистические заключения об утрате семьей своих исторических функций. Применительно к современной семье единая типология функций еще не выработана. Однако почти все западные авторы подчеркивают то, что реализация семейных функций имеет значение не только для каждого человека в отдельности, но и для общества, т.е. функция как направление, цель деятельности семьи имеет два основных значения - личностное и социальное. Личностные функции семьи связаны с выполнением ею таких задач, как обеспечение каждому члену семьи условий для самореализации, развития личностного потенциала, раскрытия творческих способностей и возможностей. К числу личностных функций семьи относят такие, как сексуальная, эмоциональная, нравственно-эстетическая, ценностно-ориентационная, религиозно- философская, эстетическая, оздоровительная, рекреационная. Названные функции носят индивидуально-личностный характер, однако их происхождение не является индивидуальным. Именно семья как малая социальная группа обеспечивает либо наличие, либо отсутствие соответствующих влияний на личность. Благодаря семейной атмосфере она получает необходимый приток информации, впитывает в себя социальные импульсы и развивается, обретает свою неповторимость, и своеобразие. Наряду с индивидуальными, семья выполняет и социальные функции. Общепринято их деление на материальные и духовные. К числу материальных относятся функции экономическая и хозяйственно-бытовая, к числу духовных - воспитательная, досуговая, коммуникативная. Особое место занимает репродуктивная функция семьи. Экономическая функция позволяет производить материальные ценности в семье либо услуги и распределять создаваемый продукт между членами семьи, накапливать капитал и передавать его по наследству, вести домашнее хозяйство, заниматься надомным трудом или малым бизнесом.
Информация о работе Современная семья, ее проблемы в России и за рубежом