Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 12:38, дипломная работа
Цель исследования: определить содержание, формы и методы организации социально-педагогической работы с семьей в России и странах с развитой рыночной экономикой по решению ее проблем?
Объект исследования: становление и развитие социально-педагогической работы с семьей.
Предмет исследования: содержание и особенности социально-педагогической работы с семьей в России и странах с развитой рыночной экономикой в современных условиях по решению семейных проблем.
Задачи исследования:
1. Провести исторический анализ развития и становления семейной политики с семьей в России и странах с развитой рыночной экономикой.
2.Определить содержание и принципы, выявить основные формы и методы социально-педагогической работы с семьей в России и странах с развитой рыночной экономикой на современном этапе.
Введение……………………………………………………. …………... 3
Глава 1. Социально-педагогическая работа с семьёй в России и странах с развитой рыночной экономикой как педагогическая проблема…………… …………………………….. 7
1.1. История становления и развития социально-педагогической работы с семьёй ………………………………………………………………………… 7
1.2. Современная семья как объект и субъект социально-педагогической работы….. …………………………………………………………………… 14
1. 3. Государственная семейная политика – важнейшая политическая стратегия современной России………………………………………………. . 27
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-педагогической рАБОТЫ С СЕМЬЁЙ В РОССИИ и СТРАНАХ С РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ.
2.1. Проблемы современной семьи и семейной политики в России……………………………………………………………………………... ..30
2.2. Содержание и основные принципы социальной работы с семьёй в странах с развитой рыночной экономикой…………………………………….. 36
2.3. Сравнительный анализ содержания социальной работы с семьёй в странах с развитой рыночной экономикой и России………………………… 51 Заключение……………………………………………………………….. 63
Библиография…………………………………………………………….. 65
За последнее десятилетие еще больше обострились проблемы социального сиротства, увеличилось количество детей, брошенных родителями или отобранных у них по закону. Растет число детей, убегающих из семей в следствии жестокого обращения с ними или отсутствия взаимопонимания. Все больше появляется малолетних бомжей, бродяг, попрошаек, растет и феминизируется подростковая и детская преступность.
Не могут не тревожить негативные
тенденции в социокультурной
сфере, системе воспитания, которые
наметились в последние полтора
десятилетия.
Размыты идеалы и нравственные ценности,
резко сокращен выпуск отечественной
детской литературы и произведений искусства,
экраны телевидения и кинотеатров заполнены
зарубежными фильмами, зачастую пропагандирующими
жестокость, насилие, порнографию, уменьшается
число детских библиотек, внешкольных
учреждений эстетического направления,
многие из них функционируют на платной
основе.
На наш взгляд, в качестве первоочередных мер, стоящих перед теми, кто занимается проблемами семейных отношений, являются следующие: во-первых исследование вопросов положения семьи в современном обществе, её функций, образа жизни и разработка конкретных рекомендаций по оказанию помощи семье, совершенствованию семейных отношений в целом; обеспечить выполнение федерального закона РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", добиваться выполнения правительством РФ и местными органами власти законодательства, федеральных и местных программ, направленных на оказание помощи семье, защиту прав и интересов детей; добиваться полного бюджетного финансирования на федеральном и региональном местном уровнях всей социальной инфраструктуры детства: образования, здравоохранения, культуры и отдыха.
Государственная семейная политика,
объектом которой является семья, формируется
на основе закономерностей функционирования
института семьи.
Модернизация государственной семейной
политики связана с модернизацией семьи
как социального института. Это два взаимосвязанных
процесса.
Значение семьи в общественной жизни определяется такими ее основными социальными функциями, как регулирование отношений между полами и поколениями, рождение детей, передача материальных и духовных ценностей от поколения к поколению, внутрисемейное перераспределение доходов, формирование потребностей и совместное потребление материальных и культурных благ, организация и ведение домашнего хозяйства, личного подсобного хозяйства и семейного производства, восстановление сил и здоровья, уход за малолетними детьми, больными и престарелыми. Семья выполняет функции эмоционального и духовного общения, взаимной поддержки и сотрудничества, удовлетворения сексуальных потребностей и другие.
От нормального
Вот и получается, что здоровая, благополучная, законопослушная семья – это и опора государства, и основа общественного согласия, а также политической и социальной стабильности.
Наиболее развернутая
В этом определении сделана попытка охватить максимально возможное число характеристик, типов и социальных функций семьи. В то же время, лишь часть семей может обладать всеми этими качествами. Иначе говоря, не во всех семьях имеются супруги либо дети, не все семьи ведут совместное домохозяйство, не все обеспечивают реализацию основных социальных функций и противостоят социальному противоборству и напряженности в обществе и т.д. До сих пор не удалось сформулировать безупречное определение семьи.
Однако очевидно, что основу семьи составляет супружеская пара с детьми или без детей, так называемая нуклеарная семья. Все остальные семьи можно рассматривать как модификации такой семьи на разных этапах ее развития: от генезиса до прекращения существования. В том числе могут образовываться некие “осколки” нуклеарной семьи, ее части без полного ядра - супружеской пары. Каждый тип семей требует адекватных подходов к обеспечению их жизнедеятельности, что закрепляется в государственной семейной политике.
Государственная семейная политика регулирует отношения между семьей, как особой социальной группой общества и государства, а также между индивидами внутри семьи по поводу реализации функций семьи.
Цели, принципы и меры государственной семейной политики изменяются в процессе исторического развития государства и общества.
Семейная политика - это относительно обособленная часть социальной политики, воздействующая на функционирование семьи как одного из общественных институтов и индивида как носителя семейных ролей, которые он выполняет наряду с другими социальными ролями. Государственная семейная политика дополняет другие, более значимые для семьи области социальной политики, специальными мерами, адресованными непосредственно семье как социальному институту.
Политическая значимость
государственной семейной политики
социального государства
В процессе модернизации государственной семейной политики в России, можно отметить неадекватность концептуальных подходов и политической практики этой политики, популизм, недооценку со стороны государства значения государственной семейной политики и семьи как основной опоры социально-политических преобразований, незавершенность законодательного обеспечения политики, а также серьезные недостатки институциональных механизмов реализации этой политики.
Однако главной причиной
неэффективности современной
2.2. СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Социально-педагогическая работа с семьей является составной частью всей воспитательной, образовательной и социальной работы. Это профессиональная деятельность по оказанию помощи людям, у которых есть проблемы, связанные с членами их семей. Она направлена на разрешение проблем, являющихся главным образом, результатом внешнего воздействия, связанных, в основном, с самими людьми, сочетающих внутренние и внешние факторы.
В числе приоритетов психолого-
-утверждение семейных ценностей, защита интересов всех членов семьи и всех типов;
-обеспечение лучших
условий жизнедеятельности
-осуществление специальных
мер по социально-
-поддержка семей в
сочетании ее членами семейных
и профессиональных
-разработка налоговой
политики в интересах семьи,
оказание содействия семье в
организации домашнего
-создание систем социальной помощи семьям - юридической, экономической, психологической, информационной и т. д.;
-организация подготовки соответствующих специалистов, осуществление программ планирования семьи;
-осуществление социальной
и медицинской защиты
-содействие полноценному
психическому и физическому
-предупреждение насилия в семье;
-оказание помощи семьям наркоманов, алкоголиков, преступников, агрессивных людей;
-оформление позитивного информационного пространства семьи.
Функция может быть охарактеризована как определенная обязанность, задача или деятельность, связанная со специфической, профессиональной ролью.
Рассмотрим основные функции социального педагога при работе с семьей.
Диагностическая функция реализуется при изучении особенностей семьи, личности в семье, степени и направленности влияния на них микросреды, а также при постановке «социального диагноза».
Социальный диагноз - это «стремление достичь как можно более точного понимания социальной ситуации и личности клиента в контексте его социальных нужд и потребностей, то есть в отношении к другим людям, от которых клиент зависит и которые зависят от него и в отношении к социальным институтам[1]. Начальный этап вмешательства предполагает оценку и анализ семейного функционирования..
Из вышесказанного следует, что от профессионализма социального педагога при реализации диагностической функции на начальном этапе вмешательства во многом зависит успех всего процесса оказания помощи семье.
Прогностическая функция социального педагога заключается в прогнозировании развития событий, процессов, происходящих в семье, обществе и выработке определенных моделей социального поведения.
Правозащитная функция социального педагога осуществляется при использовании законов для поддержки семьи, для защиты ее членов. Она предполагает использование всего комплекса законов и правовых норм, направленных на оказание помощи, поддержку и защиту семьи.
Организационная функция состоит в том, чтобы способствовать организации социальных служб на предприятиях и по месту жительства, привлекать к их работе общественность и направлять их деятельность на оказание различных видов помощи и социальных услуг семье. Кроме того, социальный педагог организует действия клиента в целях решения его проблем.
Предупредительно - профилактическая (или социально-терапевтическая) функция приводит в действие различные механизмы предупреждения и преодоления негативных явлений, организует оказание помощи нуждающимся семьям. Она позволяет предусмотреть и привести в действие социально-правовую, юридическую, психологическую, социально-медицинскую, педагогическую, психолого-терапевтическую, медицинскую, юридическую и иную помощь нуждающимся, обеспечить защиту прав семьи, женщин, подростков детей. Данная функция таким образом направлена не только на оказание всевозможной помощи и поддержки слабо защищенным семьям, но и на предупреждение всевозможных негативных последствий в положении, поведении, деятельности семьи и отдельных ее членов.
Социально- медицинская функция социального работника реализуется при организации работы по профилактике заболеваний , при содействии в подготовке молодежи к семейной жизни.
Социально- педагогическая функция состоит в выявлении интересов и потребностей людей в разных видах деятельности (культурно – досуговой , спортивно- оздоровительной, художественного творчества) и привлечении к работе с ними различных учреждений , обществ и т. д. Педагогическое воздействие на семью может идти в нескольких направлениях: 1)обучение клиентов, передача им необходимого объема знаний, умений и навыков, способных стать основой для самостоятельного решения семьей своих проблем; 2) воспитание, которое осуществляется в процессе влияния на личность, в результате которого меняются ее качества, черты, свойства, взгляды и позиции, а также отношение к жизни и к людям, способы поведения в обществе.
Психологическая функция осуществляется при консультировании по вопросам межличностных, внутрисемейных отношений, способствует социальной адаптации личности, оказывает помощь в социальной адаптации всем нуждающимся.
Социально- бытовая функция способствует в оказании необходимой помощи и поддержки различным категориям семей (семьям с инвалидами, молодым семьям , семьям «группы риска» и т. д.)
Информация о работе Современная семья, ее проблемы в России и за рубежом