Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 12:38, дипломная работа
Цель исследования: определить содержание, формы и методы организации социально-педагогической работы с семьей в России и странах с развитой рыночной экономикой по решению ее проблем?
Объект исследования: становление и развитие социально-педагогической работы с семьей.
Предмет исследования: содержание и особенности социально-педагогической работы с семьей в России и странах с развитой рыночной экономикой в современных условиях по решению семейных проблем.
Задачи исследования:
1. Провести исторический анализ развития и становления семейной политики с семьей в России и странах с развитой рыночной экономикой.
2.Определить содержание и принципы, выявить основные формы и методы социально-педагогической работы с семьей в России и странах с развитой рыночной экономикой на современном этапе.
Введение……………………………………………………. …………... 3
Глава 1. Социально-педагогическая работа с семьёй в России и странах с развитой рыночной экономикой как педагогическая проблема…………… …………………………….. 7
1.1. История становления и развития социально-педагогической работы с семьёй ………………………………………………………………………… 7
1.2. Современная семья как объект и субъект социально-педагогической работы….. …………………………………………………………………… 14
1. 3. Государственная семейная политика – важнейшая политическая стратегия современной России………………………………………………. . 27
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-педагогической рАБОТЫ С СЕМЬЁЙ В РОССИИ и СТРАНАХ С РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ.
2.1. Проблемы современной семьи и семейной политики в России……………………………………………………………………………... ..30
2.2. Содержание и основные принципы социальной работы с семьёй в странах с развитой рыночной экономикой…………………………………….. 36
2.3. Сравнительный анализ содержания социальной работы с семьёй в странах с развитой рыночной экономикой и России………………………… 51 Заключение……………………………………………………………….. 63
Библиография…………………………………………………………….. 65
Коммуникативная функция имеет своей целью - установить контакт с нуждающимися, организовать обмен информацией, разработать единую стратегию взаимодействия, восприятия и понимания другого человека. Коммуникация социального работника и клиента – процесс многоступенчатый, он имеет несколько фаз:
-докоммуникативную, когда
необходимо подготовиться к
-коммуникативную, когда идет сбор информации и ее анализ;
-посткоммуникативную, в процессе которой проблема клиента через социального работника движется вверх по спирали и находит свое решение в государственных органах.
В ходе реализации рабочих функций социальный педагог может выполнять разнообразные профессиональные роли.
Рассмотрим основные профессиональные роли социального работника в его деятельности по оказанию разнообразных услуг семье в США.
«Oпределитель клиента» (Outreach worker) - социальный работник, который устанавливает людей, семьи, испытывающие трудности (находящиеся в кризисной ситуации) или находящиеся в состоянии риска). Следующая задача этого работника – обнаружить, выявить те условия окружения, которые создают проблемы.
Брокер (Broker) - социальный работник, направляющий людей в существующие службы, которые могут быть им полезны. Цель –дать возможность людям использовать систему социальных служб и связывать эти службы.
Посредник - «буффер» (mediation) - социальный работник, который находится между двумя людьми, человеком и группой или двумя группам с тем, чтобы помочь людям разрешить проблемы.
Адвокат, защитник (advocate) –социальный работник, который борется за права людей, их семей, нуждающихся в этой помощи. Это включает борьбу за обслуживание, помощь отдельным людям, семьям, общностям, борьбу за изменение в законах или действующей практике с позиции целого класса людей или сегмента общества.
Оцениватель (evaluator) –социальный работник, который собирает информацию, оценивает проблемы людей, семей, помогает принять решение для действия.
Мобилизатор (mobilier) –социальный работник, который собирает, приводит в движение, запускает, энергизирует, организует действия уже существующих или (после того как собирает ) новых групп для решения проблемы. Мобилизация может выполняться и на индивидуальном уровне.
Учитель (teacher)–социальный работник, который передает информацию и знания и помогает людям развивать умения.
Корректор поведения (behavior change) –социальный работник, который работает над тем, чтобы внести изменения в поведенческие стереотипы, навыки и восприятия людей, их семей, групп.
Консультант (consultant)-социальный работник, который работает с другими работниками или агентствами, чтобы помочь им улучшить из умения в решении проблем клиента.
Менеджер информации (data manager)-социальный работник, который собирает, классифицирует и анализирует данные, полученные от среды социального благосостояния.
Администратор (administration) - социальный работник, который обеспечивает конкретную постоянную помощь, заботу (физическую, бытовую, финансовую) либо в учреждении, либо в сообществе (на месте).[21]
Западные ученые отмечают, что, осуществляя какую-либо обязанность, социальный педагог может использовать одну или несколько ролей, и в процессе выполнения роли он реализует несколько функций.
Непосредственно процесс посредничества (вмешательства) при работе с семьей включает в себя несколько основных этапов:
1.Определение проблемы и установление контакта.
На этой стадии семья постепенно вовлекается в обсуждение проблемы, анализ ее субъективной и объективной представленности. Члены семьи знакомятся с социальным работником и социальным агентством, их возможностями и условиями. Первоначальный контакт должен быть конструктивным. Важнейшим условием для этого являются профессиональные установки социального работника, в частности, такие как ценности и достоинства человека и его право на самоопределение. Внимание должно фокусироваться на проблеме не в том виде, как она воспринимается социальным работником, а в том, как она ощущается клиентом «здесь –и –сейчас».
2. Сбор и оценка данных, сведений.
Одно из требований в процессе организации социальной работы с семьей состоит в необходимости вести строгую документацию, которая должна собирать информацию, анализировать ее и интерпретировать. Социальному работнику необходимо иметь багаж- банк «социальной информации», чтобы точнее поставить «социальный диагноз» и выбрать эффективное «лечение».
Ф.Лоуэнберг условно разделил процесс диагностики на три фазы:
-сбор и изучение информации;
-ее анализ и интерпретация;
-принятие решений о дальнейших действиях.[21]
Сбор и изучение информации традиционно осуществляется при составлении социальной истории семьи. Это один из методов сбора информации о семье, применяемый только в сфере социальной работы. Изучение истории семей яснее позволяет выявить внутренние факторы, влияющие на становление и реализацию жизненных сил человека. Семья как один из институтов социализации обладает богатым спектром жизненных ресурсов, которые затем в дальнейшем и обусловливают различия в образе жизни и реализации индивидуальной и социальной субъектности человека. Такой метод, как « история семей», позволяет выделить механизмы трансляции любых компонентов процесса социализации (стиля, уровней, моделей поведения, ценностных ориентаций, жизненных позиций и т. д.). Данный метод включает в себя четыре взаимосвязанных компонента: фиксация информации о личности клиента (анкетные данные, адрес и т. д.); сбор сведений о членах семьи (их возраст, образование, место учебы или работы, круг ближайшего общения личности и семьи); сообщение клиентом данных по волнующей его проблеме, о своей потребности (времени возникновения, обстоятельствах, способах решениях, предлагаемых им самим); изучение представления последнего о возможной помощи извне, планах на будущее, обстановке в семье, способностях и возможностях, мотивах поведения, ожиданиях в связи с разрешением проблемной ситуации.
Источником информации о связях между поколениями является также генограмма - семейная карта с родственными связями, на которой может быть отражена вся история семьи, причем карта может быть организована таким образом, что по ней нетрудно проследить все основные события в жизни семьи. Генограмма создается и расширяется методом опроса, который отражает систему убеждений и взглядов разных поколений, принципы жизни и взгляды семьи на окружающий мир.
После того, как из общения с семьей и ее социальным окружением, из личных наблюдений социального работника вскрылся фактический материал для организации социального вмешательства, информация должна быть упорядочена. Важно установить причинно-следственные связи, выявить наиболее существенные параметры проблемной ситуации.
Третья фаза заключается в совместном с клиентом определении целей и стратегий дальнейших действий, необходимых для решения проблемы. Социальный работник предлагает клиенту свое понимание трудностей и возможные варианты совместных действий, но право окончательного выбора остается за клиентом (за исключением, когда социальный работник реализует полномочия социального контроля).
3.Планирование и заключение контракта.
Планирование социального
4. Установление альтернативных вариантов вмешательства и выбор необходимых направлений деятельности.
Социальное вмешательство в семейную систему представляет собой систему действий, направленную на стимулирование изменений в семейной структуре или внешних по отношению к ней социальных системах в рамках определенных в процессе работы с конкретной семьей целей. Социальный работник при этом может действовать в нескольких направлениях и, прежде всего, в направлении мобилизации внутренних ресурсов самой семьи. В этом случае социальный работник выступает в качестве практического психолога или социального воспитателя. В большинстве случаев, однако, необходимо решать, прежде всего, элементарные социальные и бытовые проблемы, препятствующие полноценному семейному функционированию. В этом случае социальному работнику необходимо привлечение внешних источников и ресурсов социальной помощи, таких как организация социальных программ, превентивное вмешательство, оказание материальной помощи и т.д.
5.Этап итоговой оценки и завершение процесса.
На этом этапе происходит
оценка степени эффективности
В процессе взаимодействия с семьей важным является соблюдение социальным педагогом ряда определенных принципов. Принципы - это те основные требования, которые должны предъявляться к содержанию, формам и методам социально-педагогической работы с семьей. Они включают в себя:
-«принцип гуманизма», в основе которого лежит идея способности человека и общества изменяться. Семья представляет собой структуру динамичную и подвижную, которая способна развиваться и меняться под влиянием социально-экономических условий, жизненного опыта.
-«Принцип объективности»,
который понимается как
-«Принцип системности».
Поскольку семья –
-«Принцип фамилиоцентризма»
требует, чтобы при социальной
поддержке интересы семьи
-«Принцип толерантности» состо
-«Принцип позитивного образа семьи», в основе которого лежит понимание института семьи как естественной среды для формирования личности. [21,28]
Эти принципы способствуют формированию потребности в принятии помощи и активизации роли семьи в решении собственных проблем.
В последние годы в нашем обществе происходит переоценка подходов к семейной политике.
В условиях патерналистской системы государство стремилось подменить семью, взять на себя выполнение значительной части ее функций. "Проводимая в последнее время интенсивная ликвидация государственного попечения, во всяком случае, в рамках широко провозглашаемой либеральной идеологии, — отмечает Н.М. Римашевская; — приходит в противоречие с менталитетом основной части общества, их привычными представлениями, стереотипами поведения и усвоенными населением в течение многих десятилетий ценностями.
На смену идеологии всеобщего покровительства "сверху" приходит либеральная идеология суверенитета семьи и личности "снизу". Всеобщим достоянием становятся идеи, провозглашаемые в средствах массовой информации, в законодательных актах и правительственных решениях о том, что семья суверенна и ответственна перед собой в принятии решений относительно ее экономического и демографического воспроизводства, сознательного родительства, а также реального поведения женщины и мужчины, которые имеют одинаковые права, обязанности и равные возможности во всех сферах жизнедеятельности".
Развивая новую концепцию семейной политики, необходимо обосновать принцип саморазвития, самообеспечения семьи, который является основополагающим в социальной политике. Важно подчеркнуть, что речь идет о создании государством необходимых условий для активного и благополучного функционирования семей, полного раскрытия их экономического, производственного, воспитательного и другого потенциала. Переход семьи в позицию субъекта социальной политики предполагает существенное перераспределение прав и взаимной ответственности между семьей и государством. В то же время "семья как реальность, обусловлена предыдущим развитием нашей страны, находилась и находится в состоянии объекта». Что касается принципа социальной защиты, то он применим к тем семьям, которые объективно оказались не в состоянии справиться с экономическими проблемами, выйти на минимальный стандарт уровня жизни. Социальная защита должна играть вспомогательную роль.
Однако необходимо отдавать отчет в том,
что абсолютизация, искаженное понимание
таких принципов организации жизнедеятельности
семьи, как автономия, самообеспечение,
саморазвитие, могут привести к другой
крайности. Так, на первых этапах проведения
реформ государство резко сократило уровень
своей поддержки социальной сферы, сориентировав
ее на коммерциализацию и самостоятельное
выживание. При этом семья и население
оказались не подготовленными к переходу
к новым экономическим отношениям, выживанию
в условиях кризиса. Проблема социальной
адаптации
(психологической, экономической, профессиональной
и т.д.), как правило, решается односторонне,
исключительно как проблема самой семьи,
как процесс только ее приспособления
к происходящим негативным переменам.
"Как ни парадоксально это звучит, —
отмечает А.И.Антонов, — но ... семья вынуждена
"подстраиваться под нужды политиков".
Негативное воздействие дезадаптации на жизнедеятельность семей, их крайне бедственное положение усугубилось утратой развитой социальной инфраструктуры, многих социальных ценностей, созданных в предшествующий период развития. В частности, были дезорганизованы и во многом разрушены системы дошкольного, внешкольного воспитания и оздоровительного отдыха детей. Известно, что в СССР это были достаточно мощные системы, включающие разветвленную сеть учреждений, материальную базу, подготовленные кадры. Они играли особую роль в развитии семейно-демографических процессов, позволяли родителям совмещать семейные обязанности с трудовой занятостью.
Информация о работе Современная семья, ее проблемы в России и за рубежом