Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 12:38, дипломная работа
Цель исследования: определить содержание, формы и методы организации социально-педагогической работы с семьей в России и странах с развитой рыночной экономикой по решению ее проблем?
Объект исследования: становление и развитие социально-педагогической работы с семьей.
Предмет исследования: содержание и особенности социально-педагогической работы с семьей в России и странах с развитой рыночной экономикой в современных условиях по решению семейных проблем.
Задачи исследования:
1. Провести исторический анализ развития и становления семейной политики с семьей в России и странах с развитой рыночной экономикой.
2.Определить содержание и принципы, выявить основные формы и методы социально-педагогической работы с семьей в России и странах с развитой рыночной экономикой на современном этапе.
Введение……………………………………………………. …………... 3
Глава 1. Социально-педагогическая работа с семьёй в России и странах с развитой рыночной экономикой как педагогическая проблема…………… …………………………….. 7
1.1. История становления и развития социально-педагогической работы с семьёй ………………………………………………………………………… 7
1.2. Современная семья как объект и субъект социально-педагогической работы….. …………………………………………………………………… 14
1. 3. Государственная семейная политика – важнейшая политическая стратегия современной России………………………………………………. . 27
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-педагогической рАБОТЫ С СЕМЬЁЙ В РОССИИ и СТРАНАХ С РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ.
2.1. Проблемы современной семьи и семейной политики в России……………………………………………………………………………... ..30
2.2. Содержание и основные принципы социальной работы с семьёй в странах с развитой рыночной экономикой…………………………………….. 36
2.3. Сравнительный анализ содержания социальной работы с семьёй в странах с развитой рыночной экономикой и России………………………… 51 Заключение……………………………………………………………….. 63
Библиография…………………………………………………………….. 65
Нельзя не согласиться с тем, что "необходимы глубокие изменения, направленные не на одностороннюю, а взаимную адаптацию семьи и экономики. В целом они должны вести к повышению внутренних ресурсов семьи для самообеспечения, поддержания здоровья и личностного развития ее членов".
Государство как партнер
семьи призвано активно участвовать
в процессе ее адаптации к новым
социально-экономическим
Важнейшим принципом идеологии семейной политики является перенос центра тяжести в системе социальной помощи семьям с денежных выплат на оказание прямых социальных услуг. В связи с этим важно разграничить понятия "социальное обслуживание" и "социальная защита". Социальное обслуживание предполагает новый для нашей страны вид социальной помощи семье, которая носит нематериальный характер, предполагает индивидуальную поддержку в решении социально-психологических, педагогических, правовых, медико- социальных, других проблем и осуществляется через сеть специализированных социальных служб. Что касается социальной защиты, то она направлена не на все семьи, а на определенную социально уязвимую их часть. Кроме того, это система чрезвычайных мер, призванных обеспечить выживание человека, семьи на уровне принятых в обществе минимальных стандартов потребления. Такое разделение дает представление лишь об основных принципиальных подходах.
Диапазон принятых в современном мире подходов к семейной политике достаточно широк: от отказа от всякой политики до сведения ее к одной из функций, исполняемых семьей. В этом отношении выделяется несколько основных групп государств. К первой группе можно отнести страны, сформулировавшие свою политику в отношении семьи и принявшие широкий подход, ориентированный в целом на достижение благополучия семей. Во второй группе — страны, акцентирующие в своей политике внимание на отдельных аспектах жизнедеятельности семьи. Третью группу составляют страны, вообще не определившие своей политики в отношении семьи.
При этом можно выделить
такие основные виды мотивации: политика
стимулирования уровня рождаемости (совпадает
с политикой в области
Проблемы ответственности
государства за укрепление и развитие
семьи как общественного
"естественную среду обитания своих
членов", прежде всего детей и молодежи,
престарелых и инвалидов. Во имя этих целей
политика и соответствующее законодательство,
содействующие укреплению семьи, должны
стать приоритетными направлениями деятельности
национальных правительств и межправительственных
организаций.
В ООН предпринимаются усилия систематизировать основные положения, касающиеся семьи и содержащиеся в международных документах, разработать Декларацию о правах и ответственности семьи. Для реализации поставленной цели, под эгидой ООН, Венским комитетом неправительственных организаций по вопросам семьи создана рабочая группа "Хартия семьи/права семьи". Ее деятельность способствует формированию и развитию национальных систем семейной политики, выработке программ укрепления семьи, обобщению их международным опытом.
На основе анализа "Руководящих принципов по вопросам семьи", разработанных названной рабочей группой, выделим наиболее важные положения, отражающие приоритеты семейной политики в современном мире:
— утверждение ценности семьи, уважение и защита всех типов семей независимо от их национальных, культурных, региональных различий, недопущение их дискриминации;
— обеспечение лучших
условий жизнедеятельности
— осуществление специальных мер социальной и экономической поддержки бедных семей, семей с особыми проблемами (инвалидность её членов, наличие иждивенцев, престарелых, многодетные семьи, молодые, неполные семьи и др.);
— оказание семьям поддержки в гармоничном сочетании ее членами профессиональных и семейных обязанностей;
— содействие полноценному
физическому и умственному
— предупреждение насилия, злоупотреблений и эксплуатации внутри семьи в отношении ее членов, в том числе скрытых форм этих явлений, осуществление мер по усилению защиты членов семьи;
— предоставление помощи семьям, столкнувшимся с проблемами наркомании, алкоголизмом, преступностью, агрессией, принятие мер по их искоренению;
— формирование позитивного
для семьи информационного
Политика материальной поддержки семей с детьми составляет важную составную часть социальной политики во всех странах Европейского Союза, хотя между ними существуют и немалые различия.
По значительности ресурсов, направляемых на прямую поддержку семей, возглавляют список страны Северной Европы (Швеция, Дания, Финляндия) - они расходуют на семейную политику более 4% валового внутреннего продукта (1995 г.). В конце списка - страны Южной Европы, где системы социальной защиты созданы сравнительно недавно, и затраты на семейную политику составляют от 0,2% в Греции до 1,1% в Португалии. Испания и Италия тратят, соответственно, 0,4 и 0,8% ВВП. Расходы большинства других европейских стран лежат в пределах от 2 до 3 % ВВП (Франция - 2,6%, Германия - 2,1%).
Большие различия кроются
и в правилах назначения пособий.
Франция - единственная страна Европейского
Союза, где не назначается пособие
на первого ребенка. В семи странах увеличивается размер помощи
семьям с тремя и более детьми. В пяти странах
выплаты растут вместе с возрастом детей,
а в
Дании, наоборот, они уменьшаются. Только
в двух странах - Испании и Греции
- выплаты семьям облагаются налогом. Еще
одно различие касается возрастной границы
выплат (чаще всего 18 лет с продлением
на период учебы). По этому пункту Франция,
Великобритания и Ирландия проводят наиболее
ограничительную политику, в то время
как Швеция и Нидерланды устанавливают
специальные выплаты обучающимся, выходя
за рамки семейных пособий.
С 1989 г. существует Европейский
центр по изучению семейной политики,
который отслеживает и
2.3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ
АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ СОЦИАЛЬНО-
Исследование содержания
и организации социально-
Мною было произведено анкетирование среди подростков по проблемам семьи. В результате было выявлено наличие : недостатка общения у 11% опрошенных, проблем связанных с учёбой у 8% опрошенных, материальных проблем у 8% опрошенных, бытовых проблем у 3% опрошенных. Большинство опрошенных (53%) не решают проблемы в семье. На вопрос о помощи в решении проблем большинство ответили – ни кто (42%). О наличии проблемы отцов и детей положительно ответили 56% опрошенных.(Приложение 2)
Наличие подобных проблем указывает на необходимость организации системной целенаправленной работы, направленной на предотвращение и ликвидацию отмеченных негативных явлений.
Однако, если в нашей стране службы социальной помощи и психологические службы, получившие свой официальный статус лишь в 90-ые годы нашего столетия, только начинают давать свои первые результаты, то система социальной защиты семьи в за рубежом получила свое развитие уже в конце 19 века, и в настоящее время представляет собой разветвленную сеть социальных агентств, готовых прийти на помощь семьям разного типа в ситуациях кризиса.
Связующим звеном между
семьей и различными государственными
и негосударственными учреждениями,
социальными институтами
Однако во многих странах выход на профессиональный уровень постановки социальной работы имеет свою специфику.
Для отечественной практики социально-педагогической работы с момента ее зарождения и по настоящее время характерна доминирующая роль социальной педагогики, что позволило сократить наше отставание в этих вопросах от других стран, а также заложить в формирующуюся систему социальных служб в России «социально-педагогический ингридиент», отсутствием (или недостаточной развитостью) которого в моделях социальной работы многих стран озабочены в настоящее время мировая практика и интегративная наука профессии « социальная работа».
Особенностью развития социально-педагогической работы в нашей стране является «создание совершенно уникального, интегративного представителя этой профессии - социального педагога», а в частности «феномен семейного социального педагога», который является по мнению Бочаровой В.Г. «чисто нашим отечественным приобретением, не имеющим аналогов в мировой практике социальной работы»[5].
Являясь посредником в системе взаимодействия личности, семьи,общества институт социальных педагогов влияет на формирование воспитывающих, гуманистических, нравственно и физически здоровых отношений в социуме, в сфере семьи, семейно- соседском окружении, среди детей и взрослых. Клиентами семейного социального педагога является семья и сфера ее ближайшего окружения по месту жительства, в микрорайоне. Социальный педагог в этически допустимой форме, сам « выходит» на контакт с семьей, личностью. Он как бы ставит «социальный диагноз», изучает психологические и возрастные особенности, способности людей, вникает в их микросоциум, мир интересов, круг общения, в условия их жизни, моральную атмосферу, выявляет позитивные и негативные влияния, проблемы - психологические, медицинские, правовые, экологические, к решению которых затем подключаются социальные работники, специализирующиеся по определенным профилям, органически взаимосвязанные с социальным педагогом, работающим по месту жительства.
В настоящее время в системе подготовки социальных работников и педагогов четко обозначены базовая основа, общегосударственный компонент, который конкретизируется и дополняется специфическим, местным компонентом, учитывающим возможности и особенности социокультурных условий каждого региона республики, конкретной территории страны.
Содержание и организационные формы подготовки определяются принципами непрерывного образования, положениями концепции социальной педагогики и социальной работы.
Подготовка социальных работников проводится на трех уровнях:
1 уровень - курсовая
или допрофессиональная
2 уровень-обучение в среднем специальном учебном заведении (педучилище, медучилище и др.). Выпускники получают диплом по специальностям « Социальная работа», « Социальная педагогика» и др. Они могут работать бригадирами отделений по обслуживанию больных, одиноких престарелых, социальными педагогами и др.
3 уровень - обучение в университете, отраслевом вузе на дневном, вечернем или заочном отделениях (4-5 лет) или на спецфакультете для тех, кто уже имеет высшее образование (1-1,5 года). Выпускники получают диплом о высшем образовании по специальности «Социальная работа» и являются специалистами по социальной работе. Они могут быть использованы в территориальных учреждениях службы социальной помощи семье и детям, в больницах и т. д.
Информация о работе Современная семья, ее проблемы в России и за рубежом