Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 12:38, дипломная работа
Цель исследования: определить содержание, формы и методы организации социально-педагогической работы с семьей в России и странах с развитой рыночной экономикой по решению ее проблем?
Объект исследования: становление и развитие социально-педагогической работы с семьей.
Предмет исследования: содержание и особенности социально-педагогической работы с семьей в России и странах с развитой рыночной экономикой в современных условиях по решению семейных проблем.
Задачи исследования:
1. Провести исторический анализ развития и становления семейной политики с семьей в России и странах с развитой рыночной экономикой.
2.Определить содержание и принципы, выявить основные формы и методы социально-педагогической работы с семьей в России и странах с развитой рыночной экономикой на современном этапе.
Введение……………………………………………………. …………... 3
Глава 1. Социально-педагогическая работа с семьёй в России и странах с развитой рыночной экономикой как педагогическая проблема…………… …………………………….. 7
1.1. История становления и развития социально-педагогической работы с семьёй ………………………………………………………………………… 7
1.2. Современная семья как объект и субъект социально-педагогической работы….. …………………………………………………………………… 14
1. 3. Государственная семейная политика – важнейшая политическая стратегия современной России………………………………………………. . 27
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-педагогической рАБОТЫ С СЕМЬЁЙ В РОССИИ и СТРАНАХ С РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ.
2.1. Проблемы современной семьи и семейной политики в России……………………………………………………………………………... ..30
2.2. Содержание и основные принципы социальной работы с семьёй в странах с развитой рыночной экономикой…………………………………….. 36
2.3. Сравнительный анализ содержания социальной работы с семьёй в странах с развитой рыночной экономикой и России………………………… 51 Заключение……………………………………………………………….. 63
Библиография…………………………………………………………….. 65
В заключении следует отметить, что сравнительный анализ содержания социально-педагогической работы с семьей в России и за рубежом позволил выявить общее и особенное в содержании, формах и методах социально-педагогической работы с семьей, а также в подготовке кадров для этой сферы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность данной темы на современном этапе связана прежде всего с тем, что процесс перехода семьи от привычных форм существования к освоению рыночных структур жизнедеятельности протекает крайне болезненно. Состояние экономической, социально-психологической и демографической дезадаптации семейной ячейки вслед за нестабильностью общества приобретает хронические формы. Стремление и попытки семьи приспособиться к новым явлениям и постоянным переменам, происходящим в обществе, предопределяют изменения самого института семьи. Наличие идейного и морального вакуума в обществе, потеря исторического самосознания, патриотизма, резкой смены духовных и нравственных интересов на материальные стало основной причиной нестабильного положения общества в целом, и семьи, в частности. Поэтому сегодня научное переосмысление проблем семьи является необходимым условием эффективного решения задач семейной политики.
Государство, общественные организации, религиозные объединения, предприниматели, ученые, журналисты должны сделать все, чтобы обеспечить семье поддержку. Без учета интересов семьи никогда не сможет реализоваться государственная политика, направленная на возрождение России.
Семья станет растить детей, уверенно глядя в будущее, в любви и согласии, воспитывая в молодежи высокую духовность, гордость за свою Родину и ответственность за ее судьбу.
Выявление достижения и положительный опыт социальной работы с семьёй в странах с развитой рыночной экономикой заслуживает серьёзного внимания при модернизации и дальнейшем развитии социальной работы с семьёй, а также при определении приоритетов в этой области в нашей стране.
БИБЛИОГРАФИЯ
1.Послание Президента РФ Д.А.Медведева Федеральному собранию
РФ. 10.05.2008.
2.Баркер Р. Словарь социальной работы / сокр. пер.с англ./ - М.: Ин-т соц. раб. АРСС, 1994.-56с.
3.Барнз Д.Г. Социальная работа в Англии./Пер. с англ. Центр общечеловеческих ценностей – М.,1997. – 170 с.
4. Бечки Ш. Молодёжь и помощь несовершеннолетним в США. Попытка структурного анализа.- М.,1995.-104 с.
5.Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы.- М.: SvR-Аргус, 1994. -208 с.
6.Бочарова В.Г. Семейная работа: знакомство с профессией. – М., 1993.-98 с.
7. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодёжи. Учебное пособие / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.- Ростов - н/Д.: Феникс, 2008. - С.271.
8.Горячев М. Социальная педагогика и социальная работа за рубежом. Самара: Издательство «Самарский университет», 1997.-132 с.
9.Григорьев С.И. Теория и методология социальной работы. М.: Наука, 1994.- 182 с.
10.Дармодехин С.В. Государственная семейная политика: принципы формирования и реализиции/Семья в России, 1995, №3-4.-С.5-24.
11.Елизарова В.В. Перспективы исследования семьи. М.: Мысль, 1987.-104 с.
12.Здравомыслова О.М. Российская семья на европейском фоне ( по материалам международного социологического исследования)/Рос.АН, Ин-т соц.-экон. проблем. – М.: Эдиториал УРСС, 1998.-172 с.
13.Карцева Л.В. Социальная работа с семьёй: психолого-педагогический анализ. В 2-х ч., Ч.1, Казань, 1998.-48 с.
14.Килпатрик А.К. Семья в Соединённых Штатах Америки. /Социальная защита семьи: современная ситуация, проблемы, пути решения.- Ставрополь, Т1., кн.2.,1997.-С.162-165.
15.Козлов А.А. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы. М.,1998.-224 с.
16.Масленникова В.Ш. Теоретические аспекты подготовки социального педагога в системе среднего специального образования. Казань: Изд-во КРУ,1995.-94 с.
17.Мацковский М.С. Российская семья в меняющемся мире// Семья в России, 1995.№ 3-4.-С.25-35.
18.Мудрик А.В. Социальная педагогика как наука и как
учебный предмет// Педагогическое образование
для ХХI века: Материалы международной
научно-практической конференции,-М.,1994.-С.164-
19.Некрасов А.Я. Международный опыт социальной работы. Государственная Академия сферы быта и услуг.М.,1994.-96с.
20. А.П.Ощепкова, М.З.Этштейн “Российская семья: особенности её развития и формирования нравственной культуры личности”. – Москва, 2008. – 208 с.
21.Пинкус А. Практика социальной работы./ Пер. с англ. – М.:изд. «Союз»,1993.-223 с.
22. Поленина В.А. Реализация конституционного
принципа равенства полов // Государство
и право. 2008. №6. - С.29.
23.Сноу Д.Д. Семейная терапия
как метод социальной работы. Теория и
практика социальной работы: отечественный
и зарубежный опыт.- М.,1993,Т.2.-С.158-163.
24.Социальная защита
семьи и детей (зарубежный
25. Социальная защита семьи и детей. (Зарубежный опыт). Центр общечеловеческих ценностей.-М.,1998.-102 с.
26.Социальная защита семьи: современная ситуация, проблемы, пути решения/ Т.Ф.Яркина, В.Г.Бочарова, М.П.Гурьянова, В.Н.Гуров. –В2т., Т.1. –Ставрополь: СКИПКРО, 1997.-148 с.
27.Социальная работа:
опыт и перспективы: Тезисы
и доклады международной
28.Теория и практика
социальной работы: отечественный
и зарубежный опыт./под. Ред.
Т.Ф.Яркиной, В.Г.Бочаровой.-В
29.Трегубова Т.М. Социальная работа за рубежом: модели и практика. Казань: ИСПО РАО,1999.-108 с.
30.Трегубова Т.М. Международные социальные службы: многообразие моделей и действий.-Казань:Печатный Двор, 2002.-196 с.
31.Фирсов М.В. История социальной работы: Учеб. пособие для высшей школы. – М.: Академический Проект: Трикста,2004.-608 с.
32.Циткилов П.Я. История социальной работы.- Ростов н/Д: Феникс,2006.-448 с.
33.Чорбинский С.И. Социальная работа и социальные программы в США. Центр общечеловеческих ценностей. – М.,1995.-98 с.
Приложение 1
Жизненные циклы семьи
Стадия жизненного цикла семьи |
Результат переходного периода |
Необходимые изменения в системе семьи как единого целого |
Уход из дома, чтобы жить отдельно |
Разделение, независимость |
1)Разрешение молодому человеку (девушке) уйти из семьи; 2)Не звать их обратно в случае очередного кризиса |
Формирование супружеской пары |
Эмоциональная вовлечённость в новую систему |
1)Признание супруги(а) членов семьи 2)Восстановление равновесия
во взаимоотношениях для |
Семья с маленькими детьми |
Превращение семьи из двух человек в семью из трёх-четырёх человек |
1)Часть пространства отдаётся детям 2)Полезность в новом человеке 3)Примирение с ролью дедушки(бабушки) |
Семьи с детьми подростками |
Развитие гибкости в связи с независимостью взглядов и сексуально- го поведения молодых членов семьи, поддержание авторитета |
1)Признание ценности
перемен, инициированных 2)Признание ценности
борьбы за свои позиции, 3)Признание важности сохранения индивидуальности |
Начало фазы «пустое гнездо» |
Примирение с чередующими уходами и приходами детей, образование новых границ вокруг супружеской пары после ухода детей |
1)Договорные отношения с повзрослевшими детьми 2)переосмысление возможностей во внешнем по отношению к семье мире: время, пространство, финансы |
Жизнь в пожилом возрасте |
Примерение с возросшей зависим |
1)Поддержание брачного
или индивидуального 2)Принятие зависимого положения престарелых без излишней опеки или руководства 3)Привыкание к мысли о возможной потери или смерти, включая собственную смерть |
АНАЛИЗ АНКЕТНЫХ ДАННЫХ.
Количество опрошенных – 60 человек в возрасте 15-16 лет.
1)Какие проблемы в семье у вас есть?
Варианты ответов: нет -70%,
бытовые проблемы – 3%,
2)Как вы решаете эти проблемы?
Варианты ответов: обсуждением – 25%,
3)Кто вам помогает в решение проблем?
Варианты ответов: семья – 16%,
папа -3%,
4) Как вы считаете существует ли проблема отцов и детей?
Варианты ответов: да – 56%,
5)Закончите предложение: « Счастливая семья – это… _____________
Информация о работе Современная семья, ее проблемы в России и за рубежом